План - урока на тему "Плоские и пространственные фигуры". 5 класс.

Григорьева Алена Федоровна

Глава 1. Начальные представления. Тема: Плоские и пространственные фигуры. 5 класс.

Тип урока: актуализация и систематизация знаний

Цель: нахождение отличительных признаков геометрических фигур плоских от пространственных.

Личностные: создание условий для формирования положительной мотивации к учебе, умение преодолевать трудности, вести диалог взаимовыручка и уважение друг к другу.

Метапредметные: умение ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, классифицировать объекты, применять и преобразовывать модели, развивать  познавательную активность, логическое мышление и навыки математической речи.

Предметные:  классифицирование фигур, видеть из каких элементов фигур состоят объекты, применять полученные знания при решении задач.

Технологии: проблемное, ИКТ.

Методы и формы: частично-поисковые, словесные, наглядные, игровая деятельность; фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, проектор, выставка творческих работ, элементы фигур, программа GeoGebra

Планируемые результаты:

Предметные: знают типы фигур: пространственные и плоские; умеют использовать знания о правилах построения плана.

Метапредметные:

Регулятивные: планируют деятельность и распределяют обязанности в групповой работе; анализируют работу; умеют оценивать уровень своих знаний; умеют выбирать соответствующие задания; умеют осуществлять контроль деятельности .

Познавательные: выбор способов при выполнение заданий

Личностные: саморазвитие, самосовершенствование, развитие взаимовыручки

Коммуникативные: взаимодействуют в группах; высказывают свои размышления.

План урока:

1. орг.момент – положительный настрой на работу.

Проверка подготовленности к уроку и настрой внимания детей.

- Давайте отправимся по лабиринту геометрии. Для преодоления препятствий, нужно вспомнить, что уже знаем о фигурах.

На слайде представлены фигуры (рис. 33), которые дети должны назвать и рассказать, по возможности, что они знают о них. Дать возможность обучающим назвать и другие.

             

 

 

 

 

 

2. Постановка цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

2.1. Игра  «Лишняя фигура?» (рис.34)

Исключи лишнюю фигуру и дай пояснение, по какому принципу было исключение:

 

Рис.34 Лишняя фигура

Ответ: «б» - имеет форму параллепипеда,  в отличие от других; «а» - взаимное расположение плоских фигур; «г»- сравнение формы фигур; «в» - отличительная черта плоских фигур, из которых составлен цилиндр: не все обладают одинаковыми размерами.

 

2.2. Игра «Ромашка» (рис.35)

Класс делится на 3 группы.  Найти нужные лепестки и собрать ромашки: определить по какому принципу классифицируются фигуры и дать их название (плоские и пространственные фигуры)

Рис.35 Игра «Ромашка»

 

2.3. Игра «Найди схожести и отличия» (рис.36.1-36.3)

                                            

                Рис.36.1-36.2 «Найди схожести и отличия»   (рис.23)                                             Рис.36.3 «Найди схожести и отличия» (рис.22)

 

- Какие задания показались наиболее сложными и простыми и почему?

- На что были направлены задания? (на изучение фигур разной классификации)

- Какие группы выделяют? (пространственные и плоские)

- Что должны знать, чтобы правильно определять лишнюю фигуру в ряду других? (свойства)

- Значит, какая тема и цель нашего урока? (Плоские и пространственные фигуры; нахождение отличительных признаков геометрических фигур плоских от пространственных)

- Как для вас было б наиболее проще понять фигуру? (увидеть ее со всех сторон)

 

 3. Новый материал:

Для того чтобы понять, что фигура представляет собой, как выглядит и из каких элементов состоит, рассмотреть ее со всех сторон, мы с вами попробуем построить их сами в программе GeoGebra.

Задание 1. Посмотреть внимательно еще раз картинку, скажите, какие фигуры схожи с другими, а какие состоят из них (рис.35)

Задание 2. Строим фигуры в программе, выделяем их элементы (рис.37.2)

                             Рис.37.2 Задание 2

- окружность на плоскости, шар в пространстве (данные фигуры есть как инструменты в программе)

- квадрат на плоскости, куб в пространстве (рис.37.3)

             Рис.37.3 Задание 3

- прямоугольник на плоскости, параллелепипед в пространстве (рис.37.4)

                              Рис.37.4 Задание 4

- треугольник и пирамида (рис.37.5)

 

                       Рис.37.5 Задание 5

Задание 3. (работа в паре, рис.37.6)

Как вы думаете, из каких элементов строятся такие фигуры, как конус и цилиндр? Раздаются элементы фигуры, из которых дети собирают фигуры.

 

       

4. Закрепление

4.1. Раздели на 2 группы:

 

4.2. Назовите, из каких фигур состоят следующие вещи (рис 37.7):

 

4.3. Соотнесите (рис.37.8):

                                             Рис.37.8 Задание 8

 

4.4. Дорисуйте каждую картинку (рис.37.9) так, чтобы получились 2 разных изображения куба

 

Рис.37.9 Задание 9

 

5. Рефлексия:

- Больше всего на уроке понравилось…

- Было сложнее..

- На уроке я..

- Мне удалось…

- Теперь я знаю, что…

 

6. Домашняя работа. Написать план по построению фигуры: параллелепипед, цилиндр и призма (одну на выбор).