Всероссийский конкурс "Туган тел"

Мубаракшина Гульнара Рашитовна

Заявка на участие

Эссе

Фото участника

Разработка урока по литературе в 6 классе "Доброе в повести Гоголя "Ночь перед рождеством"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста"

Дипломы учащихся

Портфолио учителя   https://disk.yandex.ru/client/disk

Урок мастер - класс         https://disk.yandex.ru/client/disk  

Воспитательная работа. Классные часы

Разрешение на обработку персональных данных

Программа элективного курса "Культура речи" 

Карта результативности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Педагогическое мастерство»

                       Учить сегодня- сложная задача,

Ученье, как вершина,  нас зовет

Быть современным, грамотным,

а это значит -

                          учить себя, чтоб двигаться вперед!

       Все начинается с детства. А детство с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама и папа, а школа – прежде всего учитель.

Я очень люблю детей. Когда училась в школе, мне очень нравилось организовывать какие-то мероприятия для младших учеников. Я видела их радость от того, что я делаю. Тогда я и решила – буду учителем. Думаю, на выбор профессии повлияло и то, что мой отец тоже был учителем.

Ещё с детства я очень любила читать книги. Мне всегда было жаль тех моих знакомых, которые не дружили с книгой, просто не умели читать. Тогда – то, наверное, я и решила стать учителем русского языка и литературы.

А ещё я – классный руководитель. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. И от меня  зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка.

Я часто задаю себе вопрос: «Каким же должен быть  современный учитель, чтобы завоевать сердца своих учеников?» В первую очередь, заниматься самообразованием, быть  профессионалом, владеющим новыми информационными технологиями, быть эрудированным и обладающим высокой культурой.

Учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.

Учитель  - не профессия, а призвание.

Главное в работе, не только знание предмета, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них. Быть не только наставником, но и другом.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики. Трудно быть учителем, но, и как трудно быть учеником. Каждый день я убеждаю ребят, что учёба – это их главный и очень серьёзный труд, учу трудиться, думать, творить, ценить учебное время и проводить его с пользой. Очень радуюсь  хорошим ответам и успехам каждого и огорчаюсь за промахи и неудачи. Я считаю не надо скупиться на похвалу, комплименты и тёплые слова!

 Работа учителя — это большой труд над самим собой, это испытание своей собственной личности. Здесь проверяется все: что ты можешь, как и насколько. Нет другой такой профессии, в которой результаты твоего труда будут столь важны и настолько видны и очевидны.

 Учитель учится всю жизнь. Получение знаний — это развитие. Развитие — это и есть жизнь. Личность преподавателя – пример. Поэтому стремление к самосовершенствованию, к достижению идеалов, к соответствию не только знаний, но и стиля жизни современному времени просто необходимо.

 Я получаю возможность творить сама - творить урок, мероприятие, и видеть прямой результат своего труда, видеть восторженные, заинтересованные глаза детей… Обучая  других, ты учишься сам – пониманию, прощению и терпению…

Счастлива ли я?.. Счастье каждый понимает по-своему. Одно из его составляющих для меня – выбранная  профессия.

Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело.

Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.

Быть одним целым – ты и дети – это цель, наверное, каждого учителя. А добиться её можно лишь кропотливым трудом. Получится это только у влюблённого в свою профессию учителя. 



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Доброе в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Цель: 

  •  познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести "Ночь перед Рождеством"; способствовать формированию понятий: "образ-символ", "этический идеал", "народность произведения".
  • создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки.
  • способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов.

 
Дидактический материал: Учебник литературы. компьютер, экран, медиапроектор, компьютерные программы: MP3 Player, Microsoft Word.

Ход урока

  1. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас здоровыми, красивыми и готовыми к сегодяшнему уроку. А урок мы с вами начнем с просмотра фрагмента мультфильма.
  2.  Демонстрируется фрагмент мультфильма (момент колядок)


3. - Мы только что просмотрели фрагмент мультфильма, снятого по очень известному произведению. Вы узнали его? 
Автор этого произведения - Николай Васильевич Гоголь. Он вводит нас, читателей, в радостную и таинственную атмосферу праздника. В описаниях мы видим любовь к родной природе и народу, к которому он принадлежит и среди которого он вырос.
На фоне такого прекрасного пейзажа разворачиваются картины народной жизни. Ребята, а кто из вас знает, как и почему встречали Рождество?

     (Рождество издавна праздновалось на Руси. Сорокадневный пост заканчивался в Сочельник, есть можно было с появлением первой звезды – рождественской. Ели кутью – зёрна злаков, замоченные в воде, с медом. Обычно под Рождество начинались сильные морозы, но это не мешало народу, особенно молодежи, веселиться. Праздничная процессия шла с бумажной звездой и вертепом – ярко раскрашенным ящиком в два яруса. В нем с помощью деревянных фигурок разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Колядование начинали дети, парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за это различное угощение).

4. - Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло на добрых людях.

5. - Обратите внимание на доску. 
(На доске записаны пословицы: 
- Добро на худо не меняют. 
- Добро творить - себя веселить. 
- Добро и во сне хорошо. 
- Делать добро спеши).

- Внимательно прочтите эти пословицы и попробуйте предположить, о чём мы будем сегодня говорить на уроке. (О добре).

6. - А как вы понимаете слова добро, доброе, доброта?

- Словарь С.И.Ожегова даёт такое толкование этого слова: «Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное».

7. - Сегодня на уроке мы постараемся найти доброе в героях повести. Запишите тему урока в тетрадях: «Доброе в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

8. - Чтобы разобраться в сегодняшней теме нам предстоит ответить на несколько вопросов. Поговорим о героях.

  Вакула.

  1. Каким изображен кузнец в повести? Определите положительные качества героя. Подтверждайте свой ответ цитатами из текста.
    2.   Удается ли темным силам, разгулявшимся  в канун Рождества заставить его согрешить? (Этого не случится. Вера кузнеца настолько сильна, что ему удалось вовремя остановиться и не совершить греха. Душа героя оказывается сильнее козней злых сил).

 Оксана. Какие качества Оксаны проявляются в повести? Определите положительные качества героини. Подтверждайте свой ответ цитатами из текста.

Черт. Каким вы представляете себе черта? Боимся ли мы его? Подтверждайте свой ответ цитатами из текста.

9. Мы постарались определить положительные качества героев. Обратите внимание на доску.

Вакула                         Оксана                                     Чёрт
Трудолюбие                 Избалованность                 Мстительность
Доброта                         Гордость                            Хитрость
Верность                         Зависть                             Глупость
Умение любить                 Самолюбие
                                           Насмешливость 



- Внимательно прочтите то, что у нас получилось. Скажите, кто из героев больше всего соответствует положительному образу, кто несёт добро? (Вакула). 

- А что же мы можем сказать об Оксане? Неужели она ничуть не нравится вам? (Ответы детей могут быть неоднозначными, но это и хорошо. Это повод для дискуссии).

- Не забывайте о том, что все события нашей повести разворачиваются в Рождественскую ночь. А Эта ночь необычная, волшебная, способная многое изменить. Мы понимаем, что зависть, гордость, излишнее самолюбие Оксаны – это плохо. Но ведь она изменилась.


- А что происходит с Оксаной? Ведь кроме внешней красоты мы в ней сначала ничего не видим.

(В финале повести Оксана меняется, осознает свои ошибки, она понимает, что главное – не черевички, а чистая, светлая душа Вакулы. Именно искренняя любовь, верность Вакулы помогают изгнать из Оксаны всё плохое, открыть в ней доброе). Давайте в тексте найдем подтверждение нашим словам.

- Как вы думаете, все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или торжеством? 

Демонстрируется фрагмент мультфильма (Конец)

- Что оказывается в финале сильнее? (В итоге мы видим торжество добра).


Вывод: Таким образом, мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествует добро.

- Ребята, а на кого из героев повести вам хотелось бы быть похожим? С кого можно брать пример?


- А вам приходилось бывать в театре? Вы знаете о том, что по многим произведениям Н.В.Гоголя поставлены спектакли, сняты фильмы? Давайте сегодня попробуем создать афишу к повести «Ночь перед Рождеством». (На доску вывешивается заранее подготовленный лист ватмана, на котором указаны герои повести. Ученики напротив каждого героя подписывают фамилию и имя одноклассника, который мог бы сыграть эту роль).

Давайте вернёмся к пословицам, которые мы прочли в начале нашего урока. Какую бы из этих пословиц вы взяли себе в качестве жизненного девиза? Почему?
- Добра на худо не меняют. 
- Добро творить - себя веселить. 
- Добро и во сне хорошо. 
- Делать добро спеши.

А вам приходилось бывать в театре? Вы знаете о том, что по многим произведениям Н.В.Гоголя поставлены спектакли, сняты фильмы? Давайте сегодня попробуем создать афишу к повести «Ночь перед Рождеством». (На доску вывешивается заранее подготовленный лист ватмана, на котором указаны герои повести. Ученики напротив каждого героя подписывают фамилию и имя одноклассника, который мог бы сыграть эту роль).


Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами:
Добро – это свет, который не дает нашим душам заблудиться во мраке ночи.
Добро – это сила, которая помогает нам вынести любые испытания.
Так пусть ваши души будут наполнены добром,
И пусть оно будет верным и надежным спутником в вашей жизни.

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Чему учит меня повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока: « Комплексный анализ текста» (подготовка к ОГЭ по русскому языку).

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.
  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
  3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:

Текст

Тема текста

Проблема текста

Стиль текста

Тип речи

Основные орфограммы (правописание безударных гласных, чередующихся гласных, приставок)

и пунктограммы

- Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.

- А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя: « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

- И ещё хочется прочитать замечательное высказывание  Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».

- Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.

2. Слово учителя о В.М.Пескове.

-  Работать сегодня мы будем с текстом В.Пескова. И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».

- Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю.

3. Представление текста «Бескорыстие».

- Перед вами рассказ В.М.Пескова, познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух учителем).

4. Работа с текстом: комплексный анализ.

  1. – Докажите, что данный отрывок является текстом. ( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)

  1. - Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится). (Об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.)

  – Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие»?

- Где можно найти лексическое значение слова?

- Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова, шк. словарь Лапатухина).

- Никто точно не знает, каков объём словарного запаса русского языка. 17-томный литературный словарь содержит 125 тысяч слов. И это далеко не всё. В толковом словаре В.Даля более 200 тысяч слов. Ни один человек не знает всех слов словаря, и вряд ли найдётся тот, кто употребляет в речи хотя бы даже 100 тысяч слов. Но большинство взрослых людей понимают около 35 тысяч слов.

- Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:

Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более,  чем о себе.

- Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).

- Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть).

- Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».

- Когда известный польский педагог, врач и писатель Януш Корчак отказался покинуть своих воспитанников и вместе с ними шагнул в газовую камеру смерти в Треблинке, он ценою своей жизни утвердил верность своему учительскому долгу.

Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей.

 Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.

3). - Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии. В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения? ( …хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего).

- Какими примерами из жизни эта мысль подтверждается?

- Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).

- Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны? (Уверенностью в том, что хороших людей больше).

- В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод. (Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.)

4). - К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Публицистический.

Во-первых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.

Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих. И наши победы не только в силе оружия, но и в силе нравственности, в силе бескорыстного служения Родине.

В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных. Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).

- Какова сфера употребления публицистического стиля? ( Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).

- Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? ( логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

- Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции ).

5). - Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения)

( Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.

Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения).

6). – А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту.

1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Хороших людей больше, чем плохих;

б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;

г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

- Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).

2).

- Среди предложений  15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15).

- Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.

(Обстоятельственное, времени)                                                           (Изъяснительное)

(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).

- Как называется такое подчинение? (параллельное).

- Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).

3).

- Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)

- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).

4). Запись текста и работа с ним.

-  Выпишите из текста предложения с 51 по 53, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.

- Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?

( Просидел – сидя, потерял – потеря; Умирают; Неопытный – молодой, наивный, незрелый).

           - Назовите  сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Какие знаки препинания поставили?  Почему? (52) ( обособленные определения, вторая часть имеет значение пояснения).

- Назовите грамматическую основу из второй части предложения. (Другие умирают).

- Чем выражено подлежащее? ( Местоимением в роли существительного).

- Назовите сложноподчинённое предложение. Укажите вид придаточного (определительное).

- Объясните пунктуацию этого предложения (обособленное обстоятельство времени со значением уточнения).

- Объясните пунктуацию 53 предложения (обособленное распространённое приложение, стоящее в конце предложения, выраженное именем собственным).

