Деловая игра для воспитателей групп раннего возраста "Формы и методы работы с детьми раннего дошкольного возраста"

Дыкан Галина Александровна
Деловая игра для воспитателей групп раннего возраста «Формы и методы развития речи детей раннего возраста» Цель. Повышение педагогической компетентности воспитателей в области развития речи детей раннего возраста. Предварительная работа. Педагогам заранее повторить тему «Нормы развития речи детей от рождения до 3 лет». Оборудование. Книги из фетра, сделанные руками педагога на темы «Мои первые игрушки» и «Моя первая книжка- «Репка». Ход игры Ведущий. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поделиться своими компетенциями в области развития речи и мышления у детей раннего возраста. И сегодняшняя игра поможет определить насколько вы подготовлены в области речевого развития дошкольников. Но прежде хочу представить Вам членов жюри, которые будут следить за правильностью выполнения заданий и в конце игры подведут итоги:  Сидоренко Ирина Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ № 32 «Соловушка»  Благова Наталья Ивановна, старший воспитатель МБДОУ № 30 «Ручеек»  Габбасова Оксана Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ № 42 «Росток» Ведущий. Уважаемые коллеги! Задание «Литературная страница» поможет нам провести отборочный тур. Я буду задавать вопросы, и кто правильно ответит на вопрос-занимает место в команде. Итак, мы начинаем: Проводится задание «Литературная страница» 1. Автор сказки «Красная Шапочка» (Шарль Перро) 2. Автор сказки «Гадкий утенок» (Ганс Христиан Андерсен) 3. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей (Корней Иванович Чуковский) 4. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные («Гуси-лебеди») 5. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка») 6. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин) 7. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи») 8. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Петр Павлович Ершов) Ведущий. Итак, команды набраны. (ведущий даёт название командам) Первая команда «Эксперты», вторая команда - «Знатоки» Проводится блиц- опрос Ведущий. Уважаемые члены команд, мы начинаем, в ходе первого задания Вам необходимо быстро, поочереди, ответить на следующие вопросы: 1. Что такое слово? (ответ) Совершенно верно, слово –это основная лексическая единица языка. 2. Что такое пассивный словарь? (ответ) Пассивный словарь –это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. 3. Что такое активный словарь? (ответ) Активный словарь –это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Переход от пассивного приобретения слов окружающих его людей к активному расширению своего словаря приходится на возраст от 1,5 до 2 лет. В это время ребёнок использует вопросы: «Что это?», «Как это называется?». 4. Перечислите словесные методы и приёмы обучения? (ответ) Совершенно верно, к словесным методам относится -пояснение, рассказ, чтение, беседа. задание «Путаница» Ведущий. Уважаемые коллеги! Обогащение, уточнение и активизация словаря осуществляется практически во всех видах деятельности: бытовой, игровой, учебной. Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Оценивая речевое развитие дошкольников, педагогам целесообразно обратиться к показателям, составленным сотрудниками кафедры педиатрии Центрального института усовершенствования врачей под руководством Н. Аксариной еще в 1970 годы. Эти показатели используются и современных работах по воспитанию детей. В следующем задании я предлагаю Вам вспомнить нормы развития речи детей от рождения до 3 лет. (командам раздаются задания на листах. Приложение № 1) Каждой команде предстоит соединить возраст с нормой развития речи. Ведущий. Пока наши команды выполняют задание, предлагаю поиграть с залом-игра называется «Путаница» (на экране). Из предложенных букв Вам необходимо угадать название сказок и героев. • Кашечрохав («Хаврошечка») • Боклоко («Колобок») • Зоркомо («Морозко») • Човокамйюд («Дюймовочка») • Дыродйом («Мойдодыр») • Гукаснероч («Снегурочка») • Комерет («Теремок») • Щеинакатар («Тараканище») (по окончании выполнения задания членами команд, листы для оценивания отдаются жюри) Ведущий. А теперь пока наше жюри проверяют результаты, предлагаю вам вспомнить нормы развития речи детей от 0-3 лет на экране) 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал. 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой, узнает свое имя и реагирует на него. 6 месяцев. Первые слоги. «ба», «ма» 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба». 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет». 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. 2 года. Первые предложения (из двух слов) 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. задание «Моя педагогическая находка» Ведущий. На протяжении многих лет работы с детьми, я стремилась сделать индивидуальные занятия интересными, сочетать в них разные виды деятельности: артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики, но побудить интерес к занятию, но удержать внимание ребенка удавалось не всегда. Мои творческие поиски увенчались созданием дидактической игры в виде мягкой книжки. Это книжки, сделанные из ткани и фетра. (Ведущий участникам команд раздаёт книги из фетра на темы «Мои первые игрушки» (для первой команды) и «Моя первая книжка «Репка» (для второй команды) Я предлагаю Вам рассмотреть книги и на листе написать:  название игры;  цель;  методические приёмы, которые будут использоваться в работе с детьми. Перед выполнением хочу напомнить, что в раннем дошкольном возрасте, развивая речь ребенку, педагог проводит работу, направленную на:  понимание речи ребёнком;  способность подражать;  активизация словаря;  развитие связной речи;  звукопроизношение;  приобщение к художественной литературе. На выполнение даётся 2 минуты. (После выполнения задания, педагоги демонстрируют книги из фетра и ткани) Ведущий. Итак, уважаемые коллеги, предоставляется слово экспертам. Дайте свою оценку: насколько педагоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста. Приложение № 1 Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет Задание. Необходимо соотнести возраст с нормой развития речи 0 – 2 месяца • • Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него 2 – 3 месяца • • Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями 3 – 6 месяцев Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал 6 месяцев • • Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат 7 – 9 месяцев Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба» 9 – 11 месяцев Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет» 11 – 13 месяцев Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками 18 месяцев Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории 3 года Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50) • 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал; • 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями; • 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него; • 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат; • 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»; • 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет»; • 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками; Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев. • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам; • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу. Приложение № 2 Название игры______________________________________________ Цель_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ход игры____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________