Литература

Левицкая Светлана Владимировна

Конспекты уроков литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 14.10.10.

Открытый урок в рамках проведения Дня филологических наук в период Лицейского марафона.

Тема урока: Художественный мир фольклорной сказки «Бой на Калиновом      

                      мосту». Победа Добра над Злом.

.

с блоком-схемой; отпечатанные символы для заполнения блок-схемы на доске; набор «Композиция волшебной сказки».исследовать ый выясним, на теме и основной мысли сказки.

  1.  

/Основной эпический жанр устного народного творчества, в котором на основе фантастической условности дается наиболее полное, обобщенное изображение жизни и живущих в нем людей./

  1. Какова композиция любой волшебной сказки?

…,  выйди и составь из предложенных частей определенную последовательность.

/Один у доски работает самостоятельно/

  1. Что такое общенародный идеал?

 /Народное представление о самом лучшем в человеке, самом героическом, добром, прекрасном./

/Это волшебное слово, которое воздействует на чувства человека, а не на разум, через создаваемые образы и картины./

/Фантастика и жизнеподобие, а в волшебных сказках – первое./

  1.   /Это вымышленный мир, существующий по законам, установленным автором, отличным от законов реального мира./Расскажите, каковы художественные особенности фольклорной сказки?

/- добро борется со злом и побеждает

- персонажи делятся на + и –

- воплощается общенародный идеал

-зло приобретает фантастический гиперболический облик

- особая композиция

-используются художественные средства: эпитет, гипербола, сравнение, олицетворение./

  1. Как вы думаете, а ради чего, самого главного, создается любая волшебная народная сказка? Что важно автору показать?

/Победа Добра над Злом/  Работа по теме урока

Итак, мы обращаемся к художественному миру сказки «Бой на Калиновом мосту», в которой очень ярко и образно воплощена эта народная мысль.

Перед каждым из вас находится лист, в котором мы и будем работать.

Запишите на листе число(14 октября), классная работа. Тема урока уже записана. Посмотрите, на листе изображен круг. Это художественный мир сказки,  который к концу урока будет заполнен значками-символами и нашими пометками. Далее следуют отдельные задания, которые мы будем выполнять в ходе исследования. Такой же круг изображен на доске,  так что работать будем вместе, будьте внимательны.

Итак, в путь!

- (Креплю на доску слово.) Запишите это в пункт ниже круга и попробуйте доказать это. На доске я прикрепляю соответствующие обозначения, дети рисуют на листе. мирами

- Читая сказку, мы задумываемся: а что это за мост такой – Калинов? А что это за речка, через которую он проложен?

У нас есть справка. Лингвист  Нечаева Дарья, которая расскажет об этом.

/Даша рассказывает о Калиновом мосте и реке Смородине/ Информация появляется на доске.

- Спасибо. То есть, посмотрите, мост и река как бы делят художественный мир сказки.- Такой прием в построении художественного мира произведения, основанный на противопоставлении одного - другому, хорошего - плохому, называется антитезой.

/Дети фиксируют в листах, я на доске./

  1. 4волшебной  зачин) Записываем в лист и я прикрепляю на доску.)Дети записывают Я на круге на доске.

/напали на нашу страну змеи лютые/у АринеНа доске появляется информация./На круге появляется обозначение избы. на пополняется схема на доскесвоих ахязаписываем, чтоhttp://festival.1september.ru/articles/412268/image2410.jpg 

 /Сражение героя со змеями /

на листах. Те, кто что-то не записал, дополняют на листах:56мможем ть

 Оценивание работы учащихся..



Предварительный просмотр:

Сценарий Открытого урока чтения .

 Книга в кругу читателей.

Рей Брэдбери «Улыбка».

…появится … человек, у которого душа лежит к красивому. Он вернет нам … цивилизацию…

Р.Брэдбери. «Улыбка».

Цель: сформировать у подростков способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса  к книге;

сформировать понятие о культурных ценностях, их роли в жизни общества и человека, о необходимости их охраны в военное и мирное время;

Содержание: разговор о прочитанном рассказе Рея Брэдбери «Улыбка».

Ход урока.

I Эмоциональное введение.

  • Учитель. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Это Урок чтения, он посвящен Книге и самому загадочному таинству – таинству чтения, благодаря которому мы многое узнаем, о многом можем задуматься. Наше внимание обращено к рассказу известного писателя-фантаста Рея Брэдбери, в котором он ставит очень важные проблемы современного мира.

  • Подготовленный ученик рассказывает о писателе, его творческой судьбе, темах и проблемах, которые он поднимает в своих произведениях:

Рей Брэдбери – современный американский писатель-фантаст (родился в 1920-м году). В его произведениях звучат предостережения, обращенные к людям, страх за их будущее, боль и печаль, очень редко – надежда. Возникают картины опустошенной земли, высохших водоемов, одиночества тех, кто случайно остался в живых. Брэдбери исполнен сострадания к людям, что рождает лиризм его прозы. Кроме того, писатель на первое место выдвигает проблемы разрушения культурных ценностей, утраты людьми идеалов, безразличия к своему будущему, необъяснимая ненависть к прошлому, построенная на незнании истории.

Наиболее известны произведения : «Марсианские хроники»(1947),                                   «451° по Фаренгейту»(1953).

II Работа над произведением.

  • Итак, ребята, рассказ «Улыбка»… Вспомните, о чем он?

/ Один ученик пересказывает сюжет произведения: на главной площади с раннего утра стоит очередь, как выясняется, для того, чтобы плюнуть в картину «Мона Лиза ». В толпе стоит мальчик Том, пришедший издалека с целью посмотреть, потому что «говорят, она улыбается…». Когда подходит черед Тома плюнуть в картину, он не делает этого, т.к.не может. «Она же красивая!» -  говорит Том. Тут поступает разрешение уничтожить «Мону Лизу », толпа рвет и ломает произведение искусства, Том уносит, плача, кусок полотна, на котором, вернувшись домой, при свете луны видит улыбку Моны Лизы./

  • Когда происходит действие рассказа?

/Вероятно, после последней мировой войны – атомной, которую в рассказе называют «катавасией». /

  • На каком фоне происходит действие? Найдите в тексте и зачитайте описание города.

 / Дети зачитывают описание./

  • Как одеты люди в толпе? Какой цвет преобладает в описании людей , города, окружающего мира? Почему?

/Дети зачитывают описание толпы, того, что ее окружает. Преобладающий цвет – серый/

  • Кто виноват, по мнению людей из очереди, в том, что произошло и как они живут сейчас?

/По мнению Григсби и «человека из толпы», виновата цивилизация и «орава идиотов, которая заправляла миром в Прошлом»./

  • Людей приманил в город Праздник. Каким чувством наполняется это слово в рассказе?

/Ненависть ко всему, что связано с Прошлым, с Цивилизацией. Азарт при уничтожении памятников культуры, искусства, техники с целью не допустить возвращение цивилизации. Но есть еще и чувство надежды на то , что появится человек, который все исправит, сделает мир лучше./

  • Кто он, этот человек, «…у которого душа лежит к красивому», который вернет цивилизацию? Почему вы так считаете?

/По-видимому, это ТОМ, т.к.лишь ему одному нравится «Мона Лиза », он не желает совершать акт вандализма, а принимает участие в уничтожении только потому, что хочет оставить себе на память частичку прекрасного произведения, которое погибает на его глазах./

  • Сгруппируйте всех персонажей произведения относительно Тома. Что этим подчеркивается?

/на доске должно появиться : Том -  очередь, Григсби, «один из толпы», родные(отец, мать, брат). Это подчеркивает противопоставление гл.героя всему окружающему его враждебному миру./

  • Итак, в понимании людей в произведении Брэдбери, цивилизация – это зло. А что такое цивилизация в вашем понимании?

/Дети рассказывают. Подготовленный ученик дает определение:

цивилизация – это , во-первых, определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.

  • О каких ценностях идет речь в произведении Брэдбери? Что писатель ставит на первый план?

/ духовные, культурные./

  • Что понимается под культурными ценностями?

/это исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа, составляющие культурное или духовое наследие народов.

  • Как вы понимаете слово «наследие»?