5).  - Укажите ошибочное суждение:

а) В слове ЖИТЬ  первый звук твёрдый;

б) В слове ДВАДЦАТЬ  мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

в) В слове ПРОСИДЕЛ  гласная И является проверяемой.

г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.

6). – Поработаем по вариантам:

1-в.  – Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного ( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).

2-в. – Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-» (подтверждённая).

1-в. - Укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48) (управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования (людская память).

2-в. – Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления (облик человека).

6). Повторение «Изобразительно-выразительные средства языка».

- А теперь поговорим о изобразительно-выразительных средствах, которые использовал автор в тексте. Выполним следующее задание: вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка:

« В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть синтаксические, такие как: __________ ( предложения 39 – 45) и _________ (предложения 59 – 62). А разговор с отцом автор оформляет в виде _________ (предложения 31 – 34).

  1. Гипербола
  2. Парцелляция
  3. Фразеологизм
  4. Диалог
  5. Цитирование
  6. Ряды однородных членов

5. Итог урока.

- Удалось ли нам добиться цели урока?

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

6. Домашнее задание: упр. 240.

  • Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.

БЕСКОРЫСТИЕ.

Какое это счастье поделиться
Сокровищами собственной души,
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,
Друзьям отдать последние гроши.

Преподносить любимой незабудки,
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
Спешить туда, где горе и беда.

Дороже бескорыстие на свете,
Чем золото, и сталь, и серебро...
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.

Дарить и отдавать—какое счастье,
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе - обязанность твоя.

- Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед  близкими  и родными.

- Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Классный час.

Дружба – это….

Цель: углубить представления детей о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг; содействовать формированию дружного коллектива класса.

Вед. - Дорогие ребята, сегодня мы подумаем о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Так что же такое дружба?

1. Что такое дружба? Каждый знает!

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, хороший пас в футболе?

Может быть, подсказку у доски?

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил, -

Михаил все видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать?

3. Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?» -

Оба дружно начинают врать?

Ну, а может, дружба –это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резко никогда?

4. Что такое дружба, – каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну, а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

5.Дружба – это, если друг твой болен.

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

6. Терпеливо объяснять заданья.

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему свое вниманье,

Дни, недели, месяц или год…

7. Дружба – в радости, и дружба – в горе.

Друг всегда последнее отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

8. Дружба иногда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

 Дружба на земле объединяет

Всех детей – и белых, и цветных,

9. Дружба – это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба – это мир на всей планете:

Без сирот, без ужасов войны.

Вед. Вы, ребята, согласны с автором стих-я? (Л.Измайлова «Монолог о дружбе»)

После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

Работа над понятием «настоящий друг» .

- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромный, доброжелательный,  общительный, отзывчивый, завистливый, злой, равнодушный, хвастливый, добрый, жадный.)

 - Какие качества вы выбрали? Почему?

Как вы думаете кого можно назвать другом? (ответы детей работа по слайдам)

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость.

Учитель.

- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На доске  написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.

  • Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
  • Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
  • Один за всех …… /и все за одного/.
  • Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

Угадай пословицу: Дружба крепка не лестью….

Сам погибай а товарища…..

Не имей сто рублей …..

Дерево сильно корнями,….

Кто старых друзей забывает,….

Вед. В этих пословицах – народная мудрость, к которой всем нам стоит прислушаться. А еще она гласит: «С другом веселее вдвое дело любое».

Задание: Какой корень в слове дружба? Наверное и у корня есть друзья, родственные слова? Подберите.

Творческая работа «Дерево дружбы».

- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?

- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.

Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.

- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).

Вед. Вы, наверняка, знаете много мультипликационных героев, у которых есть друзья. Назовите их.

Игра «Кто с кем дружит?»

Чип и …Дейл

Белоснежка…. И семь гномов

Буратино и …Пьеро и Мальвина

Крокодил Гена и ….Чебурашка

Малыш….Карлсон

Вини Пух и…Пятачок

Подведение итогов (рефлексия)

- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

Вед. – Хотели бы вы, чтобы наш класс был всегда дружным?

           Давайте произнесём клятву.

  1. Клянусь стараться здоровым быть,

В школу нашу исправно ходить,

Класс свой не подводить!

     Клянусь!

  1. Клянусь писать и читать я прилично

И в ранце носить «хорошо» и «отлично»

Клянусь!

  1. Клянусь в том, что буду я очень стараться,

С друзьями моими впредь больше не драться!

Клянусь!

  1. Клянусь я ребенком воспитанным быть,

Не бегать по школе, а шагом ходить.

Клянусь!

  1. А если нарушу я клятву свою,

Тогда я молочный свой зуб отдаю.

Клянусь!

  1. Тогда обещаю мыть вечно посуду

И на компьютере играть я не буду.

Клянусь!

  1. За хлебом ходить я тогда обещаю,

С собакой гулять, если есть таковая.

Клянусь!

  1. Ребенком всегда идеальным я буду

И клятвы своей никогда не забуду.

Клянусь!

  1.  Посмотрите все на нас,

     Обещаем мы сейчас:

     Это будет самый лучший,

          Самый дружный в школе класс!

Вед. - Вот и подходит к концу наш разговор о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей. Дайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Давайте будем чаще улыбаться друг другу. И на прощание давайте вместе посмотрим один замечательный музыкальный клип – песенка о дружбе в исполнении группы Барбарики

Игра «Волшебная рука»

Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.

- А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.



Предварительный просмотр:

Классный час на тему: "Что есть красота?"

…А если это так, то, что есть красота, 
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Цели:

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • формирование критического мышления, навыков работы в группе;
  • приобретение навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации;
  • приобретение умений увидеть проблему и наметить пути её решения.

Методические задачи:

  • освоить представление о красоте;
  • освоить понятия грациозное и изящное;
  • научить, кратко излагать свой мысли устно и письменно;
  • научить пользоваться Power Point, Microsoft Publisher для оформления результатов.

Оборудование:

  • компьютер,
  • медиапроектор.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

Стало уже привычным говорить, что с красотой связана какая-то загадка, даже тайна. Откуда это представление? На чём основано? Может, это просто поэты всё выдумали?

Никакая из многих других категорий эстетики не кажется столь недоступной для понимания. Лишь “прекрасное”, “красота” как бы окутаны ореолом непознаваемости.

Первое, что бросается в глаза, - удивительное разнообразие вещей, которые человек называет прекрасными. Здесь небо и горы, реки и озера, леса, цветы, сам человек, продукты его труда. Прекрасными нередко являются мысль, поступок, даже замысел. Что же это за такая особенность, свойство, которое может принадлежать живому и неживому, предмету и мысли о предмете?

Среди мифов Древней Греции есть миф о скульптуре Пигмалионе, ненавидевшем женщин. Однажды он сотворил из слоновой кости столь прекрасную статую девушки, что влюбился в неё, как живую. Боги сжалились над несчастным и оживили бездушную кость, подарив художнику подругу жизни. Красота победила ненависть.

В ходе своей истории человек заметил, что среди минералов, например, одни камни ярче, богаче цветом, переливами оттенков, другие же – глухи, как бы равнодушны к свету. Почему именно золото и серебро, а также стали первыми носителями стоимости товаров в обществе? Как раз по причине своих эстетических свойств.

Давайте обратимся к словарю.

Красота - одна из важнейших категорий эстетики, которая наряду с категорией прекрасного отражает такие эстетике свойства предметов и явлений действительности, как гармоничность, совершенство, упорядоченность. Так же как термин “прекрасное”, термин красота может быть применен к оценке внешнего или внутреннего облика человека, его поступка, содержания и формы произведения искусства и т.д. В отличие от прекрасного красота вместе со всеми её разновидностями (изящное, грациозное) является более узкой по значению эстетической категорией, она раскрывает и оценивает лишь отдельные стороны конкретных эстетических свойств предметов и явлений.

http://festival.1september.ru/articles/314734/img1.gif

Эстетический термин, обозначающий особый, внутренний вид красоты, проявляющийся с помощью движения. Понятие грации издавна было одним из определений красоты. В этом значении оно употреблялось в античности и средневековой эстетике. Однако самостоятельное значение оно приобретает только в эпоху Возрождения. Широкое применения термин грация получает в XVIII веке.

Разновидность красоты, выражающаяся в завершенности, легкости, ловкости движений, пропорциональности форм предметов и явлений действительности или живых существ. С развитием человеческих представлений о прекрасном, с дифференциацией его разновидностей по количественному и качественному составу изящность выделилось в относительно самостоятельное понятие

Выступление учеников сопровождается презентацией.

Природа и красота.

Ученик 1. Сама красота чрезвычайно разнообразна. В самом деле. Красивы горы и море, но красива и хрупкая снежинка, мимолетный узор на замершем стекле. Красивы тигры, царственный лев, но красивы и гонимые ими газели и антилопы. … Как разобраться во всех эти оттенках? Не вваливает ли человек в одну кучу под названием “прекрасное” просто всё то, в чем ему не удалось до конца разобраться?

Нет! Человек, умеющий подходить к природе с меркой её собственных видов, научился ценить каждое явление соответственно его собственной природе и соответственно восхищаться всеми гранями природы, нашедшими себе выражение.

Ученик 2. Природа является первоосновой всякой красоты и величия. Что же есть природа сама по себе?

К неорганической природе относится, прежде всего, увлекательный мир камня. С отработки камня, как известно, начиналась человеческая история, чувственная деятельность людей, летоисчисление и чувство прекрасного. Именно в разноцветном веществе камня человек впервые ощутил и увидел красоту.

Ученик 3. Все воды, как и земли, прекрасны. Верно, сказано, что в капле воды отражается целый мир.

Тихие пруды и озера, заводи речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветье неба, сверкание звезд и сияние луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в шуме дождя, журчании ручья, в мерных всплесках моря и штормовом гуле океана чудится музыка планеты.

Ученик 4. Прелесть Земли была бы неполной без красоты неба. Огромную роль в образовании красоты природы играет легкая воздушная оболочка нашей планеты: она рассеивает прямые лучи солнца, порождая полусвет и полутень, бесчисленные цветовые переходы и рефлексы. Красота неба есть могучая духовная сила для многих людей.

Ученик 5. Особым царством красоты является живая природа - “флора” планеты. Несомненно, что органическая природа имеет особую прелесть, так как она находится в постоянном развитии и обновлении. Зеленое покрытие Земли - дивный наряд, состоящий из трав, мхов, цветов, плодоносящих деревьев, леса, - прекрасно своим жизненаполнением.

Ученик 6. Красота животных заключена не в одних формах внешности, а именно в той жизненности, которую они обнаруживают. Прекрасное в данном царстве природы есть предметно-чувственная форма, а также способ жизнедеятельности конкретного существа. Природа в разных своих пределах остаётся в целом прекрасной и постоянно дарит человеку своё эстетическое достояние.

Ученик 7.

Красота в архитектуре.

Архитектура (от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства

Природные закономерности используются в архитектуре при постройке ультрасовременных зданий. ( Показ слайдов)

Ученик 8.

Красота и математика.

Красота помогает с радостью воспринимать окружающий мир, математика даёт возможность осознать явления и упрочить знания о гармонии всего мира.

Почти все живые существа построены по законам симметрии. Имеем в виду различные виды симметрии. Среди цветов наблюдается поворотная симметрия, когда каждый лепесток при повороте займёт положение соседнего. Цветок совместится с самим собой. Минимальный угол такого поворота для ириса – 120°, для колокольчика – 72°, для нарцисса – 60°. В еловых шишках наблюдается винтовая симметрия. Нельзя не увидеть симметрию в огранённых драгоценных камнях. Многие гранильщики стараются придать бриллиантам форму тетраэдра, куба, октаэдра или икосаэдра. В основе их линий лежит и золотая пропорция. Додекаэдр- это благороднейшее из всех тел. Он покрыт правильными пятиугольниками, тесно связанными с “золотой” пропорцией.

Многие формы звёздчатых многогранников подсказывает сама природа. Снежинки – это звёздчатые многогранники. Известно несколько тысяч различных типов снежинок.

Модели самой причудливой и подчас неожиданной формы радуют глаз. Звёздчатый многогранник – восхитительное красивое геометрическое тело,

Заключительное слово учителя.

Одно можно сказать наверняка: чем больше мы знакомимся с проявлениями прекрасного в природе и в обществе, тем больше доверия возникает к самым смелым формулам, вроде известного высказывания Достоевского: “Красота спасет мир”.



