Построение развивающей предметно-пространственной среды.

Вопрос создания предметно-пространственной среды в ДОУ (группе) на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Эти требования предполагают создание развивающего пространства и свободной деятельности детей, которое позволяет включать ребёнка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

Ежегодный конкурс по подготовке групп к новому учебному году, проводимый в нашем ДОУ, также способствует более осознанному подходу педагогов к обновлению предметно-развивающей среды в группах с учетом новых требований. Результаты последнего конкурса были намного выше, так как педагоги использовали знания, демонстрируя высокий уровень педагогических компетенций.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Центры развития        

Оснащение центра развития

Условия

ЦЕНТР ИГРЫ

•Игрушки и атрибуты для •сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители);

•Оборудование для режиссерской игры: многофункциональные кубики; макеты (объемные — домики, гаражи; плоскостные — карты-схемы игрового пространства, ширмы);

•Наборы образных (объемных и плоскостных), животные (сказочные, реалистичные).

Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

•Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок;

 •Кукольный театр;

• Театр из игрушек-самоделок;

•Театр резиновых игрушек;

• Пальчиковый, перчаточный театры;

•Плоскостной театр;

• Теневой театр;

•Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).

Театральный уголок – важный объект развивающей среды группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.

ЦЕНТР ПОЗНАНИЯ

 • Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки;

•Дидактические пособия 

(модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания);

•Шашки, шахматы и другие настольные игры;

•Дополнительный рабочий материал (цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т.д.);

• Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);

 •Альбомы с образцами логических упражнений.

Уголок  представляет собой специально отведенную зону.

 Обеспечен свободный доступ детей, материалы  постоянно меняться, дополняться и взаимозаменяются.

ЦЕНТР

СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР

•Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей;

• Схемы и чертежи построек;

•Наборы для моделирования

крупный и мелкий деревянный строительный материал.

 

Сосредоточен в одном месте, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально.

ЦЕНТР МУЗЫКИ

• Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники,  барабаны и др.);

•Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

• Графическое пособие «Эмоции»

• музыкальные лесенки

(пяти- и семиступенчатые);

• Музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик».

Компонентов  среды и её виды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество).

ЦЕНТР ДВИНАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Коврик массажный со следочками;

Шнуры плетенные различной длины; Обручи;

Скакалки;

Кегли;

Кольцеброс;

Малое баскетбольное  кольцо;

Мячи (резиновые, утяжеленные, мячи-массажеры).

Яркий, с нестандартным оборудованием физкультурный уголок лаконично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.

ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 Изобразительный материал (цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, кисти, печатки т.д.).

Бумага разной фактуры, размера и цвета;

Раскраски и трафареты;

•Выставки с образцами народного художественного промысла;

Иллюстрации известных художников.

Отведено  светлое, хорошо освещенное место, наполнен необходимым изобразительным материалом, для воплощения творческих идей воспитанников.

ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

•Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

• Разнообразные сосуды из различных материалов

 (пластмасса, стекло, разного объема и формы; металл); 

• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

• Материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы

(без игл, мерные ложки, и др.);

• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.

В уголке 

экспериментальной 

деятельности выделены:

1) место для выставки

 (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для хранения материалов (природного, «бросового»)

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Основной задачей уголка поддержание  и развитие у детей  интереса к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

ЦЕНТР КНИГИ

•Книги на различную тематику

 (о животных, природе и т.д.)

•стихи.

•Юмористические произведения,

Н. Носова.

В. Драгуновского, Э.Успенского

•Иллюстрации художников к рассказам.

 •Тематические альбомы для рассматривания.

•Портреты известных детских писателей.

Уголок книги располагаются от шумных мест игр детей, поскольку могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Продумано правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое для вечернего времени.

Основной принцип, при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

•Мелкие игрушки.

•Транспортные средства.

•Светофор.

•Фуражка милиционера.

•Жезл регулировщика.

•Макет улицы.

•Дорожные знаки.

•Напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

•Книги, иллюстрации.

•Настольно-печатные игры.

Оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения.

РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА  ТЕРИТОРИИ ДОУ, ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКИ

Экологическая тропа, которая включает в себя:

• Спортивно-игровые площадки;

 •цветники (клумбы, альпийская горка, рабатки);

 •Участок для привлечения птиц (кормушки, скворечники).

На участке ДОУ созданы площадки, природно-экологические объекты, обеспечивающие разнообразную совместную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям:

-оздоровительное,

-познавательное,

-эстетическое.