"Круглый стол" с родителями "Адаптация первоклассников и психолого - педагогические предпосылки УУД".

Носкова Галина Александровна

С поступлением в школу ребёнок встаёт на первую ступеньку взросления, здесь начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни. Если посещение дошкольного учреждения являлось необязательным, то посещение школы строго обязательно. Мы часто забываем, что учебная работа – это работа и это утомительная работа, которую надо выполнять ежедневно. И она может стать просто непосильной из – за неудач, непонимания взрослых, неверия в собственные силы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Круглый стол» с родителями учащихся

 тема «Адаптация первоклассников и психолого – педагогические предпосылки для развития УУД».

МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский

Педагог – психолог Носкова Г.А.

Цель: познакомить с внутренней позиции школьника, мотивации учения.

 Оцениваемые УУД: 1) Действия направленные на определение школьной действительности; действия устанавливающие смысл учения.

Уровни оценивания: отрицательное отношение к школе и поступление в неё.

положительное отношение к школе, при отсутствии ориентации на содержание школьно – учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребёнок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец  «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению учебными аспектами. Сочетание ориентации на социальные и учебные аспекты школьной жизни.

Учитель выстраивает учебные ситуации на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ученика на первоначальном этапе обучения в школе. А так же создает условия для формирования учебных действий.

 Рассмотрим динамику внутренней позиции школьника при переходе от дошкольного к начальному образованию.

  1. Внутренне содержание - осмысление, понимание – что такое школа?
  2. Из многочисленных опросов школьников определили 3 основных направления: социальное, учебное, дошкольное.                                                                            
  3. Социальное –   в школе нравится заниматься, все интересно, но больше привлекает общение с учителем, с одноклассниками, внимание взрослых как к ученику т.е социальное положение другое по сравнению с дошкольным.
  4. Учебное – нравится заниматься и общение с учителем и с одноклассниками, но больше привлекает сам процесс учения, на первом месте любознательность, ориентация на содержание заданий – считать, писать, решать,узнавать новое.
  5. Дошкольное - нравится заниматься и общение с учителем и с одноклассниками, но при сохранении дошкольного образа жизни - нет взрослости, рассуждений, (не доиграл, доигрывает)

Результаты беседы с детьми о школе.

- Хороший ученик учится и становится умным. 5 – самая лучшая оценка.

- В школе нравится математика, азбука, письмо, рисование.

- Хороший ученик это такой школьник, который всем помогает, дружит со всеми. 5 – ставят за то, что все хорошо сделал. Шоколад это сладости, игрушки для игр.

- В школе нравится заниматься, рисовать. Хороший ученик это первоклассник, который хорошо учится. После школы пойдёт в институт, потом работать. 5 – это очень хорошая оценка, а игрушки и шоколад – это не то, от сладкого можно заболеть.

-  В школе нравится, как учимся, занимаемся, рисуем. Хороший ученик детей не обижает, хорошо учится, вежливый. 5 – ставят за то, что все делаешь правильно.

- В школе нравится, физкультура, рисование. Хороший ученик красиво пишет, читает. Если делаешь много и красиво - то поставят 5.

- В школе нравится, физкультура, математика, азбука. Хороший ученик в школе учится на 5. Эту оценку получают за то, что ведешь себя хорошо, внимательно и за послушание.

С поступлением в школу ребёнок встаёт на первую ступеньку взросления, здесь начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни. Если посещение дошкольного учреждения являлось необязательным, то посещение школы строго обязательно.

Мы часто забываем, что учебная работа – это работа и это утомительная работа, которую надо выполнять ежедневно.  И она может стать просто непосильной из – за неудач, непонимания взрослых, неверия в собственные силы.

К началу школьного обучения ребенок должен научиться управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он может уметь подчиняться правилам поведения в той или иной ситуации, выполнять действие по образцу, на уроке слушать учителя и говорить с разрешения учителя.

         Школьная практика показывает, что при подготовке детей к обучению в школе недостаточно уметь читать и писать печатными буквами. Можно привести много примеров когда, казалось бы, хорошо подготовленный ребенок к обучению в школе, если судить по объему знаний,  попадает в число трудных учеников.   И вот здесь мы подошли к  важной   задачи, что такое адаптация?  

Адаптация означает приспособление человека

(его поведения, процессов, состояния) к тем условиям,

в которых он на данный момент находится.

 1.     Многие дети  адаптируются к школе за два, три месяца. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе: находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.

  2.   И почти треть первоклассников имеет более длительный период адаптации. Им трудно общаться со сверстниками, с учителем им трудно «высидеть» урок. Они часто отвлекаются.  

  3.  Особого внимания требуют дети, которые воспитывались мамой или бабушкой. Когда родители не всегда могут настоять на своем, потребовать выполнения того, что не очень нравилось ребенку. Требуется большое терпение и такт для устранения конфликтов.

    И длительное время, чтобы школьник осознал, что большие знания о чём – то – еще не повод для превосходства и пренебрежительного отношения к одноклассникам.  

4. Я думаю, что у вас уже есть определённый родительский опыт, поэтому мы сейчас вспомним этот опыт и приведем в некую систему, чтобы вы могли вместе со своими детьми адаптироваться.

Какие необходимо соблюдать условия  родителям?

  1. Интересоваться школьными событиями.

Например: «Что сегодня было самое интересное?»  «С кем ты подружился в классе?»  

Если дети не могут толково ответить на вопросы, не волноваться,  не  огорчаться,  а главное не раздражаться.

2. В школе происходит   смена отношений. 

 То, что приветствовалось  в семье или детском саду в школе может оказаться нежелательным. Поэтому ребёнок может не понимать, что же теперь хорошо, а что плохо. Необходимо поддержать в трудной ситуации ребёнка объяснить, разъяснить.  

3. Ребёнок не должен панически бояться ошибиться.  

 Невозможно научиться чему – то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страх перед ошибкой. Чувство страха плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, радость познания. Для ребёнка что – то не уметь и что – то не знать – это нормальное положение вещей. Этим нельзя попрекать.

4. Каждый ребёнок индивидуальность.

 Значит, имеет право быть другим. Поэтому не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите за успехи и достижения.

  1. Испытывает трудности в общении с одноклассниками.

 Есть простой выход. Приглашать домой по 2-3 человека, и устраивать игры, развлечения с участием взрослых.  

Законы, нормы и правила школьной жизни  для учащихся.

Брать от школы только хорошее.

                           Быть всегда открытым для счастья и доброты.

  1. Умей ставить цели, добиваться успеха и не пасуй перед трудностями. Тренируй память. Помни:  старайся больше увидеть, услышать, понять, расспросить. Если ты не умеешь удивляться, значит, ты юный старик.
  2. Учись дружить и будь в дружбе верным.
  3. Старайся меньше и реже дружить с глаголами: не знаю, не умею, не понимаю.
  4. Постарайся изучить свои достоинства и недостатки, научись понимать, как тебе относятся люди.
  5. Умей относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям другого человека.
  6. Научись быть всегда здоровым и жизнерадостным. Помни: здоровый и весёлый человек помнит лучше, больше знает, ярче живёт, никому не завидует и создаёт вокруг себя атмосферу удовольствия.
  7. Люби и умей создавать тишину, она зарок мудрости, долголетия, свежести и красоты мысли и чувств.
  8. Старайся понимать красоту природы.
  9. Стремись всегда делать подарки, говорить комплименты, дарить улыбки.
  10. Просыпайся утром – с улыбкой, засыпай вечером – с удовольствием.
  11. Не обижай людей подозрением и недоверием.

Ритуалы, которые нравятся детям.

  Перед уходом получить объятие родителей и напутственное слово или

      жест.  Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.

На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.

В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.   Вместе с мамой готовиться к празднику и  печь вкусный торт. Посидеть вместе с мамой и папой, взявшись за руки, во время болезни и попросить у них любимую еду или что то - такое, чего очень давно хотелось.