Методическая копилка

Аносова Наталия Бейбулатовна
 1.СТАТЬЯ "МАЛЫШИ-ПОЭТЫ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anosova_n._b._-_statya_-_malyshi-poety.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ «МАЛЫШИ-ПОЭТЫ»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна

Маленьким детям очень нравится

играть в стихи, в поэзию.

в этом возрасте главная задача –

научить чувствовать красоту

поэтического произведения,

поддерживать интерес к словотворчеству.

Уважаемые коллеги! Хочу представить Вам материал, используемый на консультации для педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность данной статьи заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Вы можете ознакомиться с нетрадиционными методами обучения дошкольников, которые можно применять в образовательной деятельности.

    Прочитав   эту статью, Вы пополните свои теоретические знания по указанной теме.

        Работая над коррекцией речи детей, я убедилась на собственном опыте, что очень эффективной и плодотворной показала себя работа по развитию у детей поэтического творчества. Изначально я ставила задачу развивать поисковую активность ребенка в сфере языка и речи, формирование словесного творчества. Проанализировав разные виды речевой деятельности детей, я выяснила, что большой интерес у дошкольников вызывает экспериментирование с поэтическим творчеством.

        Рифмотворчество – одно из самых увлекательных занятий для детей. Игра в слова углубляет знание родного языка, требует смекалки, находчивости, дает простор чувству юмора.

        Я заметила, что начиная со среднего возраста, дети обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова, независимо от его значения. Они часто видоизменяют слова, изобретают новые, с увлечением упражняются в сочинении рифм. Дети довольно долго могут наслаждаться своими стихами, как музыкой, до такой степени ритм и рифма важны для них. Тяга к слушанию и запоминанию отвечает потребности интеллектуального роста детей.

        Мои наблюдения, беседы с воспитателями, анкетирование родителей подвели к идее – целенаправленно заняться развитием поэтического творчества детей. Я не ставила в своей работе цель – сделать из детей поэтов, научить их сочинять стихи. Главная задача – научить чувствовать красоту поэтического произведения, поддерживать интерес к словотворчеству, учить различать жанровые особенности разных поэтических форм.

        Изучив научную и методическую литературу по данной проблеме, я решила, что наиболее доступное и педагогически эффективное средство формирования творческих речевых умений у детей – это фольклор, а в частности небылицы, загадки, детские стихи.

        Почему небылица? Многие языковеды-литераторы изучили небылицы, их место в русской литературе, фольклорную ценность (Е. Левина, М. Мельников, Р. Виноградов). Сущность небыличных песен сводится к тому, что необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому. Когда ребенок овладел знаниями об истинном положении вещей, перевертыши воспринимаются именно как небылицы, несуразицы – они смешны. Перевернуть небылицу назад, перекоординировать предметы – это уже умственная игра, позволяющая утвердиться в законах реального мира. И все-таки игра – игра словами, рифмами, буквами.

        Детям второй младшей группы не всегда понятны небылицы из-за незначительного жизненного опыта, для них нужно тщательно подбирать материал. Они с удовольствием слушают «Путаницу» К. Чуковского: «Замяукали котята: «Надоело нам мяукать, мы хотим как поросята, хрюкать».

        Дети с увлечением распутывают ее, идет закрепление своего жизненного опыта, самоутверждение, реализация умственных усилий в разгадывании секрета.

        В средней и старшей группе дети – уже активные придумывальщики небывальщины. На тему «Чуда-дерева» К. Чуковского придумывают великое множество своих вариантов: «Не листочки на нем, не цветочки на нем, а машинки не нем, и конфетки на нем, бутерброды, и торты, и брюки на нем». У О. Григорьева есть стихотворение «Повар». Старшие дошкольники могут бесконечно фантазировать на тему, что еще мог перепутать повар.

        В подготовительной группе предлагаю детям для осмысления основные принципы построения небылиц. Например, в некоторых небылицах автор перепутывает действия. В других перепутаны сами объекты, предметы. Еще могут быть перепутаны голоса. Если небыличного героя сильно увеличить или уменьшить, то получится новый вариант небылицы. На занятии в подготовительной группе для создания небылиц детям предлагались игрушки-символы, которые помогают уяснить основные принципы создания небылиц. Это Путаник (помогает перепутать действия предметов), Увеличка-невеличка (увеличивает или уменьшает объекты), Звуковичок (меняет звуки и голоса). Детям предлагаются следующие тексты:

«У меня на грядке крокодил растет,

А в реке, Москва-реке огурец живет.

Осенью на грядке крокодил поспел,

Огурец в Москва-реке всех лягушек съел.» - Юрий Коваль

«Свинки замяукали мяу-мяу,

Кошечки захрюкали хрю-хрю-хрю,

Уточки заквакали ква-ква-ква,

Курочки закрякали кря-кря-кря.» - Корней Чуковский

Полетел комарище в лесище.

Садился комар на дубище.

Дуб под ним зашатался.

И комар испугался

Стукнуло, грянуло в лесу!

Комар с дуба свалился,

Упал он на корневище,

Сбил до костей плечище.

Дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц! Небылица – это небольшой рассказ о том, чего на самом деле нет. Но, иногда малышам так хочется, чтобы то, чего нет на свете, то, чего нет в реальной жизни, оказалось правдой. «Эти произведения (нелепицы), — отмечал К.И. Чуковский,- построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава». 

