Зачет №1 по русскому языку 11 класс

Тазиева Ландыш Шагалиевна

Задания по изученному материалу по темам "Словообразование", Синтаксис простого

предложения", "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet_no1_russkiy_yazyk_11_klass_2014-2015.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Зачет №1 по темам «Морфемика и словообразование», «Словосочетание», «Части речи»

  1. Теория к заданиям В1, В2, В3

Типология заданий В1.

1.Определите, каким способом образовано слово.

2.Выпишите из предложения (предложений) слово, образованное приставочным (суффиксальным, приставочно-суффиксальным) способом.

 

На что обратить внимание:

1.Анализ смысловой связи производящего и производного слова.

Например, может показаться, что слово «безвольный» образовано от слова «вольный» приставочным способом. Но прилагательное «безвольный» означает «со слабой волей, слабохарактерный» и соотносится со словом «воля» - «способность осуществлять свои желания, цели». А слово «вольный» (свободный) образовано от существительного «воля» (свобода). Следовательно, анализируемое слово образовано приставочно-суффиксальным способом от слова «воля».

2.Бессуффиксный способ образования слов, которым образуются существительные от прилагательных и глаголов: широкий – ширь, глубокий – глубь, поливать – полив, выходить – выход.

3.Морфолого-синтаксический способ – появление новых слов в результате перехода одной части речи в другую. Наиболее часто в заданиях ЕГЭ встречается субстантивация – переход в существительные прилагательных и причастий: новенькая кофточка (прил.) – рассчитаться с новеньким (сущ.), присутствующие ученики (прич.) – назовите присутствующих (сущ.).

4.Образование наречий от прилагательных: бесчувственный – бесчувственно, суффиксальный способ (многие ошибочно считают, что слово образовано прист.-суф. способом).

 Кроме того, важно разграничивать омонимичные морфемы, не путая, например, окончание прилагательного (по нов-ому мосту ) и суффикс наречия (сделать по-нов-ому).

5.Образование причастий и деепричастий: только от глаголов, суффиксальным способом            6.Суффикс –ий-(-й-), выделяемый только с учетом фонетического состава слова. Суффиксальным способом образованы притяжательные прилагательные: лисий, заячий, помещичий и пр.(не путать с омонимичными окончаниями: синий, сельский). В формах мужского рода выделяется суффикс –ий-, а в формах женского , среднего рода и множественного числа – суффикс –й-: заяч-й-а, заяч-й-э, заяч-й-и.

    Целесообразно также включить такие примеры в материал для повторения:

 1)ворон – воронье (-й-о) – суффикс со значением собирательности;

 2)плясун – плясунья (-й-о) – суффикс со значением лица женского пола;

 3)зимовать – зимовье (-й-э) – суффикс со значением места действия;

 4)стул – стулья (-й-а) – формообразующий суффикс со значением множ.числа.

 

В 2.  Типология заданий.

Из предложения (предложений) выпишите все наречия (частицы, производные предлоги, краткие причастия, притяжательные местоимения, прилагательные в превосходной степени, неопределенные местоимения, наречия в простой сравнительной степени, сочинительные союзы, подчинительный союз и т.п.).

 

Особое внимание следует уделить таким частям речи, как местоимения, частицы, предлоги, союзы: как показывает практика, их различают особенно сложно. Кроме того, затруднения вызывают прилагательные и наречия в степенях сравнения, разграничение кратких прилагательных и наречий, союзов и союзных слов и омонимия внутри частей речи.

Остановимся на наиболее часто встречающихся в заданиях ЕГЭ случаях омонимии.

1.Переход в существительные:

 - прилагательных (думать о вечном);

 - местоимений (противник предложил ничью);

 - причастий (присоединиться к бегущим);

 - числительных (получил «два»).

2.Переход в прилагательные:

 - причастий (блестящий ответ);

 - числительных (первый ученик).

3.Переход в наречия:

 - деепричастий (подписать не глядя).

4.Переход в предлоги:

 - существительных (в течение суток);

 - наречий (сесть вокруг стола);

 - деепричастий (благодаря отцу я знаю немецкий).

5.Переход в частицы:

 - местоимений (ступай себе в синее море);

 - числительных (от этих диет один вред);

 - наречий (ты прямо герой);

 - глаголов (повозка было тронулась).

 

 В 3.   Типология заданий.

1.Из предложения (предложений) выписать словосочетание со связью согласование (управление, примыкание).

2.Определить тип связи в данном словосочетании.

На что обратить внимание.

 

Словосочетаниями не являются:

 - сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, пусть говорит;

 - сочетания слов в составе фразеологизмов: валять дурака, сломя голову;

 - подлежащее и сказуемое;

 - составные словоформы: более светлый, будет ходить.

 

 При согласовании зависимым словом может быть не только прилагательное, но и причастие, местоимение, порядковое числительное.

 Главный признак управления – падежный вопрос от главного слова к зависимому. Главным словом, кроме глагола, может быть причастие, деепричастие, существительное, прилагательное, числительное.

   В примыкании зависимым может быть любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).

 

 

 

Текст 1.

     1.На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире.2. Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился.3. Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядываясь слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. 4.Что виделось ему сейчас в этом мелководье? 5.О чем думал он?

      6.До недавнего времени он еще не знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, ч то создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. 7.Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нем постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ.8. Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Федор Федорович Ушаков, опальный русский флотоводец. 9.Сорок кампаний провел он, ни в одном сражении не потерпел поражения. 10.Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Федора Ушакова легендарным.11. Но мало кто помнил об этом тогда в России…

        12.Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своем окружении. 13.Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. 14.С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…

         15.Звуки того дня перемешивались в нем, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться.16. Он вспоминал о дальних походах и сражениях. 17.Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

      18.Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

 

Задания.

В 1.

1) Определите, каким способом образовано слово «современники» (предложение 12).

2) Определите, каким способом образовано слово «расстегнутый» (предложение 3).

3) Из предложений 12-14 выпишите слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.

4) Из предложений 14-15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

 

В 2.

1) Из предложений 1-5 выпишите наречия.

2) Из предложений 15-18 выпишите причастие (я).

3) Из предложений 1-4 выпишите страдательные причастия прошедшего времени.

4) Из предложений 8-11 выпишите притяжательные местоимения.

 

 

В 3.

 1) Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью согласование.

 2) Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью примыкание.

 3) Определите тип связи в словосочетании «сорок кампаний» (предложение 9).

 4) Определите тип связи в словосочетании «заставляя вздрагивать» (предложение 15).

 

 

 

Текст 2.

        1. Работы с лампой оказалось не больше чем на пять минут. 2.Просто испортился выключатель, и Юрочка, двадцатидвухлетний электромонтер, простой, славный малый, заменил его новым.

3.- Все в порядке.4. Можете теперь и по вечерам работать,- весело сказал он, пряча свои инструменты в чемоданчик.

       5. Когда Юрочка, помыв руки, вернулся в кабинет, Николай Иванович, пожилой профессор художественного института, известный художник, разливал ароматный чай. 6. На письменном столе у окна постлана была салфетка, стояли две чашки копенгагенского фарфора, стояла вазочка варенья, на тарелке лежали тонко нарезанные сыр и колбаса.

      7. - Ну зачем это? – запротестовал было Юрочка.

      8. – Надо, - сказал Николай Иванович. 9. – Скажу прямо, Юрочка, хочется мне с вами поговорить.

       10. Николай Иванович несколько раз зажег и потушил лампу, задумался. 11. Воцарилось молчание. 12. Юрочка спросил, как прошло обсуждение выставки.13. Он слышал, что картину Николая Ивановича очень хвалили.

       14. – А ну ее!..- отмахнулся Николай Иванович. 15. – Не хочется о ней говорить. 16. Ну похвалили.17. Ну и что?. 18. Я к этому уже привык…19. Нет, не о ней мне хочется говорить. – 20. Он ткнул папироску в пепельницу, сразу же потянулся за другой. 21. – О другом… 22. Хочется выговориться, - Николай Иванович вдруг остановился и, наклонив как-то набок голову, глянул на своего собеседника.

        23. Весь последующий рассказ Юрочка прослушал, упершись подбородком в сложенные на столе руки, глядя в окно, в розовое от заката, ничего не говорящее небо. 24. А рассказ был грустный. 25. Рассказ человека, который прожил длинную, нелегкую и небесполезную жизнь, а к концу ее обнаружил, что он совсем один. 26. Кругом люди, а он один. 27. Это трудно даже объяснить. 28. Есть друзья, знакомые. Студенты, есть жена, и все они его любят и уважают, а в общем – пустота. 29. И дело даже не в том, что вот уехала жена и за месяц написала только одну открытку, а в чем-то другом, в неумении быть хоть с кем-то совсем близким. 30. А это, вероятно, самое важное – знать, что ты необходим другим людям. 31. Тогда и они тебе будут нужны. 32. А так…

        33. – Я трезво смотрю, Юрочка, на себя и на свою жизнь. 34. Я знаю, какой я художник. 35. Я не обольщаюсь. 36. Так, на среднем уровне. 37. Профессионально крепкий, как принято говорить. 38. Все это я знаю…37. Другой на моем месте стал бы говорить о молодости, о прошедших годах, о том, что люди тогда были не те, «богатыри – не вы…». 40. Нет, не буду. 41. И богатырем я, по правде сказать, не был… 42. Мне просто грустно. 43. Грустно, потому что в жизни нужно чувствовать себя необходимым. 44. А я… я, в лучшем случае, лишь нужен… 45. Да и то не знаю, очень ли…

       46. – Я вспомнил случай, - Николай Иванович вытянул из кармана папиросу, - к слову, так сказать. 47 Случай на одном юбилее. 48. Рассказик короткий, не пугайтесь. 49. Отмечали какое-то «летие» одного старого, доброго, хорошего художника. 50. Его все любили. 51. По очереди все подымались на трибуну, читали адреса, говорили речи, обнимали старика, целовали. 52. И, ей-богу, все это было от чистого сердца. 53. Особенно меня тронули двое студентов. 54. Симпатичные такие ребята, в бархатных курточках, со славными, немного смущенными физиономиями. 55. Они как-то очень просто и хорошо обратились к старику. 56. Он даже прослезился. 58. А потом на лестнице я услышал их разговор – они меня не видели. 59. Один говорил другому: «Главное, на другой конец стола сесть (речь шла о предстоящем банкете), а то замучает старик разговорами – о цели жизни и как он свою прожил». 60. Сказали и побежали куда-то вниз…

       61. – Мне бы хотелось, Юрочка, - сказал Николай Иванович, глядя не на него, а куда-то в сторону, в угол, - мне хотелось бы, чтобы вы не думали, что я на что-то жалуюсь. 62. Просто хотелось поговорить. 63. Человеку, по-моему, иногда надо поговорить. 64. А вам верю я.                                 65. Несмотря ни на что…

 В 1.

 1) Определите способ образования слова «собеседник» (предложение 22).

 2) Из предложений 51-56 выпишите слово, образованное приставочным способом.

 3) Из предложений 62-65 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

 4) Из предложения 23 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

 5) Определите способ образования слова «молчание» (предложение 11).

 

В 2.

 1) Из предложений 12-13 выпишите подчинительный союз.

 2) Из предложений 61-65 выпишите наречия.

 3) Из предложений 56-60 выпишите притяжательные местоимения.

 4) Из предложений 29-31 выпишите прилагательное в превосходной степени.

 5) Из предложений 31-37 выпишите краткое прилагательное.

 

В 3.

 1) Определите тип связи в словосочетании «две чашки» (предложение 6).

 2) Из предложения 54 выпишите словосочетание со связью примыкание.

 3) Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание.

 4) Определите тип связи в словосочетании «рассказ человека» (предложение 25).

 5) Определите тип связи в словосочетании «хотелось поговорить» (предложение 62).