Инновационная деятельность

Николаева Туйара Иннокентьевна

Здесь предоставлены материалы инновационной деятелньости воспитателя.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект: Трудовая тропа

(¥лэ аартыга)

Автор проекта:  Николаева Туйара Иннокентьевна

 Воспитатель МБДОУ

ЦРР- д/с №11» Кыталык»

Трудовая тропа

Краткая аннотация:     Якутский народ   обладает богатым историческим опытом и традициями воспитания подрастающего поколения. Одним из главных традиций народной педагогики является воспитание и развитие  детей через труд, и в труде.   Они мудро  истолковали понятие, что «выживает» и развивается  физически, духовно так и умственно только тот человек, который любит трудиться.  Якуты  научились с исключительным мастерством использовать все имеющиеся возможности местной среды. Таким образом, в  народе трудолюбие рассматривалось как средство существования. Приобретенные якутским народом умения, навыки  и технологии использования  продукций разного рода-результаты усердного, многовекового труда, которые  должны передаваться от поколения к поколению. Только тесная связь с прошлым, усовершенствование  и увековечивание народных традиций будет одним из важных  и значительных троп к развитию народа и его  существования  с богатым историческим наследием.  

     Ребенок  дошкольного возраста должен приучаться к труду в первую очередь в  семье, в социуме и в обществе. В современных условиях воспитание трудолюбия  может проходить не только через  физический труд, но и интегрированно  с другими видами деятельности (прикладное, устное, фольклорное творчество, ИКТ). Важно учитывать возрастные и психологические особенности детей.  

    Используя народные методы воспитания и обучения труду, мы начинаем разрабатывать проект воспитания детей старшего  дошкольного возраста  под названием « Трудовая тропа», где  будут  раскрываться   и развиваться первичные трудовые  качества, навыки и способности каждого ребенка, это должно воспитать позитивную, коммуникабельную личность, усваивающего  ценности трудового наследия народа, человека, который должен и мог находить себя, устоять, развиваться и  реализоваться  на каждом этапе жизни.  Поэтому, одним из задач является создание единого воспитательно-образовательного пространства (семья, ДОУ, социум)  2). Якуты знали труд во всех  его экономических формах (ведение собственного хозяйства, наем, подряд,  аренда земли и скота). Основой неизменного благополучия они считали экономическую самостоятельность. Основываясь на эти факты, мы предполагаем, что функционирование автономного вида ДОУ будет более реальным, если создадим эти условия, как ведение собственного хозяйства.

  1. Суть и актуальность проекта « Улэ аартыга» заключается в том, что  современный ребенок дошкольного возраста более восприимчив, уникален в размышлениях и творениях,  вариативен по мере своих способностей, но в то же время очень «беден» в практических познаниях. Родители  с каждым годом отводят мало времени на совместную трудовую деятельность.  Рогатый скот имеется не у каждой сельской семьи, не каждый отец приучает своих сыновей своим умениям (охота, строительство, рыболовство), и соответственно женщины не приучают дочерей традиционным видам деятельности как шитье из бисера, плетение, прикладным видам творчества. А уход за рогатым скотом, доение коровы, сенокос нынешним детям (70%) незнаком. Вырастают дети-потребители, а не добыватели. В итоге, каждый 10-й взрослый не может найти себе подходящую работу, занятие. Но это негативные факты, а с другой стороны, народ вынужденно стал предпринимать какие-нибудь средства для благополучного существования, создаются  условия для их реализации. Применяется много современных технологий. Ядром этого является-трудолюбие. Соответственно, трудолюбие мы должны прививать с самых ранних лет в разнообразных формах ,в широком пространстве, применяя более оптимальные методы и приемы с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Идея «Улэ аартыга»- это где начинается долгий, интересный путь по жизненным ступеням. По сути оно будет разветвляться, расширяться и не должно привести к тупику.

Анализ и изучение прошлого

    Основным из ведущих деятельностей народа, является  скотоводство, которая безусловно требовала многих  трудовых навыков, сил, умений.

