Готовимся к ЕГЭ и ОГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задание 5 ОГЭ | 21.46 КБ |
Задание 4 ОГЭ | 47 КБ |
Задаине 9 ОГЭ | 21.46 КБ |
алгоритмы работы со всеми заданиями ОГЭ | 57.4 КБ |
Задание 4 ЕГЭ | 56.5 КБ |
Задание 7 ЕГЭ | 466.75 КБ |
Задание 26 ЕГЭ | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 5 ОГЭ
1. Из предложений 1—4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
(1)В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью — всё честь по чести! — было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.
– (2)Вот! (3)С этой! (4)Справкой! — разделяя слова, делая между ними паузы и, таким образом, не просто объясняя, а внушая, вдалбливая нам правило, которое требовалось запомнить, Анна Николаевна разъясняла и остальное.
2. Из предложений 3—8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН».
(3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.
(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.
– (8)Заходите, товарищ лейтенант.
3. Из предложений 18—23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».
(18)Дома Таня первым делом подошла к зеркалу. (19)Нет, она не изменилась. (20)Почти не изменилась. (21)Во всяком случае, она не хуже, но и не лучше прежнего. (22)Немного выросла по сравнению с прошлым годом, но во всём остальном особенных перемен в ней нет. (23)Она всё такая же худющая, бледная, с прямыми скользкими непослушными волосами, которые не может удержать ни одна резинка, ни одна заколка или завязанная лента.
4. Из предложений 14—18 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...
(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.
– (17)3дравствуйте, барышня! — сказал он, поднимаясь навстречу.
– (18)3дравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
5. Из предложений 37—45 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, — тихо сказала она и повела его из зала.
(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит — потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
6. Из предложений 12—16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать — я сообразила уже тогда — очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала — они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
7. Из предложений 20—23 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
(20)Но вдруг в борьбе кто-то опрокинул деревянный домик. (21)Две маленькие испуганные росомашки остались совсем без прикрытия. (22)Жаждущие добычи волки уже готовы были схватить их, но мать успела закрыть собой детёнышей. (23)Она всем телом легла на малышей и, с какой бы стороны ни старались их схватить волки, моментально поворачивалась и встречала их оскаленной пастью.
8. Из предложений 1—5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».
(1)Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. (2)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. (3)И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4)Спортивный интерес.
(5)Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером.
9. Из предложений 30—35 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН».
(30)У каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31)А я перешёл его.
(32)Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33)Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остался.
– (35)Мёртв, — сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.
10. Из предложений 18—20 выпишите слово, в котором правописание суффикса не
определяется общим правилом (является исключением).
18)Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя». (19)Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню. (20)Щёлкнул на двери крючком и замер с книжкой у стола…
Ключ
- написано
- сонный
- завязанная
- насторожённо
- наполнено
- созданы
- деревянный
- длинными
- естественный
- оловянные
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ 4
1. Из предложений 1—4 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами.
2. Из предложений 16—19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С».
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.
3. Из предложений 14—17 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
(14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка. (15)«Как денди лондонский…» — радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку. (16)Он себе тоже очень нравился в пиджаке, но только до тех пор, пока не пришёл в школу. (17)В своём 7 «А» один лишь он таким образом вырядился.
4. Из предложений 26—32 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:
– (27)Это тебе передача… от класса…
– (28)Вот что значит — друзья! — сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.
– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
– (30)За что? — испугался Пашка.
– (31)Как это за что? (32)За твою руку.
5. Из предложений 21—25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед гласными и звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными — С».
(21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!
(22)Вот до чего доводит любовь!
(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.
(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги?
6. Из предложений 11—14 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(11)Продолжалась глебовская власть — ну не власть, а, скажем, авторитет — и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее — опозорить.
7. Из предложений 1—6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? — спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой — почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
8. Из предложений 13—16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
(13)Детское ликование не остановить. (14)Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия. (15)Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой печке, прикрыла глаза и сложила руки калачиком.
(16)Теперь самое время объяснить, отчего уж мы так возрадовались.
9. Из предложений 3—5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
10. «»Из предложений 18—21 выпишите слово, в котором приставка правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия»
– (18)3дравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач — всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
Ключ
- взрывовразвалин|развалинвзрывов
- вспоминает
- пришёл
- испугался
- восхваляют
- разговор
- приехал
- прикрыла
- приостановился
- притихший
Предварительный просмотр:
Задание 9 ОГЭ
1. Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок — маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь.
2. Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг — о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.
3. Среди предложений 18—21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
– (20)Чудеса! — раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
4. Среди предложений 31—38 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь — спроси у киномеханика.
(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
– (38)Пойдём, сынок, пойдём.
5. Среди предложений 23–27 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников.
6. Среди предложений 21−28 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения.
(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
7. Среди предложений 18—21 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.
(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.
8. Среди предложений 10−14 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое...
(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.
9. Среди предложений 10–14 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(10)Вошла учительница — все кинулись по местам, и начался урок. (11)Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!».
(12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь — локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, — взглядом упирался в одну точку — от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только.
10. Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других — юность, у третьих — жизнь.
Ключ
- 5
- 20
- 19
- 31
- 24
- 21
- 20
- 11
- 11
- 30
Предварительный просмотр:
Шпаргалки ОГЭ русский язык (задания 2 – 14)
2 задание Чтобы сделать это задание, нужно прочитать все 4 предложенных ответа, (не читая текста) и выбрать тот из них, где есть указание на проявление чувств. Например, 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Димка Сомов, когда столкнулся взглядом с Ленкой, замер»? 1) Димка Сомов боялся, что Ленка ударит его. 2) Димка Сомов боялся, что Ленка помешает ему сбежать. 3) Димка Сомов ждал, что Ленка простит его. 4) Димке Сомову стало стыдно, он понял, что от расплаты за своё предательство ему не уйти. Из 4 предложения ясно, что Димка виноват сам испытывает чувство стыда, значит и нужно отмечать 4 предложение |
3 задание ТРОПЫ и ФИГУРЫ Следует помнить, что часто в каждом из представленных предложений в этом задании обязательно есть один из тропов. Например, 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот. 1) А внутри на некоторых ЛЮБИМЫХ страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы. 2) Анна Николаевна тогда приходила ХМУРАЯ, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе. 3) Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его. 4) Не ту, что ты «читала» ДЕРЖА ВВЕРХ НОГАМИ, когда тебе было три года. – В первом предложении есть эпитет, во втором – тоже эпитет и метафора (или олицетворение), в четвертом – фразеологизм, и только в третьем сравнительный оборот, включенный в метафору. Следует выучить: СРАВНЕНИЕ– Оборот со словами: КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО. Например, бежал, как заяц или если этих союзов нет, то существительное ставится в твор. падеже Н-Р, бежал зайцем. ЭПИТЕТ- оценочное прилагательное. Н-Р, МЕРЗКИЙ завтрак, ВЕСЕЛЕНЬКИЙ ребенок МЕТАФОРА - оборот, который нельзя представить буквально Н-Р. « Мне букеты чужих страстей, каждый день подают на блюде .букеты из страстей сделать нельзя и подать их на блюде, тем более. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - говорить о неживых предметах, как о живых Н-Р, Парус… «счастия не ищет и не от счастия бежит» ГИПЕРБОЛА – преувеличение Н-р, море слез Фразеологический оборот – оборот, который можно заменить одним словом: «вешать лапшу на уши» - врать, «сесть в калошу» - опозориться, держать вверх ногами» - наоборот. Отличается от метафоры тем, что его понимает, знает и может употреблять каждый человек. |
5 задание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий
нужно очень хорошо знать Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных, так как это задание и есть в большинстве КИМов .
Оно может быть сформулировано так:
5 В предложениях ……. найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом: «НН пишется в суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов совершенного и
несовершенного вида» или … определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных на Н пишется НН».
Если предлагается найти слово «в котором пишется столько же Н, сколько и в слове, от которого оно образовано, нужно искать наречие на О, Е или существительное, так как эти части речи с суффиксами Н, НН образуются именно от прилагательных и причастий.
Таким образом , нужно просто выучить правило:
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ образуются от СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, и, если перед нами прилагательное, смотрим на суффиксы | |
Н | НН |
1)АН, ЯН, ИН кожАНый, серебрЯНый, гусИНый 2) В прилагательных, не образованных от существительных: юный, румяный, свиНой и т. д. 3) В исключении: ветреНый | 1)ОНН, ЕНН революциОННый, промышлЕННый 2) В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н: стариННый, пустыННый 3) В слове БЕЗВЕТРЕННЫЙ НН из-за приставки
|
ПРИЧАСТИЯ образуются от ГЛАГОЛОВ, и если перед нами причастие, начинаем по очереди «примерять» слово к следующим правилам: | |
Н | НН |
3)исключение ранеНый партизан, коваНый, жеваНый | 1) в причастиях с любой ПРИСТАВКОЙ, кроме НЕ ПЕРЕжареННый картофель, ПРОмаслеННые блины 2) При наличии у причастия суффикса ОВА//ЕВА мариноваННые грибы, корчеваННый лес. 3) если есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО: картофель жареННый на масле 4) в причастиях СОВЕРШЕННОГО вида решеННая задача 5) но: если у исключений с Н появляется приставка или зависимое слово, появляется еще одна Н: ЗАковаННый, коваННый медью сундук.
|
6 задание Заменить слово синонимом СИНОНИМЫ – близкие по значению слова : Н-р, мчаться – бежать, бить баклуши – бездельничать Здесь очень часто требуется заменить синонимом фразеологизм. Следует помнить, что, во-первых, обязательно нужно прочитать фрагмент из нескольких предложений, где есть предлагаемое слово, так как , как правило, нужно подобрать синоним к слову многозначному, во-вторых, синоним требуется подобрать только СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЙ. То есть, если требуется подобрать синоним к слову «хохотал», то правильный вариант - «смеялся» и ни в коем случае не «ржал». |
7 задание Заменить словосочетание Чтобы заменить словосочетание одного вида связи на другой, нужно помнить, что При согласовании зависимое слово должно быть прилагательным (или словом, которое изменяется, как прилагательное)
↓ × Н-р, деревянный забор При управлении ---- существительным × ↓ Н-р, забор из дерева При примыкании ---наречием или деепричастием × ↓ Н-р, петь весело Поэтому зависимое слово нужно превратить в ту часть речи, которая требуется по условию Н-р, из согласования ШКОЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ---управление ДИРЕКТОР ШКОЛЫ, Из управления ЗАБОР ИЗ ДЕРЕВА ------ согласование ДЕРЕВЯННЫЙ ЗАБОР Из примыкания СКАЗАЛА ГРУСТНО --- управление СКАЗАЛА С ГРУСТЬЮ Из управления ---ПОЖАЛОВАЛАСЬ С ГОРЕЧЬЮ -----примыкание ПОЖАЛОВАЛАСЬ ГОРЬКО |
8 задание Выпишите грамматическую основу из предложения Выполняя это задание, нужно помнить, что здесь будет или односоставное предложение: 1 Определенно- личное : Катя, иди (идите) сюда. Хочу (хотите) сдать экзамены. 2 Неопределенно-личное: Папу вызвали, (вызовут, вызывают) в школу. 3 Безличное: Холодно. Меня морозит. У меня нет и не было денег Мне нужно сдать все зачеты. 4 Назывное. Вот мой дом. Примеры даны на все возможные выражения сказуемого в односоставных предложениях Или предложение с составным сказуемым, н-р, Маша была рада получить аттестат. ; Мой брат работает юристом. ; Или предложение с однородными сказуемыми Улица широка и длинна. |
9 задание предложения с обособленными членами: |
Если требуется найти |
|
.2) Если нужно указать обособленное обстоятельство, ищем деепричастие Деепричастие отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ, ЧТО СДЕЛАВ? |
: дыша, играя, сыграв, пришедши, забывши, будучи и деепричастный оборот: Доктор, взяв в руки шприц, напугал меня. Бегая по утрам, я обрел хорошую форму. Имеет суффиксы:В,А,Я, ВШИ, УЧИ, ЮЧИ (н-р, сыграВ, играЯ, ушедШ И, будУЧИ, играЮЧИ, заиграВШИсь |
|
10 задание Вводные слова: конечно, разумеется, кажется, наверное, к счастью, к сожалению. По словам, во- первых, значит и т. д. Их можно выбросить из предложения. ППРИМЕР ЗАДАНИЯ: 10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Стала я колдовать, (1)и вдруг у него в животе человеческие голоса заговорили. — Так,(2) может,(3) он сожрал кого, вот они там и беседуют, (4)— сообразила средняя. Ответ_2, 3___________________________________________________ Без слова «может» легко можно обойтись_ Обращение – имя. САША,, сдай зачет. Люблю тебя, Петра творенье. Тоже выделяется запятыми. ПРИМЕР ЗАДАНИЯ: 10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. «Запомни,(1) друг,(2) ты не жизнь фотографируешь,(3) – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – Ты делаешь фотографию. И нужно,(4) чтобы фотография была живая. Ответ: ____1, 2___________________________________ |
11 задание Количество грамматических основ Нужно обязательно обозначить границы предложений и подчеркнуть грамматические основы |
12 запятая между частями сложного предложения Сочинительная связь – сочинительные союзы Их нужно знать наизусть
. Но нужно помнить, что сочинительные союзы могут соединять однородные члены, поэтому необходимо в предложении подчеркнуть грамматические основы и обозначить границы предложений. ПРИМЕР: 12 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. [Червяк длинный такой], (1)(что ни головы,(2)ни хвоста не видать). [Лежит и не шевелится, (3)как неживой.] [Дай,(4) думаю, (5)оживлю].[ Стала я колдовать],(6) и [вдруг у него в животе человеческие голоса заговорили]. Ответ_________6___________________________________________ Образец рассуждения: Ищем сочинительные союзы. НИ – НИ соединяют однородные члены. И соединяет простые предложения. Подчинительная связь – подчинительные союзы и все вопросительные слова: кто, куда, зачем и пр.) и подчинительные союзы: 1) Причины: потому что, так как, ибо; 2) Времени: пока, когда, в то время как, едва; 3) Цели: для того чтобы, чтобы, дабы, с той целью чтобы; 4) Условия: коли, если, кабы; 5) Следствия: так что; 6) Изъяснительные: как, что, чтобы; 7) Сравнительные : словно, как, будто, как будто, чем, точно; 8) Уступки: хотя. . Но нужно помнить, что подчинительные союзы могут присоединять сравнительные обороты или приложенияПоэтому обязательно нарисовать границы предложений и подчеркнуть грамматические основы! ПРИМЕР: 12 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. 1Младшая Баба-Яга стояла на пороге избушки и улыбалась во всё лицо (1), как и каждый день. В душе она была романтиком. (3)Любила уходить в лес и слушать(2),( о чём щебечут птицы). Любила собирать цветы и лекарственные травы. Больше всего на свете она хотела(3), (чтобы в их лесу снова произошла сказочная история)(4), и поэтому целыми днями бродила в поисках чего-нибудь сказочного. Ответ___2, 3, 4___________________________________________ Ищем подчинительные союзы и союзные слова. После союза КАК нет грамматической основы, после союзного слова О ЧЕМ и союза ЧТОБЫ они есть |
13 задание Последовательное подчинение от главного к придаточному задается вопрос, от придаточного к другому придаточному. Если рядом два подчинительных союза, это обязательно последовательное подчинение. о параллельное однородное подчинение .Маша рассказывала ]что?-->,( что он делал очень сложную операцию какой-то женщине)когда?__>,(когда еще был очень молодым хирургом.) параллельное: от главного к двум придаточным. Если вопрос задается один и и относится к одному слову - подчинение однородное Все знают ЧТО?__>_?(, что скоро весна) ичто? ( что скоро экзамены.)----параллельное однородное подчинение.↓ Если вопросы разные, то подчинение неоднородное↓ (Когда наступила весна )когда?<-----, [мы подали заявления в ВУЗЫ,]почему?---→( так как каждый уже выбрал себе профессию.)---параллельное неоднородное/ |
14 задание . Тоже следует подчеркнуть грамматические основы и обозначить границы предложений. И нужно иметь в виду, что, как правило, нужные предложения для заданий 13 и 14 в требуемых отрезках текста самые большие. |
Как писать сочинение-рассуждение по данному тексту
Выделим в тексте двух главных героев. Помним, что героем может быть и собирательный образ(класс, толпа), и неодушевленный предмет(дерево)
1 Составляем таблицу:
1 герой | 2 герой (что делает и почему) |
…………….. , потому что ……….. ………………. | …………….. , так как ……….. ………………. |
2 Подбираем цитаты, иллюстрирующие наши записи.
3 Пишем сочинение по шаблону:
В тексте___автор________________ .рассказывается о том, как
_______________________________________________пересказываем текст одним сложным предложением
Почему же__________списываем вопрос из задания №2____________?
Давайте заглянем в текст. Вот предложение __списываем основное предложение из первой микротемы текста, характеризующие действия первого героя. ____________________________________________________________________________.
Мы понимаем, что _________объясняем действия героя ;почему он так поступил _________________________________________________.
Вот еще одно предложение: списываем основное предложение из второй части текста, характеризующие действия второго героя. _________________________________
объясняем поступок второго героя(из второй половины текста) --------------------------------------------------------------------------------.- -
Поэтому –то (герой и сказал, подумал) списываем правильный ответ из задания 15.2
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------. - -
Или другой порядок работы над сочинением-рассуждением
Порядок рассуждений | Порядок записи |
1 О чем текст 2 Списываем вопрос из задания 2 3 Списываем предложения шаблона. 4 Записываем самое яркое предложение о действиях первого героя в первой половине текста и объясняем, почему он поступил именно так. 5 Списываем предложение шаблона. 6 Записываем самое яркое предложение о действиях первого героя в первой половине текста и объясняем, почему он поступил именно так. 7 Пишем вывод 8 Списываем в кавычках слова из задания 15. 2 | В тексте_____________________ рассказывается о том, как___________________________________________ . Почему же___________________________________ ? Давайте заглянем в текст. Вот предложение(я):"_______ _______________________". И мы понимаем, что _____ ___________________________ , потому что ___________ ______________________________________ . Вот еще предложение:"_________________________ _________". Действительно,______________________ ______________________ так как _________________ .
Поэтому-то автор(герой) (и сказал): "___________ _________________________________ ". |
Текст для образца
(1)Пробираюсь вдоль забора и вдруг слышу голоса; один голос я тотчас узнал: это был повеса Азамат, сын нашего хозяина; другой говорил реже и тише. (2)"О чем они тут толкуют? - подумал я, - уж не о моей ли лошадке?" (3)Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова. (4)Иногда шум песен и говор голосов, вылетая из сакли, заглушали любопытный для меня разговор.
(5) - Славная у тебя лошадь! - говорил Азамат. – (6)Если бы я был хозяин в доме и у меня было бы стадо в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!
(6)- Да, - отвечал Казбич после некоторого молчания, - в целой Кабарде не найдешь такой.(7) Раз, - это было за Тереком, - я ездил с абреками отбивать русские табуны; нам не посчастливилось, и мы рассыпались кто куда. (8)За мной неслись четыре казака; уж я слышал за собою крики гяуров, и передо мною был густой лес.(9) Прилег я на седло, поручил себе аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети. (10) Как птица, нырнул он между ветвями; острые колючки рвали мою одежду, сухие сучья карагача били меня по лицу. (11)Конь мой прыгал через пни, разрывал надломленные кусты грудью.
(12)Лучше было бы мне его бросить у опушки и скрыться в лесу пешком, да жаль было с ним расстаться, - и пророк вознаградил меня.(13) Несколько пуль провизжало над моей головою; я уж слышал, как спешившиеся казаки бежали по следам... (14) Вдруг передо мною рытвина глубокая; скакун мой призадумался - и прыгнул. (15)Задние его копыта оборвались с противного берега, и он повис на передних ногах; я бросил поводья и полетел в овраг; это спасло моего коня: он выскочил. (16)Казаки все это видели, только ни один не спустился меня искать: они, верно, думали, что я убился до смерти, и я слышал, как они бросились ловить моего коня. (17)Сердце мое облилось кровью; пополз я по густой траве вдоль по оврагу, - смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез. (18)Все кинулись за ним с криком; долго, долго они за ним гонялись, особенно один раза два чуть-чуть не накинул ему на шею аркана; я задрожал, опустил глаза и начал молиться.(19) Через несколько мгновений поднимаю их - и вижу: мой Карагез летит, развевая хвост, вольный как ветер, а гяуры далеко один за другим тянутся по степи на измученных конях. (20)До поздней ночи я сидел в своем овраге; вдруг, что ж ты думаешь, Азамат, во мраке слышу, бегает по берегу оврага конь, фыркает, ржет и бьет копытами о землю; я узнал голос моего Карагеза; это был он, мой товарищ!.. (21)С тех пор мы не разлучались.
(22) И слышно было, как он трепал рукою по гладкой шее своего проверенного в боях скакуна, давая ему разные нежные названия, на которые, к моему удивлению, был способен этот грубый человек..
(23)- Если б у меня был табун в тысячу кобыл, - сказал Азамат, - то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза.
(24)- Йок, не хочу, - отвечал равнодушно Казбич.
(25)- Послушай, Казбич, - говорил, ласкаясь к нему, Азамат, - ты добрый человек, ты храбрый джигит, а мой отец боится русских и не пускает меня в горы. (26) Отдай мне свою лошадь, и я сделаю все, что ты хочешь, украду для тебя у отца лучшую его винтовку или шашку, что только пожелаешь. (27)- А шашка его настоящая гурда: приложи лезвием к руке, сама в тело вопьется; а кольчуга - такая, как твоя, нипочем.
(28)Казбич молчал.
(29)- В первый раз, как я увидел твоего коня, - продолжал Азамат,- когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри, и кремни брызгами летели из-под копыт его, в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор все мне опостылело. (30)На лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной; и, тоскуя, просиживал я на утесе целые дни, и ежеминутно мыслям моим являлся вороной скакун твой с своей стройной поступью, с своим гладким, прямым, как стрела, хребтом; он смотрел мне в глаза своими бойкими глазами, как будто хотел слово вымолвить. (31)Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! - сказал Азамат дрожащим голосом.
(32)Мне послышалось, что он заплакал: а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был помоложе.
(33) В ответ на его слезы послышалось что-то вроде смеха.
(34)- Послушай! - сказал твердым голосом Азамат, и ясно было, что он собирался лезть на рожон до конца, - видишь, я на все
решаюсь.(35) Хочешь, я украду для тебя мою сестру? (36)Как она пляшет! как поет! (37) А вышивает золотом - чудо!(38) Не бывало такой жены и у турецкого падишаха ...
(39)Хочешь, дождись меня завтра ночью там в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул, - и она твоя. (40)Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?
(41) Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса… (42)Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся…
2 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Казбич не захотел продать лошадь Азамату?»
1) Азамат не предложил ничего равноценного коню.
2) Конь был товарищем Казбича.
3) Казбич был богат и имел все, что ему предлагал Азамат.
4) Казбич мог все, что предлагал ему Азамат, получить бесплатно.
.Ответ____________________2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предпоследнего предложения текста:" Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса…
Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся…"
В тексте Лермонтова рассказывается о том, как Азамат просил у Казбича продать ему коня.
«Почему же Казбич не захотел продать лошадь Азамату?»
Давайте заглянем в текст. Вот предложение:" Если бы я был хозяин в доме и у меня было бы стадо в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!" И мы понимаем, что Азамату очень хотелось получить лошадь Казбича, потому что она была самой лучшей среди всех, которые были у горцев.
Вот еще предложение:" ...Вдруг, что ж ты думаешь, Азамат, во мраке слышу, бегает по берегу оврага конь, фыркает, ржет и бьет копытами о землю; я узнал голос моего Карагеза; это был он, мой товарищ!." Действительно, Казбичу конь был дороже всех ценностей, так как горец знал, что конь не подведет его в бою.
Потому-то :" Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса…
Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся…"
.
https://infourok.ru/algoritmi-vipolneniya-vseh-zadaniy-oge-po-russkomu-yaziku-2439060.html
Предварительный просмотр:
Орфоэпические нормы (задание 4 ЕГЭ)
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1.созвонИмся намерЕние крестьЯнин землЯнин христианИн | 2.нАчали вероисповЕдание прозОрлива сирОты щЁлкать | 3.закУпорить экспЕрт кУхонный прОживший завИдно |
4.заселенА отозвалА засЕленный понЯв довезЁнный | 5.дОверху дефИс алфавИт щавЕль хозяевА | 6.недосУг косИтся (на него) с Иксом включИм квАртал |
7.лгалА клАла отозвалАсь намерЕние (мясные) блЮда | 8.позвалА принЯл начАв тОрты Отрочество | 9.нАчал тОрты дозвонЯтся аэропОрты послалА |
10.поднЯв укрЕпит вОвремя поделЁнный убралА | 11.навЕрх бАловать красИвее тОрты нАвзничь | 12.начАтый отозвалАсь дОверху мозаИчный недУг |
13.отключЁнный Отрочество шофЁр Оптовый новостЕй | 14.откУпорил снЯта красИвее корЫсть хозЯева | 15.прИбыл отключЁнный прозорлИва свеклА жалюзИ |
16.договорЁнность нОгтя взЯлась зАгнутый красИвее | 17.диспАнсер мозаИчный чЕрпать прибЫв умЕрший | 18.сОрит занялА определЁн знАчимость оглЯнется |
19.загнУтый снялА красИвее звонИт дремОта | 20.прирУченный бАнты дефИс экспЕрт истЕкший | 21.намЕрение водопрОвод наделИт поделЁнный вручИт |
22.наотмАшь углубИть отозвалАсь квартАл освЕдомиться | 23.звонИт черпАть бАнты кУхонный намЕрение | 24.ободралА сОздала нажИвший крАлась нАжитый |
25. закУпорить экспЕрт кУхонный прОживший завИдно | 26. прозорлИва лгалА катАлог дозвонЯтся налитА | 27. баловАть тОрты красИвее газопрОвод крАны |
28. повтОренный мусоропровОд чЕрпать дозвонЯтся добЫча | 29. вероисповедАние Отрочество поднЯв мозаИчный дОсуха | 30. кровоточАщий сорвалА дОнизу насквОзь удЕлит |
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1. занятА дОнизу отдалА звОним жалюзИ | 2. досУха щемИт бАнты бОроду Отрочество | 3. обострЁнный бАнты начАть досУг пОняла |
4. обОдрить дозвонИтся прИнятый понЯв квартАл | 5. кранЫ снялА ловкА окружИт кУхонный | 6. ободрИть сОгнутый мозАичный нарвалА навралА |
7. понЯв прирУченный заселенА отозвалА наделЁнный | 8. мозаИчный позвОнишь убралА бОроду срЕдства | 9. прибЫв дОнизу принЯтый щЁлкать нАчатый |
10. прозорлИва лгалА диспАнсер дозвонЯтся налитА | 11. двИжимый красивЕйший начАть киломЕтр мЕстностей | 12. клАла взялА Эксперт бралА квартАл |
13. процЕнт экспЕрт зАнял кухОнный крестьЯнин | 14. позвонИт походатАйствовать знАчимость вручИм опОшлить | 15. бАнты зАгнутый черпАть прозорлИвый надОлго |
16. озлОбить катАлог низведЁнный вОвремя новорождЁнный | 17. лгалА клАла отозвалАсь намерЕние (мясные) блЮда | 18. слИвовый избалОванный нАчатый срЕдства (моющие) кралАсь |
19. вероисповедАние Отрочество поднЯв мозаИчный дОсуха | 20. лгалА освЕдомиться прибЫв катАлог понЯвший | 21. кровоточАщий сорвалА дОнизу насквОзь удЕлит |
22. закУпорить экспЕрт кУхонный прОживший завИдно | 23. Алкоголь инженЕров надОлго лЮдям все цЕлы? | 24. квартАл мЕстностей ободрИть принУдить нОвостей |
25. звонИм оптОвый нАчал цемЕнт камбалА | 26. отдалА оптОвый недУг дОсуг поделЁнный | 27. звонИшь принЯвший начАв (петь) пОняв прожИв |
28. молЯщий нажИвший завИдно отогналА крЕмень | 29. вручАт клАла цЕпочка завИдно чЕрпать | 30. сверлИт прИбыв нет кОнусов зАгодя боЯзнь |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задание 26 ЕГЭ
Результаты ЕГЭ показывают, что это одно из самых сложных заданий. Но оно оценивается в 3 балла, поэтому стоит подробнее остановиться на особенностях работы с ним.
Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно прежде всего иметь ясное представление об основных средствах художественной выразительности, то есть знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, осознавать различия между ними. Нужно научиться обнаруживать эти средства в тексте и правильно их называть.
Алгоритм работы с этим заданием
- Прочитав перечень из 9 терминов, распределите их на группы: лексические средства языка, тропы, синтаксические средства, синтаксические приемы.
- Вспомните определения терминов.
- Внимательно читая рецензию, вставьте цифры, соответствующие терминам.
Пример выполнения задания
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_______ (предложения 1, 11), а такой приём, как (Б)_______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как (В)_______ («сверхделовой» в предложении 12) и (Г)_______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».
Список терминов:
1) эпитет
2) диалектизм
3) лексический повтор
4) индивидуально-авторские слова
5) литота
6) парцелляция
7) просторечное слово
8) фразеологизм
9) риторическое восклицание
Итак, А – это синтаксическое средство. Выбираем из списка - лексический повтор, риторическое восклицание. Смотрим указанные предложения 1, 11: «Какое же зеркало жизни наш язык! Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров!». Ответ – 9.
Б – приём. Это может быть лексический повтор или парцелляция. Смотрим цитату: «всё приемлет, на всё отзывается». Ответ – 3.
В и Г- лексические средства. Выбираем между эпитетом, диалектизмом, индивидуально-авторским словом, литотой, просторечным словом и фразеологизмом. Обращаем внимание на примеры, получаем ответ – 4 и 1.
Записываем ответ в бланке №1 – 9341
Выразительные средства русского языка
Тропы (связаны с переносным значением слова) | Лексические средства | Синтаксические приемы | Синтаксические средства |
Гипербола ирония литота метафора метонимия олицетворение оксюморон сравнение эпитет | Антонимы диалектизмы неологизмы окказионализмы (индивидуально-авторские слова) оценочная лексика разговорные слова просторечные слова синонимы термины устаревшие слова фразеологизмы экспрессивная лексика | Анафора антитеза градация лексический повтор парцелляция противопоставление синтаксический параллелизм инверсия цитирование риторическое обращение эллипсис Эпифора | Бессоюзие вводные конструкции вопросно-ответная форма изложения восклицательные , вопросительные, побудительные предложения лексический повтор многосоюзие однородные члены повтор риторический вопрос риторическое восклицание риторическое обращение сравнительный оборот |
Анафора - повторение одних и тех же элементов в начале каждой новой фразы
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами. ( М. Цветаева)
Антитеза - резкое противопоставление понятий, образов, мыслей. Ученье - свет, а неученье - тьма.
Антонимы - слова, имеющие противоположное значение. Белый -черный, вверх - вниз.
Антонимы контекстуальные (контекстные) - слова, противоположные своими значениями только в условиях контекста.
Архаизмы - устаревшие, вышедшие из употребления слова и выражения, которые заменились другими. Чело (лоб).
Вопросно-ответная форма изложения - стилистический приём, заключающийся в том, что автор задает вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю.Шевчук).
Гипербола - преувеличение размера, силы какого-либо предмета, явления. Он так кричал, что в соседних домах окна повылетали.
Градация - такое расположение слов (например: однородных членов), частей предложения, при котором либо усиливается, либо уменьшается смысловое или эмоционально-экспрессивное значение: жалобный, жалостный, каторжный вой. (М.Цветаева).
Диалектизмы - необщеупотребительные слова, используемые в определённой местности: гутарить (говорить), селюшки (цыплята) и т.п.
Инверсия - нарушение прямого порядка слов с целью усиления выразительности речи: Белеет парус одинокий. (М.Ю.Лермонтов)
Ирония - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. "Молодец!" - похвалил меня отец, листая дневник с двойками.
Историзмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления, в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали: камзол.
Литота - троп, противоположный гиперболе. Художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета, явления: Ваш шпиц, прелестный, шпиц, не более напёрстка. (А.Грибоедов)
Метафора - скрытое сравнение (заря жизни, мешок неприятностей, костер рябины, льется речь, сердце пылает).
Метонимия - употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
Связь может быть:
а) между предметом и материалом, из которого сделан предмет
(«Не то на серебре - на золоте едал») (А.С.Грибоедов)
б) между содержимым и содержащим («Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!» (И.А.Крылов)
в) между действием и орудием этого действия («Её перо любовью дышит») (А.С.Пушкин)
г) между автором и его произведением «Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал» (А.С.Пушкин)
д) между местом и людьми, находящимися на этом месте «Но тих был наш бивак открытый» (М.Ю.Лермонтов)
Неологизм - слово, созданное для обозначения нового понятия: мерчендайзер.
Окказионализм(индивидуально-авторское слово) - слово, образованное автором, используемое только в условиях данного контекста: Молоткастый, серпастый советский паспорт. (В.Маяковский)
Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух противоположных понятий. Горячий снег. Безобразная красота.
Олицетворение - наделение неодушевленного предмета качествами живого существа, человека. Вьюга злится, вьюга плачет.
Парцелляция - разделение одной синтаксической конструкции на части для расстановки в ней акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы., неполные предложения «Все умеют. И дядя Гриша тоже. И доктор тоже». (М.Горький).
Профессиональная и терминологическая лексика - слова, употребляемые в определённой сфере деятельности людей (скальпель, бронхоскопия - в медицине).
Риторический вопрос - предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа: А судьи кто?
Риторическое обращение - высказывание, которое адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию: «Мечты, мечты! Где ваша сладость?» (А. Пушкин).
Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой...» (М.Ю.Лермонтов).
Синонимы - слова, близкие или тождественные по значению: бежать-мчаться.
Синонимы контекстуальные - слова, сближающиеся своими значениями только в условиях контекста.
Синекдоха-разновидность метонимии, стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное (Вся школа высыпала на улицу; Россия победила Египет 3:1)
Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений. Выражается творительным падежом («…великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит» (А. Пушкин), формой сравнительной степени прилагательного или наречия («Душа ее зефира тише»), оборотом с союзами как, будто, точно, словно и т.п. («Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье»).
Различайте сравнение и метафору. Пруд как зеркало – сравнение, два предмета, союз как. Зеркало пруда – метафора, скрытое сравнение, нет сопоставления двух предметов, можно заменить сравнением с союзом как, будто,точно…
Фразеологизм - лексически неделимое устойчивое сочетание слов, (остаться с носом, иметь в виду, представить себе, обратить внимание, на белом свете, зарубить на носу, вешать лапшу на уши).
Эпитет - художественное образное определение, вид тропа. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, реже - наречием. Не каждое определение может быть эпитетом (ср. железная кровать и железный характер»). Только в словосочетаниях железный характер перед нами эпитет.
Эпифора - повторение одних и тех же элементов в конце каждой новой фразы. Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь).