Мастер класс для педагогов "Учимся играть в шахматы"

Мастер класс для педагогов "Учимся играть в шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol.docx266.37 КБ
Файл master_klass_po_shahmatam.docx87.66 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\img-06062917-001.jpg



Предварительный просмотр:

Мастер-класс по шахматам «Учимся играть в шахматы».

Цель: познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать умение играть в шахматы.

2. Познакомить участников мастер-класса с правилами игры и игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы.

Шахматная сказка.

Жили- были когда-то давным –давно король и королева. Король был светлый, с русыми волосами-просто красавец. А Королева была смугленькая, с черными волосами и черными глазами. И тоже очень красивая, глаз не оторвать! Они очень любили друг друга, каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.

Все знали, что у них такое горе. Королевство некому оставлять, но ничем никто не мог помочь.

Однажды, старая колдунья, которая работала в королевском дворце поварихой, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье.

-Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие червствые фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.

Король и Королева с удовольствием согласились. Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя». Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- они поделили большое королевское владение по квадратикам, 32светлых и 32 темных клеток, которые чередуются, эти 64 клетки называются белыми и черными полями.

Каждый имел свою армию-по 16 фигур: король, ферзь, 2 ладьи, 2 коня, 2 слона и 8 пешек.

В первом ряду по краям королевство сторожат ладьи. Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед-назад, влево-вправо, может сделать рокировку -короля упрятать ловко. Если ладья берет чужую фигуру- она должна встать на ее место.

Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей.  Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы, легче было запомнить ход коня, про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.  Если Конь стоял на белом поле, после хода обязательно встанет на черное и наоборот. На поля, занятые «своими» фигурами Конь встать не может, а чужую фигуру может побить (взять) если это выгодно.  Если Конь нападает на 2 фигуры - такое положение называется «вилка».

Рядом с конями расположился слон. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют  белопольные  и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

      И ещё два поля есть, а на них король и ферзь. 

К О Р О Л Ь — самая важная фигура, ходит на любое соседнее поле, но только на одну клетку, и бьет фигуру противника, если она не защищена другой фигурой, тоже на одну клетку,  встает на место съеденной фигуры. Король с королем никогда не встречаются, его нельзя съесть (снять с доски). И сам он не имеет права пойти на поле, атакованное чужой фигурой. Также не может король взять фигуру противника, которая защищена другой фигурой.
Если на короля нападает фигура противника, объявляя ему шах (слово «шах» по-персидски — царь), а королю некуда пойти, то это положение называется мат («мат» по-арабски — умер). Из этих двух слов «шах» и «мат» (смерть королю) и сложилось название игры — «шахматы». Королю разрешено сделать странный ход совместно с ладьей - этот ход называют «рокировка».

Чтобы правильно поставить ферзя, запомни, в начале игры ферзь любит своей цвет. Значит, белый ферзь будет стоять на белом поле, а черный ферзь — на черном. Со стороны короля — половина доски называется королевским флангом, а со стороны ферзя —ферзевым. Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. Он может ходить и как Ладья и как Слон т.е. перемещается он по всем линиям шахматной доски: горизонталям, вертикалям, диагоналям вперед и назад. Если Ферзь берет чужую фигуру, он встает на ее место (поле, где стояла фигура). В шахматах так бьют все фигуры от пешки до Короля - встают на место побитой фигуры.

Все восемь полей второго ряда занимают пешки. Стоят они стройными шеренгами на 2 и 7 горизонталях. Пешка идет только вперед, назад не ходят и не бьет. Пешка с начального поля может сделать ход на 2 поля, а дальше делает по 1шагу, или на одно — это по желанию игрока. Чужие фигуры пешка берет по диагонали, наискосок, на 1 клетку вправо вверх или влево вверх (Если смотреть от играющего) Вот и расставлены все фигуры в королевстве!

Вот такое богатство имели два брата, но они растеряли те качества, которые подарила им старая колдунья-повариха, все время поднимали друг на друга войну, мирно-тихо не жили.

И в одно зимнее солнечное утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть-исполнилось предсказание старой колдуньи-прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки.

С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей.

Закрепление изученного материала:

1.Кто быстрее расставит фигуры в исходное положение

2.Дидактическая игра «Что изменилось?»

3. Игра c мячом «Лови – не лови»

Рефлексия: уважаемые участники, прошу вас оценить наше путешествие в мир шахмат. Если вам понравилось, то наклейте пешку на белое поле, а если нет - на черное.

https://sun9-87.userapi.com/s/v1/if2/2C9tIkRROzSKSQZVe4RXypBz4a3CTx3Q3-IupdieMRo4odoOoO8VIVnd9rtPYTa_kBjGhlnfhkq2XoLPoBQdd8lq.jpg?size=1280x903&quality=95&type=album