Материалы для родителей

Карнаухова Татьяна Александровна

Информация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Экипировка будущего первоклассника:
Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – как экипировать своего ребёнка.
Гигиенисты правильно считают, что детской
одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной. Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные.  Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики – вискоза. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно исключить.
Не менее важно правильно подобрать
обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск  в 10 мм.
Важное значение для правильного развития и роста ноги имеет подошва. Небольшой каблук обязателен. Его высота для дошкольников составляет 5-10 мм, для школьников 8-12 лет – не менее 20 мм.
Не последнее место в экипировке будущего первоклассника занимает вопрос о том, в чём носить школьные принадлежности. Что выбрать: портфель, сумку с плечевым ремнём или ранец? Наш совет –
ранец или модный у детей и подростков рюкзачок.
Ранец или рюкзачок на спине позволяет равномерно распределять нагрузку, освобождает руки. Выбирая покупку, обращайте внимание не только на красоту и яркость. Лучше выбрать лёгкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием ранец (рюкзак). Подкладка должна быть из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегающей к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина их не должна быть менее 3,5-4 см.

Что должно лежать в портфеле:
Что необходимо приобрести родителям первоклассников:
* пенал (на одной молнии)
в пенале:
* ручка синяя (с тонко пишущим стержнем)– 2 шт.
* простой карандаш ТМ – 2 шт.
* линейка 20 см – 1 шт.
* ластик – 1 шт.
* цветные карандаши – 12 цветов
* точилка закрытая – 1 шт.
 тетрадь в обычную клетку – 5 шт. обложка тетради должна быть
 тетрадь в узкую линейку – 2 шт. без рисунка («Восход»)
 обложки для тетрадей (плотные)
 обложки для учебников (плотные)
для урока труда:
 пластилин – 6-8 цветов
 дощечка для пластилина – А 4
 цветная бумага (6-7 цветов) – 2 шт. (А 4)
 цветной картон (7-10 цветов) – 2 шт. (А 4)
 клей-карандаш – 1 шт.
 ножницы с тупыми концами – 1 шт.
 линейка 30 см – 1 шт.
для урока рисования:
 альбом для рисования
 краски акварельные – 12-14 цветов
 кисти беличьи - №1, №3
для урока физкультуры:
 футболка жёлтого (белого) цвета
 спортивный костюм
 шорты (тёмные)
 спортивная обувь (лёгкая, с легко сгибаемой подошвой)


Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка:


1. Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
4. Умение отвечать на вопросы и задавать их.
5. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
8. Иметь представление о сезонных явлениях природы.
9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей
.

Уважаемые родители!


Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.


МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:


1.Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
4. Чётко выговаривать своё имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
15. Ладить с другими людьми?


НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА:

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:
 мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
 умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
 причёсываться (своей расчёской);
 мыть ноги перед сном тёплой водой;
 утром и вечером чистить зубы;
при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
 пользоваться носовым платком;
 быстро одеться, раздеться, убрать постель;
 содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
 содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
 при входе в помещение вытирать обувь;
 переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
 при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.




Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ
(собрание рецептов)

Цели: привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

Оборудование: оформление доски (тема, эпиграф), памятки для родителей.

Предварительная подготовка: анкетирование детей.

Ход собрания

Никогда не поздно устроить себе

счастливое детство.

Глория Стайнен

Учитель. Добрый день, уважаемые родители! Мы собрались сегодня, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы. Я прочитаю сейчас фрагмент газетной статьи, прослушав который, уверена, вы сами согласитесь с важностью и необходимостью сегодняшней встречи.

«…Странное у меня сегодня настроение: какая-то мрачная меланхолия и хандра. Смотрю по сторонам и замечаю сплошное несовершенство в окружающем мире, необъяснимые несоответствия… Кажется, причина тому – очередное знакомство с положением дел сына в школе. Ученический дневник, испещренный просящими, кричащими, угрожающими записями, яснее ясного характеризует ситуацию. Неясно только одно: почему? что мы делаем не так? чего не хватает нашему способному, но безнадежно ленивому мальчику?

Школьный уголок оборудован, книг изобилие, папа с мамой грамотные, ребенок под неусыпным контролем... Все как положено, только результат нулевой.

– Мама! Я читаю уже восьмую страницу! Осталось две! – сообщает сын из соседней комнаты, чем лишает меня остатков сил и терпения; процесс чтения у нас протекает «из-под палки»: непотопляемые ежедневные десять страниц требуют большого вложения моих нервов…» (Газета «Рио-пресс» от 15.11.2004.)

Думаю, многие из вас испытывали то же самое настроение, что героиня этой истории.

Как приучить ребенка читать? Как подружить его с книгой? – таковы вопросы, ответы на которые искать мы будем вместе. А потому – у нас вновь не просто родительское собрание, а собрание рецептов.

Один рецепт у нас уже есть. Это эпиграф нашего разговора. «Никогда не поздно устроить себе счастливое детство», – сказала английская писательница о книгах и процессе чтения. «Никогда не поздно создать для ребенка счастливое детство и научить его жить там», – хочется добавить мне. Не будем медлить… Начнем.

Накануне нашей встречи совместно с психологом мы провели опрос детей нашего класса, позволивший выявить, как обстоят дела с чтением в ваших семьях.

(Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Читают ли родители тебе книги?

2. Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?

3. Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?

4. Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?

5. Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?

6. Считаешь ли ты книгу подарком? Радуешься, ли когда тебе дарят книгу?

7. Какую книгу ты читаешь сейчас? Укажи ее название и автора.)

Обработав результаты анкетирования мы получили следующие результаты… (Знакомство родителей с итогами анкетирования.)

Приучение ребенка к чтению – длительное и кропотливое занятие. Здесь вряд ли получится толк, если действовать бессистемно, «наскоками». И как в любом процессе, здесь нужно учитывать уровень развития ребенка, уровень сформированности его читательских умений. У каждого ребенка он, конечно, будет свой, поэтому рецепты нашего собрания нужно применять очень избирательно.

Как же обстоят дела с читательскими умениями вашего ребенка?

Предлагаю выявить это путем нехитрого теста.

Тест «Читательские умения ребенка»

№ п/п

Вопрос

Выбрать

вариант ответа

Да

Нет

1

2

3

4

1

Любит ли ваш ребенок слушать сказки и рассказы?

2

Способен ли их пересказать?

3

Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно?


Окончание табл.

1

2

3

4

4

Вашего ребенка больше интересует содержание, чем картинки в книге?

5

Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

6

Интересуют ли его книги познавательного характера
(о животных, кораблях, странах)?

7

Пытается ли ваш ребенок «писать» собственные книги?