   В.Л. Серошевский  в своих трудах (Якуты)- отмечал, что якутские женщины  настолько изобретательны - шили одежду из обрабатываемых в ручную шкур, изготавливали домашнюю утварь из дерева, бересты. Орудия труда изготавливались из каленого железа мастерами-кузнецами  ( тимир  ууьа ). Якуты говорили автору: «Все, чем мы кормимся, чем одеваемся, сам видишь, от земли, от скота… А  земля и скот требуют постоянного труда, ухода,  досмотра. Не доглядишь, перестанешь трудиться - все погибнет… Деньги тут не помогут: дети, единственно дети наша надежда».   Исследователи отмечают, что якуты приучают детей к труду исподволь, с самого раннего детства: мальчики приучались к мужской работе вне дома, девочки должны ухаживать за рогатым скотом, нянчить детей , помогать в кожемячестве и шитью. Важно отметить, что этому приучению у народа не было отдельно отведенного времени, они приучали их во время совместной работы, а словесно истолковывали, рассказывали сказки непосредственно выполняя ту, или иную работу ( во время кожемячества, шитья, изготовления, просеивания, сенокоса…).  Научно рассуждается- естественное народное воспитание путем интеграции видов деятельности.

 Это-основа культурного наследия, но в то же время - это долгий целеустремленный труд народа, который находил время передавать свои умения и навыки, технологии безотходного использования продукций :

-Молоко, мясо, потроха, кости употребляются в пищу,  из кожи животных изготавливаются разнообразные одежды, обувь, принадлежности, конское убранство.

-Шкуры и по сей день в сельских местностях применяются на утепление дверей и стен жилища и хотона.

-Из сухожилий животного скатывались прочные нити для шитья;

-Из конского волоса изготовлялись сети и неводы для рыболовства, сплетают прочные веревки для животных, головные уборы (шляпы, шапки,ковры…)

-Навоз домашних животных является уникальным органическим удобрением для огорода, а обмазывание хотонов толстым слоем спасают от лютых морозов, в летнее время, разжигая засохший навоз-спасаются от комаров.И даже в современных условиях это применяется как традиция на ысыахах.

- Из костей и суставов животных мастерили, резали различные фигуры  и применялись как настольные игры, а нынче-изготавливаются ценные сувениры.

-Из бересты, песка и камней, металла   изготавливаются национальные убранства, ожерелья, картины.

-Травы, листья растений, плоды ягод применялись как лекарство;

-Для строительства хотонов и жилища с годами появлялся опыт применения орудий труда, более подходящего вида дерева.

-Охотнический промысел. Умения и навыки применения специальных снастей, капканов, лука, оружья -передавалось от старшего поколения к младшему.

        Как отмечали исследователи Ф.Г. Сафонов ( Зачатки якутского земледелия),  начиная с 1640-х годов якуты освоили земледелие. Начались опытные посевы пшеницы, ячменя, овса. Уже во второй половине 17 века-якуты начали заводить собственную пашню. Это было одним из трудных ремесел и требовало многих знаний, умений в применении орудий труда. Хлебопашество в самых труднейших природных условиях, лишний раз продемонстрировало лучшие трудовые качества якутского народа: восприимчивость ко всему новому, заботу о будущем, творческую активность, сноровку и трудолюбие. И это же подвинуло якутов на новый уровень развития.

   Изучив  и проанализировав эти вышеописанные материалы,  мы планируем создать условия для реализации нашего проекта в ДОУ основываясь на трудовые традиции народа, тесно сотрудничая с мастерами, родителями, социумом.

Целевая группа: Проект реализуется для развития и воспитания  детей старшего дошкольного возраста, для сотрудничества с семьей и социумом по вопросам воспитания на основах этнопедагогики , для научного, аналитического роста педагогов МДОУ и дальнейшего развивающего функционирования МДОУ ЦРР по ФГОС  . Количество детей  в возрасте 5-6 лет-25. Мальчиков-14, девочек-11

Цель  проекта: Воспитание личности усваивающего трудовое наследие народа Саха, развитие вариативных , позитивных навыков и умений у детей дошкольного возраста. Создание единого образовательного пространства .

Для достижения поставленной цели выявили ряд задач:

  1. Анализ и изучение трудовых традиций народа;
  2. Формирование в современных условиях этнокультурные виды труда в открытом пространстве ЦРР
  3. Интегрирование различных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе на традициях народа саха;
  4. Поиск новых  оптимальных форм для сохранения и развития трудового наследия на основах этнокультурных традиций в ДОУ

Кадровое обеспечение:

  1. Заведующая мдоу ЦРР –стаж работы 30 лет, высшая категория;

    2.Старший воспитатель-методист- пед.стаж 24 года, высшая категория

    3.Воспитатели высшей, 1-й категории со стажем пед. Работы не менее 10 лет- 2

    4.Педагоги дополнительного образования-6. Со 2-3 разрядом.

    5.Психолог-

Методы исследования:

1.Анализ философской, психологической и методической литературы по теме исследования с целью выявления степени разработанности проблемы и путей ее дальнейшего решения;

2. организационный, констатирующий и формирующий эксперимент по созданию условий, направленных на овладение дошкольниками трудовыми умениями и навыками, нравственно-ценной мотивацией трудовой деятельности; повышения эффективности процесса воспитания трудолюбия на этнопедагогических традициях народа Саха.

