Навстречу переменам: образовательные тренды ДО XXI века.

Третьякова Нина Анатольевна
«Мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, они продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась». Г. Драйден, Д.Вос.
По данным психологов, стереотип неуспешности формируется у ребёнка в самом раннем возрасте, до 3-х лет, то есть задолго до поступления в 1-й класс. А это значит, что инвестиции в дошкольное образование способны дать колоссальный эффект, гораздо больший, чем в среднее и высшее, как это ни странно. Тренды в образовании - это тенденции в его изменении. Система образования в будущем персональная, коллаборативная (совместная), эффективная. Крайне важным является персонализация, т. е. создание индивидуальной траектории развития личности. Путь воспитанника в образование будущего - это интеллектуальное развитие, приобретение социальных, управленческих навыков. Приобретение личного профиля компетенций.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сторителлинг. Подготовила Третьякова Нина Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №68 «Солнышко», г. Прокопьевск

Слайд 2

Техника «Сторителлинг» - искусство увлекательного рассказа. В переводе с английского сторителлинг (storytelling) означает рассказывание историй. Однако не каждую рассказанную историю можно отнести к сторителлингу. Как правило, в этот жанр входят цепляющие истории, которые захватывают внимание слушателя, воздействуют на его эмоции и чувства, при этом имеют определённую структуру. В начале разговора зритель видит кульминацию, а потом знакомится с историей. Сторителлинг в образовании — это создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять чувствами воспитанников, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах.

Слайд 3

5 приёмов для создания запоминающихся историй. Правило номер один: любая история должна вызывать эмоциональный отклик — например, сочувствие, сожаление, радость, праведный гнев, возмущение. При этом эмоции должны вызывать активное желание делиться ими и формировать чувство сопричастности. На ключевой мысли следует удерживать внимание аудитории всё время на протяжении истории . Попробуйте начать сторителлинг с освещения проблемы и продолжайте повествование, постоянно возвращаясь к ней. Хорошо запоминаются те истории, которые удивляют . Например, мы высоко ценим книги, где происходят неожиданные сюжетные повороты. Поэтому в своей истории можно оставить место для чего-то непредсказуемого и яркого. Ещё один вариант — описать ключевое событие, а затем вернуться назад, чтобы рассказать, как всё произошло. Сделайте участников истории похожими на реальных людей . Чем интереснее персонаж в вашей истории, чем ближе он к реальности, тем больше шансов, что историю запомнят и будут пересказывать. Укрепите доверие. Один из эффективных приёмов формирования и укрепления доверия аудитории — откровенно рассказывать о проблемах и не бояться показать, что спикер неидеален и совершает ошибки . Это сближает рассказчика и слушателя. Ещё один способ укрепить доверие и сформировать лояльность — донести через сторителлинг благородную цель .

Слайд 4

При создании сторителлинга рекомендуется следовать нескольким принципам: Вызовите эмоциональную реакцию, которой захочется поделиться с окружающими. Сформируйте у аудитории чувство сопричастности. Не распыляйтесь на множество смыслов. Выберите одну ключевую мысль и поддерживайте её по ходу всей истории. Создавайте напряжение и неожиданные повороты в истории. Показывайте реальных людей, с которыми аудитория хотела бы себя ассоциировать. Будьте искренними – это укрепляет доверие.

Слайд 5

Преимущества сторителлинга C сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти поход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, развивают фантазию, логику и повышают культурное образование. Дошкольникам сторителлинг помогает научится умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются в памяти надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала. Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких-смелыми, молчаливых-разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно! Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

Слайд 6

«Кубики историй» как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» И так! Игра начинается! Ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди так: первый кубик бросает ребенок, а следующий-воспитатель и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Слайд 7

Задания для «Кубиков историй» Бросить все 9 кубиков, выбрать один из них как точку старта и рассказать историю, сочетающую все выпавшие элементы. Выбрать заголовок или тему, бросить все 9 кубиков и рассказать историю, связав все выпавшие элементы. Например, с кубиками в наборе «действия» сочините историю: «Плохой день Семёна». Раздать кубики всем играющим. Один начинает. По очереди каждый бросает кубик и продолжает историю на основании выпавшей пиктограммы. Придумайте историю, связав все пиктограммы на одном выбранном кубике; «Главный герой». Сочините образ главного героя, выбрав три кубика. Может получиться индейское прозвище или имя и фамилия, и место, откуда герой родом или особенность внешности; «Помощники» Выберите только те пиктограммы, которые обладают общим качеством, например, «помогают людям»; Используйте кубики для обучения чтению и письму. Например, на специально подготовленных бланках с изображениями с кубиков, запишите слова, с которыми будете сочинять историю. Или, например, запишите всё, что на кубиках может быть съедобным! Найдите все картинки с признаками предметов- твёрдые, мелкие предметы и т.д. «Парочки» Подберите к предметам (цветок) признаки (пришелец) получится «неземной красоты цветок»; «Что общее?» Бросьте два кубика и сравните две картинки: найдите общее или отличия. Больше общего можно найти, смешав кубики из разных наборов. Главное творческий подход! Что общего между рыбкой и волшебной палочкой?

Слайд 8

Придумайте рифму к слову, обозначенному картинкой. Например, к картинке "пчела", можно подобрать рифму к словам, ассоциирующимся с картинкой- летать, жало, ой, крылышки, полоски, насекомое, испуг, глаз и т.д. «Словарь». Соберите всю информацию о слове, обозначенном картинкой (по возрасту). Например. Что? "фонтан" - существительное, глагол (что делает?) - «плещется, струится», прилагательное(какой?) - «серебристый, шумный, музыкальный» и т.д. «Энциклопедия». Выбери картинку и «расскажи 10 фактов о...» Сочини историю, но «не говори слово...» выберите запретное слово, например, из набора действий - «пошёл». Бросьте кубик и запомните картинку. Бросьте кубики снова и расскажите историю по картинкам, но с точки зрения первого выпавшего лица или предмета. Бросьте кубики и рассмотрите их все 30 секунд. Прикройте кубики и постарайтесь вспомнить картинки через минуту. Секрет: картинки легче запомнить, связав их мысленно в историю. «Башня» или «Вертикальная история». Выбирайте по кубику из разных наборов и сочиняя историю, складывайте кубики один на другой. Посмотрите, какую высокую башню получится построить! «Алфавит». Найдите по очереди картинки на букву «А», букву «Б» и т.д., используя не только прямое значение, например, «телескоп» может быть не только на букву «Т», но и на букву «Н» - небо или «З» звёзды. «Неожиданный поворот». Игрок номер один рассказывает свою историю (про кино, которое смотрел или сказку), второй игрок в это время бросает два кубика с точками до тех про, пока выпадет одинаковое количество точек на двух кубиках. Тогда он имеет право прервать рассказчика и, выбрав новую картинку, изменить сюжет истории. «Реклама». Сочините рекламную историю с целью похвалить или продать свой "продукт".

Слайд 9

«Кубики – историй» Сказка начинается… Жили были … Однажды, много лет назад … В некотором царстве, в некотором государстве … Когда – то давным – давно … Случилось это в одном маленьком городке …

Слайд 10

Основная сюжетная линия. Что произошло с героем? Кого он встретил или что нашёл? Что он планирует с этим сделать? Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряженнее.

Слайд 11

Кульминация Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта !

Слайд 12

Заключение Появляется решение поставленной проблемы Короткий вывод Итог рассказа