/Дети высказывают свое мнение, их следует подвести к определению, что наследие -  это   1) Какое-либо явление культуры, быта и т.п., полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей. 2) (Устар.) То же, что «наследство»(определение понятия появляется на доске)/

  • Ребята, а важно ли сохранять культурные ценности, памятники культуры? Почему?

/Дети дают варианты ответов/

  • Скажите, как можно назвать то , что люди совершают с картиной «Мона Лиза » в произведении Брэдбери? (по мере ответов учеников определение понятий появляется на доске)

/ Вандализм – бессмысленное жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей (от вандал – разрушитель культуры, варвар). Варвар – 1) У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца. 2) Невежественный, грубый, жестокий. Варварство – грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей./

  • Как вы думаете, ребята, почему в источниках международного гуманитарного права есть специальные положения о защите культурных ценностей во время войны?

/Дети высказывают предположения/

  • Сообщение учителя:

Сохранение культурного наследия каждой страны имеет большое значение не только для граждан этой страны, но и для всего мира.

Международное  гуманитарное право предоставляет защиту культурным ценностям в условиях вооруженного конфликта. Оно обязывает воюющие стороны щадить культурные ценности, предотвращать их разрушение и уничтожение, относиться к ним с уважением, не допускать в отношении их проявления любых форм вандализма.

В настоящее время международным соглашением, объединившим в один документ правовые нормы, предусматривающие охрану культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, является Гаагская конвенция 1945 г. Ее положения дополняют два Протокола – 1945 г. и 1999 г. Принимая Конвенцию, государства исходили из того, что в ходе Второй мировой войны культурным ценностям был нанесен серьезный ущерб, что современное развитие военной техники создает реальную угрозу их разрушению в случае возникновения новых вооруженных конфликтов.

В преамбуле Конвенции содержатся следующие важные положения:

- ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру;

- страны-участницы Конвенции обязуются принять все возможные меры для защиты культурных ценностей;

- такая защита должна быть организована еще в мирное время путем принятия мер как на уровне конкретных государств, так и на уровне международного сообщества в целом.

В соответствии с Конвенцией защита культурных ценностей должна заключаться, во-первых, в охране этих ценностей , во-вторых, в их уважении. В целях охраны культурных ценностей государства должны еще в мирное время принять превентивные меры, которые позволили бы защитить памятники культуры в случае войны. Например, определить места их укрытия, подготовиться к их перемещению в безопасное место, обозначить культурные ценности отличительным знаком – бело-голубым щитом. Уважение культурных ценностей предполагает, что в ходе военных действий противоборствующие стороны не должны использовать культурные ценности в целях, которые могут повлечь за собой их повреждение или уничтожение; не должны совершать никакие враждебные действия, направленные против них.

  • Скажите, ребята, а в мирное время, сейчас, культурные ценности необходимо охранять?

/Дети высказывают предположения/

  • А почему, как вы думаете, произведение, столь мрачное , названо так светло и красиво?

/Название  символично. Мальчику в руки попадает не просто часть произведения искусства. Он становится хранителем улыбки, т.е.духовного начала, доброго, светлого, чистого, доверчивого. Теперь смысл его существования – нести эту ценность по жизни, воплощая ее в реальность, отдавая ее тепло, меняя мир вокруг.

III Подведение итогов.

  • Так чему учит рассказ Рея Брэдбери «Улыбка»?  
  • Что нового узнали на занятии?
  • Расскажете ли об услышанном дома? Почему?

IV Домашнее задание:

Написать сочинение: Мои размышления над рассказом Рея Брэдбери «Улыбка».

наследие  -   это      1) Какое-либо явление культуры, быта и т.п., полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей.    2) (Устар.) То же, что «наследство».

  Вандализм – бессмысленное жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей (вандал – разрушитель культуры, варвар).

Варвар – 1) У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца. 2) Невежественный, грубый, жестокий. Варварство – грубость, дикость нравов, бессмыс-ленное разрушение культурных ценностей.

ОЧЕРЕДЬ

ГРИГСБИ

ТОМ

ОТЕЦ

Родные (мать, отец, брат)

ОДИН ИЗ ОЧЕРЕДИ