(педагогическое наблюдение, опытная работа, анализ продуктов деятельности,); социологические методы исследования (анкетирование, опрос воспитателей, родителей, учителей начального образования);

В дошкольной педагогике выделены три способа привлечения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).

По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе. Важное значение имеет педагог-мастер.

 Содержание проекта:

     Проект « Улэ аартыга» делится на три  основных направления:

  1. Уьуйаан ( приучение, привлечение, привитие );
  2. Айыл5а ситимэ  ( единение с природой)
  3. Уйул5а ( Психолгическое осмысление, готовность, состояние)

 Эти направления будут иметь свои взаимосвязанные и взаимодействующие методы и приемы, влияющие на развитие всех сторон личности (поисково-творческих, мыслительных, аналитических , физических, нравственных качеств). По трем направлениям будут вестись разработанные педагогами кружковые, студийные, специальные, элективные (по выбору детей)  формы работы. Для реализации этих форм, нам потребуются открытые  развивающие пространства («Уолан», «Кыыс Куо», «Бала5ан», «Кэрэ эйгэ», «Айыл5а», шефство с К/Х «Лонкур» (ферма и летник), «Эрчим».

1 направление : Уьуйаан  («Уолан», «Кыыс Куо», «Бала5ан», «Кэрэ эйгэ»

     В пространстве «Уолан»-будут проходить занятия для мальчиков с целью ознакомления с технологией изготовления продукций из дерева( сувениры, шумовые национальные музыкальные инструменты, игрушки из кости, кожи, глины, бересты. Оснащенность среды: орудия труда,  строительные, наглядные материалы, техника. Рыболовные снасти, охотничьи принадлежности и инвентари,  мини-краеведческий музей.

В пространстве «Бала5ан»- макет якутского жилища.

 «Кыыс Куо»-ознакомление и приучение  основным приемам бисероплетения, аппликации, плетения из конского волоса, шитье  различных продукций. Формирование умений и навыков приготовления национальных блюд.    

   Оснащенность: наглядно-дидактические материалы, изделия из кожи, бисера, бересты, сукна. Домашняя утварь, якутский стол , принадлежности для приготовления блюд, используемые в работе материалы.

Важное значение имеет наличие камелька (К³мµлµ³к оьох)- перед ней будут  собираться дети  слушать,  этиологические, фантастические, бытовые, волшебные  сказки про животных, птиц , олонхо, тойук, легенды и сказы, выполняя при этом мелкие работы как кожемячество (талкынан) и в ручную. Шитье из лоскутков, изготавливать тряпичные куклы, играть в народные настольные игры (хабылык, хаамыска, тыксаан)… По оснащенным предметам происходит ознакомление с историей народа, утварью и принадлежностями.

  Если это доминирующие виды деятельности ( уьаныы, иистэнии,сэьэргэьии) то к ним дополняются фольклор (осуохай, тойук,чабыргах).  Т.е. в ходе ознакомления и выполнения работы, дети будут развивать певческие, творческие, словесные навыки, т.е происходит развитие речи, развитие мелкой моторики, глазомера, сенсорные сторон.

 У каждого народа есть свои танцы, узоры, обряды, обычаи. Для этого мы создадим «Кэрэ эйгэ» (В мире прекрасного)-  построим центральную арку «Кун чэмчуук» с символами и знаками якутских айыы(танха ыйа, улуу суорун ыйа, айыыьыт ыйа, дьоьогой ыйа …) -где будут исполняться песни, танцы, осуохай, обряды по месяцам. Игра на народных музыкальных инструментах, конкурсы. Встреча с мастерами-умельцами, народными певцами, гончарами и.т.д. Для этого широко должны использоваться ИКТ и ТСО с целью доступного ознакомления

-рисование декоративных узоров, пейзажей, животных, по итогам работы организуется выставка продукций.

2 направление «Айыл5а ситимэ»-

труд в природе и в соответствии временам года. Работа  делится на труд мальчиков и девочек. Ознакомление девочек  в весеннее-летний период с работой доярки,  подготовка к высадке семян огорода, рыхление земли, посадка культурных растений, уход за рассадой), сбор лекарственных растений и ягод.

