Выступление на тему: «Основы религиозных культур и светской этики в начальной школе в рамках ФГОС».

Бокарева Ирина Дмитриевна

Выступление  на тему: "Основы религиозных культур и светской этики в начальной школе в рамках ФГОС".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleni_e_shmo.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:                            СОГЛАСОВАНО :                                УТВЕРЖДАЮ:                                                  

на заседании ШМО                         Зам. директора по УВР                         Директор МОУ «Средняя                                                                                    учителей начальной школы             ___________ Т. В. Стадник                общеобразовательная

Руководитель ШМО                                                                         школа № 2»  г. Истра                                                                                                                                                              __________Л. В. Салычева              « ____» _____ 20 __ г.                          ____________  И.И. Власов                                                                                        

« ____» _____ 20 __ г.                                                                       .        « ___» ______ 20 __ г.  

Выступление на тему:

«Основы религиозных культур и светской этики в начальной школе в рамках ФГОС».

Подготовил учитель начальных классов

            МОУ СОШ № 2 г. Истра

            Бокарева И.Д.

2020 год

Общие положения

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).
В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
в  программе обучения

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

«Современный урок — это прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, его активного умственного роста, формирования его нравственных основ» Ю.А.Конаржевский. 

Современное образование находится в процессе модернизации. Первым и наиболее важным этапом является внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где ведущей является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Немаловажное место в этом направлении занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики», целью которого является формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа. Воспитание в системе ценностей, раскрывающихся в мировых религиозных культурах, изучаемых в курсе ОРКСЭ, является устойчивой и совершенной системой воспитания, в которых никогда не изменят и не потеряют своего значения основные понятия: Добро, Зло, Любовь, Долг, Отечество.

В нашей школе был выбран модуль «Основы светской этики».

Цель изучения данного курса: формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению.

Курс интересен своим содержанием, способен расширить пространство воспитательной работы школы, направленной на воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине, ее людям, усвоение нравственных ценностей. В рамках плана действий по организации учебной, внеклассной и внешкольной работы по данному курсу изучается культура поведения. Как вид нравственных норм и форма проявлений нравственных качеств личности: справедливости, тактичности, внимательности, доброжелательности и др.; изучается культура личного самообслуживания, общения , труда. Младшие школьники изучают правила хорошего тона как соблюдение элементарных правил культуры поведения на улице, дома, в школе. Формы и методы работы разнообразны и все они направлены на развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникабельных УУД.

https://www.uchmag.ru/upload/catalog/posob/8/8/8813_/cover_image.jpeg

В процессе изучения данного курса на уроках использовала различные формы учебной деятельности: групповые, дискуссии, мини-проекты, творческие задания, проигрывание игровых ситуаций на уроке, разбор пословиц, анализ и сравнение разных точек зрения и т.д. Например, на уроках посвещенным темам: «Труд» и «Мое любимое дело» детям предлагалось презентовать то, чем они увлекаются. На уроке «Праздники народов России» учащиеся, работая в группах, узнавали историю и традиции празднования национальных праздникоа народов, населяющих Россию и расписывали пасхальное яйцо. На уроках проводится не мало бесед на этические темы, применяется диалоговая технология, ведь обсуждение в парах, общее обсуждение способствует развитию логического мышления, речевых умений, эмоциональной сферы личности ребенка, ребята учатся уважать и принимать мнение других.

Детям предлагались разнообразные домашние задания: работа с учебником (в котором есть после каждого параграфа дополнительные разнообразные задания), создание рисунков (например, тема «Дружба» — создание «созвездия друзей»), написание мини – сочинений («Традиции моей семьи», «Что значит быть патриотом», «Что значит уважать Отечество»), стихов («Мой друг»).

Духовно-нравственное воспитание школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями, что становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности. Дети совместно с родителями составляли генеалогическое древо своей семьи, помогали учащимся записать традиции своей семьи, родители приглашались с выступлениями на уроке: «Бережное отношение к родителям», семейные праздники и т.д.

Курс, по-моему, интересный, необходимый в современном обществе, но при его изучении возникали некоторые сложности:

- курс требует очень большой дополнительной подготовки к занятиям;

- не все родители помогают ребенку в изучении курса (зависит это и от личной заинтересованности педагога и мотивации родителей)

- отсутствие системы оценки достижений и результатов обучения, необходимо изыскивать другие способы мотивации учащихся;

- расширить УМК по данному курсу, модуль «Светская этика» ( разработать методические рекомендации по конкретному модулю и учебнику, разработать рабочую тетрадь, материалы в помощь учителю);

Несмотря на имеющиеся проблемы, в целом курс вызывает положительные эмоции. Учащиеся высказывают на уроках свое мнение, одобряют или осуждают, соглашаются или спорят. А именно в споре рождается истина.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности, духовности и творческого начала. Я думаю, что данный курс этому очень способствует.