8

Внимателен ли ваш ребенок (в течение 20–40 минут) во время вашего чтения ему?

9

Он аккуратно хранит свои любимые книги?

10

Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

11

Он понимает смысл большинства сложных слов?

12

Чтение для него приносит удовольствие?

13

В разговоре он оперирует развернутыми неодносложными предложениями?

14

Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал (в своем темпе)?

15

Ваш ребенок с радостью учится читать?

16

Ваш ребенок знает много стихов и песен?

Итого:

Обработка результатов.

Если больше «Да»

Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг. Постарайтесь помочь ему в этом позитивном стремлении – в данном возрасте у него наступает как раз сенситивный (чувствительный) период к обучению. Ребенок младшего школьного возраста готов к тому, чтобы узнавать новое. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.

Если больше «Нет»

Пора бить тревогу! Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получится – сейчас есть много интересных, а главное – комплексных методик для обучения ребенка чтению. Сделайте все правильно – сначала проконсультируйтесь со школьным психологом того учебного заведения, где учится ребенок, поговорите с педагогами – они, скорее всего, могут дать квалифицированную консультацию по вашей работе – что и как надо делать. Обязательно побывайте у логопеда – даже если у ребенка все замечательно, то вам подскажут, как именно ставить речь и обучать произношению звуков.

Относительно ребенка – заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием. Обучение чтению превратите в увлекательную игру.

Учитель. Почему так важно знать, какой читательский уровень соответствует вашему ребенку? Думаю, психолог сможет дать квалифицированные объяснения и ценные рецепты.

Выступление школьного психолога (в случае его отсутствия сообщение может сделать сам классный руководитель).

Примерные положения сообщения психолога.

В кабинете психолога в последние годы часто можно стать свидетелями ситуаций, когда родители жалуются на тревожные факты: они замечают, что ребенка невозможно усадить за книжку. На предложение почитать вслух малыш заявляет, что у него болит горло, кружится голова и т. д.

Специалисты в таких случаях могут  поставить малышу диагноз «ридингфобия» – то есть навязчивый страх перед чтением… Разумеется, это крайнее проявление проблемы, но о путях, ведущих к ней и избавляющих от нее, нужно знать каждому родителю.

«Почему так случилось? – теряются в догадках родители. – Ведь мы делаем все, чтобы приучить ребенка к чтению! Покупаем новые книжки, регулярно заставляем читать вслух...» Вот в этом-то и заключается родительская ошибка. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка что-либо делать, даже из благих побуждений. В противном случае самое увлекательное и интересное занятие может превратиться для них в унылую обязаловку.

Изучая предысторию проблемы, врач, как правило, услышит типичный и очень характерный рассказ:

«Сначала все шло хорошо: ребенок с легкостью выучил все буквы, затем научился складывать их в слова. А вот с более длинными текстами начались проблемы. Даже короткие четверостишия запоминал с трудом и не всегда мог объяснить их смысл. А ведь рос неглупым, сообразительным… Чтобы «подтянуть» малыша, родители ежедневно заставляли его читать вслух и пересказывать содержание прочитанного. Однажды, когда в доме собрались гости, родители решили похвастаться успехами ребенка: поставили его на табурет и попросили прочитать стихотворение. Но, увидев незнакомых людей, неопытный артист запнулся на полуслове, смутился и убежал. Раздраженная мать упрекнула ребенка: «Тебе скоро в школу идти, а до сих пор трех строк не можешь запомнить! Какой же из тебя ученик?» Видимо, этот случай и стал отправной точкой для развития неприязни к книге».

Очень часто нежелание детей читать вызвано неумелыми действиями взрослых. Их ошибка в том, что они с малых лет нацеливают ребенка на конкретный результат. Требуют читать быстро, четко, правильно расставляя ударения, отчетливо выговаривая все буквы. Если же малышам что-то не удается, их нередко подстегивают обидными замечаниями, сравнивая с более удачливыми ровесниками. Следует учитывать и то, что от природы мы воспринимаем книжный текст по-разному. Например, дети, склонные к ридингфобии, могут иметь хорошую память, неплохо успевать по точным наукам, но при этом с трудом усваивают печатный текст. Обычно буквы и слова такие дети запоминают легко, а вот с предложениями начинаются сложности – им не всегда удается уловить смысл прочитанного. Например, при чтении короткого отрывка ребенок не помнит, что было в начале абзаца или в первой главе. Он не понимает содержания, не всегда может пересказать текст и ответить на вопросы о прочитанном. Естественно, при таких проблемах с чтением происходит нарушение процесса познания. И если родители начинают концентрировать внимание на его недостатках, всячески демонстрировать свою озабоченность, ругать его, то проблема лишь усугубляется. Ребенок боится сделать что-то неправильно, подвести родителей, что еще более тормозит восприятие информации зрительным аппаратом. Такая ситуация нередко приводит к тому, что малыш начинает испытывать страх перед печатным текстом, и отказывается читать. А порой он просто переносит свою ненависть на книгу, видя в ней источник всех своих бед.

К сожалению, многие родители считают ридингфобию всего лишь детским капризом и пытаются бороться с ней силовыми методами: усаживают малыша за книжку, заставляют читать вслух, а если отказывается – лишают прогулок, сладкого и т. д. Но подобные меры не помогают, наоборот, они лишь усугубляют ситуацию. Следует понять, что ридингфобия – отнюдь не каприз, а серьезная психологическая проблема. Она возникает вопреки желанию ребенка, и самостоятельно он с ней справиться не может. Как ни старается, процесс чтения не приносит никакого удовольствия и даже доставляет страдания. Нередко у ребенка возникает чувство неполноценности.

Тем не менее волнение родителей тоже можно понять: ведь проблемы с чтением могут стать серьезным препятствием  в школьной жизни ребенка. Как же быть? Прежде всего, не паниковать самим и успокоить ребенка. Ни в коем случае нельзя давить на ребенка! Следует вспомнить, что чтение – это увлекательное и приятное занятие, которое должно доставлять ему радость, пробуждать воображение. Подберите литературу, которая ему нравится: например, сказки, приключения, фантастику. Интересный сюжет, яркие картинки помогают малышу легче усваивать прочитанное. Очень часто дети отказываются читать вслух, опасаясь критических замечаний взрослых. В этом случае не настаивайте, пусть ребенок читает про себя. Главное, чтобы процесс ему нравился. Понаблюдайте за малышом издали – блестят ли у него глаза, заинтересован ли он содержанием. После окончания чтения не торопитесь его экзаменовать: не предлагайте ему сразу же обдумать прочитанное, не заставляйте пересказывать текст. Вполне возможно, вскоре он сам поделится с вами впечатлениями от прочитанного. Внимательно и дружелюбно выслушайте его. И если вы видите, что он охотно идет на контакт, задайте ему несколько простых вопросов из недавно прочитанного текста. Занятия должны проходить спокойно, доброжелательно, без критики. При первых же успехах не жалейте похвал – это способствует формированию уверенности в себе, помогает ему преодолеть страх перед печатным текстом. Повторяйте такие занятия как можно чаще, но только так, чтобы не ухудшать состояние ребенка, чтобы чтение было ему в радость. И не торопитесь хвастаться перед гостями успехами своих чад. Излишнее внимание взрослых может привести к обратному результату. Учите детей науке чтения, вместе с ними постигайте ее.  Используйте советы специалистов. (Родителям предлагаются памятки.)

Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день.

2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5. Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга, что нового ребенок узнал.

6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Памятка для детей

1. При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.

2. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

3. Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.

4. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.

5. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

6. Читай книгу постепенно, по страницам, по главам.

7. Помни: хорошая книга – твой лучший друг.

Учитель. Сейчас, уважаемые родители, я хочу дать слово вам. Поделитесь своими рецептами приучения ребенка к чтению. А чтобы обмен рецептами был наиболее конструктивен, предлагаю вопросы для обсуждения, ответы на которые станут теми самыми советами-рецептами, за которыми вы сюда и пришли. (Родителям предлагается вытянуть из конверта вопрос для обсуждения. В случае затруднения учитель может выступить со своим советом. Варианты таких советов предлагаются после каждого вопроса.)

Вопросы для дискуссии.

1) Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые (давайте все-таки будем смотреть правде в глаза) стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, DVD, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?

(Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет ни на что времени, в том числе и у маленьких тоже остается все меньше и меньше времени. Тем более, что мы как-то с большим удовольствием все время пытаемся заполнить время детей чем-нибудь: то они на английский, то они на каток, то они еще куда-нибудь.)

2) Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?

(Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он в конце-то концов все дочитает и расскажет о содержании. Современный писатель Пинак советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. Читайте детям вслух. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому что, ну, книга не может стать и любовь к книге не может стать предметом торговли. Не надо говорить: «Вот сейчас я тебе почитаю, а ты вот это…».)

3) Почему ребенок до поступления в школу охотно проводил время в обществе с книгой, а, став школьником, изменил свое отношение?

(Когда дети маленькие, мы начинаем с того, что…  делаем из них идеальных читателей. Кто не читает своим детям? Практически все. И мы доводим наших детей до такого состояния интереса к книге, что они хотят научиться читать. В тот момент, когда дети приходят в школу и научаются читать, и казалось бы, что вот уже все, и этот мир открыт, и они должны стать читателями… Но в какой-то момент мы их упускаем, и дети не становятся читателями. Мы перестаем читать вместе, для ребенка книга перестает ассоциироваться с теплой домашней родной мамой, которая убаюкивала его много лет книжками с картинками. В погоне за техникой чтения, за соответствием школьным требованиям родители частенько забывает о ниточках добра, общения, уюта, связывающих ребенка с книгой и неосторожно обрывают их.)

4) Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?

(Нужно любить читать. Если мы сами любим читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес.  Если мы хотим, чтобы наша дочь хорошо готовила, она не будет хорошо готовить, если мама не любит печь пироги. Вот если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок.)

5) Важно ли читать с детьми вслух?

(Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая детям вслух, рассказывают эти самые истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книге. Книги заменят ему прослушивание историй…)

6) Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?

(Никто не даст однозначного ответа.  Одни считают, что литературу нужно подвергать какому-то разбору, другие считают, что нет плохих книг и радуются тому, что дети хоть что-то читают. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы каждый выбирает свои. Если ваш сын ест одни только пирожки и пиццу, вы ведь предпринимаете какие-то меры? Влияете на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также.)

7) Как нужно относиться к комиксам?

(Есть совершенно замечательные комиксы, и в этом случае комиксы – гениальный способ познания. Особенно это касается детей, нуждающихся в наличии визуального ряда. Комикс для него в этом случае – хорошее подспорье в восприятии текста.)

Учитель. Интересной и конструктивной оказалась наша встреча. Хочется верить, что благодаря ей актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной. Возможно, не все будет просто… Но все должно получиться. Об этом сказка Леонардо да Винчи, которую я хочу вам подарить на прощание. Послушайте. Думаю, вы обязательно поймете, что я хотела ею сказать…

СКАЗКА «КРЕМЕНЬ И ОГНИВО»

Получив однажды сильный удар от Огнива, Кремень возмущенно спросил у обидчика:

– С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

– Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило Огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.

При этих словах Кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары Огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

(Для учителя: сказка для тех, кто поначалу робеет в учебе или другом новом и трудном деле. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена непременно дадут добрые всходы.)



Предварительный просмотр:

ОТВОРИТЕ КЛЮЧИ ДОБРА, КРАСОТЫ, ЛЮБВИ

(собрание-закладка)

Цели: подвести итог сотрудничества за прошедший год, наметить ориентиры воспитательной работы, дать методические рекомендации.

Ход собрания

Научиться любить,

научиться прощать,

научиться делать добро...

вот тогда мы будем бессмертны.

В. Крупин

I. Организационный момент. Постановка целей

Учитель. Вот и очередной учебный год подходит к концу. Много разного пережито в нем. Повзрослели ваши дети, набрались мудрости вы, родители. Пришло время подвести итоги нашей работы.

П. Основная часть собрания

Учитель. Мне хочется рассказать вам о том, с какими успехами закончили учебный год ваши ребята. Порадуйтесь за всех: и за своих, и за чужих. (Учитель знакомит родителей с достижениями учащихся в учебном году.)

Мне хочется высказать слова благодарности всем вам, уважаемые родители. Мы с вами стали настоящими коллегами в деле воспитания детей. Вы проявили ответственность, интерес и восприимчивость к тому, о чем говорила я вам. Вы оказались эрудированными и грамотными собеседниками, у которых я многому научилась. (Учитель вручает родителям благодарственные письма и грамоты за участие в жизни класса.)

Учитель. Впереди лето... Надеюсь, уважаемые родители, оно не пройдет для ваших детей даром. Учебники сданы в библиотеку, новые еще не приобретены. Новые знания о науках пока ожидают своего часа. Вы же позаботьтесь о главном человеческом умении: об умении любить, прощать, делать добро (см. эпиграф).

Помните, в одном из наших разговоров я обращалась к заме-чательному произведению Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц»? Позвольте напомнить одну очень важную мысль, высказанную писателем.

«– Добрый день, – сказал Маленький принц. – Добрый день, – ответил торговец.