      Мальчики  будут заниматься рыболовством, охотой, Привитие  первичных навыков и умений  охоты и рыболовства, сенокоса посредством дидактических игр.  выполнять дворовые работы ( уборка снега, заготовка и складывание дров, уборка территории, вывоз снега, ремонт теплиц, огорода и.т.д. как  на территории ДОУ, так и в домашних условиях со своими родителями. Рыболовство-в начале лета-3-4 мальчика с родителями и воспитателями. В зимнее время-куйуур, мунха-выход отцов с сыновьями. По инструкции педагогов вести наблюдение.

 Время и нагрузка распределяется строго  соответствуя возрастным особенностям и  требованиям СанПин)

 На равне с этим  в зимний период – планируем выращивать пшеницу в домашних условиях , наблюдать , отмечать, исследовать до полной готовности.

 Организуем шефскую работу, сотрудничество  с к/х «Лонкур»- где будет проходить ознакомление, наблюдение и уход за рогатым скотом, заготовка сена, гидропоники, сбор отхода пищи. Будут вовлекаться не только работники ДОУ, но и родители с детьми -это помощь и совместная трудовая деятельность. В Летнее время организовать 7-дневный выход в сайылык .  . Организуется помощь дояркам, телятницам, пастухам.

Кол-во детей-от 3-6 детей.

  1. Направление: Уйул5а-( психологическое состояние, готовность, осмысление)- дать понятие о том, что человек–это представитель, наследник народа, продолжение рода.

Создаются условия для  познания, усваивания, экспериментирования всего окружающего. В этих условиях дошкольник будет развиваться духовно, созидать и создавать. Учение и труд, воля, внимание, осмысление, практическое познание всего живого и неживого должно проходить в здоровом теле, духе.

В этой среде будут проходить лекционные, коррекционные работы релаксации, помощь частоболеющим, детям с задержкой речевого и физического здоровья. Психологом, Логопедом, физинструктором проводятся специальные, индивидуальные виды работ. «Эрчим»-национальные подвижные игры, упражнения. Здоровая и полезная пища.

-Сюжетно-ролевые, дидактические, ситуативные игры.      

Самоконтроль и самореализация, самооценка « Что я сотворил, сделал, научился делать и буду чему то учиться».

 Ребенок, после проведенной работы должен быть устойчив, не терять веру, преодолевать трудности, помогать нуждающимся.  Гуманным, нравственным.

План мероприятий по реализации проекта

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

Проведение анкетирования среди воспитанников, родителей, педагогов, микросоциума  и выдвижение аналитических данных по готовности к внедрению проекта

11.01.2014-30.01.2015

Зав.МДОУ ЦРР

Старший воспитатель-методист

Воспитатели

Род.комитет.

Выделение помещений

11.01.2014 до 01.03.2015

Администрация МДОУ ЦРР

Создание мини-мастерских, открытых пространств, развивающих сред

01.02.2014-

-30.04.2015

Администрация МДОУ ЦРР, педагоги доп.образования,воспитатели

Закупка оборудований, используемых материалов

до  01.03.2014

Зам.директора по админстративно-хоз.части, управ. Совет.

Формирование расписаний , программ и сетки занятий в развивающих, открытых пространствах.

До.01.03.2014

Старший воспитатель, воспитатели, педагоги доп.образования

Вовлечение воспитанников в проект «Улэ аартыга»

С 15.03.2015

Педагоги, родители.

Начало реализации проекта, занятий

С 15.03.2015

Администрация МДОУ ЦРР, педагоги доп.образования,воспитатели

Участие педагогов на  Республиканских, улусных НПК, семинарах, конкурсах

2014-2015

Старший воспитатель, методист.

Проведение мастер-классов, дни открытых дверей, круглых столов, консультаций

2015-2016

Администрация МДОУ ЦРР, педагоги доп.образования,воспитатели

Взаимопосещение и помощь сетевых организаций (СПТЛ-И, ЦДТ, СНОШ)

2015-1016

Администрация МДОУ ЦРР,Политехнического лицея, УПМ, ЦДТ, СНОШ.

Организация экскурционного выхода в крестьянское хозяйство «Лонкур», «Мачыыс»,

01.04.2015-

05.04.2016

Зав.МДОУ ЦРР

Старший воспитатель-методист

Воспитатели

Род.комитет.

Выход на летник, рыбалку

05.06.2011

-

Организация посева пшеницы, мелкой культуры

05.05.2015

Организация выхода на интернет форумы

2015-2017

Ст.воспитатель

Выставки продукций. изделий

 01.07. 2015-01.06.2016

Педагоги доп. Образования.

Организация издания буклетов, методических разработок с целью распространения и обобщения

2017

Старший воспитатель-методист, воспитатели. Педагоги, упр.совет. дошкольный отдел УУО.

Сроки реализации проекта

-с 01. 03. 2015- до  01.10 .2017–проект расчитывается на 3 года, соответствуя с возрасту детей старшего дошкольного возраста, которые через2 года поступят в 1 ступень школы ( СНОШ )

Ожидаемые результаты : Ребенок будет учиться и проживать уверенно. Развиваться дальше.  Тесное взаимодействие  и сотрудничество семьи и МДОУ по проблеме воспитания трудолюбия, нравственных, гуманных , творческих качеств. Школа должна продолжать этот путь.

Модель выпускника црр

1.  Познавательный

потенциал

-познавательный интерес как ориентир, направленный на формирование  игровой, учебной деятельности; способность к целеполаганию как функция, обеспечивающая формирование инициативы и прогнозирования жизненных действий;

-способность к поисковой и исследовательской деятельности как способ воспитания и развития самостоятельного мышления и сознания;

-умение контролировать ход действий, находить недочеты в их выполнении и вносить в них коррективы; --умение подводить итоги выполненного действия, оценивать правильность их выполнения, видеть перспективу своей деятельности

2.Навыковый   потенциал

 Имеет первичные навыки и умения по отношению к труду;

   Позволяет каждому ребенку безболезненно продолжить  целостное личностное  развитие, образование в начальной школе, соответствие образовательного минимума государственному стандарту образования.

3. Ценностный  потенциал

   -Ценность собственного «Я», своего достоинства, своего здоровья, своего народа и здоровья других;

-восприятие человеческой ценности как главной ценности; ценность дружбы и товарищества;

- Ценность восприятия труда как интересного процесса; стремление к познанию и творчеству; стремление к общественному признанию; уверенность в себе, самостоятельность в суждениях и оценках; чувство долга, умение держать слово; Чуткость, отзывчивость, способность к сопереживанию Доброжелательность; скромность; совестливость; честность; обязательность; милосердие Аккуратность; воспитанность; исполнительность; самоконтроль; терпимость к взглядам и мнениям других; трудолюбие, продуманность в работе. Творческая активность; критичность мышления; способность к самоанализу; способность к самовоспитанию; эрудированность.

4. Коммуникативный

 потенциал

-Культура речи и культура общения, культура чувств и мыслей;

-способность понимать смысл высказывания;

-умение выражать свои мысли с ориентацией на собеседника;

-способность к адаптации в социальной среде; способность содержательно и аргументировано обсуждать свои цели и уважение к личности другого человека в общении.

5. Культурный потенциал

 

-Эстетическая и художественная культура, способность воспринимать различные виды искусства, формирование личностного отношения к произведениям искусства; к этнокультурным видам труда.

-культура умственного, физического труда,

 - Экологическая культура: способность охранять и беречь окружающий мир, природу;

-правовая культура - элементарные знания о правах и обязанностях ребенка;

-физическая культура: потребность у ребенка в собственном физическом совершенстве, поддерживание физического здоровья, владение элементарными приемами восстановления своих физических сил



Предварительный просмотр:

Творческий проект « Центр творчества «АйТал»

  Жизнь современного дошкольного образовательного учреждения немыслима без серьезной опоры на научные достижения в области педагогики, без внедрения новых технологий, ведения экспериментальной деятельности.

С 2012  я с музыкальным руководителем ДОУ разработали и апробируем с 2015 года  проект «Художественно-эстетический  центр отдыха и творчества «Ай-тал», который является подпроектом инновационной деятельности нашего ЦРР « Детского сада №11 «Кыталык» « Организация детского игрового образовательного пространства «Чэмчууксаас».

Пространства художественного творчества представлено в центре целым рядом областей: музыкальной, театральной, изобразительной, пластической, художественного конструирования. Все эти пространства представлены в центре:

-через художественные мастерские и студии:  музыки, музыкальные движения, оркестра, фольклора, изобразительного искусства;

- через праздники, концерты и сюжетно-ролевые игры и подготовку к ним.

Одним из главных направлений работы в дошкольных образовательных учреждениях по ФГОС, является художественно-эстетическое развитие детей.    Музыкальное, художественно-творческое развитие подрастающего поколения,  стало одним изактуальным, социокультурным  направлением образовательных учреждений. В  Федеральном законе №274 «Об образовании в Российской федерации» был введен проект « Музыка для всех». В  Республике принята программа «Создание условий духовно-культурного развития народов Якутии на 2012-2016 г.г.

 Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности (А. Н. Леонтьев). Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда — это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. Предметно-пространственная среда — это одно из условий разворачивания психического развития ребенка изначально как процесса саморазвития.  Поэтому и организовать среду необходимо таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми степенями свободы не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых возможностей и горизонтов развития (Н. Н. Поддъяков, В. Кудрявцев). Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям эргономики развивающейся детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности.

Таким образом, среда — это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.

На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, можно выделить ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада:

1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).

3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

    4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как

     целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что

     дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков

     утомляемости.

5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

7. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий, технических приспособлений и компьютерных приложений, а также изменение способов представления информации в СМИ создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразия способов ее создания. Наша позиция состоит в моделировании художественно - эстетической предметно - развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетическое и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. В нашей педагогической работе данная среда строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый пласт - вещественный, материализованный, а второй - духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге общения педагога с ребенком, ребенка с искусством.Известный искусствовед Г.Н. Любимова писала, что ребенку для его нормального развития необходимо жить в трех предметных пространствах: сомасштабном действиям его рук (масштаб "глаз-рука"), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых. Эту верную мысль подтверждают простой, исторически сложившийся бытовой здравый смысл, теория зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский), сотрудничества взрослого с детьми (Ш.Амонашвили).  При конструировании предметно – развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

• полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

• вариативности среды, она  не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, дополнения её необходимыми для развертывания деятельности компонентами.
  Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффективный образовательный процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансовых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.

В отличие от предыдущих форм организации предметно – развивающей среды, современная выполняет одновременно несколько функций:

культурно-коммуникативную – обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, формирует социальный опыт;

духовно-эмоциональную – подводит к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей;

практически-действенную – обогащает практический опыт, дает возможность действовать;

опытно-экспериментальную – стимулирует исследовательскую деятельность;

художественно-преобразующую – способствует художественно-творческому процессу, формирует готовность и способность к самовыражению;

интеллектуально-познавательную – создает условия для продвижения по пути познания, реализации опыта учения.   

  Такая предметно – развивающая среда обеспечивает целостность образовательного процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.   

 Современные требования  воспитания и развития  ребенка  позволили нам обратиться к построению музыкально-театральной развивающей среды (туоны) «Ай-тал» для творческой  деятельности в нашем дошкольном учреждении, не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к синтетическому средству развития их творческих, музыкальных, познавательно- речевых, исследовательских, социально-личностеных способностей в совокупности.

Цель: Создание моделей художественно-эстетической, передвижной предметно - развивающей среды, позволяющей ребенку проявить творческие способности, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Задачи:

1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка.

2. Наполнение среды предметным содержанием, обеспечивающим выбор деятельности детей.

   3. Развитие познавательных интересов, формирование готовности к самостоятельному познанию.

4.Развитие  навыков сотворчества и сотрудничества детей и взрослых.

5. Развитие познавательных  интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.

6.Повышение профессиональной компетентности педагогов в области инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.

Новизна: Данный проект предлагает инновационный подход
создания современной многофункциональной, передвижной  художественно – эстетической предметно – развивающей  среды в открытом пространстве-на участке ДОУ.

-Свободное практическое творчество детей ДОУ и процесса собственного творческого саморазвития личности;

-Современная многофункциональная, передвижная  художественно – эстетическая развивающая  среда.

-Практически-действенную – обогащает практический опыт, дает возможность действовать

-Выступает показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразия способов ее создания.  


Содержание проекта: Творческая среда (Туона «Ай-тал») строится в двух направлениях:

Пространственно-предметном и духовно-эмоциональном.

  1.  Вещественный, материализованный,
  2. Духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге общения педагога с ребенком, ребенка с искусством.

   Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения.  Пространство туоны «Ай-тал» не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием.

  Разностороннему развитию ребенка может способствовать изготовленный самостоятельно педагогами и родителями предметы, инструменты и находились в свободном доступе, в сундучках (Холбуйа), которых можно использовать как для хранения атрибутов, инструментов, но и как ширмы, тв, для конструирования в игровых ситуациях. Преимущества этих сундучков-холбуйа в том, что их можно легко передвигать, собрать все предметы после прогулки.

Формы работы

Практический этап

- Составление механизма реализации центра отдыха и творчества«Ай-Тал».

- Реализация проекта ( самостоятельная деятельность детей)

-Формы работы (- Проведение концертов, инсценировок сказок, конкурса чтецов, исполнение танцев.    -Проведение досугов,  работа мастерских  родителей для детей и педагогов, встреча с мастерами, артистами.  -Свободная игровая, творческая, познавательная, игровая деятельность детей во время прогулки;-Выставки работ)..