Предварительный просмотр:

Заявка

Район (город), регион

Юридический адрес общеобразовательной организации, адрес, телефон

ФИО учителя (полностью), контактный телефон

Информация об учителе (должность, квал. категория, общий стаж работы, стаж работы на последнем рабочем месте)

Ссылка на школьный (личный) сайт, где размещены материалы

Арский муниципальный район

Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сизинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан

422027, Российская Федерация, Республика Татарстан, Арский район, с. Сиза, ул. Школьная, д.21

+7(843)-665-12-46

Мубаракшина Гульнара Рашитовна

+79179386213

Учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория,

26 лет

26 лет

http://nsportal.ru/user/80529/page/vserossiyskiy-konkurs-tugan-tel 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сизинская ООШ»

Арского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

учителей гуманитарного цикла

Заместитель директора  по УВР

МБОУ «Сизинская ООШ»

Директор  МБОУ «Сизинская ООШ»

Арского муниципального района

Республики Татарстан

___________ Н.Ю.Ахкамова                                  

___________ И.Б.Глазкова

______________ М.М.Абдуллин

Протокол  №  1

от 26 августа   2014 г.

28  августа  2014 г.

Приказ № ____

от  29  августа  2014 г.

Рабочая программа

по курсу «Культура речи» для 9 класса

учителя русского языка и литературы

 МБОУ «Сизинская ООШ» Арского муниципального района РТ

Мубаракшиной Гульнары Рашитовны

на 2014-2015 учебный год

                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                             

                                                                                           

                                                                                                                     Рассмотрено на заседании      

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                педагогического совета

                                                                                                                                                                 

                                                                                                протокол №  1

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                              от  «29» августа 2014г.

2014-2015 учебный год                            


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа    курса по  литературе  «Культура речи»  для 9 класса составлена на основе:

- Закона «Об образовании» РФ и РТ;

-  федерального компонента государственного стандарта основного общего    

 образования  (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089);

- образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сизинская ООШ»   Арского муниципального района Республики Татарстан  

-   примерной программы  основного общего образования элективного курса  по русской литературе;

   -учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Cизинская ООШ»    Арского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год

   -Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сизинская ООШ»    Арского муниципального района Республики Татарстан.  

     

Изучение  курса  по   литературе «Культура речи»  для 9 класса на базовом уровне направлено на    достижение следующей цели:

- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала; овладение нормами русского литературного языка.

                                           Задачи курса:

- помочь учащимся при выборе профессии;

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Данный курс  включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета.

           Программа  курса по  литературе «Культура речи» рассчитана и предназначена  учащимся общеобразовательных школ и помогает выпускникам общеобразовательной школы выявлению профессиональных интересов, имеет профориентационную направленность в области журналистики и ораторского мастерства. Курс создан на основе учебного плана МБОУ «Сизинская ООШ»     Арского муниципального района Республики Татарстан на      2014-2015 учебный год и составлен из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год.

                           

                                         Учебно-тематический план  

№ п.п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Понятие о культуре речи. Общение – социальное явление

3

2

Невербальные средства общения

3

3

Литературный язык

3

4

Основные качества речи

10

5

Норма, ее динамика и вариантность

4

6

Речевой этикет

3

7

Особенности звучащей речи

4

8

Словари

4

Всего

34

                             

Содержание программы

                       

Понятие о культуре речи. Краткая характеристика недостатков речи учащихся.

1ч.

 Общение – социальное явление

 Что такое общение? Значение общения.

1ч.

Условия, необходимые для общения. Изречения народной мудрости об общении

1ч.

Невербальные средства общения

 Значение мимики и жестикуляции при общении

1ч.

Механические жесты.

Указательные жесты.

1ч.

Изобразительные жесты

Символические жесты

1ч.

Литературный язык

Формы существования национального языка

1ч.

Высшая форма национального языка

Устная и письменная речь.

1ч.

Книжная и разговорная речь. функциональные стили.

1ч.

Основные качества речи

Точность речи

1ч.

Понятность речи

Лексика неограниченного употребления

1ч.

Лексика ограниченного употребления.

Диалектные слова. Этнографизмы.

1ч.

Специальные слова. Термины и профессионализмы

1ч.

Чистота речи

1ч.

Богатство и разнообразие речи

1ч.

Синонимия.

1ч.

Словообразовательные возможности,

грамматический строй языка

1ч.

Пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения.

1ч.

Образность, выразительность речи

Тропы и фигуры речи

1ч.

Норма, ее динамика и вариантность

Языковая норма — явление историческое

1ч.

Вариантность нормы

1ч.

Формирование норм литературного языка

1ч.

Основные кормы литературного языка

Лексические нормы

1ч.

Речевой этикет

 Назначение речевого этикета

1ч.

Формулы речевого этикета

1ч.

Обращение в русском речевом этикете

Вокативная функция

1ч.

Особенности звучащей речи

Интонация — отличительный признак устной речи. Из истории исследования интонации.

1ч.

Речевая гимнастика

Комплексы упражнений

1ч.

Акустические компоненты интонации

1ч.

Типы интонации

Пауза, ее типы

1ч.

Словари - источники знаний

 Значение словарей в жизни человека

1ч.

Этимологические словари

Толковые словари

1ч.

Семонимические словари

1ч.

Фразеологические словари

Словари трудностей русского языка

1ч.

Требования  к  уровню  подготовки  выпускников

Учащиеся должны знать:

     - Что такое проблема текста и как её сформулировать?

     - Что такое комментарий? Как он должен быть оформлен?

     - Что такое позиция автора? Как ее выразить?

     - Что такое аргументы? Как аргументировать свою позицию?

     - Каким может быть вступление и заключение сочинения?

Учащиеся должны уметь:

   - понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

   - формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

   - определять позицию автора;

   - высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

  - уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

  - анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

                         

                             

Календарно-тематический план

№ урока

Тема урока

Дата проведения

При

меча

ние

по плану

Факти-чески

1

Понятие о культуре речи. Краткая характеристика недостатков речи учащихся.

2

 Общение – социальное явление

 Что такое общение? Значение общения.

3

Условия, необходимые для общения. Изречения народной мудрости об общении

4

Невербальные средства общения

 Значение мимики и жестикуляции при общении

5

Механические жесты.

Указательные жесты.

6

Изобразительные жесты

Символические жесты

7

Литературный язык

Формы существования национального языка

8

Высшая форма национального языка

Устная и письменная речь.

9

Книжная и разговорная речь. функциональные стили.

10

Основные качества речи

Точность речи

11

Понятность речи

Лексика неограниченного употребления

12

Лексика ограниченного употребления.

Диалектные слова. Этнографизмы.

13

Специальные слова. Термины и профессионализмы

14

Чистота речи

15

Богатство и разнообразие речи

16

Синонимия.

17

Словообразовательные возможности,

грамматический строй языка

18

Пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения.

19

Образность, выразительность речи

Тропы и фигуры речи

20

Норма, ее динамика и вариантность

Языковая норма — явление историческое

21

Вариантность нормы

22

Формирование норм литературного языка

23

Основные кормы литературного языка

Лексические нормы

24

Речевой этикет

 Назначение речевого этикета

25

Формулы речевого этикета

26

Обращение в русском речевом этикете

Вокативная функция

27

Особенности звучащей речи

Интонация — отличительный признак устной речи. Из истории исследования интонации.

28

Речевая гимнастика

Комплексы упражнений

29

Акустические компоненты интонации

30

Типы интонации

Пауза, ее типы

31

Словари - источники знаний

 Значение словарей в жизни человека

32

Этимологические словари

Толковые словари

33

Семонимические словари

34

Фразеологические словари

Словари трудностей русского языка

                                   Литература и средства обучения

  1. Людмила Алексеевна Введенская.  Культура речи. Ростов н/Д: Феникс, 2001
  2. Баранова М.М. ЕГЭ за 30 дней: Русский язык: Экспресс-репетитор/ М.М. Баранова.- Москва: АСТ: Астрель, 2011
  3.  Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник  для. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков,  Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2011
  4. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.- М.: Просвещение, 2009
  5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку.-М:ЭКСМО-Пресс, 1998
    Русский язык и литература для школьников (журнал)
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/Д.Э.Розенталь;  под  ред.И.Б.Голуб.- М.:Айрис-прес. 2008
  7. Цыбулько И.П,  Львова С.И. Тесты  ГИА -2013 для подготовки к государственной  итоговой  аттестации  М.: Просвещение, 2013.

       

       

       



Предварительный просмотр:

Карта результативности профессиональной

деятельности педагогического работника Республики Татарстан

  1. Личные данные

1.1.

Фамилия

Мубаракшина

1.2.

Имя

Гульнара

1.3.

Отчество

Рашитовна

1.4.

Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый  предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

Учитель русского языка и литературы

1.5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сизинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан, с 1988 года

1.6.

Населенный пункт (город, район)

Арский район, село Сиза

1.7.

Стаж (педагогический)

26  лет

1.8.

Стаж (по специальности)

26 лет

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии)  (реквизиты удостоверяющего документа)

Высшее, Казанский государственный педагогический институт, учитель русского языка и литературы,  диплом ШВ № 148064, выдан 9 февраля 1994 года

1.10

Курсы повышения квалификации (не менее 72 час. за последние 5 лет) (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка не менее 500 час. (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилось профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Курсы повышения квалификации в ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Республики Татарстан по проблеме: «Содержание и методика преподавания русского языка и литературы в основной старшей школе в условиях введения ФГОС ОО» город Казань, 72 часа, удостоверение №642, 2011 год

Курсы повышения квалификации в ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Республики Татарстан по проблеме: «Формирование новой системы повышения квалификации на основе модульного принципа обучения», город Казань, 72 часа, удостоверение №5951, 2012 год

Курсы повышения квалификации в ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Республики Татарстан по проблеме: «Государственно-общественное управление школой в условиях введения федеральных государственных стандартов общего образования», г. Казань, 36 часов, удостоверение №8989, 2012 год

Курсы повышения квалификации в высшей школе экономики ИДПО ГОУ ВПО КГТУ по теме: «Инфокоммуникационная компетентность работников образования»,  город Казань, 72 часа,

удостоверение №264 – В, 2010 год

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Первая квалификационная категория по должности «учитель» с 30 декабря 2010 года по 30 декабря 2015 года

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

Почётная грамота администрации и профкома МБОУ «Сизинская основная общеобразовательная школа», 2012 год.

Почетная грамота МУ «Управление образования» исполнительного комитета Арского муниципального района, 2013 год.

  1. Сведения  о профессиональном  рейтинге и достижениях  за последние 5 лет

2.2. Руководство проблемными группами, временными творческими коллективами (или участие  в проблемных группах, временных творческих коллективах)

Название (предмет), цели создания проблемной группы, творческого коллектива

Уровень (образовательное учреждение, район, город)

Сроки руководства (участия)

Член экспериментальной группы «Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности». Цель: создание условий для положительной динамики мотивации к изучению русского языка и литературы.

Федеральный

2012-2014 г.г.

2.3. Участие в экспертных комиссиях, экспертных советах

Наименование  и функции комиссии, наименование  учреждения, при которой создана комиссия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республика)

Сроки участия

Комиссия по проверке олимпиадных работ при МУ «Управление образования» исполнительного комитета Арского муниципального района

район

2013 год

2014 год

2.4. Распространение педагогического опыта за период (3-5 лет), предшествующий аттестации

     

  2.4.1. Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия

        №

Тема, класс (группа, курс)

Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и  др.)

Дата

1

“Уроки жизни” в рассказе В.Распутина “Уроки французского”, 6 класс

район

Открытый урок в 6 классе по русской литературе в рамках семинара учителей русского языка и литературы на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сизинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан

2012 год

2

Лингвистическая игра “Счастливый случай”, 5,6 классы

район

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках семинара учителей русского языка и литературы на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сизинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан

2012 год

3

Литературно – экологический сценарий «За природу в ответе и взрослые, и дети » 7,8 классы

образовательное учреждение

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках проведения методической недели учителей гуманитарного цикла на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сизинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан

2013

4

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» 8,9 классы

образовательное учреждение

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках проведения методической недели учителей гуманитарного цикла на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сизинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан

2013

5

“Однородные и неоднородные определения”, 8 класс

район

Открытый урок в рамках семинара учителей русского языка и литературы на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Смак – Корсинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан.

2014 год

6

Литературно– музыкальная композиция «Наш гордый, наш русский, родной наш язык!» 5-9 классы

район

Внеклассное мероприятие по русскому языку рамках семинара учителей русского языка и литературы на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Смак – Корсинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан

2014 год

2.4.2. Проведение, участие в семинарах

Тема выступления

Уровень  (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения

Дата

1

«Содержание и методика преподавания русского языка и литературы в основной старшей школе условиях введения ФГОС ОО»

республиканский

Круглый стол в рамках курсов повышения квалификации по теме:  «Содержание и методика преподавания  русского языка и литературы в основной старшей школе условиях введения ФГОС ОО»,  проведенный

Институтом развития образования Республики Татарстан на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов»

2011 год

2.

«Пути реализации Сингапурского метода обучения на уроках русского языка и литературы»

район

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы Арского муниципального района  на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Смак – Корсинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан

2014 год

2.4.3Выступления на конференциях

Тема выступления

Уровень  (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Тема конференции,  кем организована, для каких категорий работников образования проведена, место проведения

Дата

1

«ГИА учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя.»

район

Выступление в рамках  районной августовской конференции учителей русского языка и литературы на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Арская гимназия №5» Арского муниципального района Республики Татарстан

2012 год

2

«Социальный портрет молодого человека»

федеральный

Видеоконференция на тему: «Выпускники школ: на пороге зрелости» интернет телеканала сайта «Завучинфо»

2012

2.4.4. Методические публикации

  №

Тема (название), вид публикации,  количество страниц

Уровень  (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Где напечатана

(наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации

Год издания

1.

Публикация материала «Медиатека учителя»

федеральный

Сайт работников образования proshkolu.ru

2012 год

2.

Размещение отчета о проведении предметной недели русского языка и литературы в образовательном учреждении

образовательное учреждение

Сайт школы

2012 год

3.

Создание сообщества учителей русского языка и литературы «В копилку учителя - словесника”

республиканский

Электронное образование работников  РТ edu.tatar. ru

2012 год

4.

Создание факультатива «Готовимся к ГИА по русскому языку»

республиканский

Электронное образование работников  РТ edu.tatar. ru

2012 год

5.

Публикация разработки урока «Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

федеральный

Электронный педагогический журнал “Большая перемена”

2013 год

6.

Публикация методического материала «О природе с любовью»

федеральный

Дистанционный образовательный портал “Продлёнка”

2013 год

7.

Авторская методическая разработка «Кроссворды по русскому языку.  5 класс»

федеральный

Электронный журнал педагогических материалов “Эдукон”

2014

8.

Брошюра  «Пути реализации Сингапурского метода на уроках русского языка и литературы»

муниципальный

МУ «Управление образования» исполнительного комитета Арского муниципального района

2014 год

 

2.5  Результаты участия в конкурсах (конкурс в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы и др.)

Название конкурса

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат

Год участия

1

Всероссийский «Молодежный филологический чемпионат»

федеральный

диплом за активное участие

 2012 год

2

Сверхпрограмный заочный конкурс Института Развития Школьного Образования «Альбус»

федеральный

диплом

2012 год

3

Всероссийский педагогический конкурс «Педагогический проект»

федеральный

диплом

2012 год

4

Всероссийский дистанционный конкурс компьютерного творчества «IT-drive»

федеральный

благодарность

2012 год

5

Сверхпрограмный заочный конкурс Института Развития Школьного Образования «Мультитест»

федеральный

диплом

2013 год

6

Сверхпрограммная общероссийская предметная олимпиада «Олимпус»

федеральный

диплом

2013 год

7

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

федеральный

сертификат

2013 год

8

Республиканский конкурс детского творчества «Дети природы»

республиканский

благодарственное письмо

2013 год

9

Республиканская акция «Единый экологический урок»

республиканский

диплом

2013 год

10

«Учитель цифрового века»

федеральный

диплом

2014  год

11

Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»  

федеральный

свидетельство за подготовку призёра

2014 год

12

Всероссийский творческий конкурс «Ветер памяти»

федеральный

благодарственное письмо

2014 год

13

Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Лихачёва и современность» - междисциплинарная олимпиада школьников по комплексу предметов «Гуманитарные науки»

федеральный

Диплом за научное руководство

2014 год

14

Всероссийская дистанционная  научно-практическая конференция «Открытие»

федеральный

сертификат члена жюри

2014 год

 2.6. Участие в грантах в рамках реализации Стратегии развития образования Республики Татарстан на 2010-2015 гг. («Наш лучший учитель», «Наш новый учитель», «Учитель-исследователь»),  иных грантах (грант Главы администрации муниципального района и др.)

Наименование гранта, кем учрежден

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат

Год участия

1.

Грант «Наш лучший учитель»

Республиканский

участие

2012 год

   

  2.7. Другое (участие в проектах, в том числе по созданию новых образовательных программ, учебников, социально-значимых инициативах, мероприятиях педагогических сообществ, руководство педагогических практикой студентов педагогических учебных заведений и др.)

Вид, тема (название или описание) мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, муниципальный республиканский, федеральный международный уровень)

Год

1

Составление рабочей программы кружка «Русское слово» для 5,6 классов

образовательное учреждение

2012

2

Составление рабочей программы элективного курса по русскому языку «Трудные случаи пунктуации» для 9 класса

образовательное учреждение

2011

3

Создание сообщества учителей русского языка и литературы «В копилку учителя - словесника”

республиканский

2012

4

Создание факультатива «Готовимся к ГИА по русскому языку»

республиканский

2012

5

Авторская программа элективного курса «Культура речи» для 9 класса

республиканский

2014

3. Результаты учебно-воспитательной работы за последние  3-5 лет

         3.1. Результаты сдачи ЕГЭ, ЕРЭ  по преподаваемому предмету аттестуемого  работника

(для учителей и преподавателей общеобразовательных предметов)

Учебный год

Предмет

Численность участников ЕГЭ, ЕРЭ (чел., % от общей численности выпускников  

образовательного учреждения в данном учебном году)

Численность участников ЕГЭ, ЕРЭ, подтвердивших годовые оценки по итогам экзамена (чел., % от общей численности участников ЕГЭ, ЕРЭ)

Численность участников, не  справившихся с ЕГЭ, ЕРЭ (не набравших минимальный балл) (чел., % от общей численности участников ЕГЭ, ЕРЭ)

Средний балл

2010

Русский язык

12 (100%)

12 (100%)

0

58,4

 

 3.2. Результаты сдачи ГИА по преподаваемому предмету аттестуемого работника

      ( для учителей общеобразовательных предметов)

Учебный год

Предмет

Численность участников ГИА

Качество обученности  по итогам ГИА

(% учащихся, получивших оценки «4» и 5» по итогам ГИА,

в общей численности участников ГИА)

Успеваемость по итогам ГИА  

(% учащихся, не набравших минимальное количество баллов и получивших оценку «2», в общей численности участников ГИА)

2011-2012

Русский язык

13

69,2 %

0

2012-2013

Русский язык

6

33%

0

2013-2014

Русский язык

16

75%

0

  3.3. Результаты республиканского тестирования учащихся 4, 6, 8, 10 классов

   (для учителей общеобразовательных учреждений)

Учебный год

Предмет

Класс

Численность участников  республиканского тестирования, % от общей численности учащихся

Численность обучающихся, не справившихся с тестированием, % от обшей числен   ности участников тестирования

Средний балл

2011-2012

Русский язык

6

6 (100%)

0

4,3

2011-2012

Русский язык

8

6 (100%)

0

4,5

2011-2012

Русский язык

6

21 (100%)

0

4,3

2012-2013

Русский язык

8

16 (100%)

0

4,2

  3.4. Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах (для учителей и преподавателей)

Предмет

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  олимпиады

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

Русский язык

район

победитель

2014

диплом

Русский язык

республика

участник

2014

свидетельство

Литература

район

призёр

2014

диплом

 

 

 3.5. Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях

Тема конференции, кем организована, дата проведения

Тема выступления

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

Научно-практическая конференция студентов и школьников «Воспитание. Культура. Традиции», 2014 год

Детство, опаленное войной

республиканский

1 место

диплом

 3.6. Результаты участия  обучающихся (воспитанников) в  конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях по предмету (профилю образовательной программы, реализуемой  педагогическим работником)  как в очной, так и в дистанционной форме  

Вид, название мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии  высоких результатов)

Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

федеральный

победитель

2011

диплом

Конкурс «Юный программист»

республиканский

участник очного тура

2012

грамота

Конкурс «Альбус» по русскому языку

федеральный

5 место

2012

диплом

Конкурс информационно – культурных проектов «Служу Отечеству»

республиканский

участие

2012

диплом

Дистанционная олимпиада по литературе образовательного портала «Продленка»

федеральный

победитель

2012

диплом

Конкурс сочинений в рамках акции «Зажги свою свечу»

район

2 место

2013

почетная грамота

Конкурс «Мультитест» по русскому языку

федеральный

2 место

2013

диплом

Предметная олимпиада по русскому языку «Олимпус»

федеральный

3 место

2013

диплом

Конкурс по русскому языку и литературе «Молодежное движение»

федеральный

участие

2013

сертификат

Литературный фестиваль педагогических работников и учащихся «Серебряный луч»

международный

участие

2013

сертификат

Конкурс стихов «О Великой Победе» в рамках акции

«Зажги свою свечу»

район

3 место

2014

почетная грамота

Творческий конкурс «Ветер памяти» образовательного портала «Кладезь знаний»

федеральный

участие

2014

сертификат

Конкурс-фестиваль «Я – современный ученик» центра педагогического мастерства «Педуспех»

федеральный

участие

2014

диплом

Научно-практическая конференция «Открытие» портала «Современные педагогические технологии»

федеральный

участие

2014

диплом

Литературно-поэтический конкурс «Жизнь, ты помнишь солдат?»  международного союза «Наследники победы»

международный

участие

2014

диплом

Научно-практическая конференция студентов и школьников «Воспитание. Культура. Традиции»

республика

1 место

2014

диплом

Заочный конкурс «Познание и творчество» Малой академии наук «Интеллект будущего»

федеральный

3 место

2014

диплом

 3.7. Результаты обучающихся на основе годовых оценок по преподаваемому предмету аттестуемого  педагогического работника (для учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения, других педагогических работников, ведущих учебные занятия)

Учебный год

Предмет

Качество обучения

(% обучающихся  на «4» и «5» в общей численности обучающихся у аттестуемого  педагогического работника)

Успеваемость (%)

2011-2012

2011-2012

2012-2013

2012-2013

2013-2014

2013-2014

Русский язык

Литература

Русский язык

Литература

Русский язык

Литература

54 %

64,2 %

55,4  %

68%

56,3%

72%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

 

 3.8. Работа за рамками тарифицированных часов (внеклассная работа по предмету и др.)  

Вид деятельности (кружки, секции, мероприятия)

Тема, название

Дата проведения мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результаты (если есть)

Кружок для учащихся 5, 6 классов «Русское слово»

Летописец ледовой трассы

2012

республиканский

диплом за участие в конкурсе  информационно-культурных проектов «Служу отечеству»

 

3.9. Деятельность классного руководителя, куратора учебной группы, социального педагога по профилактике девиантного поведения детей (Для педагогических работников общеобразовательных учреждений, УНПО, УСПО, социальных педагогов) 

2011-2012 Учебный год

2012-2013 Учебный год

2013-2014 Учебный год

Процент посещаемости занятий обучающимися, воспитанниками (средний показатель за год)

90%

89%

91%

Численность обучающихся, воспитанников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних или направленных в специальные образовательные учреждения закрытого типа в связи с совершенными правонарушениями (чел., % от общей численности обучающихся в классе или группе, либо - для социальных педагогов - в образовательном учреждении)

нет

нет

нет

   3.23. Эффективность использования современных  информационных технологий, мультимедийных средств в  профессиональной  деятельности, образовательной практике

(Для всех категорий педагогических работников)

Какие средства используются

проектор, компьютер, интерактивная доска, проигрыватель

Как часто

ежедневно

В каких целях

Работа с учебной документацией в информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан», актуализация знаний, электронные презентация методического опыта, обогащение творческой лаборатории за счёт презентаций, проведение тестирования, педагогический мониторинг качества знаний.  

Подпись аттестуемого работника                                  Г.Р.Мубаракшина

   

     Заверяю достоверность сведений в карте результативности профессиональной деятельности

 учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сизинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан Мубаракшиной Гульнары Рашитовны и подлинность документов,  представленных мне аттестуемым работником в подтверждение своих достижений и результатов.

Директор муниципального бюджетного

 общеобразовательного учреждения

 «Сизинская основная общеобразовательная

 школа» Арского муниципального

 района Республики Татарстан                              __________________        (М.М.Абдуллин)

МП

Дата    18 октября 2014 года