Он торговал усовершенствованными пилюлями, которые утоляют жажду. Проглотишь такую пилюлю – и потом целую неделю не хочется пить. – Для чего ты их продаешь? – спросил Маленький принц.

– От них большая экономия времени, – ответил торговец. – По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю.

– А что делать в эти пятьдесят три минуты? – Да что хочешь.

– Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, – подумал Малень-кий принц, – я бы просто-напросто пошел к роднику...»

Учитель. Пусть этот фрагмент произведения станет для вас закладкой в книге труднейшей науки воспитания. Что вы, родители, если пятьдесят три минуты свободных будут у вас? Может, продолжите традицию семейного чтения или расскажете что-нибудь поучительное и нужное вашему уже чуть-чуть повзрослевшему, но все еще ребенку?

Знаю, что все золотые страницы русских сказок уже много раз прочитаны и пересказаны... Просьба сына или дочери рассказать что-нибудь ставит вас в тупик? Может небольшой набор историй, который я вам предлагаю, поможет преодолеть эту сложность? (Учитель раздает родителям комплект текстов, приготовленный заранее (См. Приложение).

III. Заключительная часть. Подведение итогов

Учитель. Потратьте свободную минутку на то, чтобы в душе вашего ребенка отворились ключи добра, красоты и правды. Помогите ему нравственные маяки для своего путешествия по жизни.

Удачи вам! До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Отворите ключи...

Тридцать зерен

Е. Носов

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно посмотрела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам ли-нейку, закрепил ее кнопками и через каждые два сантиметра расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать – в моей комнате.

Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку.

Проворно расклевав твердую скорлупу, она вытащила ядро и съела.

Все обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подоб-рала зернышко номер два...

Я сидел за столом, работал, и время от времени поглядывал на синицу.

А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена ее судьба.

– Можно, я склюю еще зернышко?

И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с оче-редной коноплинкой на дерево.

– Ну, пожалуйста, еще одно, ладно?

Но вот осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним было так боязно!

Синичка, испуганно замирая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате.

С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое так приятно овевало озябшие лапки.

– Ты здесь живешь? – Да.

– А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнул матовый шар плафона.

– Солнце! – изумилась синичка. – А что это?

– Это все книги.

– Что такое «книги»?

– Они научили зажигать это солнце, растить эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и еще многому другому. А еще научили насыпать тебе конопляных зернышек.

– Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

– Я – человек.

Объяснить это было трудно, и я сказал:

– Видишь нитку? Она привязана к форточке... Синичка испуганно оглянулась.

– Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас – Человек.

– А можно мне съесть это последнее зернышко?

– Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Согласна?

– Согласна. А что такое «работать»?

– Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.

– А чем ты помогаешь людям?

– Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцати конопляных зерен...

Но, кажется, синичка уже не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она доверчиво расклевывает его на кончике линейки.

С о в е т   р о д и т е л я м. Выясните, понял ли ваш ребенок, о каких тридцати зернах говорится в этом рассказе? Только ли о конопляных зернышках? (Помогите понять, что человек – это тот, кого не нужно бояться, кому можно доверять, кто способен на добро).

ЖУК-ФИЛОСОФ И ДРУГИЕ

Дональд Биссет (перевод Н. Шерешевской)

Дядя Фред жил на улице Западного Ветра в доме номер восемь. В комнате, где висел его портрет, по правую сторону от него на полке стояла в бокале роза, а слева – часы Тики-Таки.

«Ну что хорошего в часах? – думала роза. – Они ведь совершенно не пахнут! А что не пахнет приятно, не может быть поистине прекрасно!»

А часы про себя рассуждали: «Какая глупая эта роза. Время она не умеет показывать. Не понимаю, за что ее считают прекрасной?»

Тут мимо прополз черный жук. Он бросил взгляд на розу и на часы и подумал: «Бедняжки, они же совсем не черные!» И пополз дальше. Он спешил на день рождения к своей бабушке.

Потом в окно заглянула ласточка и тоже увидела розу и часы.

– Ха! – сказала она. – Что толку тикать и благоухать, если не умеешь летать? Летать! Что может быть прекраснее?

– Плавать! – сказала рыбка из круглого аквариума на подоконнике.

– Мяукать, – сказала кошка и выпрыгнула из окна в сад.

– Чавкать, – сказала свинья, жившая по соседству в хлеву.

– Раскачивать деревья, – сказал ветер.

– Поднимать ветер, – сказали раскачивающиеся деревья.

Роза и часы все еще спорили, когда домой вернулся дядя Фред со своей женой.

– Ну а что ты считаешь прекрасным? – спросили они дядю Фреда.

– Например, мою жену, – ответил дядя Фред.

– Согласна, – сказала его жена и поцеловала дядю Фреда.

С о в е т   р о д и т е л я м: обсуждая эту историю с детьми, родителям следует сделать следующий вывод: все участники спора искали прекрасное в самих себе – своих свойствах и любимых занятиях. А дядя Фред увидел самое прекрасное в любви к другому человеку.)

ВОЛШЕБНЫЙ КЕТМЕНЬ

(уйгурская сказка)

В давние времена родились у одного падишаха два сына-близнеца. Любил их падишах, баловал. Годы прошли незаметно, и близнецы превратились в красивых, стройных юношей.

Но вот однажды у сыновей падишаха пропал аппетит: ни есть они не могли, ни пить и скоро стали чахнуть. Сильно беспокоился падишах. Созвал он всех лекарей, но никто из них не смог помочь близнецам. Тогда сыновья попросили у отца разрешения отправиться в дальний путь и по-искать лекарства в другой стране. Отец разрешил. За городом они пов-стречали старика-крестьянина, долбившего кетменем сухую землю. Спросили они у него:

– Добрый человек, сделай милость, скажи нам, где, в каком государ-стве можно найти лекарство, вызывающее аппетит?

– Такое лекарство нетрудно найти, – проговорил старик. – Но видите, как много у меня работы: до вечера я должен разровнять этот бугор, чтобы посеять хотя бы немного кукурузы. Если вы мне поможете, я обе-щаю помочь вам найти хорошее лекарство.

Близнецы согласились.

Старик оставил им свой кетмень и ушел домой.

В поте лица работали юноши кетменем, сменяя друг друга, работали до поздней ночи, так хотелось им, во что бы то ни стало найти желанное лекарство. Тем временем старик пришел домой и сказал жене:

– Приготовь-ка к вечеру большой котел плова.

Поздней ночью старик привел юношей в свой дом и поставил перед ними большой котел с дымящимся пловом.

Юноши, сами того не замечая, ели плов с таким аппетитом, что не оставили ни одного зернышка риса. Хотелось им еще, да попросить постеснялись. Тогда один из близнецов спрашивает:

– Добрый человек, какое волшебное лекарство положили вы в плов? Он так вкусен ...

– Признаюсь, – рассмеялся от души старик, – в плове нет никакого волшебного лекарства. Волшебный у меня кетмень, который я оставил вам в поле...

Поняли юноши слова старика и не пошли дальше искать лекарство, а вернулись домой.

С о в е т   р о д и т е л я м: попросите ребенка объяснить, почему юноши не пошли искать лекарство? Что именно они поняли?

«КОРАБЛЬ-ТУЧА»

Эй, пострел, готов ли ты к далекому плаванью? Не позабыл оставить частицу своей души в родной стороне? Смотри же, а то придется тебе пересаживаться на корабль-тучу! О-о! Да ты, оказывается, еще ничего не знаешь о корабле-туче?

Тогда садись и слушай, пока еще не вышел в открытое море. Об этом нужно знать, прежде чем выучишь первое морское слово.

Так вот, когда-то, очень давно, в одном портовом городишке жила бедная женщина с таким же малолетним сыном, как ты. Ничего не успел оставить ей для памяти перед смертью муж, кроме единственной дощечки – осколка от корабля, на котором было выцарапано: «Милая Маша, вот и опять у русских берегов установился покой. Последний пират уходит за горизонт. Если мой корабль придет без меня, ты не пугайся. Я очень тяжело ранен. Расти сына. И как вырастет, не забудь мой мундир надеть на него. Навсегда твой муж, но теперь уже бывший капитан «Доброй надежды». Прощайте». Сын часто читал эти слова и никак не мог дождаться дня, когда мать наденет на него отцовский мундир. Мать прекрасно знала, о чем мечтает ее сын, но однажды все-таки подозвала его к себе и спросила: «Кем ты хочешь быть?».

Мальчику стало даже смешно. «Конечно, капитаном», – ответил он. Мальчик хорошо помнил своего отца, и ему очень нравилось, как красиво одевался тот. Как-то раз, в отсутствии матери, надев на себя отцовский мундир, мальчик чуть не захлебнулся от счастья, хотя мундир на нем еще висел мешком.

– Капитаном, – снова проговорил сын.

– Хорошо, – сказала мать и на второй день положила перед ним стопку новеньких книг, а перед собой вывалила из брезентового мешка целую груду грязного офицерского белья. И с этих пор мальчик с книгами занял место у стола. А мать – у корыта.

Пока мальчик учился, он был с матерью очень ласков. Но когда окончил ученье, надел на свои плечи отцовский мундир, стал стесняться выходить с ней на люди. Пока он рос и хорошел, она ведь старела, а непосильная работа стала клонить ее к земле. Он не говорил об этом матери открыто, а она не могла не видеть перемены в сыне. Но матери многое прощают своим детям.

Когда опять началась война, мать последний кусок принесла сыну на корабль, провожая его в море. Ведь как ни хороши харчи на кораблях, материнский кусок всегда бывает слаще. Вышел сын в открытое море и пропал. Будто в море канул.

Ждет его мать год. Ждет десять. Матросские матери не перестают ждать своих детей. Даже погибших...

Как только справится мать со своей работой, сейчас же приходит на берег моря и смотрит вдаль до тех пор, пока солнце в ее глазах становится черным.

В один прекрасный день в бухту вошел красивый корабль под алыми парусами. На этом корабле все вещи сверкали золотом. Якорные цепи и даже сами якоря были золотыми. Люди еще никогда не видели такого корабля. Все жители этого городка, от мала до велика, высыпали на берег моря. И вдруг неожиданно для всех с мостика корабля прозвучала команда:

– Снести этот город с лица земли и не оставить здесь ни единой души!

Ударили корабельные пушки, и били они до тех пор, пока все дома не сровнялись с землей, и не стало слышно человеческого голоса. Тогда корабль причалил к берегу, и седой, с ястребиным носом адмирал повесил на шею капитана большой бриллиантовый крест. А в это время из-под развалин домика, стоявшего у самого берега, вышла сгорбленная старушка и стала карабкаться по трапу на корабль, навстречу капитану с адмиралом, которые собирались сходить на берег.

– Куда тебя несет, старая черепаха? – заорали на нее матросы.

– Я хочу спросить у капитана, есть ли у него мать, – ответила старуха.

Капитан, узнав в старухе свою мать, сначала смутился, а потом, справившись с собой, закричал на матросов:

– Кто вам разрешил подпускать к кораблю всяких старух? Нет у меня никакой матери!

– А если у тебя нет матери, – сказала старуха, – значит, нет у тебя родины, а если нет родины, тогда не место тебе не только на земле, но и на море. Блуждающим людям – судьба блуждающих туч. Только она успела проговорить так, как корабль стал подниматься к небу и превращаться в тучу.

– Мама, мама! – закричал капитан, но уже было поздно. Ветер подхватил тучу и понес куда-то.

С тех пор эта туча бродит по свету. Другие тучи хоть дождем выпадают на землю, а эта носится от одного края неба до другого с опущенными якорями, тщетно надеясь зацепиться хоть за что-нибудь на земле.

И. Пенькин

РУСЛАН

Небольшое торговое судно под командой капитана Сибирина возвращалось из рейса. Людмила Васильевна, стоя на самом краю пристани, приветливо махала платком. С зловещим шипением разбивались волны о цемент причала, бросая серебристые брызги прямо ей в лицо, и не понять было, сбегают это с лица капли морской воды или слезы радости. Тридцать лет встречает и провожает она мужа с этой самой пристани, и каждый раз испытывает такое волнение, точно все происходит впервые.

У капитана Сибирина был обычай вручать жене подарок здесь же, на пристани. В зависимости от рейса он привозил то испанский веер, то необычной формы раковину, то статуэтку. На этот раз подарок мужа был настолько необычен, что Людмила Васильевна даже растерялась. Зато сам «подарок» удивительно спокойно почувствовал себя, попав в женские «руки». Он сейчас же уткнул влажный, нос под мышку, деловито зачмокал и от удивления завилял хвостом, чем и покорил раз и навсегда сердце Людмилы Васильевны.

Вскоре капитан ушел в очередной: рейс и больше не вернулся. Прошло несколько лет. Из забавного неуклюжего щенка Руслан превратился в великолепного, пса. Как-то сразу осунулась и стала маленькой сухонькой старушкой вдова капитана Сибирина.

Руслан и бабушка. Люся были неразлучны. Сенбернары всегда славились сообразительностью, но эта собака была умна необыкновенно. Руслан сам ходил на рынок за антрацитом. Его посылали с запиской к знакомым. С ним можно было говорить как с человеком.

Шел.1921 год. Это был тяжелый голодный год. Рынки пустовали. Многие жили на мизерный паек, а Людмила Васильевна и того не имела. Соседи делились с ней, чем могли. А Руслан? Ему давали обмывки с тарелок, чуть-чуть добавляя туда какой-нибудь кашицы. По существу, он питался одной водой. Было как-то неловко перед ним, но что можно было сделать?

В один из дней Руслан с утра исчез. Его ждали час, два, наступил полдень. Людмила Васильевна не находила себе места. Руслан не из тех собак, которые могут забежать в чужую подворотню или просто шататься по улицам. Раз он не пришел домой, значит, с ним что-то случилось...

Скрип лебедок, громыхание якорных цепей, гудки пароходов, люд-ской говор наполнили порт. Только военные корабли стояли на рейде в суровой задумчивости. У одного из причалов моряки грузили на боль-шую баржу тару. Сюда беспрерывно подходили подводы, груженные мешками, рогожами. Несколько моряков сортировали их, связывая десятками, двое записывали, а остальные таскали тюки в трюм баржи. Руслан напряженно наблюдал за работой. Его умные глаза не пропускали ни одного движения рабочих. Но вот один из сортирующих отбросил связанную десятку немного дальше, чем следовало, и Руслан решился. В одно мгновение он схватил вязанку и понес. «Стой, собачья морда! Ты куда?»

Но Руслан неторопливо нес связку за грузившими. Так же, как и они, поднялся по трапу, подошел к трюму и только тогда разомкнул пасть. Все это было так необыкновенно, что моряки на некоторое время прервали работу, наблюдая, что же будет дальше. А Руслан вернулся за вторым десятком мешков и опять спокойно понес их на баржу.

– Братцы, глядите-ка, в нашем полку прибыло!

– Вот это да! Вот это пес!

Руслан продолжал работать, ни на кого не обращая внимания. Моряки, находившиеся в трюме, вылезли посмотреть на это диковинное явление. Целый, день Руслан был в центре внимания всех, кому приходилось побывать на пристани. В шесть часов вечера на причал въехала краснофлотская кухня. Вкусно запахло борщом... По свистку боцмана команда, взяв котелки, стала выстраиваться в очередь. В конце ее стал Руслан.

Добряк повар, которому все прожужжали уши о том, как «пес сам определился на работу», нервничал, видя, как очередь подходит к концу и ему надо кормить собаку, а в чем? Ни миски, ни плошки. Не из поварешки же дать хлебать? Но вот глаза собаки и человека встретились, и судьба личного котелка была решена. Повар даже дополнительно положил в Русланову порцию две сахарные косточки. Каково же было изумление повара, когда пес, вместо того чтобы наброситься на еду, бережно взял в пасть дужку котелка и медленно, стараясь не разлить его содержимое, пошел с пристани.

Два матроса были сейчас же откомандированы ему вслед. Встречные прохожие расступались, подолгу провожая всю эту компанию взглядом. Миновав Графскую пристань и перейдя Екатерининскую улицу, пес повернул на Малую Офицерскую и исчез в дверях одноэтажного домика, крытого красной черепицей.

Людмила Васильевна, утомленная беспокойством, дремала в кресле, низко опустив голову. Но вот кто-то легонько ткнулся ей в колени. Она вздрогнула. Положив большую голову ей на колени и как-то виновато виляя хвостом, Руслан смотрел на нее преданным взглядом, всем своим видом стараясь показать, что он понимает, сколько огорчений доставил ей своим долгим отсутствием. Перед ногами старушки стоял котелок с добротным краснофлотским борщом. Он был еще совсем горячий, из котелка поднимался пахучий пар.

– Что это, откуда?! Украл, да? Боже мой, что делать? Бесстыдник! – заметалась по комнате Людмила Васильевна. «Бесстыдник» стоял, съежившись, поджав хвост, виновато отводя морду в сторону. Он понимал, что его ругают, что им недовольны, но как он мог сказать, что целый день честно работал за этот борщ и принес его, зная, что она голодна и беспомощна, и что сам он голоден и мечтает о сахарной косточке, что лежит на дне котелка. А старушка продолжала негодовать.

Неожиданно постучали в дверь. На пороге выросли две дюжие фигуры матросов с улыбающимися физиономиями.

О чем говорили молодые матросы с вдовой капитана Сибирина, осталось для нас тайной так же, как и разговор их с командиром корабля. Известно только, что на следующий день Руслан раньше команды явился на причал. Так же трудился, так же вызывал изумление и восхищение окружающих. Весть о собаке-грузчике распространилась с быстротой молнии по всему Севастополю, и некоторые приходили даже с Корабельной стороны посмотреть на это чудо. А вечером, когда заканчивался трудовой день, один из матросов нес в домик на Малой Офицерской два котелка: один с большой костью, а другой – старательно прикрытый бумагой.

Так Руслан Сибирин, как значилось в ведомости, был принят на до-вольствие одного из военных кораблей.


БЕЛЫЙ ГУСЬ

Если бы птицам присваивали воинские чины, то гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким заговаривал с прочими деревенскими гусями.

Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.

Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши.

Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. Когда я проезжал вдоль деревни, Бе-лый гусь, заметив меня, пригнул шею и с угрожающим шипеньем двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.

– Вот собака! – сказал прибежавший деревенский мальчик. – Другие гуси как гуси, а этот… Никому прохода не дает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.

– А мать-то их где? – спросил я.

– Гусыню машина переехала.

Гусь продолжал шипеть.

– Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение...

Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-сизой тяжелой, стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.

Гуси перестали щипать траву, подняли головы. Я едва успел набро-сить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки.

Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина.

Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града.

Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.

Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.

Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там, в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый одуванчик, иссеченный градом, поникал в траву.

А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжёлыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши – те немногие, которые успели добежать.

К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда; которые больно секли меня по спине.

Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел; В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченые гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

На середине луга никак не растаивала  белая кочка. Я подошел ближе. То был белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу.

Е. И. Носов

ДОРОГА ДОМОЙ

Бывают вороватые коты. А среди них – неисправимо, вороватые. Одесский кот Мордан был как раз таким, вороватым неисправимо. Что касается его внешности, то имя его, мне кажется, дает достаточное о том представление. О внутренней же его сути было сказано выше. Жил кот Мордан в коммунальной квартире, отнюдь не голодал, призвание же свое видел не в ловле мышей, не в той ласковости, которой иные коты умудрялись снискать у людей беспечальное себе житье, а в том, чтобы следовать своей врожденной преступной склонности – воровать. Стоило хозяйке зазеваться или выйти из кухни, как Мордан был тут как тут. Он умудрялся вытаскивать мясо даже из кастрюли с кипящим супом.

Ловкость и наглость, с которой совершал он свои налеты, постоянно держала всех обитателей квартиры как бы на осадном положении. Конечно, с одной стороны, это было полезно, так как представляло собой постоянную тренировку бдительности, внимательности и устойчивости нервной системы. Но, с другой стороны квартирные обитатели, не понимая положительной стороны таких испытаний, предпочли искать легкой жизни и малодушно решили избавиться от кота. Бедное животное отвезли в дальний конец города и оставили там, на глухой окраине. С месяц все жили расслабленно, спокойно и думали, что так будет всегда. Ошиблись: через месяц Мордан вернулся. Вернулся злой, похудевший и неизменно верный прежним преступным своим пристрастиям.

На кошачью беду, в той же квартире жил капитан сухогруза. Решено было, что капитан заберет кота с собой на корабль. Суровая морская дисциплина и неизбежные испытания призваны были перевоспитать кота и исправить его пороки. Но рецидивист на то он и рецидивист. Само собою, на корабле криминальные возможности кота, по сравнению с кухней, возросли многократно. Мордан рал все, что мог. Уберечься, уследить за ним было практически невозможно. Конечно, я был бы склонен во всем этом увидеть скорее некий азарт, элементы игры, увлекательный поединок между Морданом и остальными. Что еще может так скрасить монотонные дни пути? Моряки, к сожалению, не поднялись до столь возвышенных чувств и оказались настроены более прозаически. Они не приняли вызова, который судьба посылала им, и, едва дождавшись, первого индийского порта, оставили Мордана на берегу.

На этом, история с вороватым котом должна была бы завершиться. Этого не случилось.

Обитатели одесской квартиры, избавившись от наваждения, жили счастливо и спокойно. Они забыли и думать о коте, а если и вспоминали Мордана, то теперь уже без былого ужаса, а, возможно, даже и с некоторым сожалением и ностальгией. Когда же по прошествии полутора лет на рассвете у дверей все той же одесской квартиры послышалось жалобное мяуканье, сначала никому и в голову не пришло, что это мог быть Мордан. Но это был именно он – добравшийся в Одессу из Индии, их неисправимый, шкодливый кот. Для всех это было как возвращение блудного сына.

Желающие могут попытаться рассчитать, через сколько границ, рек, гор и пустынь пришлось коту перейти, сколько тысяч километров преодолеть, чтобы вернуться домой.

А. Горбовский

НЕВЕДОМЫЙ ПОМОЩНИК

(сказка)

Воробьиная семья, как и все счастливые семьи, жила в ладу да согласии. Весной Воробей и Воробьиха устроили уютное гнездышко под крышей старого амбара в поле, неподалеку от деревни, и в один из теплых летних дней в нем появились на свет четверо воробьят. Забот у молодых родителей прибавилось, но это были радостные заботы. Папа Воробей и мама Воробьиха неутомимо летали по окрестным рощам в поисках пищи и кормили своих милых, не страдающих отсутствием аппетита детишек.

И все было бы хорошо, не случись беда: папу Воробья подстрелил из рогатки злой мальчишка. Горько плакала мама Воробьиха, тяжело переживая потерю кормильца. Но надо было жить и растить несмышленышей, которые нуждались в уходе и пискливо требовали: «Есть хочу! Есть хочу!..».

Мама Воробьиха выбивалась из сил, но не могла вдоволь запастись кормом на всю семью.

По соседству жило много других птичьих семей, у каждой была своя жизнь, свои заботы, и, казалось, никто не замечал, как тяжело приходится маме Воробьихе.

Правда, как-то раз важная Утка предложила ей пучок водорослей.

– Это очень калорийная пища, – убежденно заявила она. – Ее так много в нашем пруду. И добывать легко. Я научу тебя...

Мама Воробьиха сердечно поблагодарила Утку, но отказалась: этот корм не для воробьев. Утка обиделась: какая Воробьиха заносчивая и неблагодарная, детишки голодают, а она от помощи отказывается...

Воробьята росли, им требовалось все больше еды. Мама Воробьиха выбивалась из сил и совсем было, отчаялась, как вдруг почтальон Грач принес посылку. Раскрыла она ящичек, а в нем вкусные хлебные крошки, зерна просяные, овсяные и прочие воробьиные лакомства.

– Кто же все это прислал? – спросила взволнованная и растерянная мама Воробьиха.

– Не знаю, – пожал плечами Грач. – Обратный адрес на посылке не указан.

Улетел почтальон Грач дальше. А в бедном семействе впервые после гибели папы Воробья все вдоволь наелись.

Через день история повторилась. И так до тех пор, пока воробьята не встали на крыло. Растроганная мама Воробьиха не раз пыталась найти и поблагодарить бескорыстного помощника, куда только не обращалась, даже к всезнающей Сороке, но и та ничем не смогла ей помочь.

А мудрый Ворон, выслушав ее, сказал:

– Свет не без добрых людей, говорят. И не без добрых птиц. Помни добро... И всякому попавшему в беду посильно помогай.

Последние слова он мог бы и не говорить. Ведь зерна доброты дают хорошие всходы в благодарных сердцах.

Ю. Байнов

АСТРЫ

По утрам старушка вставала рано. Спускалась в сад, шла к цветам, прикасалась рукой к холодноватым, словно высеченным из розового камня, бутонам роз, к ярким георгинам и астрам.

Потом уходила в дом и возвращалась с ведром и садовым ножом. Бережно срезала цветы и опускала их в ведро с водой. Тут же в тени складывала букеты и уезжала. Говорили, на базар. И еще говорили, что за такие букеты она дорого берет.

Однажды я сам оказался свидетелем ее торговли. Стояла она на углу, у почты. Букеты у нее моментально разбирали. Я еще подивился, как бойко торговала старушка.

Вчера она опять привезла астры. Над ведром пенились белые, желтые, голубые, алые беретики цветов. Меня распекало любопытство: сколько все-таки стоит ее букет? Подошел и жду, что она ответит парню, выбирающему у нее цветы.

– Сколько? – спрашивает он нерешительно. Она улыбается: «Бери и иди».

– А деньги?

– Цветы, сынок, для красоты растут...У меня их много Я видел, как она потом подарила свои астры трем молодым парам...

...«Для красоты растут...» Я шел и повторял эти три слова, и день мне казался удивительно праздничным.

ПШЕНИЧНЫЙ КОЛОСОК

У Сергейки старший брат Максим пошел служить в Советскую Армию. Прислал брат письмо. Пишет, что служит далеко-далеко, охраняет границу Родины...

Старший брат пишет: «Сергейка, теперь у нас на Украине лето… Сходи в поле, сорви колосок пшеницы, положи в конверт и пришли мне».

Сергейка долго стоял у пшеничного поля. Взял в руки колосок и задумался: «Что в этом колоске? Зачем он брату?»

Сорвал Сергейка колосок, вложил в конверт. И написал «Колосок сорвал я на ниве, что начинается за нашей хатой». И как написал это, сразу понял, почему брат колосок попросил.

В. Сухомлинский

ПОЧЕМУ ПТИЦА УЛИНЦЗЫ ОСТАЛАСЬ БЕЗ ПЕРЬЕВ

(китайская сказка)

Царь птиц – мудрый Феникс – праздновал день рождения. Чтобы пожелать Фениксу десять тысяч лет жизни, в его дворец собралось много птиц.

Вдруг Феникс увидел жалкую, ободранную птичку, без единого перышка на маленьком тельце. Птичка забилась в самый дальний угол, словно понимая, что ей не место на этом пышном празднестве.

– Что это за птичка? – спросил Феникс. – И почему у нее нет перьев?

– О, это птица улинцзы, – ответили павлины. – Улинцзы вылупливаются из яйца совершенно голые и так ходят потом всю жизнь. Птица без перьев! Это просто неприлично! Позволь нам прогнать ее.

Но Феникс пожалел птичку. Недаром он считался мудрым – ведь мудрость и доброта всегда живут вместе. Он сказал:

– Птицы! Пусть каждая вырвет у себя по одному перышку и подарит ей.

Целый ворох перьев – красных, желтых, зеленых, синих – вырос перед голой птичкой.

– Неужели это все мне? – пискнула улинцзы.

И тогда она оделась в перышки и побежала к бассейну, чтобы полюбоваться на свое отражение! Она закидывала головку, вертела ею вправо и влево, расправляла крылышки. Наконец громко запела.

– Чжи-чжи-ча! Обратите внимание на мой хвост, на спинку и грудку. Подобной мне нет во всем мире! Я лучше всех!

И, презрительно вздернув клюв, повернулась хвостом к гостям Феникса.

Птицы рассердились. Они окружили хвастунью, и каждая вырвала свой подарок.

– Правильно! – сказал Феникс, который был не только добрым, но и справедливым. – Пусть навсегда останется такой, какой пришла сюда!

Так улинцзы осталась без перьев.



Предварительный просмотр:

Родителям младших школьников: Как помочь ребёнку хорошо учиться?

Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд  задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители ошибочно считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Это дело не только школы, но и родителей. В школе детям объясняют приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель. Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Еще К. Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях: 1).организация режима дня; 2).  контроль за выполнением домашних заданий; 3). приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку:  легче справиться с учебной нагрузкой;

 защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе. Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д. Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли. Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 ч. в день), ведь у детей большая потребность в движении. Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.) Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья. Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 мин. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость. Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

2. Направление помощи - контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: -   какие отметки? -   выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. Младший школьник нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь. Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.  Важно не натаскивать в отдельных умениях и навыках, а учить размышлять, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью. Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, решая задачу:

o прочитать задачу, представить, о чем говорится;

o кратко записать условие, схему;

o пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;

o подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;

o составить план решения задачи;

o проверить решение;

o записать решение в тетрадь.

Выполняя упражнение по русскому языку:

o повторить правила;

o прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;

o прочитать упражнение и выполнить все задания устно;

o выполнить задание письменно;

o проверить работу.

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

- какая бы погода ни была;                - какие бы ни шли телепередачи; 

 - чей бы день рождения ни отмечался.

        Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо!!! Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. 

Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу. Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка.

При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться, и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное. Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела. У детей бывают два повода отвлечения: Первый повод - игра: ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка; Второй повод - деловой: ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради дневник - справа. У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

Если вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

3. Направление помощи - приучение к самостоятельности.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении.

 Резервы обучения чтению:

 Быстро обычно читают те, кто читает много. В процессе чтения обычно совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность. Что же касается успеваемости, то мы с вами уже знаем, что наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения.

Наблюдения показывают, что ученики становятся отличниками, которые имели на выходе из начальной школы скорость чтения 130-170 слов в минуту. Те, кто в средних классах стал хорошистом, имели скорость чтения в среднем 120 слов в минуту. «Троечники» - соответственно 80-90 слов в минуту. Такова закономерность!

Но разные ученики имеют разный темперамент. Холерики говорят быстро и читают быстро, а вот флегматики говорят медленнее и читают медленнее. Каковы здесь возможности? Холерики и сангвиники могут вполне выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже обстоит дело с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий вряд ли достижима скорость чтения 120 слов в минуту. Но большинство учеников начальной школы являются холериками и сангвиниками и им доступна это скорость чтения. Возникает вопрос, как помочь ребёнку достичь оптимальной скорости чтения? Рекомендуем родителям уделять внимание правильной установке, стимулированию своего ребёнка к домашнему чтению. Рекомендуем не проводить длинные по времени упражнения. Их лучше проводить короткими сеансами, но с большей частотой. В некоторых семьях (желающих улучшить успеваемость своего ребёнка) родители говорят: «Прочитай эту сказку и, пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Папа и мама допускают здесь серьёзную педагогическую ошибку., подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Можно читать «жужжа» - вполголоса, а после рассказать о прочитанном фрагменте. Полезно читать перед сном, чтобы  во время 8-часового сна оставалось впечатление о прочитанном.

Рекомендуем поочерёдное чтение: несколько предложений мама, несколько предложений ребёнок. Полезен такой приём, как «буксир» при чтении. Буксир - это ведущий чтение человек. Он читает со скоростью, немного большей, чем ребёнок и опережает чтение ребёнка не 1-2 слова. Ученик читает вслед своему «буксиру», стараясь поспеть за ним, слыша его правильное, выразительное чтение.

Полезно писать зрительные диктанты. Можно начинать с 5 слов. Затем фиксировать взглядом на 3-5 секунд короткое предложение, убрать его, а после записать. Затем таким образом поочерёдно запоминать2-3 предложения.

Можно читать текст в темпе скороговорки, но тогда нельзя ставить цель выразительного чтения. Это упражнение для развития артикуляционного аппарата, чёткости прочтения слов. Особое внимание проговариванию окончаний слов.

Рекомендуем приём чтения «с разгона». Отработать абзац или два многократным прочтением, с отработкой трудных слов. А при последнем прочтении плавно читать дальше отработанного отрывка. Эффект удивляет, потому что ещё некоторое время ребёнок читает быстро, пока не наткнётся на трудное слово.

Важно время от времени делать домашние замеры техники чтения. Пусть ребёнок наглядно видит свой прогресс.

Важно замечать самое малое улучшение, успех своего ребёнка. Хвалите его!