Модели центра отдыха и творчества « Ай-Тал»:  « Музыкальная лаборатория», « Корзина красок-сатабыллаахтарбахчааннар» , Театральная модель « Аптааххолбуйачаан»( Волшебный сундучок»), « Радуга детства» ( О5о сааскустуга)-рисунки на асфальте), концертная площадка.

Сроки реализации проекта

С 10 января 2015г – 10 января 2017г

Ожидаемый результат:

  • Создание предметно-развивающей среды на детской площадке, отвечающей современным требованиям
  • Развитие у детей навыков сотрудничества и сотворчества
  • Развитие у детей таких личностных качеств, как  активность, самостоятельность, инициативность, креативность.
  • Проявление творческих способностей детей, реализация познавательно-эстетических и культурно-коммуникативных потребностей в свободном выборе.



Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного опыта

       Я, Николаева Туйара Иннокентьевна-воспитатель МБДОУ «ЦРР- Д\С №11 «Кыталык» с.Сунтар Республики Саха (Якутия),  имею 22 года работы педагогической деятельности, 18 которых проработала в ЦРР детского сада 3№ « Чебурашка» с. Сунтар.

  Одним из ведущих направлений в моей работе является  развитие речи   итворческих способностей детей дошкольного возраста.  

    Рядом исследователей педагогики и психологии о развитии речи детей (Максаков А.А., Тихеева Е.И., Бородич А.М., Фомичева Г.А. и др)., доказано, что в период между тремя и семью годами речь ребенка интенсивно обогащается лексико-грамматическими, смысловыми формами родного языка. Только полноценное овладение родным языком и родной культурой, является своеобразным мостом в овладении другими языками. Иную картину отмечают лингвисты Республики Саха (Васильев П.К., Федоров И.Г., Петрова Т.И., Алексеев М.П.-Дапсы, Иванов М.С.-Багдарыын Сулбэ), что за последние духовность родного языка теряет свою ценность. В результате дети городской, сельской местности не понимают смысла и значения сказок, стихотворений. Не умеют четко называть части тела, предметы окружающего мира и их действий, не имеют  широкого понятия о ценности духовной культуры.

     Основываясь на вышесказанные проблемы, разработала новые стратегии и тактику работы по формированию и совершенствованию познавательно-речевых, интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

    С 2001-2010 г Творческий коллектив входе экспериментальной работы, мы разработали и внедрили целую систему работы по интегрированному подходу к содержанию воспитательно-образовательного процесса, выпустили методическое пособие « Интегрированные занятия в детском саду». как приложение к базисной региональной программе «Тосхол», где учитываются национальный,  региональный компоненты. В своей работе с детьми я использую разнообразные методы и приемы, с которыми ознакомлю.

        Работа  ведется с учетом возрастных особенностей.  Первый этап работы начала с младших групп. Мышление и внимание детей 3-4 лет  наглядно-действенное, поэтому при обогащении словаря детей и привития любви к родному языку,  я  использовала  картинный словарь на основе единого сюжета, единой темы. Применение картин на интегрированных занятиях дают возможность осуществлять работу одновременно по нескольким разделам программы: Ознакомление с предметом окружающего мира, беседа по наблюдениям детей и рассказу воспитателя,  затем показываем картины и называются части предмета, знакомимся с новым словом.  После чего. показываю картины, в  которых отражаются действия предмета и их признаки. Прослушиваем стихотворения или песню с этими словами, можно выполнить музыкально-ритмические движения. Постепенно переходим к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликация)-ход выполнения работы передается через сериацию картин (веточка, листья, ягоды рябины,) при этом учитывая возрастные особенности детей, техника выполнения того или иного предмета разная : для детей второй младшей группы в основном используются нетрадиционные методы( пальчиками, постукивание кисточкой, обрывание бумаги ). Для детей более старшего возраста характерны приемы наложения всей кистью, развод и.т.д.  Таким образом, знакомство со словом происходит более интересно, доступно и одновременно  решает задачи  других видов деятельности. В ходе познавательно-активной деятельности ребенок не только овладевает лексикой родного языка, но и обучается доказательности суждений, самостоятельности выводов, проявляет речевое творчество в пересказах, в фантазировании различных сюжетов, продумывает движения под музыку, развивается чувство ритма и темпа, мелкая и крупная моторика, звукоподражание, что немаловажно влияет на развитие речи.

 Второй этап продолжался в средней группе с этими же детьми. Круг понятий расширяется, тематика и содержание деятельности усложняется, появляются слова синонимы, антонимы. Постепенно  переходим к практическим методам и приемам (драматизация, сочинение детьми маленьких стишков). Продуктивную деятельность выставляем как оформление уголков, стендов.   Созданы условия для дополнительных занятий флористики, театр кукол, занимались в изостудии, посещали кружок прикладного искусства, занимались в вокальном и танцевальном кружке. Танцы-одна из любимых моих хобби, поэтому постановка танцев была для меня увлекательной и интересной. Дети знакомились с  элементами народных танцев. Успешно участвовали на республиканком конкурсе «Полярная звезда» с танцем «Якутская лошадь», где передавались четко и доступно движения лошади соответствуя ритму и темпу музыки.  Организовали детский народный (шумовой) оркестр. Некоторые национальные инструменты изготовлены руками родителей ( Тансыр, дьага). Родители активно участвовали во всех проводимых мероприятиях, акциях,  подготовке и шитью костюмов, нарядов, атрибутов, сувениров, кукол. Активно оказывали помощь при создании развивающих зон как : «Строители», «Экологическая зона», «Уединение» « Мастерица», «Музыкальная гостиная», «Театральная зона», народные настольные игры «Хабылык», Животные и утварь из сучьев, бересты., дерева.  Ежемесячно силами родителей проводились тематические развлечения «Байанай»(время охоты), «Боотур»(Богатыри), « Подружки». «Проводы зимы», встреча лета «Ысыах», знакомство с профессиями родителей, экскурсии, беседы. Такое совместное и тесное сотрудничество с родителями ведет к теплым отношениям, взаимопониманию, действиям и единству по вопросам воспитания и развития. По совместному соглашению составили и разработали мини-проект в нутригруппы « Семья, природа и детский сад». Работа проводилась соответствуя временам года. Так в  осенний период семья готовится  к зиме. Непосредственными участниками становятся дети, распределялись функции детей и родителей. Дети помогают при уборке урожая, заготовке салатов, уборке территории .

     Третий этап продолжался в старшей и подготовительной группах (от 5-7 лет). Работа основывается на устное народное творчество, так как развитие речи тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности. Начинается этап подготовки к школе, грамоте (слоги, звуки, предложения, тексты). Начинаем работу с фишками.                                           Вела литературный кружок «Маленькое перо». Дети охотно сочиняли свои сказки, стихотворения, рисовали сюжет придуманного произведения. Эффективно использовали в своих произведениях исконно якутские слова, правильно сочетая с их смысловой стороной. Стихотворения и все произведения детей печатались улусной газете.  Познавательный мир стал для ребенка еще  шире, интересной. Для детей организовала «Мини лабораторию», библиотеку с энциклопедиями. Начали заниматься  в лабораторно-поисковых кружках «Юный исследователь» и по итогам участвовали на научно-познавательных конференциях «Первые шаги», занимали первые, вторые, третьи места. Огромную роль в формировании родного языка и культуры сыграла работа фольклорного кружка «Дьэргэлгэн», день начинался  с национального танца «осуохай», велась работа над дыханием, при этом, сочетались согласные и гласные звуки. Раскрылись творческие стороны и способности детей как запевала, тойук,, по национальным видам спорта, бальным танцам, рисованию и лепке из глины,  выявлялись ораторские навыки. Воспитанники занимали первые места по русским шашкам, ДИП «Сонор», на конкурсе запевал «Дэгэрэн»., эстрадному исполнительству «Поющие снегири», на фестивале «Танцует детство». Шесть пар воспитанников занимались спортивно-бальными танцами и занимали первые, третьи места по европейской программе класс «Беби» Республиканском конкурсе «Алмазный паркет». Проходили дни олонхо-героический эпос народа Саха. При изготовлении атрибутов, костюмов использовали народно-прикладное творчество. Родители и дети учили свою речь, распределились по ролям. Содержание и смысл олонхо передавали четко, героически.

      Завершающим этапом работы явилось , постановка спектакля Р.Гауфа «Маленький Мук» на якутском языке в центре культуры . Результат работы по развитии речи и познавательной активности выявился и утвердился. Дети говорили четко, громко, эмоционально вошли в свою роль. Все танцевальные движения, собранность, взаимодействие , отношения к окружающему передаются четко, естественно, артистично.

      Таким образом,  система интегрированного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста доказала свою эффективность в развитии социально-личностных, познавательно-речевых, художественно-эстетических, физических, духовно-патриотических качеств выпускников ДОУ.

    В 2011 году издана методическое пособие «О5о билии-кэруу эйгэтигэр»УМС МО РС(Я) СМИК –Мастер Полиграфия, которая свидетельствует о  нашей  плодотворной, экспериментальной работе с коллегами и всех членов образовательного процесса.