СУ ЛОР 3 курс мс

Окунская Татьяна Витальевна

Предварительный просмотр:

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский базовый медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Сестринский уход в отоларингологии

Тема: «Сестринский уход при заболеваниях носа, придаточных пазух носа»

Специальность «Сестринское дело»

Уровень подготовки – базовый

Квалификация – медицинская сестра/медицинский брат

Автор: преподаватель Т. В. Окунская

Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК

Протокол №___ от _______201__ г.

Председатель ЦМК _________

Тема: «Сестринский уход при заболеваниях носа, придаточных пазух носа»

Цель занятия: способствовать формированию умений и навыков, создать условия для формирования у студентов

профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

общих компетенций (ОК):

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Задачи занятия:

- образовательная - организовать деятельность студентов для обеспечения второго уровня освоения учебного материала (репродуктивного - выполнения деятельности по образцу, инструкции или под руководством):

  • овладение методами проведения первичной сестринской оценки состояния пациентов с заболеваниями носа, диагностики нарушенных потребностей и проблем, проведения специального ухода за больными;

- развивающая: обеспечить у студентов формирование ОК 1-8, развитие логического мышления, творческих способностей, внутренней мотивации, умений формулировать и аргументировать собственную точку зрения, делать выводы, развивать навыки учебной, самостоятельной и творческой деятельности;

- воспитательная: создать условия для совершенствования навыков общения, вовлечения в активную практическую деятельность, способствовать воспитанию чувства ответственности за пациента и результаты своей деятельности, создать основу для воспитания навыка самоорганизации в деятельности.

С целью овладения данным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;
  • пути введения лекарственных препаратов;
  • виды, формы и методы реабилитации;
  • правила использования аппаратуры, оборудования, ИМН;

уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при ЛОР- заболеваниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению ЛС;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях ПМСП и стационара;
  • проводить комплексы упражнений ЛФК, основные приемы массажа;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  • вести утвержденную медицинскую документацию.

Межпредметные связи: 

  • Анатомия и физиология,
  • ПМ 04. Решение проблем пациента путем сестринского ухода:
    МДК 04.02. Безопасная больничная среда для пациента и персонала,
    МДК 04.03. «Технология оказания медицинских услуг».

Домашнее задание к теме «Сестринский уход при заболеваниях носа, придаточных пазух носа»

(задается на теоретическом занятии, предшествующем практическому)

При подготовке к практическому занятию по теме студенты выполняют ряд разноуровневых заданий, результаты которых будут использованы в процессе занятия. Это позволяет преподавателю создать условия для реализации образовательной и развивающей задач занятия, настроить студентов на успешное освоение материала темы, реализовать межпредметные связи.

Задание 1*. Проведите информационный поиск и подготовьте сообщение-презентацию по вопросам частоты встречаемости и факторам риска развития различных форм ринита, возможным осложнениям, роли медсестры в профилактике заболеваний носа. Сделайте выводы.

Примечание: обязательный регламент сообщения – длительность выступления до 2 минут и демонстрация презентации — не более 10 слайдов с минимумом текста.

* Задание творческое, повышенной сложности, индивидуальное по выбору студента.

Задание 2. К предстоящему занятию изучите следующие теоретические вопросы, пользуясь материалами презентации «Сестринский уход при заболеваниях носа, придаточных пазух носа», электронного учебника, дополнительных электронных ресурсов: «Руководство к практическим занятиям», «Методические рекомендации для самоподготовки», «Методические рекомендации для самостоятельной работы»:

  • осуществление сестринского процесса при ринитах, ринофарингитах, синуситах;
  • особенности оказания сестринской ЛОР-помощи в стационарных и поликлинических условиях;
  • подготовка к дополнительным методам исследований при заболеваниях носа;
  • участие медсестры в проведении диагностических и лечебных процедур, реабилитационных мероприятиях при заболеваниях носа.

Задание 3. Используя материалы, подготовленные при изучении анатомии и физиологии, повторите строение и функции обонятельного анализатора и заполните таблицу «Строение и функции носа»:

Наружный нос

Полость носа

Носоглотка

Функции носа

1.

2.

3.

4.

Задание 4. Повторите алгоритмы манипуляций, относящиеся к теме занятия, используя материалы сестринского практикума из электронного учебника и руководства к практическим занятиям.

Актуализация знаний

Уважаемые студенты!

Мы с вами начали изучать патологию ЛОР-органов — наиболее часто встречающиеся заболевания в жизни каждого человека.

От грамотных и четких действий медицинской сестры, ее готовности оказать помощь пациентам при заболеваниях носа и придаточных пазух носа зависит срок выздоровления, исход болезни и качество жизни пациента в болезни.

Для понимания важности оказания сестринской помощи задаются вопросы о том, как чувствует себя пациент при заболевании острым ринитом, почему так важно ухаживать за ним?

Совместно со студентами формулируется тема занятия, они записывают ее в рабочую тетрадь. Также студентам предлагается в конце занятия найти ответ на вопрос: «В каком объеме сестринских вмешательств нуждается пациент с ринитом?»

Острый ринит может быть самостоятельным заболеванием, а может быть следствием иной патологии или осложнением течения других болезней. Поэтому важно знать, какие причины могут привести к развитию ринитов.

Ситуации для моделирования проф.деятельности – в виде задачи:

№1.  Больная 27 лет жалуется на ощущение заложенности в носу, водянистые выделения из носа, на чихание, слезотечение, повышение температуры до 37,3 С. Дыхание затруднено, обоняние нарушено. Кожа наружного носа в области крыльев слегка гиперемирована. Пульс 82 уд/мин, голос с гнусавым оттенком. Слизистая оболочка полости носа гиперемирована, инфильтрирована, небольшое количество слизистых выделений в носовых ходах, болезненности в области околоносовых пазух при пальпации не определяется.

  1. Выполните первичную сестринскую оценку состояния больной.
  2. Проведите диагностику выявленного состояния.
  3. Составьте план необходимого ухода с обоснованием.

№2. Больная 47 лет жалуется на сухость в носу, образование в носовых ходах сухих корок, снижение обоняния. Больная около 20 лет отработала на табачной фабрике, указанные жалобы постепенно нарастали последние 4-5 лет. Слизистая оболочка полости носа сухая, истончена, местами покрыта сухими корками и вязкой слизью. Носовые ходы широкие, раковины уменьшены в размерах.

  1. Выполните первичную сестринскую оценку состояния больной.
  2. Проведите диагностику выявленного состояния.
  3. Составьте план необходимого ухода с обоснованием.
  4. Выполните необходимые вмешательства.

3. Задания в тестовой форме

Вариант I

Укажите один правильный ответ.

1. Перегородку носа образует кость

а) носовая

б) решетчатая

в) сошник

г) небный отросток верхней челюсти.

2. К полости носа не относятся

а) носовые ходы

б) носоглоточные миндалины

в) хоаны

г) крылья носа.

3. Носослезный канал открывается в носовой ход

а) нижний

б) средний

в) верхний

г) верхний и средний.

4. В средний носовой ход открывается

а) носослезный канал

б) решетчатый лабиринт

в) верхнечелюстная пазуха

г) евстахиева труба.

5. Передняя риноскопия – это осмотр

а) носа

б) носоглотки

в) носоглоточных миндалин.

г) мягкого неба.

6. Для второй стадии острого ринита характерно

а) слезотечение

б) сухость и жжение в носоглотке

в) обильные слизистые выделения из носа

г) кровянистые выделения из носа

7. При лечении гайморита по назначению врача медсестра вводит антибиотик

а) капельно интраназально

б) в гайморову полость

в) внутримышечно

г) строго внутривенно

8. Сестринский уход за пациентом с острым ринитом исключает

а) наложение пращевидной повязки на нос

б) закапывание капель в нос по назначению врача

в) смазывание крыльев носа ланолиновым кремом

г) назначение антибиотиков интраназально

укажите несколько правильных ответов.

9. Задняя риноскопия – это осмотр

а) носа

б) носоглотки

в) носоглоточных миндалин

г) мягкого неба.

10. Ведущий симптом гайморита

а) потеря обоняния (аносмия)

б) ноющая боль в области верхнечелюстной ямки

в) гнойные выделения из половины носа на пораженной стороне

г) усиление боли при наклоне головы вперед и вниз


Вариант II

Укажите один правильный ответ.

1. Полость носа от полости рта отделяет кость

а) носовая

б) верхняя челюсть

в) небная

г) сошник.

2. Сообщение полости носа с носоглоткой осуществляется с помощью

а) хоан

б) евстахиевых труб

в) носовых ходов.

г) мягкого неба.

3. Обонятельный анализатор расположен на уровне носового хода

а) нижнего

б) среднего

в) верхнего

г) евстахиевых труб.

4. Носослезный канал открывается в носовой ход

а) верхний

б) средний

в) нижний.

г) средний и нижний.

5. Осмотр полости носа называется

а) передней риноскопией

б) задней риноскопией

в) нососкопией.

г) отоскопией.

6. Для первой стадии острого ринита характерно

а) слезотечение

б) сухость и жжение в носоглотке

в) гнойные выделения из носа

г) сухие корки в носу

9. При лечении острого ринита по назначению врача медсестра вводит санорин

а) капельно интраназально

б) в гайморову полость

в) с помощью тампона

г) шприцем Жанэ

Инструкция к тестовым заданиям укажите несколько правильных ответов.

8. В носоглотке располагаются миндалины

а) трубные

б) небные

в) носоглоточные

г) язычная.

9. Основные симптомы гайморита

а) потеря обоняния (аносмия)

б) ноющая боль в области верхнечелюстной пазухи

в) гнойные выделения из половины носа при наклоне головы.

г) боль в верхней челюсти

10. Сестринский уход за пациентом с острым гайморитом исключает

а) введение антибиотика в полость пазухи

б) закапывание капель в нос

в) проведение физиотерапевтических процедур по назначению врача

г) согревающий компресс на область шеи



Предварительный просмотр:

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский базовый медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Сестринский уход в отоларингологии

Тема: «Сестринский уход при заболеваниях глотки»

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

Уровень подготовки – базовый

Квалификация – медицинская сестра/медицинский брат

Автор: преподаватель Т. В. Окунская

Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК

Протокол №___ от _______201__ г.

Председатель ЦМК _________

Тема: «Сестринский уход при заболеваниях глотки»

Цель занятия: способствовать формированию умений и навыков, создать условия для формирования у студентов

профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

общих компетенций (ОК):

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

С целью овладения данным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;
  • пути введения лекарственных препаратов;
  • правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения;

уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  • вести утвержденную медицинскую документацию.

Задачи занятия:

- образовательная - организовать деятельность студентов для обеспечения второго уровня освоения учебного материала (репродуктивного - выполнения деятельности по образцу, инструкции или под руководством):

  • овладение методами проведения первичной сестринской оценки состояния пациентов с заболеваниями глотки, диагностики нарушенных потребностей и проблем, проведения специального ухода за больными;

- развивающая: обеспечить у студентов формирование ОК 1-8, развитие логического мышления, творческих способностей, внутренней мотивации, умений формулировать и аргументировать собственную точку зрения, делать выводы, развивать навыки учебной, самостоятельной и творческой деятельности;

- воспитательная: создать условия для совершенствования навыков общения, вовлечения в активную практическую деятельность, способствовать воспитанию чувства ответственности за пациента и результаты своей деятельности, создать основу для воспитания навыка самоорганизации в деятельности.

Межпредметные связи: 

  • Анатомия и физиология,
  • ПМ 04. Решение проблем пациента путем сестринского ухода:
    МДК 04.02. Безопасная больничная среда для пациента и персонала,
    МДК 04.03. «Технология оказания медицинских услуг».

Домашнее задание к теме «Сестринский уход при заболеваниях глотки»

При самоподготовке к практическому занятию по теме студенты выполняют ряд разноуровневых заданий, результаты которых будут использованы в процессе занятия. Это позволяет преподавателю создать условия для реализации образовательной и развивающей задач занятия, настроить студентов на успешное освоение материала темы, реализовать межпредметные связи.

*Задание 1. Проведите информационный поиск и подготовьте сообщение-презентацию по вопросам: «Причины хронического тонзиллита», «Профилактика ангины». Сделайте выводы.

Примечание: обязательный регламент сообщения – длительность выступления до 2 минут и демонстрация не более 10 слайдов с минимумом текста.

*Задание творческое, повышенной сложности, индивидуальное по выбору студента.

