"Инновационная деятельность на базе КФУ".

Черепанова Елена Николаевна

В современном мире с его бурными изменениями всякая жизнеспособная система образования обязана быть эффективной. Это значит, что образование должно обеспечить каждого ребенка базисом культуры, необходимым ему для того, чтобы найти свое место и быть успешным в современном обществе. В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности. Вот почему так остро встает вопрос об инновациях  в учебно-воспитательном процессе. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта, отражающего творческий потенциал педагога. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Этому способствует участие в республиканской инновационной площадке  (РИП).

Я осуществляю инновационную деятельность по теме "Эффективный опыт использования современных образовательных технологий " в рамках республиканской инновационной площадки "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования".

Для достижения своих целей в работе РИП я работаю в следующих направлениях:

- занятия на специальных курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной подготовки;

- самостоятельная исследовательская, творческая работа над темой, разработка технологических карт, рабочих программ, конспектов уроков и внеклассных мероприятий, проведение мастер-классов;

- творческая деятельность в школьных и районных методических объединениях;

- участие в научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах;

- обобщение собственного опыта и опыта своих коллег;

- наставничество над молодыми специалистами школы;

- работа с одаренными и отстающими детьми;

- педсоветы, «круглые столы», дискуссии;

- применение современных образовательных технологий на  русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

Моя система работы в рамках РИП направлена на формирование субъектного опыта учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью подготовки к  успешной реализации личности ученика.

В своей практике применяю инновационные методики и технологии: использую проектные технологии обучения,  метод критического мышления, компьютерные технологии, элементы сингапурской методики, кейс-технологии, технологию эвристического обучения,  активно использую в своей работе ИКТ.  На уроках и во внеурочной деятельности стараюсь создать атмосферу сотрудничества, сотворчества, формирую у школьников качества, необходимые каждому современному человеку: умение думать, творить, критически осмысливать и оценивать происходящее.

Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету,  учебного курса на более высоком уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

"Формирование субъектного опыта учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности как условие успешной реализации личности ученика"

      В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности.  Основная цель современного обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

 

       Яркие детские таланты, настоящие звёздочки даже в многочисленных школах встречаются не так часто. А  в сельских школах, где детей не так уж и много,  в основном учатся самые обычные, ничем не примечательные дети.  Не является исключением из правил и наша Старо-Челнинская школа.  Но тем не менее,  по многим показателям ученики нашей школы показывают результаты  в разных видах деятельности выше результатов своих сверстников из престижных школ и лицеев. В чем же секрет успеха? Ответ достаточно прост: в каждом ребенке мы видим уникальную личность.

     

   «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться», -   писал еще в 17 веке английский философ  Френсис Бэкон.

 Конечно же, формирование субъектного опыта ученика – работа не одного года, и  формула успешной реализации личности ребенка – это сложная составляющая. То, что в нашей школе много способных и одаренных детей – это заслуга всего педагогического коллектива и самих детей.  

         Слаженная работа по преемственности  педагогов начального, среднего и старшего звена помогает нашим ученикам добиваться успехов. Наибольших  результатов добиваются ученики по гуманитарным предметам: русскому языку и литературе, истории и обществознанию.  

Думаю,  нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»  

   И, конечно же, каждому учителю  хочется, чтобы  ученики шли на урок с удовольствием. Но как увлечь детей таким непростым предметом, как русский язык? Ведь боязнь ЕГЭ и ОГЭ уже давно стала притчей во языцех! Да и с преподаванием литературы не всё так просто, ведь чем дальше идет научно-технический прогресс, тем меньше становится детей читающих, увлекающихся литературой.  

       

       Начав работать учителем русского языка и литературы в 2003 году (после опыта работы в детском саду), я поняла, что ребёнка нужно суметь разгадать, ведь не всегда он может проявить истинные способности в литературном творчестве. Сельские дети зажаты, стеснительны, очень скромны. Так, например, с удивлением узнавала, что некоторые дети пишут дома стихи, так, для себя. И пришлось приложить немало усилий, чтобы дети «раскрылись», осознали значимость их трудов для общества.  Работа с одаренными  детьми потребовала от меня обогащения учебной программы, расширения ее содержания, осуществления индивидуального подхода,  консультирования обучающихся,  тщательного отбора материала для коллективных творческих дел. Так родилась идея создания кружка по литературе «Тайна поэтического слова»,  была   разработана авторская программа занятий кружка. Результатом этой работы является то, что учащиеся, посещающие кружок, ежегодно занимают призовые места в районном литературно-творческом конкурсе «Слет юных поэтов». Учащиеся публикуют свои стихи в печатных изданиях, в школьном «Поэтическом сборнике», становятся призерами Пушкинских, Кирилло-Мефодиевских, Толстовских чтений и других конференций и конкурсов в номинации «Поэтическое творчество». В прошлом году двое учащихся нашей школы стали победителями в республиканском конкурсе «Глаголица».      

   Изменился и подход к подготовке уроков, внеклассных мероприятий, которые должны были соответствовать уровню интеллектуального развития этих детей, максимальному удовлетворению всех потребностей саморазвития их личности и были направлены на побуждение учеников к умственному самовоспитанию, формированию мотивов самообразования,  сознательного отношения к учебе.

          Постепенно работа, направленная на сильных учеников, привела к тому, что слабые ученики тоже повысили планку уровня своих знаний.  

   С самого начала своё общение с детьми я строила на основе сотрудничества, сотворчества. Творчество учителя – это состояние любви. Только в состоянии любви к своим детям, к своим ученикам, учитель способен их понять, увидеть в них творческое начало, зарождающуюся творческую личность.

    Каждый год с замиранием сердца я ожидаю результаты ЕГЭ и ОГЭ, каждый раз боюсь, что слишком завысила планку, что дети не оправдают мои ожидания. Но приходят результаты, и я в очередной раз вижу эффективность нашего взаимодействия. С каждым годом все больше   детей набирают баллы по русскому языку и литературе выше 80-90 баллов. Еще ни разу не было в моей практике случая, чтобы дети не набрали минимальный балл на ЕГЭ, не сдали ОГЭ. А это значит, что моя система обучения, основанная на знаниях отечественной педагогики, выработанная    методом проб и ошибок, работает. Любое новое знание должно опираться на субъектный опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности.  

Всем известно, что лучше всего дети учатся на примере. Само собой, в первую очередь, таким примером  служит учитель. За время работы в школе я сформулировала для себя следующие правила:

Правило первое: служить примером для подражания. Мои увлечения театром, танцами, фотографией  становятся увлечением детей и

 это новое качество ученика помогает его успешной социализации.

Второе: поощрять сомнения,  возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться.   Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

Третье: разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. «Нет неверных ответов»,  - вот мое главное правило.

Четвертое: поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями.   Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, я поощряю его, даже если не удовлетворена результатом работы.

Пятое: стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у познания и творчества нет конца.

  Еще одна составляющая моей системы работы – организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности приходится подготавливать годами.    Очень редко мои ученики возвращаются без призового места. Иногда даже было удивительно, что в республиканской конференции,  где участвовало свыше 200 учащихся,  нам давали сразу первое и третье, второе и третье места. Всегда организаторы конференции отмечают нашу школу. И в этом заслуга всего нашего коллектива: учителей, детей и их родителей.         

Формирование субъектного опыта учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Главное, чтобы, уходя в большую жизнь, молодой человек уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать», чтобы по-горьковски «смысл жизни видел в творчестве», чтобы сумел самореализоваться, стать успешным!  



Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Черепанова Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старо-Челнинская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»

     Одной из приоритетных задач современной школы, на мой взгляд, является создание необходимых условий для развития творческой активности каждого школьника.  Хочется вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».  Театральная деятельность помогает создать  условия для развития творческой личности, развития индивидуальности школьника, выявления и раскрытия его самобытности, своеобразия его возможностей, обеспечения широкой общеобразовательной подготовки в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями ученика.

    О воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителя, читателя, его подготовленности к общению с искусством.

     Искусство есть одновременно и созидание, и познание, и общение между людьми. Оно концентрирует в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и развивает способность человека к творчеству.