Небылица – удивительный литературный материал, прекрасное средство для воспитания чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости.

        У нас есть персонажи, которые приходят к детям, чтобы рассмешить их, запутать, сочинить вместе с детьми. Это игрушки Смешок и Рифмушка.

        Рифмушка чаще всего предлагает сочинять стихи. Работу с простыми поэтическими формами можно начинать со второй младшей группы. В игре «Доскажи словечко» дети в знакомых потешках, стихах досказывают недостающее слово. Досказать словечко предлагается в незнакомых стихах, но слово должно быть четко обозначено ритмом и рифмой.

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала … .

Белка шишку уронила,

Прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал Мишка.

На носу вскочила … .

Малыши уже понимают, что такое «складно-нескладно», способны подбирать простые рифмы. В средней группе это занятие увлекает их больше и больше. Этот возраст сензитивен активному словотворчеству. Дети принимают массу бессмысленных рифмовок, весело смеются.

        Чтобы сделать подбор более осмысленным, я предлагаю им выбрать подходящее слово из ряда слов-рифм, которые больше подходят по смыслу.

Белый снег в лесу лежит,

Зайка под кустом … (дрожит, жужжит, скрипит)

На верхушке калачи

День и ночь кричат … (грачи, врачи, калачи).

Возле дома на дорожке

Воробьи клевали … (крошки, брошки, ложки).

        В старшем дошкольном возрасте задачу усложняю. Надо не просто подобрать нужное слово-рифму, но и изменить его, чтобы было складно.

У норы добычи ждет,

Притаившись серый … (кот).

Мышь осталась без хвоста

Вырываясь от … (кота),

А теперь и за версту

Не приблизится … (к коту).

Крыса старая и та,

Видя грозного … (кота)

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться … (с котом).

Там дрожит и в темноте

Вспоминает … (о коте).

        Детям очень нравится играть в слова вместе с авторами смешных стихов. Богатый литературный материал предлагают поэты Ю. Мориц, Ю. Тувим, Б. Заходер, С. Козлов, Э. Успенский и др.

        Чтобы познакомить детей с понятием «ритм», привлекаю их к слушанию окружающих шумов: бытовых, музыкальных, природных, воспроизведению ритмического рисунка. Предлагаю упражнения: «Слушаем и повторяем», «Шагаем под стихи», «Ритмическое лото» и др. Когда все дети уяснили все принципы поэтической речи, я провожу работу по указыванию на логичность событий, изложенных в стихотворениях, используя игры «Строчка, знай свое место», «Подскажи нам, клубочек» и др. Здесь малыши должны сами составлять стихотворение из данных отдельных строк согласно логической последовательности событий. 

В своей работе также использую и загадки. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Типы загадок: 

-описательные, например:

                                          Кафтан на мне зеленый,

                                          А сердце как кумач

                                          На вкус как сахар сладок,

                                          А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

-загадки – звукоподражания, например:

                                         За стеклянной дверцей

                                         Бьется чье-то сердце.

                                         Бьется чье-то сердце

                                         Тихо так,

                                         Тихо так.  (ЧАСЫ)

-загадки –рифмы, например:

                                         В подполье, в каморке

                                         Живет она в норке

                                         Серая малышка

                                         Кто же это?  (МЫШКА)

-загадки - перевертыши, загадки – небылицы, например:

                                        Шерсть смотали мы в моток

                                        Выйдет шелковый платок.

                                       Отвечайте, правда ли?  (НЕТ)

Использование загадок является очень эффективной  формой в работе по речевому развитию детей. Загадки: обогащают словарь детей за счет многозначности слов; помогают увидеть вторичные значения слов; формируют представления о переносном  значении слова; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость. А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем,  ведущий вид деятельности детей. Игра в  узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно догадаться, отгадать.

Но при использовании загадок я  выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста,  не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.    

Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать.

Наблюдения показали, что уже во второй младшей группе  дети готовы к восприятию простых загадок, содержащих перечисление ярко выраженных признаков объектов. «Сам серенький, хвост коротенький, уши длинные, прыгает ловко, любит морковку».

Загадки, содержащие сравнения типа «Красная девица сидит в темнице, коса на улице», дети самостоятельно разгадать не могут, так как в этом возрасте им почти недоступна метафора.

Детям средней группы знакомы загадки-описания и доступны загадки, составленные путем сравнения. При систематической работе интерес к загадке не ослабевает. Дети сочиняют их сами, с родителями, воспитателями, пытаются рифмовать. «Полосатый, он рычит, в клеточке сидит» (Маша С., 5 лет).

В старшей группе, кроме вышеуказанных, дети готовы к восприятию загадок, построенных на отрицании: «Кругла, да не меч, сладка, да не сахар».

В подготовительной группе дети способны различать типы загадок, они охотно сочиняют их, стремятся к рифмованию.

Работа по поэтическому творчеству очень интересна детям и результативна. Использование небылиц, загадок и других поэтических форм оказывает существенное влияние на развитие детского словесного творчества, в комплексе с другими мерами, значительно улучшают речь детей, имеющих ее недоразвитие.