учебный курс по русскому языку

учебный курс для 9 класса "Коварные знаки препинания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kov.znaki_prep.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/

В.И. Залялова

Протокол №   _______              

от «____» __________2021 г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля  НМР РТ

_________/

Г.Р. Хайруллина

от «____» _________ 2021г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля  НМР РТ

______________/ И.И.Хабибуллин/

Приказ №  _______________

от «____»   _________  2021г.

 

Рабочая программа курса

«Коварные знаки препинания»

по русскому языку для 9  класса

Заляловой Венеры Иршатовны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля НМР РТ

                                             г. Нижнекамск, 2021 г

                     

                                    Планируемые результаты

                                             

                                              Личностные:

 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций. 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

 Метапредметные:

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

 Межпредметные понятия. Условием формирования межпредметных понятий является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования.

 При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

 • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

 • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Предметные:

Выпускник научится:

  владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

 использовать знание алфавита при поиске информации;

 различать значимые и незначимые единицы языка;

 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

 членить слова на слоги и правильно их переносить;

  определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  проводить лексический анализ слова;

  опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

 проводить морфологический анализ слова;

  применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

 находить грамматическую основу предложения;

  распознавать главные и второстепенные члены предложения;

 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и

морфологический анализ в практике правописания;

 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

 использовать орфографические словари.

:

       

                                    Содержание программы:

  1. Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.
  2. Назначение пунктуации – «держать текст» (К.Г.Паустовский). Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точки с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие  и их нормативное употребление.
  3. Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.
  4. Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
  5. Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового т интонационного принципов.
  6. Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.
  7. Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.
  8. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.

       Тематическое планирование с указанием количества часов

Введение

1

Назначение знаков препинания

5

Основные знаки препинания

2

Функционально-целевое использование пунктуации.

5

Разговорные конструкции и пунктуация

2

Структурные знаки препинания

4

рекламные знаки препинания

3

Исторические изменения в русской пунктуации

5

Комбинированные знаки препинания

3

Итоговая контрольная работа

2

Анализ контрольной работы                    

1

Повторение

1

                     

   календарно-тематическое планирование

       

         

 

      Тема урока

    Виды деятельности

Количество часов

             Дата

план

факт

1

Понятия нормы в русском языке.

лекция с элементами беседы

1

2

Пунктуационные нормы современного      

русского языка

лекция с элементами беседы

1

3

Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации.

Общие и ситуативные нормы.

анализ текста

1

4

Основные правила применения знаков препинания.

самостоятельный анализ текста

1

5

Обозначение границ предложений.

практикум обсуждения

1

6

Знаки разделения и знаки выделения.

практикум обсуждения

1

7

Основные знаки препинания и их нормативное употребление.

практикум

1

8

Нормативное употребление основных знаков препинания.

практикум

1

9

Стилистические аспекты пунктуации.

исследовательская работа в группах с текстами.

1

10

Знаки препинания в текстах разговорного стиля.

Практикум, обсуждение

1

11

Знаки препинания в текстах официально-делового стиля.

Практикум,  обсуждение

1

12

Знаки препинания в текстах художественного стиля.

Практикум,  обсуждение

1

13

Функционально-деловое использование пунктуации

Лекция, обсуждение

1

14

Разговорные конструкции

анализ текста

1

15

 Пунктуация при разговорных конструкциях

анализ текста

1

16

Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста.

лекция с элементами беседы

1

17

Структурный и смысловой принципы пунктуации.

разыгрывания речевых ситуаций

1

18

Экспрессивный синтаксис.

учебный театр:

разыгрывания речевых ситуаций

1

19

Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.

практикум

1

20

Специфика рекламных знаков препинания.

Концентрация в знаках препинания информационных качеств текст.

лекция с элементами беседы

1

21

Знаки препинания в рекламе.

ролевая игра: заказчик - авторский коллектив-потребитель-специалист

1

22

Знаки препинания в рекламе.

ролевая игра: заказчик - авторский коллектив-потребитель-специалист

1

23

Исторические изменения в русской пунктуации.

лекция

1

24

Нерегламентированная пунктуация:

историческая.

защита проектов

1

25

Нерегламентированная пунктуация:

концептуально обусловленная

защита проектов

1

26

Нерегламентированная пунктуация:

 собственно авторская

защита проектов

1

27

Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.

аналитическая работа с текстами современных авторов

1

28

Комбинированные знаки препинания

лекция

1

29-30

Комбинированные знаки препинания

практикум

2

31-32

Итоговая контрольная работа

анализ текста повышенной трудности

2

33

Анализ контрольной работы                    

Работа над ошибками

1

34

Итоговое занятие

Подведение итогов, рекомендаций

1

                             

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР