Мастер-классы

Гайнулина Наталья Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»»

Социально – реабилитационное отделение граждан пожилого возраста и инвалидов

МАСТЕР-КЛАСС

Изготовление пасхальных яиц в технике валяния из шерсти

http://www.sell-art.ru/images/2009/04/IMG_1703.JPG

                                                                                                                       

                                                                                                 Инструктор по труду социально-реабилитационного  

                                                                                                 отделения граждан пожилого возраста и инвалидов

                                                                                               

                                                                                                  Гайнулина Наталья Вячеславовна

Урай,  2014

История войлока

       Красивый. Теплый. Фактурный. Пластичный. Наполненный энергией природы. Войлок - один из самых древних видов полотен. На протяжении нескольких тысячелетий он согревает, оберегает и даже лечит человека.                                                                        

       Самые ранние подтверждения использования войлока датируются 3-2 тысячелетиями до нашей эры. Появление валяных полотен стало возможным благодаря одомашниванию овцы, хотя для изготовления шерстяных нетканых полотнищ использовались и козья, и верблюжья шерсть. Но эти войлоки были примитивными, грубыми и служили для покрытия жилищ, защиты ложа от холода, идущего от земли, и других хозяйственных нужд.

     Древние войлоки, сохранившиеся до наших дней, поражают не выцветшей за столетия яркостью раскраски, свободой и глубиной мысли мастера, многозначностью переданного в узорах художественного текста. Ведь войлок - это не только красивое полотно. Орнамент, украшающий его, не просто красив - он полон глубокого сакрального значения. Это своего рода послание богам и духам, оберег, рассказ о мифологии народа. Древние войлочные полотна - один из основных источников получения знаний об истории человечества; не менее значимый, чем керамика, берестяные грамоты или бронзовые изделия.

      О происхождении войлока сложено множество легенд. Так, например, его изобретение связывают с праведником Ноем, который выстелил овечьей шерстью пол в своем ковчеге. В течение всего времени плавания шерсть пропитывалась потом и мочой животных, которые, к тому же, постоянно топтались по ней. Так получился большой шерстяной ковер. Другая история утверждает, что первый войлок получился в результате воздействия пота и трения об обувь ног святого Кристофера, который, будучи вынужденным бежать от своих гонителей, выстелил овечьей шерстью внутреннюю поверхность сандалий. Но, наверное, достоверно мы никогда не узнаем, как и кем именно был изобретен войлок. Да и спорить о первенстве какого-либо народа в освоении этих знаний можно бесконечно. Так ли важно установить чье-либо преимущество? Ведь главное, в чем единодушны все истории о рождении войлока, это в утверждении его непростого, можно даже сказать, "святого" происхождения.

Естественно, такая трактовка истории появления войлочных полотен неслучайна. Она связана с огромной ролью, которую сыграли эти знания в развитии истории человечества.    

      Судя по результатам исследований современных археологов, можно сказать, что войлок был одним из основных гарантов цивилизации. Ведь именно даруемые им тепло и защита позволяли человеку не тратить все силы на борьбу за выживание, а освободить время для совершения открытий и изобретений.

Историки давно доказали, что народ, владеющий мастерством валяния войлока, оказывался в более сильной позиции, чем соседи. В частности, войлочные полотна использовались для обеспечения комфорта воинов в походах и сражениях. Гунны смогли осуществить свои захватнические походы, выдержать морозы и пронизывающие горные ветры благодаря одежде и жилищам из войлока. А древние римские воины во многом обязаны своей непобедимостью войлочным прослойкам между доспехами и нательной одеждой. Они позволяли солдатам, несмотря на тяжелые железные доспехи, чувствовать себя комфортно и свободно двигаться в сражении.

Особенно развито производство войлока было на северо-востоке. В суровых условиях переменчивого климата Горного Алтая и Монголии теплая непродуваемая шерстяная ткань спасала людей от пронизывающих ветров и холода. К тому же, используя разнообразные техники декорирования, мастера- валяльщики создавали поистине монументальные и прекрасные шедевры. Важной вехой в истории войлока стало выведение в Испании овец мериносовой породы. Тонкие нежные волокна шерсти этих животных позволили полотну стать более мягким и эстетичным. С этого момента войлок стали использовать и в производстве одежды.

        Современный войлок, конечно, значительно отличается от древнего. Благодаря изобретению множества химических красителей, иглопробивным машинам и другим завоеваниям эпохи технического прогресса, дизайнеры могут создавать самые прихотливые формы. На смену валенкам пришли модельные сапоги и босоножки из войлока, благодаря изобретению LED-ламп появились войлочные светильники. Разнообразная металлическая фурнитура сделала возможным создание причудливых форм войлочных сумок и кошельков. Появилась техники нунофелтинга и шибори.

За войлоком, будущее еще и потому, что процесс валяния войлока - настоящее искусство. Оно основывается на том, что шерсть - не просто послушный материал в руках художника. Она имеет свой характер. Поэтому создание войлочного изделия - это своего рода диалог Художника и Материала. Результаты этого симбиоза всегда по-своему неожиданны и прекрасны. Европейская традиция создания войлочных полотен и объемных форм необыкновенно развита. Прихотливость форм, самобытность и полет фантазии по-настоящему поражают.

      В России работа с художественным войлоком была некоторое время, мягко говоря, не распространена. Можно сказать, как и большинство народных ремесел, мастерство валяния было на "нелегальном положении". Причиной этому, вероятнее всего, стал неофициальный запрет на народное искусство, ведь фольклор и ремесла позволяют человеку особенно чувствовать свою Свободу, свою связь с Природой. А Свобода и тоталитаризм, как известно, не уживаются.

И тем прекраснее, что в последние годы искусство валяния становится все более популярным. Самобытность русских мастеров за недолгое время возрождения валяния в России позволила им по праву занять достойное место в ряду лучших мировых художников. И, наверняка, список имен русских Мастеров Войлока, известных всему миру, еще не закончен...

Тема:     Изготовление пасхальных яиц в технике валяния (сухого).

Цель:    Научиться технологии изготовления пасхального яйца в технике сухого валяния.

Задачи:    - познакомиться с техникой валяния;

                  - изготовить пасхальное яйцо в технике сухого валяния.

     

         
      Познакомьтесь с одним из видов валянием из шерсти – сухим валянием (мы не используем ни воду, ни мыло).
Техника сухого валяния (фильцевания) мне понравилась тем, что не требуется ни много места, ни много инструментов, в любой момент можно прервать свое рукоделие. Единственный специальный инструмент - это иглы для сухого валяния, фильцевания. Довольно быстро можно свалять пасхальное яйцо из шерсти.

Материалы для сухого валяния

Для сухого валяния из непряденой шерсти начинающим и мастерам валяния понадобится:

1. Непряденая шерсть – шерсть для валяния. 
2. Специальные иглы для валяния (фильцевания) разного размера.
3. Поролоновая губка (толстая).
4. Синтепон.

      Шерсть для валяния бывает разных цветов, поэтому при планировании валяного яйца нужно представлять как будет выглядеть ваше изделие. В данном мастер-классе по валянию вам понадобится один цвет. 
Можно было яйцо свалять из другого оттенка шерсти, но я остановлюсь на одном.

Можно валять только из шерсти, но это очень не экономно, синтепон гораздо дешевле непряденной шерсти.
      Часто прибегают к такому методу. Валяют форму из синтепона, а затем делают оболочку из шерсти для валяния.
Необходимо помнить, что при валянии изделие дает усадку – сваливается.
Следовательно, исходного материала нужно взять больше желаемого размера.
Мастера валяния утверждают, что на одну треть происходит усадка.

Делаем основу под валяное яйцо

Синтепон наполнитель для валяной мыши Начало сухого валяния

      Итак, берем комок синтепона, формируем их него яйцо и немного ее прифильцовываем. Что это значит?
Начинаем тыкать в комочек поролона иглой для валяния большого размера (№ 90 или № 70), волокна в синтепоне под таким воздействием начинают сваливаться, и комочек начинаем становиться более твердым и сформированным.

      Иголки очень острые. Аккуратно производите проколы изделия, чтобы не травмироваться. Все работы по фильцеванию производятся только на толстой поролоновой губке, которая эффективно предохраняет от уколов пальцев. Я использую плотную губку для мытья машин. На весу, держа в руках заготовку, фильцевать ни в коем случае нельзя. Если соблюдать эти правила, то ваше рукоделие доставит только радость.
Еще иглу необходимо держать перпендикулярно поверхности валяния, чтобы не сломать ее.

Готовая основа для валяния Обернуть шерстью

       Теперь необходимо обложить наш немного сформированный синтепон шерстью нужного цвета. Для этого мы отслаиваем кусочки шерсти от большого мотка и выкладываем на форму из синтепона несколькими слоями, перпендикулярными друг другу. Когда синтепон уже перестал просматриваться сквозь слои шерсти, можно начинать основное валяние яйца. Начинаем опять обрабатывать большой иголкой, а когда достигнем хорошей поверхности (волокна перестанут отделяться, т.е. произойдет валяние войлока), переходим к так называемой чистовой обработке иглой меньшего размера (№ 50 или № 45). Поверхность становится более ровной и без дырочек, которые остаются от большой иглы.

http://www.sell-art.ru/images/2009/04/IMG_1695.JPG

Вот такие валяные яйца должны у вас получиться.

Непосредственно на эти яйца у меня ушло примерно 90 гр. синтепона, 80 гр. шерсти для валяния  и 3-4 часа рукоделия своими руками.

Мы с вами научились валянию пасхальных яиц из шерсти.
Фильц же позволяет сделать абсолютно любую форму, разных цветов. Что же будет конечным произведением, решает только полет вашей фантазии.

http://pics.livejournal.com/espumante/pic/000ch0k6



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»»

Социально – реабилитационное отделение граждан пожилого возраста и инвалидов

МАСТЕР-КЛАСС

"Кукла-коза"

Кукла коза

                                                                                                 Инструктор по труду социально-реабилитационного  

                                                                                                 отделения граждан пожилого возраста и инвалидов

                                                                                               

                                                                                                  Гайнулина Наталья Вячеславовна

Урай,  2015 г.

       Традиционно Коза символизирует богатство, обильный урожай,   здоровье, жизнеспособность. А так же прекрасный образ новогоднего праздника и веселья. Куклу Козу делают на Святки, когда празднуют переход к новому году, и она помогает заложить образы новой жизни, в  которой сбываются наши желания.

Лыко куплено в хозяйственном магазине и постирано. (В магазине спрашивайте кисти для побелки.) Длина кисти из лыка была 50 см, сложенное пополам определило размер куклы (без рожек) 25 см. Вся кукла — 48 см. Кистей истрачено не менее четырёх. Лыко в кистях только сверху, внутри хлам. Поэтому покупайте для куклы Козы не менее 5 кистей. Лучше пусть останется, чем окажется недостаточно. Кукла делается на крестовине 28 см и 22 см.

Делаем из лыка заготовки для морды-тела, для рожек, для рук, ушей, бороды. Подбираем красивый лоскут для платья 22х36 см. Подбираем и определяем заплетать косы или обмотать и какими нитками? Я сразу решила, что рога у моей Козы будут крепкими, торчать вверх, в красной оплетке. Приготовим разные обрядовые предметы для Козы.

Материалы для куклы козы

Рога для козы обвязываем лентой

Рога козы обвязываем ленточкой, можно просто сделать косы из лыка, складываем пополам и фиксируем веревочкой. Коза у нас будет на крестовине, поэтому сразу привязываем рога к ней.

делаем заготовку для ушей

Делаем заготовку для ушек козы. Аккуратненько подрежьте наискосок.

формируем мордочку козы

Формируем голову куклы козы, можно взять элластичную ленту, она надежно зафиксирует рога, уши и голову.

Делаем руки

Делаем руки. Для удобства дальнейшей работы, прихватываем в трех местах.

http://rastemvrossii.ru/sites/default/files/master-klass/0_64476_151f8adf_xl.jpg

Ну и формируем тело.

Делаем сарафанчик

Одеваем нашу козу в красивые праздничные одежды. Заднюю часть сарафана обматываем и обвязываем спереди. А переднюю часть обмотаем назад.

Одеваем сарафанчик

Переднюю часть сарафана заводим назад. Одеваем "сарафанчик" из лыка через шею козе.

Накидываем бороду (определяемся с её длиной), закрепляем сверху, а затем и поясом, на который навешиваем обрядовые предметы. Завязываем на рогах, руках яркие ленты. Бусы одни надеваем на шею, другие вешаем на пояс

Наряжаем козу бусами и лентами

Вот такая веселая, нарядная коза у Вас получится и будет вам счастье и богатство весь год!



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»»

Социально – реабилитационное отделение граждан пожилого возраста и инвалидов

МАСТЕР-КЛАСС

 ТРЕНИРОВКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

У ПОЖИЛЫХ БОЛЬНЫХ

http://jv.ru/i/indoc/dd/blog_entry_94035_1307025931.jpg     

                                                                               

                                          Разработчик:  Гайнулина Наталья Вячеславовна

                                                                                                                             

                                          Инструктор по труду социально-реабилитационного  

                                          отделения граждан пожилого возраста и инвалидов                                                      

                                                                           

г. Урай,  2013

Введение

        Все знают, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи и интеллекта. Объясняется это тем, что зона мозга, отвечающая за движения рук очень близко расположена к зоне, отвечающей за речь.

        Так же и у пожилых людей функции мышления, памяти, речи напрямую зависят от мельчайших движений рук. Те, кто вяжет, вышивает или занимается мелкой ручной работой дольше сохраняют светлую голову. Иногда подвижность и чувствительность пальцев ухудшаются вследствие болезни. В этом случае, тем более, необходимо тренировать мелкую моторику, разрабатывать мелкие суставы, возвращать ловкость рукам.

Однако! Для многих пациентов, перенесших инсульт, процесс реабилитации заканчивается в лучшем случае курсом физиотерапевтической помощи или путевкой в специализированное санаторно-курортное учреждение.  Пациент и его родные  остаются наедине со своими проблемами, в полной социальной и психологической изоляции, сами, своими силами, как могут, стараются восстановить утраченные функции, используя  методики непрофессионально, И как следствие, реабилитация после инсульта в домашних условиях сводится всего лишь к уходу за больным,  удовлетворению его основных потребностей, профилактике кожных заболеваний.

      Систематически выполняя упражнения для пальцев, уже через неделю пациенты ощущают улучшение состояния. При острых заболеваниях облегчение наступает через несколько дней, а то и часов.  При хронических недугах стойкий эффект наступает по прошествии нескольких недель.

     В отделении  с 2013 года накоплен опыт по оказанию социально – педагогических услуг, направленных на восстановление мелкой моторики кисти рук у пожилых и больных людей. Предлагаю вашему вниманию методы, которые по наблюдениям, дали наиболее стойкие  положительные результаты:

- крупотерапия;

- пальчиковая гимнастика;

- применение специализированных массажеров и тренажеров.

Итак: целью данных методов является:  

 -   разработка мелких мышц кисти рук;

 -   увеличение объема движения, в том  числе  хватательных  движений    

     кисти  руки;

 -  восстановление навыков самообслуживания;

 -  снятие психоэмоционального напряжения, улучшение памяти, повышение иммунитета.

  Крупотерапия.

     Занятия крупотерапией должно проводиться в следующем порядке: Сидя за столом, руки лежат на столе, расслабленные. Длительность выполнения  индивидуальна от 3 до 7 минут.

    Упражнение 1.

    На индивидуальную салфетку выкладываем крупу гречки или риса, ложем сверху крупы обе кисти рук, делаем круговые движения кистями рук не нажимая на крупу. Постепенно движения усиливаем. Продолжительность упражнения 3-7 минут.

   Упражнение 2.

    Катание каждым пальцем руки крупы по очереди. Участвуют при этом и правая и левая конечность. Продолжительность упражнения 3-7 минут.

 

 Упражнение 3.

   Для этого упражнения нам понадобятся крупы гороха, бобы, пшена. На салфетке из круп выкладываются геометрические фигуры (квадрат, треугольник и.т.д.). Участвует левая и правая конечность. Продолжительность упражнения 3-7 минут.

   Упражнение 4.

   Усложняем упражнение 3. Выкладываем фигуры, при этом берём крупу по очереди, каждым пальцем правой, затем левой руки, сдавливая кончиками пальцев рук зернышко. Продолжительность 3-7 минут.

  Упражнение 5.

  Комбинируем крупы, крупные и мелкие (горох-пшено) и.т.д.

На индивидуальные салфетки выкладываем больной конечностью узоры цветов, орнаментов. Продолжительность 3-7 минут.

  Упражнение 6.

   Упражнение на расслабление мышц рук. Поднимаем руки вверх и резко опускаем их вниз. Продолжительность упражнения 1-2 минуты.                                              

    Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно. Только тогда достигается наибольший эффект.

        Огромное значение имеет настрой, с которым выполняются упражнения. Приступая к занятиям, вы должны быть абсолютно спокойны и уверены в том, что эти занятия принесут вам облегчение. Забудьте о неприятностях и огорчениях.

Пальчиковая гимнастика.

1) Перед игрой обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить  клиента  к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2) Перед началом упражнений  разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3) Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4) Выполняйте упражнения вместе с клиентом, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5) При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6) Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7) Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили  радость.

8) Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости оказывается помощь.

9) В идеале: каждое занятие имеет свое название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

10) При повторных проведениях игры люди нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, люди произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

11) Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию клиента.

12) Не ставьте перед клиентом несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у пожилых граждан и инвалидов ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13) Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Упражнения для рук (повторять 5 раз)

1.    Сжать пальцы в кулак, затем растопырить в разные стороны.

2.    Потереть ладони друг о друга круговыми движениями.

3.    Быстро растереть ладони друг о друга до ощущения тепла.

4.    Погладить колени.

5.    Поцарапать стол, как кошка.

6.    Пальцы сгибать и разгибать в малых суставах

7.    Поворачивать ладони вверх вниз.

8.    Положить ладони на стол, поднимать по 1 пальцу.

9.    Ладони на ребро, пальцы в колечки соединяем поочередно. Соединить большой и указательный пальцы рук, растопырить. Затем большой и средний, растопырить. Большой и безымянный, растопырить. Большой и мизинец, растопырить.

10.  Щелбаны. Выполнять всеми пальцами поочередно.

Применение специализированных массажеров и тренажеров.

     Су-Джок терапию – можно отнести к наилучшим методам самопомощи. Су-кисть, Джок- стопа. Системы соответствия  всех органов тела на кистях и стопах – это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья, с помощью воздействия на определенные точки.

        Упражнения.

  1. Положить кисть левой руки на стол, ладонью к верху. Взять шарик массажный «Су-Джок» в правую руку прокатывая шарик, надавливая от кончика пальцев до основания кисти. Упражнение длится 5 мин. Затем меняются руки.
  2.  Взять массажный шарик «Су-Джок» в правую руку, локти поставить на стол чтобы был упор левой рукой накрыть правую руку и прокатать шарик. Длительность 5 мин.
  3. Положить кисть правой руки на стол ладонью вверх, левой рукой взять массажный шарик и от кончиков пальцев точечными движениями надавливаем по  всей ладони (по направлению к себе). Упр. Длится 5 мин. Затем меняем руки.
  4. Массажные кольца поочередно одеваем на пальчики и прокатываем по всему пальцу, сжимая колечко на суставчиках. Упражнение длится  7 мин.
  5. Массажный шарик «Су-Джок» прокатывайте между ладонями, прижимая с усилием. Упражнение длится 3-5 мин.

             

Список использованной литературы

1. Багель В.Б., Смычек В.Б.             Реабилитация в неврологии. – М., 1972.

2. Бут Лини                           Здоровье на кончиках пальцев, Астрель, 2007

3. Журнал «Физиотерапия» №2.      Бальнеология, реабилитация. –    

                                                               Медицина, 2007.

4. Носвитцкий В.В., Гольдберг Е.Д.        Патофизиология. – Тольятти,

                                                                      2001. Гурленя Г.З.        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: