Кружок "Резьба по дереву"

Яшина Марина Александровна

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 84»

Принята на заседании

педагогического  совета

от «30» августа 2019 г.

Протокол № 1

.

Утверждаю:

Директор МАОУ «Школа №84»

__________________ /В.А.Ижеровская/

Приказ № 293

от «30» августа 2019 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа художественной направленности

«Резьба по дереву»

Возраст обучающихся: 11–13 лет

Срок реализации: 1 год

                                                               Автор-составитель:

                                                                учитель технологии

                                                                                 Яшина Марина Александровна

г. Нижний  Новгород

2019 г.

Содержание

Название

Стр

1

Пояснительная записка

3

2

Учебный план

9

3

Содержание учебного плана

10

4

Календарный учебный график

13

5

Методическое обеспечение и формы подведения итогов

15

6

Условия реализации программы

17

7

Список литературы

19


Пояснительная записка.

 Настоящая дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа «Резьба по дереву» разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и общее образование В.А.Горского М.: Просвещение. 2010

- Методические рекомендации, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09–1672

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);

-  На основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Индустриальные технологии». V-VII классы под редакцией В.Д. Симоненко, Ю.Л.Хотунцева (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263);

-С базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004);

Цель программы – сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение  потребности в практической деятельности с инструментами.

Актуальность – данной программы  заключается  в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа  содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе  рассмотрены  технологии выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, начиная  с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Общая характеристика учебного курса

Программа курса внеурочной деятельности  рассчитана  на 1 год обучения, носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладная;

По типу – модифицированная;

По уровню освоения –  углубленный уровень.

В рабочей программе курса  внеурочной деятельности «Резьба по дереву» отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые все шире используются в системе школьного и дополнительного образования.

Курс внеурочной деятельности «Резьба по дереву»  разработан для  занятий с учащимися во второй половине  дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения, разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.  

Важным направлением в содержании курса внеурочной деятельности  является общекультурное воспитание школьников. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, к жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции общекультурного воспитания, задачами привития школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков курс внеурочной деятельности  выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Основные учебно-воспитательные задачи  курса внеурочной деятельности «Резьба по дереву» это:

Обучающие

  • Формировать пространственное представление, художественно – образное   восприятие действительности;
  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
  • Изучить  технологию работы лобзиком;
  • Изучить технологию работы выжигателем;
  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Развивающие:

  • Развивать художественно – творческие способности учащихся;
  • Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
  • Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным  направлениям народного творчества;
  • Развивать  терпение, настойчивость, трудолюбие;
  • Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

Отличительной особенностью данной программы от других - заключается в том, что она нацелена на освоение работы с древесиной,  лобзиком и художественным  выжиганием по дереву.

Обучающиеся  могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию, и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий разнообразна: может быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы.

В реализации данной программы участвуют

Дети в возрасте 11-13 лет.

Срок реализации программы  1 год.

Обучение рассчитано на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Разработанный курс программы по своему тематическому содержанию применим как для учащихся среднего, так и для старшего звена

Форма занятий: занятия проходят в столярной мастерской в различной форме это

  • Объяснения
  • Практические занятия
  • Беседы и рассказы
  • Показ презентаций и видеофильмов по изготовлению изделий
  • Выставки

Методы обучения

  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
  3. Практические: практические занятия;
  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества на уровне школы
  2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного или технического творчества, конкурсах различного уровня.

Итогом года обучения является выставка творческих работ  и изготовление стендов, оформление фойе школы или класса,  участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного или технического творчества.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Ожидаемые личностные результаты освоения программы:

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Ожидаемые метапредметные результаты освоения программы:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Характеристика ожидаемых предметных результатов курса внеурочной деятельности

В результате прохождения данного курса внеурочной деятельности дети

 Будут  знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка, электролобзика);
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.

Будут  уметь: 

  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности работы с различными инструментами;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;  
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
  • экономно расходовать материалы и электроэнергию.

Будут  владеть:

  • основными ручными инструментами по обработке, резьбе и мозаике по дереву;
  • технологией выполнения операции сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
  • основными элементами графической грамотности;
  • технологией выполнения плоскостной разметки;
  • техникой разработки и составления композиции для различных видов резьбы;
  • технологией выполнения декорирования изделий - различными видами резьбы.

Учебный  план

1 год обучения 68 часов

№ п/п

Содержание темы

Количество часов

Планируемые результаты

дата

Всего

Теория

Практические работы

Регулятивные УУД:

принятие учебной цели;

выбор способов деятельности;

планирование организации контроля труда;

организация рабочего места;

выполнение правил гигиены учебного труда.

 Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (40 часов)

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

1

1

1.2.

Основы материаловедения.

1

1

1.3.

Материалы, инструменты и приспособления.

2

1

1

1.4.

Виды  резьбы  по  дереву.

2

1

1

Познавательные  УУД:

сравнение;

анализ;

систематизация;

мыслительный эксперимент;

практическая работа;

усвоение информации с помощью компьютера;

работа со справочной литературой;

работа с дополнительной литературой.

1.5

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.

2

1

1

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

4

-

4

1.7

Сборочные и отделочные работы.

4

1

3

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

2

1

1

1.9

Работа над конструкцией изделия.

2

-

2

1.10

Изготовление изделия.

16

-

16

Личностные УУД:

самопознание;

самооценка;

личностная ответственность;

адекватное реагирование на трудности.

1.11

Отделка изделия.

4

1

3

40

8

32

Раздел II.  Художественное  выжигание (28 часов)

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

1

1

2.2

Декорирование изделий выжиганием

2

1

1

Коммуникативные УУД:

умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.;

умение выделять главное из прочитанного текста;

слушать и слышать собеседника, учителя;

задавать вопросы на понимание, обобщение.

2.3

Основы композиции.

2

1

1

2.4

Подготовка заготовок к работе

3

1

2

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

4

1

3

2.6

Основные приёмы выжигания.

         3

1

2

2.7

Технология  выполнения приёмов выжигания

3

1

2

2.8

Отделка изделия.

3

1

2

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

7

1

6

28

9

19

Содержание учебного плана

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (40 часов)

Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

 Теория. Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при работе на производстве художественных изделий. Опрос.

Тема 1.2. Основы материаловедения

Теория.  Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления

Теория. Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Тема 1.4. Виды  резьбы  по  дереву.

Теория.  Народные художественные традиции; Виды   и особенности резьбы  по  дереву.  Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание

Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Теория. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком

Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь).

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.

Теория. Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.

Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к вазочке для конфет.

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.

Теория.  Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.

Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для вазочки.

Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

Теория. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты и полосы;

- сетчатый орнамент.

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.

Теория. Работа над конструкцией изделия.

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа:  сборка вазочки для конфет

Тема 1.10. Построение орнамента.

Практическая работа: перевод рисунка  и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.

 -Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Тема 1.11. Отделка изделия.

Практическая работа: отделка изделия.

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- облицовывание шпоном;

- циклование и шлифование;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 1.12.  Изготовление изделия.

 Практическая работа: выполнение настенного панно

 Раздел II.  Художественное  выжигание (28 часов)

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Теория  Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем

 Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- правила санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.

 Теория Технология декорирования изделий выжиганием

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.

Теория Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем.

- Основы композиции.

- Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Тема 2.4. Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа: подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине

- Основные требования к инструменту;

- уход за инструментом.

Тема 2.5. Теория Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

 - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:  выполнение контурного  выжигания

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.

Теория Технология  основных приёмов выжигания.

Практическая работа:  совершенствование приёмов выжигания.

Тема 2.7. Технология  выполнения приёмов выжигания  

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно  

Тема 2.8. Отделка изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно  

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа: выполнение настенного панно

 - Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом.  

        

Календарный учебный график

№п/п

Тема занятия 

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Организационный урок. Вводное занятие. Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности.

2

02.09

04.09

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (40 часов)

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

1

09.09

1.2.

Основы материаловедения.

1

11.09

1.3.

Материалы, инструменты и приспособления.

1

13.09

Материалы, инструменты и приспособления.

1

16.09

1.4.

Виды  резьбы  по  дереву.

1

18.09

Виды  резьбы  по  дереву.

1

23.09

1.5

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. (2 часа)

1

25.09

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.

1

30.09

1.6

Технические приёмы выпиливания  орнамента.

(5 часа)

1

02.10

Технические приёмы выпиливания орнамента.

1

07.10

Технические приёмы выпиливания орнамента.

1

09.10

Технические приёмы выпиливания орнамента.

1

14.10

Технические приёмы выпиливания орнамента.

1

16.10

1.7

Сборочные и отделочные работы. (3 часа)

1

21.10

Сборочные и отделочные работы.

1

23.10

Сборочные и отделочные работы.

1

28.10

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. (2 часа)

1

28.10

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

1

06.11

1.9

Работа над конструкцией изделия.(2 часа)

1

11.11

Работа над конструкцией изделия.

1

13.11

1.10

Изготовление изделия. (16 часов)

1

18.11

Изготовление изделия.

1

20.11

Изготовление изделия.

1

25.11

Изготовление изделия.

1

27.11

Изготовление изделия.

1

02.12

Изготовление изделия.

1

04.12

Изготовление изделия.

1

09.12

Изготовление изделия.

1

11.12

Изготовление изделия.

1

16.12

Изготовление изделия.

1

18.12

Изготовление изделия.

1

23.12

Изготовление изделия.

1

25.12

Изготовление изделия.

1

13.01

Изготовление изделия.

1

15.01

Изготовление изделия.

1

20.01

Изготовление изделия.

1

22.01

1.11

Отделка изделия. (4 часа)

1

27.01

Отделка изделия.

1

29.01

Отделка изделия.

1

03.02

Отделка изделия.

1

05.02

Итого

40

Раздел II.  Художественное  выжигание (28 часов)

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

1

10.02

2.2

Декорирование изделий выжиганием.(2часа)

1

12.02

Декорирование изделий выжиганием.

1

17.02

2.3

Основы композиции. (2 часа)

1

19.02

Основы композиции.

1

26.02

2.4

Подготовка заготовок к работе. (3 часа)

1

02.03

Подготовка заготовок к работе.

1

04.03

Подготовка заготовок к работе.

1

11.03

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием. (4 часа)

1

16.03

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

1

18.03

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

1

23.03

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

1

25.03

2.6

Основные приёмы выжигания. (3 часа)

1

30.03

Основные приёмы выжигания.

1

01.04

Основные приёмы выжигания.

1

06.04

2.7

Технология  выполнения приёмов выжигания (3 часа)

1

08.04

Технология  выполнения приёмов выжигания

1

13.04

Технология  выполнения приёмов выжигания

1

15.04

2.8

Отделка изделия. (3 часа)

1

20.04

Отделка изделия.

1

22.04

Отделка изделия.

1

27.04

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. (9 часов)

1

29.04

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

1

06.05

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

1

11.05

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

1

13.05

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

1

18.05

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

1

20.05

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

1

25.05

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

1

27.05

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Подведение итогов

1

28.05

Итого

28

ИТОГО

68


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

по разделам и темам

№ п/п

Наименование раздела и темы

Форма занятий

Приемы и методы

Форма подведения итогов

Средства обучения

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Беседа

Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований

Вводная диагностика

Раздаточный материал

1.2.

Основы материаловедения.

Объяснение

Словесно-наглядный

Обобщающая беседа

Презентация

1.3

Материалы, инструменты и приспособления.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, знания правил Т/Б

инструменты и принадлежности

1.4.

Виды  резьбы  по  дереву.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

Презентация, видео, инструменты и принадлежности

1.5.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

Видеоролик

инструменты и принадлежности

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

Видеоролик

инструменты и принадлежности

1.7

Сборочные и отделочные работы.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

Презентация

инструменты и принадлежности

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

Презентация

инструменты и принадлежности

1.9

Работа над конструкцией изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.10

Построение орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.11

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.12

Изготовление изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Раздел II.  Художественное  выжигание

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Беседа

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.2

Декорирование изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.3

Основы композиции.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.4

Подготовка заготовок к работе.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.6

Основные приёмы выжигания.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.7

Технология  выполнения приёмов выжигания

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.8

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Условия реализации программы

Направление работы в большой степени зависит от материальной базы школы.

В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности – столярная мастерская.

Для воплощения творческих идей учащимся требуется большое количество разных материалов: древесина, фанера, лобзики, пилки для лобзиков,  наждачная бумага, лак для древесины. Этот материал ребята приносят самостоятельно. Школа обеспечивает всем необходимым инструментом. Также используются компьютер, принтер, проектор. В мастерской имеется как ручной инструмент для работы с древесиной, так и электроинструмент.

Техническое оснащение занятий

Перечень инструментов, необходимых для реализации программы

  1. Пилы продольные.
  2. Пилы поперечные.
  3. Лобзики.
  4. Рубанки.
  5. Напильники.
  6. Наборы надфилей.
  7. Набор стамесок.
  8. Набор ручных столярных инструментов.
  9. Молотки.
  10. Киянки.
  11. Стусло.
  12. Струбцины.
  13. Отвертки.
  14. Угольники деревянные.
  15. Линейки металлические 30см.
  16. Угольники пластмассовые.
  17. Чертежные принадлежности.
  18. Перечень станочного и прочего оборудования
  19. Станок токарный по дереву.
  20. Станок сверлильный.
  21. Электрорубанок.
  22. Верстаки столярные.
  23. Перечень расходных материалов
  24. Дерево разных пород.
  25. Фанера 3-10 мм.
  26. Шпон.
  27. Пилки для лобзиков.
  28. Шкурка.
  29. Наждачная бумага.
  30. Различные виды клея.
  31. Лак.
  32. Растворитель.
  33. Краски, тушь, фломастеры, карандаши.
  34. Копировальная бумага.

Оснащение занятий

Каждый ребенок должен иметь:

Карандаш

Линейка

Угольник

Ластик

Тетрадь

Ручка

циркуль

Пилки для лобзика

Шлифовальная бумага

Краски гуашь или акрил

Копировальная бумага

Кисти

Стакан для воды

 


Библиографический список

для воспитанников:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

4. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

5. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

6. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

7. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

8. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

9. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

10. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Вентана - Граф, 1997.

11. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.

Библиографический список

Для учителя:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978

2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.

7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.        

9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.

12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.

15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.

19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественная обработка древесины

Слайд 2

Это – древнейшее ремесло. В деревянном зодчестве человек находил пользу и красоту, украшал жилище резными деревянными изделиями, а дом декоративной резьбой. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ

Слайд 3

Изготовлял игрушки, деревянную посуду и сувениры.

Слайд 5

Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства , которая является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием и токарным делом. Существует много видов резьбы. Среди них наибольшее распространение получили: плосковыемчатая; геометрическая; прорезная. РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Слайд 6

Характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

Слайд 7

Также является разновидностью плосковыемчатой резьбы. Это один из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву. Из-за простоты выполнения, во второй половине XVII века в России, она получила наиболее широкое применение. Ее выполняют в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрический орнамент, отсюда и её название «геометрическая». Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является: трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз; отсюда и название – трехгранно-выемчатая резьба, а также двухгранные , четырехгранные и многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами.

Слайд 8

С середины XIX века одной из самых распространенных традиций на Руси, была традиция украшать деревянные дома резьбой. Карнизы, оконные и дверные наличники, ставни в деревянных домах любого достатка, покоряли филигранной вязью ручной работы, причудливо сплетавшейся в такие удивительные узоры, что трудно даже вообразить, что они действительно созданы руками человека. До сих пор сохранились и дошли до нас отдельные образцы резьбы по дереву, напоминающей кружевные сплетения.

Слайд 9

Современные мастера талантливо продолжают традиции предков. Широко применяя при отделке строений ажурное выпиливание из тонких досок (коньки, карнизы, затейливые наличники на окнах и дверях и т.д.). Прорезная или Пропильная (сквозная ажурная) резьба - вид декоративной обработки древесины, при котором намеченные на плоской поверхности узоры выпиливаются с помощью лобзика или выкрутной пилы. В пропильной резьбе декоративность достигается ажурной сеткой. Красивы узоры пропильных деревянных полос, украшающих фасады домов. Завитки сквозного растительного или геометрического орнамента прекрасносно смотрятся на фоне стены. Пропильная резьба – является наиболее простой. Эта работа не требует больших материальных затрат, а по простоте и легкости исполнения является наиболее доступным ремеслом для любого школьника.

Слайд 12

При работе лобзиком необходимо сидеть так, чтобы правое плечо находилось против треугольного выреза в выпиловочном столе, а чтобы выбрать правильное положе- ние тела при выпиливании, столик должен располагаться на высоте середины плеча. Фанеру прижимают левой рукой к выпиловочному сто- лику так, чтобы большой палец с указательным образовы- вал прямой угол, в котором производится движение пилки при пилении. При выпиливании лобзик необходимо держать на одном месте, а фанеру с рисунком надвигать левой рукой на пилку, то есть «пилить на месте», при этом добивайтесь такого положения, чтобы линия пропиливания шла строго по линии (контуру) рисунка. При поворотах движение лобзика должно быть частым и коротким особенно при обратном пропиле в узких проемах внутреннего контура и острых углах, не спеша, поворачивают фанеру, а не лобзик. Для получения четкого пропиливания рисунка и увеличения скорости выполнения работ движение пилки должно производиться на всю ее длину. При заедание пилки в детали, нужно слегка повернуть пилку в сторону и устранить задержку, или же освободить верхний конец пилки и извлечь ее из пропила.

Слайд 13

Пользоваться только исправным инструментом. Проверить надежность и правильность закрепления пилочки. Надежно закрепите выпиловочный столик к верстаку. При пилении нельзя наклонять пилку в стороны. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании и не давить на пилочку. Не наклоняться низко над заготовкой. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правилами техники безопасности.


Предварительный просмотр: