"Использование элементов исследовательской работы на уроках истории и обществознания"

Мастанова Хураман Джафар кызы

Выступление на педагогическом совете о задаче учителя создать необходимые условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, о приорететном значении применении проблемного подхода  в преподавании истории и обществознания, работа с первоисточниками и применение в педагогической практике интегративных уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

             Выступление на педагогическом совете по теме:

«Использование элементов исследовательской работы на уроках истории и         обществознания»

        Задача учителя сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности ученика и учителя по поиску решения неизвестного, в ходе которого формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование  научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности.

        Приоритетное значение для меня имеет применение проблемного подхода в преподавании истории и обществознания. Создание на уроках проблемной ситуации помогает ребятам четко видеть цель исследования, и осознанно воспринимать изучаемый материал. Ученые говорят, что правильно поставленная проблема- это уже половина решения. Поэтому педагог должен научить детей правильно формулировать вопросы. Для формирования подобных навыков практикую в качестве самостоятельных заданий составление тестов, вопросов  исторической викторины, анализ документов путем составления вопросов по содержанию текста исторического источника и подготовки ответов на них. Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребенка в мыслительный процесс, создают положительную мотивацию к изучению истории и обществознания Например, в курсе обществознания изучается тема «Семья».  Здесь большое внимание уделяется вопросу семьи в современном обществе ( почему растет количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей, почему увеличивается количество разводов, повторных браков, неполных семей и число брошенных детей и т.д.) Дети пытаются ответить на вопросы о причинах семейного неблагополучия, как должны решаться семейные конфликты и проблемы. Даю задания для обсуждения, где  ученики могут высказать свое мнение о следующих высказываниях: «Жену люби как душу, а тряси как грушу»( русская поговорка), «Злой собирает палки, глупый набирает жен» ( казахская поговорка),  «Не выбирай жену глазами холостяка» (турецкая пословица) т .д.

        Большое внимание в организации исследовательской работы учащихся уделяю анализу исторических документов. Работа с первоисточниками дает возможность детям получить информацию не в готовом виде, а научиться добывать ее самостоятельно. Непосредственной работе с документом предшествует изучение алгоритма исследования. Он включает в себя следующие моменты: определение типа документа, социальной принадлежности автора, связь с эпохой, отражение в тексте документа типичных явлений исторической действительности, соответствие описания автором происходящих событий объективной реальности, поиск скрытой информации, установление аналогии с современностью. С этой целью мной составлена памятка для учащихся «Как работать с историческими документами».  Изучая статьи «Русской правды» или новгородские грамоты, дети лучше осознают историческую действительность, учатся критически воспринимать изложенные факты, отличать правду от вымысла. Интерпретация исторических документов приобщает учащихся к научной работе, позволяет почувствовать себя в роли ученых, способствует созданию ситуации успеха. В некоторых случаях побуждает детей обратиться к дополнительной литературе. Например, при изучении статей «Русской правды», чтобы ответить на вопрос, почему штраф за вырванный клок бороды был выше, чем за отрубленный палец, ученики только из дополнительного источника смогли узнать, что в древности волосы символизировали власть человека.

         Как одну из форм организации исследовательской работы применяю в своей педагогической практике интегративные  уроки. Они позволяют за счет обеспечения межпредметных связей активизировать знания учащихся, придают им универсальный характер, позволяют глубже изучить и понять историю. Наглядным примером может послужить изучение периода Смутного времени с использованием текста трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», изучение истории пугачевского бунта на основе повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

         Особое внимание в своей педагогической деятельности уделяю работе с одаренными детьми. Для этой категории учащихся составляю индивидуальные планы работы, в которые включаются подготовка к щкольным олимпиадам, работа над рефератами, разработка творческих проектов. Успешно данные учащиеся принимают участие в городских и всероссийских викторинах и конкурсах. В сентябре текущего учебного года приняли активное участие во всероссийском конкурсе «Наше наследие», посвященного Отечественной войне 1812 года и получили дипломы I, II, III степени в различных номинациях.

         В старших  классах применяю лекционно-семинарско-зачетную систему обучения. Подобная система преподавания в сочетании с технологией модульного и блочно-модульного обучения позволяет рационально использовать учебное время.

         Провожу систематическую работу по подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию. На уроках прорабатываются различные варианты тестовых заданий, анализируется алгоритм их выполнения.

        В конце каждой четверти провожу диагностику познавательных способностей учащихся, составляю индивидуальные задания, анализирую динамику качественных изменений в интеллектуальном развитии школьников.