Методическая копилка
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ «МАЛЫШИ-ПОЭТЫ»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна
Маленьким детям очень нравится
играть в стихи, в поэзию.
в этом возрасте главная задача –
научить чувствовать красоту
поэтического произведения,
поддерживать интерес к словотворчеству.
Уважаемые коллеги! Хочу представить Вам материал, используемый на консультации для педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность данной статьи заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Вы можете ознакомиться с нетрадиционными методами обучения дошкольников, которые можно применять в образовательной деятельности.
Прочитав эту статью, Вы пополните свои теоретические знания по указанной теме.
Работая над коррекцией речи детей, я убедилась на собственном опыте, что очень эффективной и плодотворной показала себя работа по развитию у детей поэтического творчества. Изначально я ставила задачу развивать поисковую активность ребенка в сфере языка и речи, формирование словесного творчества. Проанализировав разные виды речевой деятельности детей, я выяснила, что большой интерес у дошкольников вызывает экспериментирование с поэтическим творчеством.
Рифмотворчество – одно из самых увлекательных занятий для детей. Игра в слова углубляет знание родного языка, требует смекалки, находчивости, дает простор чувству юмора.
Я заметила, что начиная со среднего возраста, дети обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова, независимо от его значения. Они часто видоизменяют слова, изобретают новые, с увлечением упражняются в сочинении рифм. Дети довольно долго могут наслаждаться своими стихами, как музыкой, до такой степени ритм и рифма важны для них. Тяга к слушанию и запоминанию отвечает потребности интеллектуального роста детей.
Мои наблюдения, беседы с воспитателями, анкетирование родителей подвели к идее – целенаправленно заняться развитием поэтического творчества детей. Я не ставила в своей работе цель – сделать из детей поэтов, научить их сочинять стихи. Главная задача – научить чувствовать красоту поэтического произведения, поддерживать интерес к словотворчеству, учить различать жанровые особенности разных поэтических форм.
Изучив научную и методическую литературу по данной проблеме, я решила, что наиболее доступное и педагогически эффективное средство формирования творческих речевых умений у детей – это фольклор, а в частности небылицы, загадки, детские стихи.
Почему небылица? Многие языковеды-литераторы изучили небылицы, их место в русской литературе, фольклорную ценность (Е. Левина, М. Мельников, Р. Виноградов). Сущность небыличных песен сводится к тому, что необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому. Когда ребенок овладел знаниями об истинном положении вещей, перевертыши воспринимаются именно как небылицы, несуразицы – они смешны. Перевернуть небылицу назад, перекоординировать предметы – это уже умственная игра, позволяющая утвердиться в законах реального мира. И все-таки игра – игра словами, рифмами, буквами.
Детям второй младшей группы не всегда понятны небылицы из-за незначительного жизненного опыта, для них нужно тщательно подбирать материал. Они с удовольствием слушают «Путаницу» К. Чуковского: «Замяукали котята: «Надоело нам мяукать, мы хотим как поросята, хрюкать».
Дети с увлечением распутывают ее, идет закрепление своего жизненного опыта, самоутверждение, реализация умственных усилий в разгадывании секрета.
В средней и старшей группе дети – уже активные придумывальщики небывальщины. На тему «Чуда-дерева» К. Чуковского придумывают великое множество своих вариантов: «Не листочки на нем, не цветочки на нем, а машинки не нем, и конфетки на нем, бутерброды, и торты, и брюки на нем». У О. Григорьева есть стихотворение «Повар». Старшие дошкольники могут бесконечно фантазировать на тему, что еще мог перепутать повар.
В подготовительной группе предлагаю детям для осмысления основные принципы построения небылиц. Например, в некоторых небылицах автор перепутывает действия. В других перепутаны сами объекты, предметы. Еще могут быть перепутаны голоса. Если небыличного героя сильно увеличить или уменьшить, то получится новый вариант небылицы. На занятии в подготовительной группе для создания небылиц детям предлагались игрушки-символы, которые помогают уяснить основные принципы создания небылиц. Это Путаник (помогает перепутать действия предметов), Увеличка-невеличка (увеличивает или уменьшает объекты), Звуковичок (меняет звуки и голоса). Детям предлагаются следующие тексты:
«У меня на грядке крокодил растет,
А в реке, Москва-реке огурец живет.
Осенью на грядке крокодил поспел,
Огурец в Москва-реке всех лягушек съел.» - Юрий Коваль
«Свинки замяукали мяу-мяу,
Кошечки захрюкали хрю-хрю-хрю,
Уточки заквакали ква-ква-ква,
Курочки закрякали кря-кря-кря.» - Корней Чуковский
Полетел комарище в лесище.
Садился комар на дубище.
Дуб под ним зашатался.
И комар испугался
Стукнуло, грянуло в лесу!
Комар с дуба свалился,
Упал он на корневище,
Сбил до костей плечище.
Дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц! Небылица – это небольшой рассказ о том, чего на самом деле нет. Но, иногда малышам так хочется, чтобы то, чего нет на свете, то, чего нет в реальной жизни, оказалось правдой. «Эти произведения (нелепицы), — отмечал К.И. Чуковский,- построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава».
Небылица – удивительный литературный материал, прекрасное средство для воспитания чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости.
У нас есть персонажи, которые приходят к детям, чтобы рассмешить их, запутать, сочинить вместе с детьми. Это игрушки Смешок и Рифмушка.
Рифмушка чаще всего предлагает сочинять стихи. Работу с простыми поэтическими формами можно начинать со второй младшей группы. В игре «Доскажи словечко» дети в знакомых потешках, стихах досказывают недостающее слово. Досказать словечко предлагается в незнакомых стихах, но слово должно быть четко обозначено ритмом и рифмой.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала … .
Белка шишку уронила,
Прямо в мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка.
На носу вскочила … .
Малыши уже понимают, что такое «складно-нескладно», способны подбирать простые рифмы. В средней группе это занятие увлекает их больше и больше. Этот возраст сензитивен активному словотворчеству. Дети принимают массу бессмысленных рифмовок, весело смеются.
Чтобы сделать подбор более осмысленным, я предлагаю им выбрать подходящее слово из ряда слов-рифм, которые больше подходят по смыслу.
Белый снег в лесу лежит,
Зайка под кустом … (дрожит, жужжит, скрипит)
На верхушке калачи
День и ночь кричат … (грачи, врачи, калачи).
Возле дома на дорожке
Воробьи клевали … (крошки, брошки, ложки).
В старшем дошкольном возрасте задачу усложняю. Надо не просто подобрать нужное слово-рифму, но и изменить его, чтобы было складно.
У норы добычи ждет,
Притаившись серый … (кот).
Мышь осталась без хвоста
Вырываясь от … (кота),
А теперь и за версту
Не приблизится … (к коту).
Крыса старая и та,
Видя грозного … (кота)
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться … (с котом).
Там дрожит и в темноте
Вспоминает … (о коте).
Детям очень нравится играть в слова вместе с авторами смешных стихов. Богатый литературный материал предлагают поэты Ю. Мориц, Ю. Тувим, Б. Заходер, С. Козлов, Э. Успенский и др.
Чтобы познакомить детей с понятием «ритм», привлекаю их к слушанию окружающих шумов: бытовых, музыкальных, природных, воспроизведению ритмического рисунка. Предлагаю упражнения: «Слушаем и повторяем», «Шагаем под стихи», «Ритмическое лото» и др. Когда все дети уяснили все принципы поэтической речи, я провожу работу по указыванию на логичность событий, изложенных в стихотворениях, используя игры «Строчка, знай свое место», «Подскажи нам, клубочек» и др. Здесь малыши должны сами составлять стихотворение из данных отдельных строк согласно логической последовательности событий.
В своей работе также использую и загадки. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.
Типы загадок:
-описательные, например:
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (АРБУЗ)
-загадки – звукоподражания, например:
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце.
Бьется чье-то сердце
Тихо так,
Тихо так. (ЧАСЫ)
-загадки –рифмы, например:
В подполье, в каморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это? (МЫШКА)
-загадки - перевертыши, загадки – небылицы, например:
Шерсть смотали мы в моток
Выйдет шелковый платок.
Отвечайте, правда ли? (НЕТ)
Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Загадки: обогащают словарь детей за счет многозначности слов; помогают увидеть вторичные значения слов; формируют представления о переносном значении слова; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость. А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно догадаться, отгадать.
Но при использовании загадок я выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.
Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать.
Наблюдения показали, что уже во второй младшей группе дети готовы к восприятию простых загадок, содержащих перечисление ярко выраженных признаков объектов. «Сам серенький, хвост коротенький, уши длинные, прыгает ловко, любит морковку».
Загадки, содержащие сравнения типа «Красная девица сидит в темнице, коса на улице», дети самостоятельно разгадать не могут, так как в этом возрасте им почти недоступна метафора.
Детям средней группы знакомы загадки-описания и доступны загадки, составленные путем сравнения. При систематической работе интерес к загадке не ослабевает. Дети сочиняют их сами, с родителями, воспитателями, пытаются рифмовать. «Полосатый, он рычит, в клеточке сидит» (Маша С., 5 лет).
В старшей группе, кроме вышеуказанных, дети готовы к восприятию загадок, построенных на отрицании: «Кругла, да не меч, сладка, да не сахар».
В подготовительной группе дети способны различать типы загадок, они охотно сочиняют их, стремятся к рифмованию.
Работа по поэтическому творчеству очень интересна детям и результативна. Использование небылиц, загадок и других поэтических форм оказывает существенное влияние на развитие детского словесного творчества, в комплексе с другими мерами, значительно улучшают речь детей, имеющих ее недоразвитие.