Воспитатель года-2020

Богайчук Мария Ивановна
  •      Визитная карточка - 
  •      Педагогическая находка - Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми 4-5 лет с применением лэпбука «Зима» - «Поможем зайчику»

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_nahodka_bogaychuk_m.i.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №7 «Незабудка»

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми 4-5 лет с применением лэпбука «Зима»

 «Поможем зайчику»

Богайчук Мария Ивановна,

 воспитатель

                     

Усть-Илимск

2019

 «Лэпбук» как современное средство обучения дошкольного возраста

Современное дошкольное образование стремительно развивается и не заставляет стоять на месте. Педагог находится в постоянном поиске новых идей, подходов, методов для всестороннего развития дошкольника. Но задачей педагога является не только дать новые знания, но и систематизировать их, закрепить, получить результат. Моей педагогической находкой стал «лэпбук».

Термин «Лэпбук» был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается и на коленях ребенка. А под наш менталитет адаптировала её уже Татьяна Пироженко - автор познавательных книг для детей, автор популярного блога «Это интересно!». Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время?

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской  деятельности взрослого с детьми:

  • включенность воспитателя наравне с детьми,
  • добровольное присоединение детей к деятельности,
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности,
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.

 «ЛЭПБУК» как форма работы привлекает тем, что:

  • Создание «Лэпбука» развивает творческие способности детей, их воображение.
  • «Лэпбук» помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить пройденный материал.
  • «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в разновозрастных группах. Можно выбрать задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с возрастом.
  • Это отличный способ для повторения пройденного. В любое время ребенок просто открывает «Лэпбук» по нужной теме и повторяет материал.

Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:

  • активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
  • позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
  • развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
  • помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
  • помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);
  • позволяет сохранить собранный материал;
  • объединяет педагогов, детей и родителей;
  • способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
  • обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
  • способствует творческой самореализации педагога.

В заключение, необходимо отметить, что использование данной технологии является эффективным. Дети лучше усваивают пройденный материал, эффективно закрепляют и систематизируют полученные знания, благодаря этой технологии у детей возрастает интерес к изучаемой теме. С уверенностью могу сказать: «Лэпбук  - это моя педагогическая находка, несмотря на то, что это не моя личная идея, но это идея, которую я воплощаю исходя из своих представлений и для своих детей, вместе с ними!»


«Поможем зайчику»

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми 4-5 лет с применением лэпбука «Зима»

Цель: создание условий для обобщения и уточнения представления детей о зиме, зимних явлениях с применением лэпбука «Зима».

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с интерактивной папкой  «лэпбук», с её назначением, учить правильно произносить слово «лэпбук».
  • Актуализировать знания детей о зиме
  • Закрепить умение подбирать описательные слова к именам существительным, слова антонимы.

Развивающие:

  • Развивать умение работать в команде, способность ориентироваться в пространстве.
  • Развивать внимание, мышление, слуховое и зрительное восприятие, активизировать словарь.
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, отгадывать загадки.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, стремление оказать помощь другу.
  • Воспитывать художественно-эстетическое восприятие в музыке.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация, аудиозаписи («Вместе весело шагать», «Белые снежинки»), лэпбук «Зимушка», игрушечные зайчики белый и серый, 5 конвертов с заданиями, ёлочка, снежинки по количеству детей, игрушечный дед мороз, «письмо из леса», разрезная картинка,  снежинка, мешок, медальки по количеству детей, «смайлики настроения».

Предварительная работа:  рассматривание картин по теме «Зима», «Зима в лесу», «Животные в лесу», «Зимние забавы». Чтение сказок «Рукавичка», «Снегурочка», «Зимовьё зверей». Разучивание стихотворений о зиме, отгадывание загадок о зиме, прослушивание аудиозаписей П. Чайковского и А. Вивальди «Времена года. Зима». Изготовление лэпбука «Зимушка»

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Добрый день, ребята. Я очень рада видеть всех вас! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте им улыбнёмся. А чтобы у нас настроение было еще лучше, давайте сделаем круг. Когда зазвучит музыка, мы будем выполнять движения в соответствии со словами.

Динамическая минутка «Вместе весело…»

(Звучит аудиозапись «Вместе весело шагать…» композитор: Шаинский В.)

Вместе будет нам шагать веселее,

веселее, веселее                                             (шагают на месте в кругу)

Улыбнись же мне, дружок поскорее,

поскорее, поскорее!                                       (улыбаются друг другу)

Повернемся мы к гостям, и поприветствуем! (поворачиваются к гостям,

                                                                               машут рукой)

Дружно ножками потопаем на месте мы! (топают ногой или двумя поочередно)

На носочках к солнцу выше мы поднимемся (тянутся на носочках, протягивая

                                                                                руки вверх)

А потом друг с другом крепко мы обнимемся! (обнимаются с тем, кто стоит

                                                                                    рядом)

 Воспитатель: Ой, ребята, а у нас с вами еще один гость! Посмотрите, кто это? (ответы детей)

А зайчик к нам пожаловал не с пустыми руками, давайте посмотрим, что он с собой принёс (возле зайчика лежит лэпбук). Ребята, что это? (ответы детей). 

- Да это книжка, непростая. Она называется лэпбук. Это книга с кармашками, вкладышами и разными заданиями. Давайте все вместе скажем правильно слово «лэпбук» и посмотрим, что в ней!? (дети совместно с воспитателем проговаривают слово, открывают лэпбук и находят письмо). Ребята, здесь письмо, и оно из леса! Сейчас прочитаем: «Дорогие ребята, мне очень холодно и грустно! Лесная колдунья забрала мою зимнюю шубку, и сказала, что вернет её, только если я выполню её задания из волшебной книги. Я без вас не справлюсь, помогите мне, пожалуйста!» (Зайчик)

Воспитатель: (таинственная интонация) Ребята, нашего зайчика заколдовали! Это ведь летом у зайчика шубка серая, а зимой… (ответы детей)

Ну что, ребята, поможем зайчику вернуть белую шубку? (Ответы детей)

Воспитатель: А вот и наше первое задание (обращаю внимание детей на  экран, на котором изображён лэпбук в развёрнутом виде, акцентирую внимание на конвертик с заданием, который отмечен снежинкой). 

Воспитатель: Ребята, в этом конверте загадки! Будьте внимательны, если вы всё правильно отгадаете, то узнаете подсказку, где искать следующее задание.

«Загадки о зиме»

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома,

- Значит, к нам пришла… (зима)

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек

- Их укрыл пушистый… (снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (лед)

Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры?

- Вот вопрос. Их нарисовал… (мороз)

В красной шубе с бородой

В гости к нам спешит домой

На оленях радость вез.

Кто он дети?. (Дед Мороз)

Воспитатель: Молодцы! А вот вам и подсказка: следующий конверт с заданием у того, про кого была последняя загадка. Про кого она была? (ответы детей)

- Давайте найдём Дедушку Мороза! (Следующий конверт лежит возле игрушечного деда Мороза)

Воспитатель: Посмотрите, на конверте слова всякие написаны. И следующее наше задание «Подбери словечко», посмотрите на экран!

Игра «Подбери словечко»

(На экране поочерёдно появляются картинки «Снег», «лёд», «Дед Мороз», «Снегурочка», «зима», задача детей подобрать описательные слова к каждой картинке)

Снег – он какой? (ответы детей)

Лёд – он какой? (ответы детей)

Дед Мороз – он какой? (ответы детей)

Снегурочка — она какая? (ответы детей)

Зима – она какая? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! А вот и следующая подсказка: нам нужен конверт, на котором изображена зима. Давайте внимательно посмотрим, где он?

(На столе лежит конверт, в нём разрезная картинка «Зима»).

Воспитатель: Вот и еще одно задание, вам нужно собрать картинку, которая рассыпалась.

Игра «Собери картинку. Зима»

(Детям предлагается разрезанные на части картинки, из которых дети собирают целую картину, рассказывают, что у них получилось)

Воспитатель: Фуф, как жарко стало в зале! Ребята, а давайте с вами представим, что мы снежинки! Как только заиграет музыка, мы превратимся в снежинки, и будем танцевать, кружиться, летать!

Импровизированная физ. минутка «Снежинки»

(Звучит песня «Белые снежинки кружатся с утра…» муз. Г.Гладкова,, сл. И.Шаферана, дети танцуют со снежинками, с окончанием музыки делают снегопад из снежинок, подбрасывая их вверх)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вместе со снежинкой прилетело следующее задание! (на конверте изображена книга со сказками)

Воспитатель: Ребята, как выдумаете, кто живет в этом конвертике? (ответы детей). Да ребята, вы правы, в этом конверте живут сказки. Наше следующее задание – «Узнай и назови сказку, в котором есть время года Зима». Внимание на экран!

Игра «Узнай и назови»

(На экране поочередно появляются картинки со сказками. Дети рассматривают иллюстрации, узнают и называют сказку)

1. «Снегурочка»

2. «Колобок»

3. «Рукавичка»

4. «Волк и лиса»

4. «Три медведя»

5. «Заюшкина избушка»

(После каждой иллюстрации воспитатель спрашивает: «А эта сказка нам подходит? Почему?», выслушивает ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились, и вот наш последний конверт. Посмотрите, ребята, на конверте изображены две ёлочки: одна большая, а другая - … (ответы детей). В нашем конвертике игр игра «Скажи наоборот»

Игра «Скажи наоборот»

(педагог называет слова (словосочетания), а дети называют противоположные признаки предметов или слов-антонимов)

- солнце горячее, а снег… (ответы детей)

- снег мягкий, а лёд… (ответы детей)

- летом жарко, а зимой… (ответы детей)

- сугроб большой, а снежинка… (ответы детей)

- летом заяц серый, а зимой… (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, все задания прошли! (замечаю мешок). Ой, а что это за мешок? Наверное, он волшебный! Давайте посадим нашего зайчика туда, чтобы случилось волшебство, и наш зайчик надел белую шубку! (сажаю зайчика в мешок)

Только надо сказать волшебные слова:

«Зайчик-зайчик, превратись,

в белой шубке появись!» (повтор совместно с детьми)

(Достаю из мешка белого зайчика)

Воспитатель: ребята, посмотрите, чудо произошло! Вы молодцы, постарались, помогли зайчику вернуть шубку! А зайчик в благодарность приготовил для вас подарочки (достаю медальки)

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, кто приходил к нам в гости? А зачем и с чем он приходил? А как называлась волшебная книга с заданиями? Какие задания мы с вами выполняли? Какое задание было для вас самым трудным? Какое задание больше всего понравилось? Ребята, а как выдумаете, почему у нас получилось справиться со всеми заданиями? Вам понравилось наше путешествие по страничкам лэпбука? (ответы детей)

Рефлексия

Воспитатель: И мне с вами очень понравилось! Но нашему зайчику пора в лес, и нам пора в группу возвращаться. Давайте, напоследок, поделимся настроением с нашими гостями? (предлагаю детям «смайлики настроения», дети выбирают и дарят гостям)