    Считаю, что одним из главных факторов развития творческой активности старшеклассников является выбор форм внеклассной деятельности и педагогических технологий, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к качеству образовательных услуг. Для себя я давно нашла такую интерактивную форму - театральная студия «РАМПА».

   Театральная деятельность  реализуется в МБОУ «Старо-Челнинская СОШ»  с 2005 года. Сначала это был предметный кружок «Мельпомена», который существовал до 2012 года.  С 2012 года кружок перерос в театральное объединение «РАМПА». Создание театрального объединения для учащихся 9-11 классов позволило вводить театрализации в учебный процесс в необходимом для получения знаний ракурсе с наибольшим ожидаемым положительным результатом, осуществить переход образовательного и воспитательного пространства школы в новое качественное состояние.

   Школьное театральное объединение «РАМПА» представляет собой особую воспитывающую среду, в которой педагоги и дети вовлечены в процесс театральной деятельности. Качество организации театральной деятельности в ученическом коллективе определяется через оценку художественных результатов: спектаклей, показов, концертных номеров.

Эта оценка осуществляется как собственной зрительской аудиторией, состоящей из родителей, одноклассников, друзей, коллег, администрации учреждения, так и экспертами, входящими в состав жюри на театральных конкурсах. Положительные отзывы, награды на фестивалях и конкурсах формируют привлекательный образ детского коллектива в общественном сознании, укрепляют мотивацию старшеклассников, способствуют привлечению в объединение новых участников, расширяют возможности для дальнейшего развития.

   За время существования в нашей школе театрального объединения  было написано более 25 сценариев школьных праздников, спектаклей и литературных гостиных. Результативность предложенной нами системы интегративной театральной деятельности подтвердилась в ходе интеллектуально-творческих конкурсов различного уровня, на которых учащиеся показали высокие результаты.

   За эти годы мы успели показать до 15 спектаклей на школьном, муниципальном и региональном уровне. Творчество, поиск нового, многочисленные выступления позволили театральному объединению добиться многих достижений и наград.

    Работы театрального объединения «РАМПА» были представлены на муниципальных и  региональных конкурсах и фестивалях, где получили высокую оценку.

    Участвуя в театральной деятельности, старшеклассники развивают творческий потенциал личности через сценическое искусство, навыки актерского мастерства, формируют коммуникативную культуру. Постановка спектаклей способствует развитию ораторского искусства, театрального дизайна, создаѐт условия для самопрезентации, помогает адаптироваться к социальной среде,  оперативно принимать правильное решение, развивает умение анализировать и контролировать собственную деятельность. Все эти компетенции необходимы обучающимся во взрослой жизни, они формируют модель успешного выпускника.

    Специфическая цель театрального объединения – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного школьника, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека.

   Обращение к театральному творчеству как средству развития творческой активности не случайно, поскольку приобщение старшеклассников к сценическому искусству позволяет  решать ряд важнейших задач:

1.   Работа над спектаклем (конечным продуктом деятельности) предполагает осознание значимости чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире,   даёт  повод  для работы мысли.  Таким образом, одна из важнейших функций театрального кружка – это познавательная функция.

2. Занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма. Работая над ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения», то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития старшеклассников и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни.

3. Театральное творчество помогает решить важную проблему социальной адаптации – обучение социальному опыту. Театр даёт детям образец для подражания. Участвуя в театральных постановках, обучающиеся  знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. Из всех видов искусств именно театр, привлекающий людей к сопереживанию и сотрудничеству, дает возможность слиться с другой личностью, установить с ней наиболее глубокие, наиболее тесные и разнообразные отношения.
4. Театр – одна из наиболее наглядных
форм художественного отражения жизни. Театр побуждает действовать в вымышленных обстоятельствах по-настоящему, как в жизни. Театр открывает перед старшеклассниками возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Роль помогает раскрыть в каждом то, что в нем скрыто, заторможено. В этом заключается коррекционное свойство театрализованной деятельности.

5. Театральная постановка – продукт совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого участника. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. В процессе театрализованной деятельности развиваются коммуникативные способности, умение общаться.
Воспитание коммуникативных способностей – стержень социальной адаптации каждого школьника и особенно старшеклассников. Научить общаться, понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировать на него – главные задачи воспитания, которые проще и интереснее решать в театрализованной деятельности.

   Театральное объединение  является эффективным средством формирования ключевых компетентностей обучающихся с помощью рефлексий их действий, так как приобретение жизненно важных компетентностей может дать человеку возможность ориентироваться в современном обществе, способствует формированию у личности способности быстро реагировать на запросы времени.

    Таким образом, театральная деятельность - самая благоприятная среда для развития творческих способностей старшеклассников. Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» – способность к творческой активности.


   



Предварительный просмотр:

II Всероссийский (VIII Республиканский)  

Открытый творческий конкурс

«ПУШКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Нурлатский район

с. Старые Челны

МБОУ «Старо-Челнинская средняя общеобразовательная школа

Нурлатского муниципального района РТ»

                                             

                                                   Черепанова Елена Николаевна

                                                               учитель русского языка и литературы

                                                                 МБОУ «Старо-Челнинская СОШ»

Нурлатского муниципального района

                                      Республики Татарстан

                                                                 

2017 год

    Наверное, все дети, в особенности девочки, любят игры с переодеваниями. Давайте вспомним, во что и зачем мы переодевались? Во-первых, в одежду взрослых. Мамины туфли на каблуках, шляпка, бусы, платье, подвязанное поясом, чтобы было покороче, – надев всё это, мы представляли себя взрослыми и красивыми, как мама. Во-вторых, мы играли в ролевые игры, и импровизированный костюм, сооружённый из тех же маминых вещей или покрывала с кровати, должен был превратить нас в принцесс, ковбоев, пиратов. В процессе переодевания нам казалось, что мы меняем что-то в себе, в своей сущности. И ещё, наверное, многие играли в самодеятельном школьном театре или участвовали в маскарадах. И иногда даже внезапно влюблялись в наряженную мальчиком подружку… Ведь она была вроде бы уже и не она, а прекрасный принц. Удивительная магия костюма воспринималась нами с наивной доверчивостью. Повзрослев, мы стали играть в другие игры. Среди них немаловажное место занимают литература и её производные – кино и театр. И в этой игре мы столь же наивно верим в магическую силу платья. Невозможно перечислить даже малую часть книг, спектаклей, фильмов, связанных с переодеваниями. Вариаций сюжета довольно много. Герои могут надевать одежду противоположного пола (кроссгендерное переодевание) или же своего, но тогда, чаще всего, с изменением социального статуса, знаком которого является платье; иногда – костюм какого-то конкретного другого человека, стремясь выдать себя за него.

     Смена костюма может в корне изменить судьбу героя, как в лучшую (достижение своих целей, приобретение общественного положения, спасение от опасности или преследования), так и в худшую (убийство по ошибке, потеря общественного положения) сторону. Насколько жизненны такие сюжетные ходы? История сохранила отдельные примеры переодевания реальных людей, например, биографию кавалерист-девицы Надежды Дуровой, однако, наверное, в повседневной жизни подобные ситуации встречаются не так часто, как в литературе и кино.

    В творчестве А.С. Пушкина мотивы костюма и переодевания встречается довольно часто. C чем же связана их неизменная популярность? Причин, вероятно, несколько.

     Это и возможность зрителя (читателя) возвыситься в собственных глазах за счёт своего знания ситуации (на фоне незнания, которое накладывает отпечаток на поведение героев произведения и ставит их в нелепые ситуации); и забавные или пикантные недоразумения, часто связанные с ситуациями переодевания, которые придают остроту или комизм произведению; и, наконец, что очень важно, – рождаемое такими сюжетами ощущение условности гендерных и социальных ролей (с этим связана и неизменная в веках популярность карнавала) и вера в возможность преодоления предписанных обществом границ.

    Наверное, многие из нас посещали костюмированные праздники и, возможно, хотели остаться анонимами, разыграть своих друзей. Легко ли, не используя маску (а даже и с ней), быть неузнанным людьми, хорошо вас знающими? Думаю, даже очень хороший актёр не всегда справится с этой задачей: голос, жесты, глаза выдают вас, несмотря на необычный костюм и наклеенные усы. А вот литературные герои А.С. Пушкина умудряются вводить в заблуждение даже самых близких, не прилагая к этому специальных усилий.

    Обратимся к повести «Барышня-крестьянка». Уже в самом названии присутствует намек на переодевание. Так и есть: героиня меняет свой облик дважды, причем каждый из них являет полную противоположность ее начальному образу. Игра в переодевание для Лизы не только имеет прелесть маскарада, но свидетельствует о ее способности свободно переходить от одной роли к другой, из родной дворянской стихии - в крестьянскую. Эти переходы очень легки и веселы. Романтический избранник героини тоже очень легко переходит от одного настроения к другому, от роли мечтателя к простому юноше.

Алексей был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать любовь. Переодевания Лизы и свидания Алексея с «крестьянкой» дают влюбленным свободу отношений. Переодевание становится легким способом освободиться от запретов.

        Веселая театральность, комедия положений повести очевидна. Уже в самом начале произведения Пушкин начинает переодевать своих героев: «В будни ходил он (Муромский) в плисовой куртке, по праздникам  надевал  сертук из сукна домашней работы..»

     Автор неоднократно и очень подробно описывает одежду героев, ролевые костюмы (крестьянская и маскарадная одежда Лизы: «…с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан..»; «Лиза, набелена была по уши, насурьмлена  пуще  самой  мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава a l'imbecile торчали, как  фижмы  у Madame de Pompadour; талия  была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах»). Берестов одевается в сюртук и чекмень, подбитый лисьим мехом.

  Лизе Муромской довольно легко удаётся предстать перед Алексеем неузнанной. «Лиза <…> набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава а l’imbécile торчали как фижмы у Madame de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллиянты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах. Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне». Да, героиня специально белится и сурьмится, изменяет манеру речи, чтобы Алексей её не узнал, но, наверное, решающую роль опять-таки играет костюм как знак социальной роли. Но кроме социальной, есть и другая, чисто психологическая сторона «неузнаваемости».

   При изучении литературных произведений мы часто обращаемся к описанию костюма героя, поскольку одежда может многое рассказать о человеке и любое её описание в литературном тексте не случайно.

   Например, модный костюм Онегина – весьма красноречивая составляющая его образа, несводимая уже к чисто социальной маркировке. Одежда воспринимается как часть личности. И это ещё одна причина, по которой герой, переодеваясь, становится в глазах окружающих кем-то другим.

    Мотив «маскарадного переодевания» – один из сквозных в характеристике Онегина, внешне и внутренне походящего на байроновского героя («Как Child-Harold, угрюмый, томный» (1, XXXVIII), «Прямым Онегин Чильд Гарольдом / Вдался в задумчивую лень» (4, XLIV)). В восьмой главе, увидев Онегина после трехлетнего отсутствия, «благоразумные» читатели пытаются понять, «разгадать» личность Онегина, примеривая к нему знакомые литературные образцы и даже социальные маски («Мельмот, космополит, патриот, Гарольд, квакер, ханжа» (8, VII)). В общей «карнавализации» светской жизни костюм становится своеобразным кодом, внешней материальной формой презентации модного образа: «притворного чудака», «печального сумасброда», «сатанического урода», «Демона».

  От первой к восьмой главам «Евгения Онегина» происходит также становление характеров женских персонажей, их постепенная эволюция. Перемены в судьбах героинь связаны с изменением их внешнего облика, непременной трансформацией костюма. Персонажи обязательно «переодеваются». Мотив переодевания является сигналом внутреннего преображения Татьяны, Прасковьи Лариной, обусловленного внешними обстоятельствами, влиянием среды (переезд, замужество). В первой главе романа женские костюмные образы не персонифицированы, едва намечены в описании петербургских светских красавиц. Элементы костюма просматриваются в портретных зарисовках уездных героинь. В семантике костюмных образов подчеркивается их 9 скромность, «простота», приспособленность к деревенской жизни, естественное отставание от петербургской моды. Судьбе Прасковьи Лариной посвящены XXX–XXXIV строфы второй главы романа. История «превращения» сентиментальной московской барышни в «верную жену» показана в романе через контрастное сопоставление костюмных образов: «Корсет носила очень узкий» (2, XXXIII. 5) – «И обновила наконец / На вате шлафор и чепец» (2, XXXIII, 13-14). В деревенских главах романа автор не дает детального описания костюма Татьяны, в решающие моменты сюжета делая скупые указания на отдельные его детали (объяснение с Онегиным, сон Татьяны, финальная сцена). Читатель пушкинской эпохи мог легко реконструировать внешний облик героини, ее костюм. После того, как письмо было отправлено, Татьяна в течение двух дней ждет ответа Онегина. Момент напряженного ожидания, волнения героини передан с помощью костюмного образа, который становится психологической деталью: «Бледна как тень, с утра одета» (3, XXXVI). В сновидческом эпизоде отдельные элементы костюмного образа (серьги, башмачок, платок) Татьяны имеют знаково-коммуникативное значение, символизируют ее смятенное душевное состояние. Вскоре в жизни Татьяны происходит кардинальная перемена – ее переезд в Москву. «Запоздалые наряды» провинциалки не производят впечатления на «младых граций Москвы», которые «Сначала молча озирают / Татьяну с ног до головы; / Ее находят что-то странной, / Провинциальной и жеманной, / И что-то бледной и худой, / А впрочем, очень недурной» (7, XLVI). Затем они «дружатся с ней», «взбивают кудри ей по моде», помогая внешнему преображению (7, XLVI, 12). После своего замужества Татьяна становится светской красавицей, законодательницей моды. Ее портрет в восьмой главе создается с помощью приема противопоставления двух образов – естественного, подлинного, искреннего и ложного, светского (Нина Воронская). Все описание героини 10 строится «от противного», перечисляются качества светской женщины, которые у нее отсутствуют: «Она была нетороплива, / Не холодна, не говорлива, / Без взора наглого для всех, / Без притязаний на успех, / Без этих маленьких ужимок, / Без подражательных затей... (8, XIV). Символическое обозначение костюмного образа Татьяны-княгини дается посредством французского выражения – «Ducomm ei Faut» (8, XIV). Ему противопоставлен образ модной светской красавицы, который получает в тексте не менее емкое ироническое обозначение английским словом – «vulgar» (8, XV). В новом костюмном образе Татьяны выделены отдельные модные детали – «малиновый берет», «боа пушистый». С портретной зарисовки «Прежней Тани» начинается финальная сцена объяснения героев. Онегин после долгого отсутствия внезапно «примчался» к ней, застав врасплох за чтением его письма: «Княгиня перед ним, одна, / Сидит, не убрана, бледна, / Письмо какое-то читает / И тихо слезы льет рекой» (8, XL). Это была уже не «равнодушная княгиня, неприступная богиня», перед ним воскресла «простая дева», чувствами которой он когда-то пренебрег. В пластике костюмного образа Татьяны выделена емкая лаконичная черта – «не убрана», которая становится визуальным выражением внутреннего состояния героини (ее глубоких страданий), наряду с другими портретными штрихами: «бледна», «слезы льет рекой, / Опершись на руку щекой» (8, XL). Трансформация костюмного образа Татьяны в восьмой главе романа является знаковым фактором, отражающим глубину и цельность ее духовно- нравственного мира, эстетический идеал. Из «несмелой девочки» она превратилась в величавую княгиню N, обрела подлинно аристократический облик, но внутренне осталась верна себе. В финальной сцене Онегин изумлен видом «простой девы», и это открытие предрешило содержание ее отповеди и развязку любовного сюжета романа.

   В небольшой статье невозможно привести все примеры использования Пушкиным мотивов костюма и переодевания. Однако есть произведения, в которых одежда играет смыслогенерирующую роль, становится стержнем художественной организации произведения. Конечно, мы имеем в виду «Капитанскую дочку».

    На первый взгляд, использование мотивов одежды и переодевания в «Капитанской дочке» необходимо Пушкину, чтобы воспроизвести реально-историческую основу происходящих событий. При этом автор воздерживается от акцентировки одежды как социального маркера, у него и дворянин Зурин впервые предстает перед читателем в «халате» [1, с. 399], и немой башкирец, захваченный в плен правительственными войсками, – в «полосатом халате» [там же, с. 455]; жена офицера, вышедшего из солдатских детей, капитанша Миронова – «в телогрейке и с платком на голове» [там же, с. 417], и сама императрица – «в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке» [там же, с. 536]. Даже военная форма больше напоминает домашнюю одежду, нежели военный мундир. Генерал в Оренбурге, под начало которого приехал служить Гринев, был одет в «старый полинялый мундир», который «напоминал воина времен Анны Иоанновны»; первый человек, встретивший Петрушу в Белогорской крепости, был старый инвалид, который, «сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира»; сам комендант крепости учит солдат «в колпаке и в китайчатом халате» [там же, с. 414, 417, 420]. А «глазетовый» [там же, с. 486] (полупарчовый) кафтан оренбургского чиновника на военном совете перед осадой города своей контрастностью только подчеркивает эту простоту и будничность обстановки, мира «вещественного», в котором вершится «существенное», решаются человеческие судьбы.

   Непредсказуемость Пугачева Пушкин выразил в многочисленных его переодеваниях на протяжении романа. Он – единственный герой, который каждый раз появляется в другой одежде. На постоялом дворе он в «худеньком», «оборванном» армяке, затем в заячьем тулупе, во время осады крепости – в «красном казацком кафтане, обшитом галунами», в своем «дворце» – также в «красном кафтане» или в «цветной рубашке», в поездке за Машей в Белогорскую крепость – по- дорожному, «в шубе и в киргизской шапке» [1, с. 410-412; 461, 464, 498; 473; 504]. Одежда выступает презентантом личностного потенциала Пугачева.

    В отношении Швабрина Пушкин дает единственный случай детализации одежды – когда тот уже перешел на сторону мятежников и предстал изумленному взору Гринева «обстриженным в кружок и в казацком кафтане» [1, с. 465]. Единственным случаем переодевания автору важно подчеркнуть не непредсказуемость поступков Швабрина, а его предательскую сущность, бесповоротность падения этого человека. Злодейская сущность «наперсников самозванца» – Белобородова и Хлопуши – также сопряжена с характеристикой их костюмов в контексте всего романного «гардероба» [там же, с. 499].

   Семантическая сила некоторых элементов костюма и переодевания столь велика, что порой отражает квинтэссенцию идеи литературного произведения. К таким элементам можно отнести заячий тулуп Петруши Гринева. Заячий тулуп, по сути дела, имеет сюжетообразующую функцию. Этот подарок с барского плеча не будет забыт «вожатым», он спасет Гринева от неминуемой гибели. Заячий тулуп проходит красной нитью через все ключевые моменты сюжета. «Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами», «…вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп<…> – Господи владыко! – простонал Савельич. <…> – Заячий тулуп почти новешенький! И добро бы кому, а то пьянице оголтелому!»

 Таким образом, в произведениях А. С. Пушкина нет ничего случайного. Все в них имеет смысловую нагрузку.

Когда Пушкин подробно описывает костюм своего героя, он делает это совсем не для того, чтобы блеснуть исторической эрудицией или тонкостью наблюдения. На самом деле он доверяет костюму важную семантическую информацию.

    Мотивы костюма и переодевания дополняют характеристику героев или полностью ее заменяют, передают множество оттенков смыслов, указывают на социальное положение героя, на его психологический облик, приверженность этикету или сознательное нарушение его.  Они помогают воссозданию исторического колорита эпохи, соответствующего сюжету повествования.

Использованная литература

  1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. – Т. VI. – М.; Л.: АН СССР. – 1949.
  2. Лазареску О.Г. Предметный мотив одежды в русской литературе и фольклоре. //Преподаватель XXI век: журнал, 2013- Том 2. – Выпуск 3.  
  3. И.Л. Шолпо. Синдром Золушки. //Литература в школе. №1. – Первое сентября, 2013.