Задание 2. К предстоящему занятию изучите следующие теоретические вопросы, пользуясь материалами презентации «Сестринский уход при заболеваниях глотки», электронного учебника, дополнительных электронных ресурсов: «Руководство к практическим занятиям», «Методические рекомендации для самоподготовки», «Методические рекомендации для самостоятельной работы»:

  • симптомы различных видов ангины, лечение, наблюдение за пациентом;
  • осложнения ангин: симптомы, лечение, наблюдение за пациентом, этапы выхаживания, профилактика;
  • осуществление сестринского процесса при ангинах, хроническом тонзиллите, фарингитах;
  • особенности оказания сестринской ЛОР-помощи в стационарных и поликлинических условиях больным с заболеваниями глотки;
  • подготовка к дополнительным методам исследований при заболеваниях глотки;
  • участие медсестры в проведении диагностических и лечебных процедур, реабилитационных мероприятиях при заболеваниях глотки.

Задание 3. Используя материалы, подготовленные при изучении анатомии и физиологии, повторите строение ротовой полости и глотки, лимфатической системы и заполните таблицу «Строение глотки» по образцу:

Отдел  глотки

Лат. название

образования

заболевания

1. верхний

hypopharinx

носоглоточные, трубные миндалины

евстахиит, аденоиды

2.

3.

4.

Задание 4. Заполните таблицу «Клинические признаки ангины»:

Основные проявления

Принципы лечения

Сестринский уход

Задание 5. Повторите алгоритмы манипуляций, относящиеся к теме занятия, используя материалы сестринского практикума из электронного учебника и руководства к практическим занятиям.

Актуализация знаний

Острый ларингит в стенозирующей форме может стать не только причиной нетрудоспособности человека, но и причиной его смерти. Особенно часто асфиксия как осложнение стенозирующего ларингита развивается у детей раннего возраста.

Несвоевременно оказанная помощь при остром ларингите может привести к опасным для жизни последствиям, в связи с чем .

Для понимания важности оказания сестринской помощи задаются вопросы: Кто скажет, как называются эти заболевания? Почему именно после ангины возможно их развитие?

Совместно со студентами формулируется тема занятия, они записывают ее в рабочую тетрадь. Также студентам предлагается в конце занятия найти ответ на вопрос: «В каком объеме сестринской помощи нуждается пациент с ангиной?»

Заболевания глотки, особенно ангина, являются тяжелыми заболеваниями из-за особых свойств причинного фактора, который их вызывает, и условий для возникновения. Поэтому важно знать, какие причины могут привести к развитию заболеваний глотки.

Ситуации для моделирования проф.деятельности – в виде задачи:

№1. У больной 17 лет жалобы на сильную боль в горле, усиливающуюся при глотании, на повышение температуры, общее недомогание, головную боль. Заболела 3 дня назад после переохлаждения. Температура 38,3°С, пульс - 88 в мин., ритмичен. Определяется гиперемия слизистой оболочки миндалин. На поверхности миндалин белые точки величиной с просяное зерно. Подчелюстные лимфоузлы увеличены, болезненны при пальпации.

  1. Выполните первичную сестринскую оценку состояния больной.
  2. Проведите диагностику выявленного состояния.
  3. Составьте план необходимого ухода с обоснованием.

№2. У больной 38 лет жалобы на боль в горле, усиливающуюся при глотании, больше справа, боль в правом ухе, затруднение при глотании и при открывании рта, общее недомогание, заболел Д дня назад после перенесенной катаральной ангины. Температура 39°С. Голос имеет гнусавый оттенок, рот открывает на один поперечный палец. В глотке определяется гиперемия слизистой оболочки, инфильтрация околоминдаликовой области справа, правая миндалина сдвинута к средней линии. Язычок резко отечен и смещен несколько влево. Уплотнены, увеличены и болезненны при пальпации подчелюстные лимфоузлы (и ретромандибулярные) справа.

  1. Выполните первичную сестринскую оценку состояния больной.
  2. Проведите диагностику выявленного состояния.
  3. Составьте план необходимого ухода с обоснованием.
  4. Выполните необходимые вмешательства.

3. Задания в тестовой форме

Вариант I

Укажите один правильный ответ.

1. Фарингоскопия — это осмотр

а) глотки

б) носа

в) уха

г) гортани

2. Мазок из зева медсестра берет, чтобы можно было исключить

а) дифтерию

б) сифилис

в) туберкулез

г) сальмонеллез

3. К воспалительным заболеваниям глотки относятся

а) тонзиллит

б) острый ларингит

в) отит

г) бронхит 

4. Ангина – это острое воспаление миндалин

а) носовых

б) трубных

в) небных

г) язычной

5. Приоритетная проблема пациента с лакунарной ангиной

а) головная боль

б) боль в горле при глотании

в) фебрильная лихорадка

г) налеты на миндалинах

6. После аденотомии постельный режим соблюдается в течение

а) 2-х часов

б) 6-ти часов

в) 12-ти часов

г) первых суток

7. Заболевание гортаноглотки

а) ларингит

б) фарингит

в) парез мягкого неба

г) тонзиллит

8. В первые часы после тонзиллэктомии медицинская сестра должна наблюдать у больного за

а) состоянием гемодинамики (АД, пульс)

б) числом дыхательных движений

в) температурой

г) цветом кожных покровов

укажите несколько правильных ответов.

9. Наиболее вероятным осложнением ангины может быть

а) фарингит

б) гайморит

в) паратонзиллярный абсцесс

г) заглоточный абсцесс

10. Пациенту с атрофическим фарингитом медсестра посоветует

а) соблюдать голосовой покой

б) не курить

в) принимать больше жидкости

г) чаще менять нательное белье


Вариант II

Инструкция к тестовому заданию укажите один правильный ответ.

1. Осмотр глотки называется

а) риноскопия

б) ларингоскопия

в) фарингоскопия

г) отоскопия

2. Наличие острого воспалительного процесса в ротоглотке

а) ларингит

б) фарингит

в) тонзиллит

г) ангина

3. При подозрении на дифтерию медсестра берет мазок

а) со слизистой зева и носа

б) только со слизистой носа

в) только со слизистой зева

г) с кожи кончика носа

4. Уход за больным с ангиной включает в себя

а) тонзиллэктомию

б) беседу о здоровом образе жизни

в) обильное питье

г) введение антибиотиков

5. Для острых ангин характерным симптомом является

а) нарушение носового дыхания

б) потеря голоса 

в) боль при глотании

г) снижение слуха

6. Для фарингоскопии медсестра готовит

а) шпатель

б) носовое зеркало

в) стерильную пробирку с петлей

г) ватный тампон

7. Часто встречающееся осложнение после тонзиллэктомии

а) регионарный лимфаденит

б) выраженная температурная реакция

в) послеоперационные кровотечения

г) острая задержка мочи

8. Диета больного в первый день после тонзиллэктомии

а) голод

б) стол № 1 в подогретом виде

в) стол № 0

г) стол № 5 в жидком виде

Укажите несколько правильных ответов.

9. Для профилактики заболеваний глотки проводится

а) тонзиллэктомия

б) отказ от курения

в) смена профессии

г) общее закаливание

10. Местные изменения зева при лакунарной ангине

а) гиперемия зева, слизистой миндалин

б) нагноение фолликулов миндалин

в) гной в лакунах миндалин

г) язвы, покрытые фиброзным налетом, с распространением на дужки



Предварительный просмотр:

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский базовый медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Сестринский уход в отоларингологии

Тема: «Сестринский уход при заболеваниях гортани и трахеи, уха»

Специальность «Сестринское дело»

Уровень подготовки – базовый

Квалификация – медицинская сестра/брат

Автор: преподаватель Т. В. Окунская

Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК

Протокол №___ от _______201__ г.

Председатель ЦМК _________

Цель занятия: способствовать формированию умений и навыков, создать условия для формирования у студентов

профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

общих компетенций (ОК):

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Задачи занятия:

- образовательная - организовать деятельность студентов для обеспечения второго уровня освоения учебного материала (репродуктивного - выполнения деятельности по образцу, инструкции или под руководством):

  • овладение методами проведения первичной сестринской оценки состояния пациентов с заболеваниями гортани и трахеи, диагностики нарушенных потребностей и проблем, проведения специального ухода за больными;

- развивающая: обеспечить у студентов формирование ОК 1-8, развитие логического мышления, творческих способностей, внутренней мотивации, умений формулировать и аргументировать собственную точку зрения, делать выводы, развивать навыки учебной, самостоятельной и творческой деятельности;

- воспитательная: создать условия для совершенствования навыков общения, вовлечения в активную практическую деятельность, способствовать воспитанию чувства ответственности за пациента и результаты своей деятельности, создать основу для воспитания навыка самоорганизации в деятельности.

Межпредметные связи: 

  • Анатомия и физиология органа слуха, верхних дыхательных путей, гортани, трахеи,
  • ПМ 04. Решение проблем пациента путем сестринского ухода:
    МДК 04.02. Безопасная больничная среда для пациента и персонала,
    МДК 04.03. «Технология оказания медицинских услуг».

Домашнее задание к теме «Сестринский уход при заболеваниях гортани и трахеи, уха»

При самоподготовке к практическому занятию по теме студенты выполняют ряд разноуровневых заданий, результаты которых будут использованы в процессе занятия. Это позволяет преподавателю создать условия для реализации образовательной и развивающей задач занятия, настроить студентов на успешное освоение материала темы, реализовать межпредметные связи.

*Задание 1. Проведите информационный поиск и подготовьте сообщение-презентацию по вопросам: «Причины острого ларингита», «Профилактика хронического ларингита». «Причины острого отита», «Профилактика хронического отита и тугоухости».Сделайте выводы.

Примечание: обязательный регламент сообщения – длительность выступления до 2 минут и демонстрация не более 10 слайдов с минимумом текста.

*Задание творческое, повышенной сложности, индивидуальное по выбору студента.

Задание 2. К предстоящему занятию изучите следующие теоретические вопросы, пользуясь материалами презентации «Сестринский уход при заболеваниях гортани и трахеи», электронного учебника, дополнительных электронных ресурсов: «Руководство к практическим занятиям», «Методические рекомендации для самоподготовки», «Методические рекомендации для самостоятельной работы»:

  • Проявления и осложнения острого ларингита, объем доврачебной помощи, лечение, наблюдение и уход за пациентом;
  • сестринский процесс при уходе за пациентом с заболеваниями гортани и трахеи.
  • клинические проявления различных видов отита, особенности лечения, наблюдения и ухода за пациентом;
  • осложнения острого гнойного отита: симптомы, лечение, наблюдение за пациентом, этапы выхаживания, профилактика;
  • сестринский процесс при уходе за пациентом с гнойным отитом.

Задание 3. Заполните таблицу «Строение гортани»:

Отделы
гортани

Анатомические
образования

Латинское
название

Выполняемая
функция

1.

2.

3.

4.

Заполните таблицу «Клинические признаки отита»:

Форма отита

Клинические признаки

Сестринский уход

Острый катаральный

Острый гнойный

Хронический

Задание 4. Повторите алгоритмы манипуляций, относящиеся к теме занятия, используя материалы сестринского практикума из электронного учебника и руководства к практическим занятиям.

Актуализация знаний

Острый ларингит в стенозирующей форме может стать не только причиной нетрудоспособности человека, потери голоса, но и причиной его смерти. Особенно часто асфиксия как осложнение стенозирующего ларингита развивается у детей раннего возраста.

Несвоевременно оказанная помощь при остром ларингите может привести к опасным для жизни последствиям, в связи с чем очень важно правильно и в полном объеме проводить лечение таких пациентов.

Для понимания важности оказания сестринской помощи задаются вопросы: Почему при остром ларингите возможно развитие стеноза гортани? Обязательно ли при отсутствии лечения стенозирующий ларингит заканчивается асфиксией

Совместно со студентами формулируется тема занятия, они записывают ее в рабочую тетрадь. Также студентам предлагается в конце занятия найти ответ на вопрос: «В каком объеме сестринской помощи нуждается пациент с острым стенозирующим ларингитом?»

Проблема острого воспалительного процесса среднего уха очень актуальна. Известно, что в полостях среднего уха могут формироваться очаги гнойной инфекции, которые являются причиной стойкого течения воспалительного процесса в среднем ухе. Еще более актуальной проблему острого среднего отита делает его распространенность в раннем детском возрасте: более 65% детей до 3 лет переносят острый средний отит.

Острый средний отит в большинстве случаев при своевременном, и адекватном лечении заканчивается выздоровлением и полным восстановлением слуха. Однако при определенных условиях острое воспаление среднего уха может привести к стойкому нарушению слуховой функции и серьезным осложнениям.

Заболевания гортани и трахеи, особенно острый стенозирующий ларингит, являются тяжелыми заболеваниями из-за ряда причин и условий для их развития. Поэтому важно знать, какие причины могут привести к развитию заболеваний гортани, какие условия способствуют этому.

Заболевания уха, особенно острый отит, являются тяжелыми заболеваниями из-за ряда причин и условий для их развития. Поэтому важно знать, какие причины могут привести к развитию заболеваний уха, какие условия способствуют этому.

Ситуации для моделирования проф.деятельности – в виде задач:

№1. Больной жалуется на кашель, охриплость, повышение температуры, который появились после того, как выпил накануне холодного пива.

Температура 37,5°С. Голос хриплый. При непрямой ларингоскопии слизистая оболочка гортани гиперемирована. Голосовые складки розовые, несколько инфильтрированы, голосовая щель достаточно широка для дыхания.

  1. Выполните первичную сестринскую оценку состояния больной.
  2. Проведите диагностику выявленного состояния.
  3. Составьте план необходимого ухода с обоснованием.

№2. У больного жалобы на боль в правом ухе, снижение слуха справа, повышение температуры до 37,7 С, недомогание.

Заболел 2 дня тому назад после переохлаждения.

Объективно: гиперемия слизистой оболочки полости носа и глотки. Гиперемия правой барабанной перепонки в верхних отделах, сглаженность контуров молоточка, отсутствие светового рефлекса. Отделяемого в наружном слуховом проходе нет. Шепот АД — 3 м, А — 6 м.

  1. Выполните первичную сестринскую оценку состояния больной.
  2. Проведите диагностику выявленного состояния.
  3. Составьте план необходимого ухода с обоснованием.

3. Задания в тестовой форме

Сестринский уход при заболеваниях гортани, трахеи

Вариант I

Укажите один правильный ответ.

1. Непрямая ларингоскопия производится с помощью

а) ларингоскопа

б) гортанного зеркала

в) носоглоточного зеркала

г) фибробронхоскопа

2. Основной признак острого ларингита

а) афония

б) гипосмия

в) дисфагия

г) одышка

3. В стадии декомпенсации острого стеноза гортани производят

а) ларингофиссуру

б) трахеотомию

в) интубацию трахеи

г) содовую ингаляцию

4. Постепенно нарастающее удушье, прогрессирующая потеря голоса, выраженная интоксикация — это признаки

а) подскладочного ларингита

б) истинного крупа

в) стенозирующего ларинготрахеита

г) фолликулярной ангины

5. Дыхание пострадавшего с травмой гортани обеспечивают с помощью

а) воздуховода

б) кислородной подушки

в) трахеостомической трубки

г) аппарата Боброва

6. Инородные тела гортани локализуются в

а) голосовой щели

б) носоглотке

в) ротоглотке

г) бронхах

7. Трахеотомия — это

а) удаление язычной миндалины

б) частичное удаление небных миндалин

в) удаление аденоидов

г) «горлосечение»

8. При внезапной остановке дыхания у больного стенозом гортани следует произвести

а) инъекцию эпинефрина

б) искусственное дыхание

в) коникотомию и искусственное дыхание

г) все перечисленные меры являются неэффективными

9. Для профилактики аспирации рвотных масс больному с операцией на голосовых связках следует придать положение

а) на спине.

б) на боку.

в) на животе.

г) полусидячее

10. При уходе за больным с трахеостомой внутренняя трубка меняется каждые

а) 20-30 минут

б) 1-2 часа

в) 4-5 часов

г) 24 часа

Вариант II

Укажите один правильный ответ.

1. Осмотр гортани — это

а) отоскопия

б) риноскопия

в) ларингоскопия

г) фарингоскопия

2. Инородное тело гортани больному угрожает развитием

а) трахеита

б) пневмонии

в) асфиксии

г) судорог

3. Непрямая ларингоскопия - это осмотр

а) гортани

б) уха

в) глотки

г) носа

4. К осложнениям при попадании инородных тел в гортань относится

а) пневмония

б) носовое кровотечение

в) аносмия

г) воспаление среднего уха

5. При асфиксии, вызванной инородными телами гортани, в первую очередь необходимо

а) произвести коникотомию или трахеостомию

б) удалить инородное тело

в) произвести интубацию трахеи

г) начать ИВЛ и непрямой массаж сердца.

6. При травме гортани, осложненной кровотечением, пострадавший должен находиться в положении

а) сидя

б) лежа на спине

в) лежа на противоположной повреждению стороне

г) лежа на стороне повреждения или на животе.

7. Для остановки кровотечения при травме шеи целесообразно применить

а) холод местно

б) давящую повязку

в) наложение лигатуры на кровоточащий сосуд

г) тампонаду раны.

8. Срочная трахеостомия производится при остром стенозе гортани

а) 1-й степени

б) 2-й степени

в) 3-й степени

г) 4-й степени.

9. Сестринский диагноз при ларингите

а) острый стенозирующий ларингит

б) сухой кашель

в) ларингоскопия

г) гиперемия зева.

10. Согревающий компресс на шею накладывается на

а) 30 минут

б) 1 час

в) 6 часов

г) 24 часа.

Сестринский уход при заболеваниях уха

Вариант I

Инструкция к тестовым заданиям укажите один правильный ответ.

1. Среднее ухо соединяется с носоглоткой посредством

а) хоан

б) евстахиевых труб

в) зева

г) носослезного канала.

2. Речевое исследование слуха начинают с расстояния (м)

а) 10

б) 8

в) 6

г) 3.

3. Звуковоспринимающее образование уха — это

а) цепь слуховых косточек

б) улитка

в) полукружные каналы

г) слуховой нерв.

4. Частая причина острого среднего отита у грудных детей

а) горизонтальное положение ребенка после кормления

б) регулярность кормления

в) достаточный объем пищи

г) грудное вскармливание.

5. Острый отит — это воспаление

а) среднего уха

б) небных миндалин

в) слизистой носа

г) слизистой глотки

6. Одним из признаков хронического

мезотимпанита является

а) головокружение

б) периодическое или постоянное гноетечение из уха

в) нарушение звуковосприятия

г) снижение слуха на оба уха.

7. Туалет уха при гнойном отите заключается в

а) промывании уха антисептиком

б) просушивании наружного слухового прохода

в) нагнетании лекарственных

веществ в ухо

г) все перечисленное верно.

8. Для осмотра у взрослого наружного слухового прохода необходимо

а) оттянуть ушную раковину кзади и кверху

б) надавить на козелок

в) оттянуть ушную раковину кпереди и вниз

г) ввести в слуховой проход турунду.

9. Профилактика осложнений среднего гнойного отита

а) компресс на ухо

б) антибиотикотерапия

в) витаминотерапия

г) усиленная шумовая нагрузка

10. Перед удалением твердой серной пробки медсестра закапывает в ухо пациента в течение 2-3 дней

а) 0,9% раствор натрия хлорида

б) 3% раствор борного спирта

в) 3% раствор перекиси водорода

г) 30% раствора сульфацила натрия.

Вариант II

Инструкция к тестовому заданию укажите один правильный ответ.

1. Исследование слуха называется

а) тонометрией

б) звукометрией

в) аудиометрией

г) слухометрией.

2. Отоскопия — это осмотр

а) глотки 

б) уха

в) гортани

г) носа.

3. При отоскопии у детей ушную раковину оттягивают

а) вверх и назад 

б) вперед и вниз

в) вперед на себя

г) вниз и назад.

4. Наиболее частой причиной возникновения острого отита у детей является

а) тонзиллит

б) ларингит

в) патология в носоглотке

г) фарингит.

5. Для промывания слухового прохода используют

а) шприц Жане

б) специальный катетер

в) пипетку

г) зонд.

6. Для острого неперфоративного среднего отита характерно всё, кроме

а) болей и шума в пораженном ухе

б) снижения слуха на это ухо

в) гноетечения из уха

г) повышения температуры тела.

7. Для острого перфоративного среднего отита характерно

а) боли и шум в пораженном ухе

б) снижение слуха на оба уха

в) гноетечение из уха

г) повышение температуры тела.

8. Основной симптом хронического гнойного среднего отита

а) головокружение и нарушение равновесия

б) ощущение шума в голове и головокружение

в) стойкая перфорация барабанной перепонки и оторея

г) нарушение равновесия и понижение слуха.

9. Для удаления инородного тела из слухового прохода медсестра готовит

а) пинцет

б) ушную воронку

в) ушной крючок

г) изогнутый корнцанг

10. Первая помощь при травме барабанной перепонки

а) промывание слухового прохода

б) введение стерильной турунды

в) наложение давящей повязки на ухо

г) закапывание антибиотика в ухо