РОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Сальникова Елена Ивановна

 

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается   с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

 Актуальность темы

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при воспитании музыкальных произведений.Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

 Цель: формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, его интересов, способностей, эстетического отношения к музыке.

 Задачи музыкального воспитания

-Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального слуха, музыкальной восприимчивости.

-Обогащать музыкальные впечатления детей (знакомить детей с разнообразными музыкальными произведениями).

-Знакомить с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим музыкальным навыкам, выразительности исполнения.

-Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, ладовый слух, чувство звуковысотности, формировать певческие навыки.

-Содействовать возникновению и проявлению музыкального вкуса.

-Развивать творческую активность во всех видах музыкальной деятельности (передача характерных образов в играх и хороводах, импровизация маленьких песенных попевок, умение музицировать, танцевать).

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Методы и приемы

Наглядный метод

Наглядно-слуховой – ведущий метод музыкального воспитания, т.к. без него неосуществимо восприятие музыки;

Наглядно-зрительный – вспомогательный метод, применяется для конкретизирования впечатления (иллюстрации, карточки с инструментами и т.д.).

Словесный метод – имеет универсальный характер. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение – таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании и образовании.

Практический метод состоит из ряда исполнительских приемов, необходимых для музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах).

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов должен применяться с нарастанием проблемности.

 Педагогические методы тесно связаны с методическими приемами.                                

Прием – это часть метода и выполняет при нем вспомогательную роль. Приемов много, и каждый педагог выбирает наиболее эффективные. Приемы различаются в зависимости от того, чему учит педагог - пению, слушанию, игре, танцу, и кого учит – младших или старших детей.

Методические приемы дополняют и конкретизируют методы. Пользуясь ими, воспитатель имеет возможность проявить свое педагогическое мастерство, выдумку и творческую инициативу.

 Музыкально-дидактические игры

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.

 

1 игра «Музыкальный кубик»

Цель: Закрепляют знания о музыкальных инструментах.

Задачи: Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг другу. Доставить детям радость от совместной игры.

На столе находятся детские музыкальные инструменты: ложки деревянные, барабан, бубен, маракас, дудочка, колокольчик. (Такие же детские музыкальные инструменты с их изображением размещаются на гранях кубика).

 Дети, стоят в кругу, передают кубик под веселую знакомую музыку со знакомыми славами:

Кубик движется по кругу, передайте кубик другу.

Кубик может показать, на чем тебе  теперь играть.

Бросающий кубик ребенок, называет картинку на верхней грани кубика (инструмент), берет его и играет заранее выученную несложную русскую народную мелодию или другую на выбор самого ребенка.

 В конце игры дети ему аплодируют. Ребенок возвращает инструмент на стол. Игра продолжается несколько раз по желанию детей.

Итог:

При подготовке игры учитывались  основные цели и задачи музыкально-дидактических игр.

Кубики легкие и нетравмоопасные. Данный игровой материал осваивается детьми, как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

В процессе игры дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируется необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

2 игра «Кто в домике живет»

(на развитие тембрового слуха)

Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с

определенным музыкальным инструментом.

Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик).

Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.

Итог:  На музыкальном занятии также активизировалась познавательная деятельность. Дети внимательно слушая произведение, при этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, перед детьми были  поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить. Все они справились со своей задачей.

 3 игра «Нам игрушки принесли»

Цель: развитие тембрового слуха.

 Игровой материал: музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Педагог: (берёт коробку, перевязанную лентой, достаёт оттуда кошку и поёт песню «Серенькая кошечка» В. Витлина.)

– В коробке лежат ещё музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт игрушки ребёнку. Тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передаёт игрушку другому ребёнку.

     

   Для родителей: мы предлагаем 

- Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей младшего  и старшего дошкольного возраста; Консультация для родителей на тему: «Русские народные песенки и потешки; Мастер-класс; Папки - передвижки для родителей по музыкальному воспитанию; Беседы с родителям и многое др.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры  раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.                                                                                             Встречайтесь с музыкой чаще, пусть она станет Вам другом и помощником. Если Вы развиваете у ребенка музыкальные способности, то значит, Вы развиваете его внутренний мир, его память, его фонематический слух, его координацию движению и ритмическую активность, его организованность и внимание. А разве эти качества не нужны современному человеку, чтобы быть мобильным, опытным и успешным? Так дайте пережить ребенку разнообразие чувств с разными музыкальными произведениями. Он станет уверенным в себе и чутким к окружающим.

 

Список используемой литературы:

1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования(пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

2.Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. Руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с., ил.

3.Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб.  для  учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Н.А. Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.: Под ред. Н.А.Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. -270 с.: нот.