рекомендации педагогам

Психологические рекомендации для педагогов по работе с разными категорями детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика.
«Технология реагирования на осложненный поступок подростка».

1. Характеристики осложненного поступка.
Этот поступок совершается в особом психическом состоянии, это либо озлобленность, либо ситуация неуспеха, когда подросток осознает, что его никто «не любит».
Пример. Когда рождаются хулиганы? – В первом классе, когда им ставят «2» (взглядом, высказыванием «Да он вообще читать не умеет»), т.е. дети не среднего уровня, застенчивые дети, со страхами. Интеллектуальная готовность к школе и психологическая – разные вещи. Многое зависит от мелкой моторики – слабенькие мышцы. Если ребенку массировать пальчики, он быстрее заговорит.
«Сереньким» ребенок ходит в средние классы, и этот стереотип остается.

2. Негативный социальный опыт, который имеют дети либо семье, либо в детском саду. Например: мальчик в детском саду плачет, ему говорят «Что ты плачешь, мужчинам недостойно плакать». И этот опыт оказался неотриогированным и вытесненным в подсознание. Дети часто реагируют на моменты неодобрения и одобрения. Ребенок идет в школу с высокой самооценкой, а вдруг он увидит неодобрение. Поэтому очень важно на первых этапах хвалить ребенка, а родители считают своим долгом ругать ребенка. На «1» нельзя, «5» можно. Важно поддержка: ничего, бывает, и у меня так было.
Сравнить ребенка с кем – то нельзя, а только с собой.

3. Ассоциация направленность поступка.
Это проявляется в том, что он ненавидит взрослых, у него общее состояние озлобленности к миру, т.к. не знает причину своего состояния. И это состояние рождает разрушительные реакции. Подросток хочет все разрушить, ломать, крушить. Если мы поймем, чем вызван этот поступок, то это уже педагогическое воспитание.
Если мы посмотрим на осложненный поступок как на предмет осознания, мы уже совершаем педагогическое воспитание, и если начнем работать с осложненным поступком, меняется вся структура воспитания и его содержание.


Методика работы с осложненным поступком.


1. Не удивляться осложненному поступку, принимать его как данность мира (парадигма – пример, что в этом случае нужно говорить: «И со мной это бывает когда я в стрессовом состоянии»).
Например: Подросток пришел домой пьяный. Реакция родителей – крик, но если мама не кричит, а говорит «Это бывает». Это лучшая реакция т.к. запретительством добивается обратное.
Тогда это проходит. Почему? Т.к. мы не видим ничего особенного, он это делает, чтобы выделится, чтобы быть неожиданным. Это потому, что детям не хватает тепла, общения, а о подростке мы думаем, что он уже взрослый.
Особенность демонстративного поведения – недостатки общения и внимания.

2. Необходимо выявить мотивы такого поступка.
Парадигмы: «Ты зачем напился? Что ты хочешь? Для чего тебе нужно его избивать?» и т.д. Подросток не знает, что ему нужно. Он в школе. Им владело не осознание состояния, вам же надо помочь выявить это состояние. Идти к состоянию – это лучший путь.
Мотивов может быть несколько. Разные парадигмы:
«Ты думал что…?»
«Тебе было ….»
«Ты хотел…»
«Ты не смог найти более удачный способ…?»
«Вероятно…?»
Таким образом, здесь идет уровень констатации, вы не оцениваете, а постарайтесь объяснить вопросами – парадигмами и ему «для чего это нужно?» «Ты так на меня разозлился, что не можешь справиться…?» «Тебя очень волнует…?»

3. Инициирование – осмысление подростком своего поступка – действия. «Конечно, всегда хочется быть как все» «Сам то ты, что думаешь по этому поводу?» «А что другие думают по этому поводу?» (Например, девочка с которой ты дружишь?)

4. Предвидение будущего этого «Я».
«Давай посмотрим, чем это заканчивается…»
«Ты не добьешься успеха, т.к. пьянство (драка)…»
«А как к этому отнесутся…?»

5. Попытка совместного решения о выводе из создавшегося положения.
«Как ты думаешь, что надо сделать…?»
«Я не уверена, но мне думается…»
«Я на твоем месте…»
«Я однажды в детстве …»
«Если вспомнить мое детство»
Здесь можно идти на святую ложь. Момент присоединения очень важен.

6. Необходимо дать опору хотя бы для достижения первого успеха.
«Я тебе советую».

7. Наши практические действия.
Можно вызвать родителей. Учитель от бога скажет, например: «Я тебе разрешаю подраться за неделю 10 раз». Через неделю подводят итог. Если он подрался 9 раз, заключают договор на 8 раз и т.д. Нужно заинтересовать подростка, каким – либо делом.
Пример: 6 класс плохо успевал. Учительница предложила им пойти помогать во второй класс. У детей подскочила самооценка. Они увидели, что знают больше кого – то (пусть 2 класс) и тут они оценили себя, т.к. над ними висла ситуация неуспеха, что новая ситуация успеха дала ощущение счастья.
Стратегия успеха.

Вопросы, которые можно еще задавать о сложном поступке.

1. А что бы хотел иметь …?
2. И вообще, что бы ты хотел иметь в жизни?
3. Как ты хочешь этого добиться?
4. Что тебе для этого нужно?
5. Что будешь иметь, твои близкие, окружающие, если это произойдет?
6. Какие новые способности ты хотел бы иметь при этом?
7. Представь себя через год и через пять лет, что изменилось?



Предварительный просмотр:

При оказании психологической помощи девиантным подросткам следует помнить, что одни ситуации решаются быстро, а другие требуют времени и терпения.

Оказывая помощь в разрешении затруднительного для подростка- вопроса, можно использовать различные способы. Тактичность, чувствительность, гибкость, изобретательность, умение отказаться от неработающих способов или модифицировать их — залог успешности воздействия. В литературе описан большой арсенал способов работы психологов разных школ при оказании психологической помощи. Многие из них могут быть успешно применены при индивидуальной и групповой работе с девиантными подростками:

Информирование. Расширение (изменение, корректировка) информированности подростка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, научным данным, опыту других людей.

Метафора (метод аналогий). Суть метода заключается в использовании аналогий - образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса) подростка. Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.

Установление логических взаимосвязей. Психолог вместе с подростком устанавливает последовательность событий, выделяет роль внутренних (субъективных) факторов . в   происхождении   событий   жизни   и   их   взаимосвязи. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание.

Проведение логического обоснования. Данный способ позволяет отсортировать возможные способы решения актуальной жизненной задачи для пбдростка за счет логического анализа, позволяющего прогнозировать (обосновать) последствия (эффективность) разных путей решения.

Самораскрытие. Психолог косвенно побуждает подростка   «стать  самим собой»,  делясь  собственным личным опытом,   выражая   терпимое   отношение   к   различным высказываниям, чувствам консультируемого.

• Конкретное   пожелание.   Пожелание   может   содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Подросток оценивает ситуацию, приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.

• Парадоксальная инструкция. Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать подростка, позволить ему лучше понять происходящее, можно предложить ему: «Продолжайте делать то, что вы делаете. Повторите свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза...»

Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния, его применение  предполагает  хорошее  развитие  образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Психолог,  используя понятные аргументы для подростка, позволяет ему убедиться (утвердиться) в понимании определенных событий, способов, мыслей.

Эмоциональное   заражение.   При   установлении   доверительных отношений  психолог становится фигурой для эмоциональной идентификации. За счет этого он может поменять  (откорректировать)  эмоциональное  состояние подростка,   заражая   его   собственным   эмоциональным состоянием.

Помощь в ликвидации неконструктивных эмоций. Применение данного способа особенно актуально при острых эмоциональных состояниях, которые могут выражаться в форме смеха, слез, выговаривания, активного действия (походить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать..., почертить, написать...), этот способ снимает напряжение, вызванное негативной эмоцией. Психологу необходимо выдерживать позицию внимательного наблюдателя, который сочувствует, понимает, но не присоединяется к чувствам консультируемого.

Релаксация. Помощь подростку в освоении и осуществлении способов расслабления; достижения внутреннего покоя и комфорта. Может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.

Повышение   энергии   и   силы.   Данный   способ   следует применять,  когда подросток чувствует себя обессиленным,  «выжатым», демонстрирует отсутствие сил (энергии).   Конкретные   двигательные   упражнения,   перевоплощение,   мысленное   «подключение»   к   различным источникам энергии позволяет повысить активность и работоспособность консультируемых, ощутить прилив бодрости и жизненных сил.

Переоценка. При наличии негативных чувств,  мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию - «сменить рамку». Переоценка включает выделение   негативных   переживаний, (мыслей,   образов),   их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.

• Домашнее задание. Действия, о которых договариваются психолог и консультируемый, могут помочь закрепить наметившиеся в  ходе консультации изменения,  отследить результаты, опробовать новые способы.

Позитивный настрой. Позволяет укрепить веру в возможности подростка по разрешению возникшего затруднения, а также сконцентрировать сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.

Ролевое проигрывание. Данный способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для тренировки (отработки) новых способов поведения в значимых ситуациях.

• Анализ ситуаций. В ходе консультирования можно проводить' совместный анализ как реальных жизненных ситуаций подростка, так и ситуаций из жизни других людей, включая литературные примеры. Данный способ вместе

. с информированием помогает повысить психологическую грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.

Внутренние переговоры. Данный способ может использоваться для устранения внутренних конфликтов подростка. Он предполагает выделение конфликтующих сторон (субличностей), их наименование и осуществление диалога  между  ними.   Психолог  не  может  бороться   вместо подростка, но он может помочь осознать конфликтную ситуацию и организовать внутренние переговоры, ведущие   к   компромиссу.   После   специальных   тренировок подросток обучается подключать к переговорам своего Творца - мудрую, творческую силу, которая есть у каждого человека. Это помогает не только находить компромиссы, но и создавать новые оригинальные решения.

Трансформация личной истории. Целенаправленное погружение в собственную историю для мысленного субъективного завершения незакрытых событий прошлой жизни, изменения навязанных программ и сценариев. Это способствует  также  снятию напряжения,   создаваемого эффектом незаконченного действия.  Если нельзя изменить   реальные   события   жизни,   то   можно   изменить отношение   к   ним.   В   тех   случаях,   когда   подросток страдает от мыслей, что он не сказал или не сделал что-то, можно   предложить   ему   сделать   это,   актуализировав соответствующую ситуацию в ходе психологической работы (мысленно или реально в игровой модели).

Целеустроение. Имеет смысл заняться поиском новых жизненных целей и смыслов, когда подросток чувствует некоторую опустошенность, малоценность собственного существования, хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком   направлении   двигаться.   Для   целеустроения можно  использовать   как   рациональные   техники,   так и способы творческого воображения.

Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий. Этот способ имеет большое значение для подростков, которым жизнь кажется скучной, все занятия неинтересными; он предполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых действий (аналогично Тому Сойеру, который смог превратить в удовольствие скучное занятие по покраске забора).

Социальные пробы. Осуществление конкретных действий подростком как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в игровых процедурах позволяет лучше  понять  собственные возможности,  пройти своеобразное социальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения.

Оказание помощи в поисках идентичности. Сказанное направление воздействия весьма актуально для подростков, которые мучительно ищут ответ на вопрос: «Кто я на самом   деле?»   Конкретные   пути,   позволяющие   найти ответ на данный вопрос, могут быть основаны на самопознании, самоанализе, осмыслении собственных поступков, медитативном погружении и т.д.



Предварительный просмотр:

Формы воспитательной и профилактической работы
  
с учащимися девиантного поведения
 

 

Членам педагогического коллектива, прежде всего, 
должно быть известно, какой состав, контингент учащихся из так называемой  группы риска обучается в школе.

К детям девиантного поведения мы отнесли следующие 
категории учащихся и их семей:

1) состоящие на учете в ПДН;

2) состоящие на внутришкольном учете под наблюдением координационного совета попрофилактике;

3) учащиеся из семей социально опасного положения. Эта категория распределяется по таким критериям асоциальности:

а) алкоголизм родителей;

б) педагогическая несостоятельность родителей и лиц, их заменяющих;

в) аморально-криминальные.

Сюда относятся обучающиеся из:

1)  с ослабленным здоровьем, в том числе 
инвалидов;

2) неблагополучных семей;

3) неполных семей, в которых также наличествует критерий неблагополучия;

4) многодетных семей;

5)дети суицидального поведения;

6)дети девиантного поведения;

7)дети деликвентного поведения, склонных к бродяжничеству;

8)дети аддиптивного поведения, склонных к укоренившемуся пристрастию к вредным, 
негативным привычкам до болезненного состояния, не выявлено, но в ходе наблюдений 
педагогов и специалистов вероятным по всем поведенческим, моти-вационным 
параметрам и внешним признакам;

9)слабоуспевающих детей;

10)детей, нуждающихся в защите своих прав.

Что мы должны учитывать и с чем вынуждены считаться  при работе с трудными учащимися?

1. 
Это социально-экономические различия учащихся. Социальное происхождение и 
классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида. 
 Весьма важны для педагогов и такие разделы социологии, как социология семьи, социология  воспитания и образования. Необходимо учитывать все социальные аспекты во взаимосвязи с психологией воспитанников. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не варьировалось бы в зависимости от социально-классовых и средовых факторов. 

В планировании и организации воспитательной работы педагог обязан учитывать 
 социальное происхождение ребенка, род занятий и уровень образования его родителей,особенности его социально-экономической среды, состав, структуру и материальноеположение семьи, его собственное социальное положение и вид занятия. Отсюда –необходимость тесной кооперации психолога, социолога и педагога как на уровне сбора, так и на уровне интерпретации данных. Психологические данные и особенности поведения трудного учащегося всегда отражают влияние социальных переменных, и наоборот.

2. Еще одно измерение, которое должна постоянно учитывать педагогическая деятельность, составляют дифференциально-психологические различия и вариации индивидуально-типологического порядка, производные от особенностей организма или типа личности.Итак, универсальной схемы, определяющей свойства 
личности подростка, быть не может. Но, работая с детьми, надо иметь в виду 
следующее:

1)  общие свойства культуры и общества, к которому учащийся принадлежит;

2) его социально-экономическое положение;

3) историческую ситуацию, в которой происходит его развитие и особенности его 
поколения (когорты);

4) его пол;

5) его индивидуально-типологические свойства.

Подросткам девиантного поведения свойственны разные 
 психические черты, обладающие неодинаковой степенью устойчивости и изменчивости индивидуально-личностных качеств. Но главное, они также обладают генотипической устойчивостью психических черт, то есть наличием каких-то низменных глубинных качеств (мы понимаем, не лучших!), которые могут проявляться постоянно, устойчиво сохраняются и детерминируют поведение индивида на протяжении всей его жизни. Мы должны брать во внимание тот факт, что велика степень (наследственность) наследуемости психических качеств и способов их проявления, низок уровень генетической регуляции психических свойств.

С 11 лет у детей резко проявляется девиантность в поведении: учащийся становится импульсивным, обостряется турбулентность, появляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей и педагогов, подросток становится более интровентированным,склонен к уходу в себя, чувствителен к критике. Это самая негативная фаза в препубертатном периоде. Ее характерные черты – беспокойство, тревога,раздражительность, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность. 

Процесс работы с детьми такого поведения требует от педагога громадного 
терпения, большого такта, чтобы выявить реальный потенциал личности трудного 
ученика, чтобы предвидеть сферу ее преимущественных интересов, особенностей, в 
которой она максимально раскрывает свои способности, и формулировать задачи, 
строить взаимоотношения с упором на эти способности, лучшие особенности.

При стандартных измерениях уровень умственного 
развития юных правонарушителей большей частью оказывается значительно ниже 
среднего. В то же время в собственной среде, при решении своих жизненных задач 
такие ребята нередко проявляют незаурядную смекалку и находчивость, но только в 
рамках своего интеллекта.

Физиологи связывают подростковую психическую 
 неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации с нарастанием в пубертатном возрастеобщего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Пик негативистских реакций ко взрослым приходится от 12 до 15 лет. Практически все психологи мира считают этот возраст наиболее трудным возрастом эмоционального развития. Пик эмоциональной напряженности, тревожности и отрицательных эмоций совпадает с максимумом общей эмотивности (эмоциональной чувствительности). Психодиагностика 14–15-летних подростков показала, что даже вполне нормальные дети имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения» и «гипомания», чем взрослые. Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомом болезни, для подростка статически нормальны. Отличается распространение у трудных детей синдрома дисморфофобии (бред физического недостатка), возрастает число личностных расстройств, в частности случаев деперсонализации. Трудные школьники обнаруживают самый высокий уровень тревожности в общении с родителями, а главное с теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят. Эти дети представляют собой критический период для психопатий, у них особенно остропроявляются, акцентируются нежелательные свойства характера; такие акцентуации повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. А если учесть, что у наших детей патологическая психика, то повышенная гипертимность (возбудимость), в том числе и при общении с педагогом, может привести к психологическому срыву, кризу.

Круг факторов, способных вызывать у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом не суживается, а расширяется. Если бы человек взрослый реагировал на все раздражители с непосредственностью ребенка, он бы неминуемо погиб от перевозбуждения и эмоциональной неустойчивости – ведь круг значимых для него отношений гораздо шире детского. Взрослого спасает развитие эффективных механизмов внутреннего торможения и самоконтроля, а такжеспособность избирательно реагировать на внешние воздействия.

У подростков девиантного поведения низкий уровень эмоциональной реактивности, что является фактором психологически неблагоприятным. Их эмоциональные проблемы и трудности в каждом конкретном случае должен учитывать преподаватель.

В этом возрасте в образе «идеального учителя» у подростков на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества – способность к «пониманию», эмоциональному отклику, сердечность, то есть в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем – умение справедливо распоряжаться властью. Очень часто бывает, что сознаниевзрослых иллюзорно в том, что они переоценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем самым и меру своего на них влияния.

Чтобы сохранить психологический контакт, учителя должны отказаться от авторитарных методов воспитания. Необходим личностный подход в воспитании – это последовательное всегда и во всем отношение к ученику как к личности, как субъекту деятельности. А личность никогда не бывает однозначной, она всегда противоречива и изменчива. Не увидев в ученике чего-то ценного и интересного, свойственного только ему, учитель, в сущности, не можетвоспитывать школьника. В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.

Воспитание успехом. Ситуация успеха порождает психологическое условие принятия деятельности педагога и своего «Я» в деятельности как субъекта, закладывает основы для духовной потребности в успешной деятельности и потребности в повторном проживании успеха.

В нашем арсенале не так много рычагов – субъектов профилактики, но опора на них позволяет решать проблему девиантности, правонарушений с нашими детьми.

Поиски технологии создания успеха привели к ряду некоторых очень простых педагогических правил: поддерживать доброжелательное отношение к ребенку в течение его деятельности; авансировать, то есть предварительно огласить достоинства ребенка, которые позволят ему достигнуть успеха; подчеркнуть исключительные персональные качества личности ребенка; задавать высокий уровень мотивации: снять страх перед предстоящей работой; предложитьскрытую инструкцию, облегчающую первые шаги предстоящих усилий; выразить своюуверенность, что успех станет обязательным исходом задуманного; а по окончании 
 деятельности положительно оценить отдельные стороны исполнения, охарактеризовать их особенность.

Опытным педагогам-мастерам издавна известно большое влияние шутки на активность ученика и благоприятное психологическое состояние. Юмор сам по себе обладает колоссальной силой воздействия, он снимает напряжение, психологически расковывает человека, доставляет удовольствие, способствует установлению доброжелательного отношения.

Взаимная  доброжелательность свойственна современной методике работы педагога с детьми,будь это групповая работа или работа индивидуальная, с одним ребенком. Психологически свободны, раскрепощены оба субъекта в их совместной деятельности, все естественно в их взаимоотношениях, все обусловлено культурой, 
уходит в прошлое образ воспитания как борьба двух противоборствующих сторон, 
 одна из которых стоит на педагогических позициях (и озабочена своим авторитетом),сфокусирована на диктате, персонификации, другая чувствует свою зависимость, подчинен



Предварительный просмотр:

Правило позитивного настроя. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Случившееся уже не изменить, поэтому, чтобы ваше воздействие было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой. Задайте себе вопрос: «Что я чувствую?» Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует прежде всего успокоиться, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться. Чего вы хотите достичь? Наказать, выразить свое отношение, создать условия для изменения поведения? Поэтому обязательно разберитесь в собственных целях в работе с девиант-ными детьми. Немаловажно также оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка.

Обращаясь к себе, следует также ответить на вопрос: «Каково мое отношение к ребенку?» Если в этом отношении превалирует негатив, то вам вряд ли удастся достичь взаимопонимания. При этом мы хотим обратить внимание, что следует оценивать отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Возможно, если вам удалось отделить одно от другого, уже что-то изменилось. Если нет, то обратитесь к вашим воспоминаниям: наверняка был целый ряд ситуаций, когда ребенок радовал вас, проявляя положительные качества; соберите мнения о других достоинствах ребенка...

В любом случае переключение на" позитивные стороны ребенка - это проверка гуманистической направленности вашей позиции.

Путь по изменению отклоняющегося от нормы поведения может оказаться длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти эту полосу, следует запастись терпением и верой в успех.

Правило доверительности взаимодействия. Потратьте достаточно времени и сил на восстановление доверительного контакта с ребенком. Древние мудрецы говорили, что можно перейти только тот мост, к которому подошел.

Контакт между ребенком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста - нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот. Во взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости будет прямо связан с ощущением собственной безопасности. Представьте, что вам попался раненый еж. Пытаясь активно помочь ему, вы натыкаетесь на колючки до тех пор, пока еж не почувствует тепло, покой, безопасность и не развернется сам. До этого помощь невозможна. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгатЁ или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасность.

Доверие к миру, конкретной ситуации, другому человеку -это базовая потребность и первоочередная задача, решаемая на первых этапах взаимодействия. Она обеспечивается признаниями безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией понимания его, заботой о реализации его потребностей.

Для установления доверительных отношений с детьми, имеющими девиантное поведение, помимо позитивного, поддерживающего отношения к ним достаточно важно освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры.

Правило субъектности взаимодействия. Помочь ребенку можно лишь в том случае, когда он будет не объектом воздействия, а субъектом собственной жизни. Народная поговорка «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих» во многом не лишена смысла. Наша задача - именно научить ребенка плавать, отправляя его в жизненное плавание, а не сформировать его зависимость от себя.

Первое, чего необходимо добиться при изменении девиант-ного поведения, - сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений.

Правило причинности. Разберитесь с причинами отклоняющегося от нормы поведения. Конкретное поведение - это всегда следствие чего-то. Даже если оно имело ситуативные предпосылки и не являлось сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, и устранением только следствия мы ничего не добьемся. Путь же от конца к началу может подсказать направление движения.

Прежде всего постарайтесь выяснить, не относится ли причина нарушения поведения к одной из достаточно типичных:

• стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребенок с хорошими способностями просто «увязает в двойках»,  чтобы добиться совместного с  родителями выполнения домашнего задания... А уж такие способы привлечения внимания, как дергание за косички, подножки и т. п., просто широко известны;

• стремление к самоутверждению. Многие действия подростков,  производящие неблагоприятное впечатление,  продиктованы стремлением найти ценности, служению которых они могли бы посвятить себя,- поиском того, что они могли бы любить, чему могли бы поклоняться;

• десакрализация человеческих ценностей, обесценивание чувства любви, добра, нравственно-духовная незрелость.

Проводя анализ причин важно выяснить, что предшествовало девиации, что сам ребенок думает о своем поведении.

Правило последовательности во взаимоотношениях. Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете часто менять свою позицию или ваши .слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям. Например, вы советуете ребенку не терять самообладание в трудных ситуациях, говорите, что даже если кто-то был не прав, то дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. В результате выявления противоречий и непоследовательности дети начинают презирать взрослых. И что особенно опасно - у них нередко формируются глобальные ощущения: они не хотят слушать никого из взрослых, особенно употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст.

Конечно же, последовательность не означает, что вы должны упорно «стоять на своем» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции: вы только выиграете в углублении отно-

шений, даже если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.

Правило позитивности взаимодействия. Всем нам хорошо известно «золотое» правило воспитания: «правило кнута и пряника», или «правило поощрения и наказания». Остро дискутируемый вопрос о пользе наказания в работе по преодолению девиантного поведения должен решаться только с позиции полезности для выработки новых форм поведения. Если критика негативного поведения сочетается с верой в силы, ресурсы и возможности ребенка, то она может выступить в виде того «кнута», который позволяет сдвинуться с мертвой точки. Правило позитивности предполагает:

1.  Постановку позитивной цели, учитывающей интересы,   права    и   возможности   ребенка.   Бессмысленно   от ребенка с холерическим темпераментом добиваться плавных движений,   равномерных   усилий   и   ровного,   спокойного поведения в течение всех учебных занятий в школе. Можно, однако, при этом ставить задачу повышения произвольности поведения и развития волевого5 контроля, что может выразиться,   например,   в   обучении   ребенка  поднимать  руку перед тем, как что-то сказать или спросить на уроке.

Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат (вести здоровый образ жизни вместо бросить курить; добиться положительной успеваемости вместо не получать двойки; приходить в школу вовремя вместо перестать опаздывать и т. д.).

2.  Опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Нарушения поведения ребенком независимо от того, какими причинами они обусловлены,   приводят  в  результате  критики  и других негативных реакций со стороны взрослого к негативной самооценке: «Я - плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Тогда девиации будут просто притягиваться, чтобы доказать правоту сценария. В связи с этим достаточно важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда безусловно есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных для всех поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка; фокусировку положительных качеств, чувств, мыслей   и   т. п.;   поиск   нового   положительного   смысла

(например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка - о стремлении отстоять справедливость; курение - о желании продемонстрировать взрослость и т. д.).

3. Поощрение положительных изменений.. Традиционно в нашей культуре принято вознаграждать «высокие успехи» с точки зрения общего, а не индивидуального*эталона. Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением тройки по русскому языку. Но если твердая тройка получена после «безнадежно двоечного» результата? Тогда надо праздновать! Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже минимальную положительную разницу. Ведь путь на вершину складывается из малых шагов. Ребенок вряд ли сможет быстро стать кардинально другим. Вам вместе предстоит, возможно, долгий путь, и чтобы не сбиться с него, следует помнить о правиле позитивности.

Правило привлекательной альтернативы. Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Данное правило в определенной мере продолжает правило позитивности. В соответствии с данным правилом важно, чтобы ребенок не просто осознал негативность возникшей девиации, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникшая девиация «позитивна» с точки зрения ребенка. Она позволяет достичь значимых целей. Например, подросток начинает курить, употреблять нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой, он нашел признание своему чувству юмора. Естественно, что альтернатива изоляции и отказа от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательной. Однако альтернатива включения в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещения кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций, может оказаться привлекательной. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых «девиантных ритуалов» или способность противостоять группе по отдельным вопросам также могут оказаться привлекательными.

Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Именно поэтому важно предпринять шаги, предполагающие   содействие   реализации   выработанного

решения. В качестве такой меры может выступать реализация стратегии «Предотвращение рецидива». Суть ее заключается в последовательной проработке нескольких пунктов:

1. Обсуждение в деталях поведения, которое хотелось бы осуществлять,  прояснение смысла данного  поведения, а также выявление признаков, по которым можно определить, что произошел срыв.

2. Выявление разницы между принятием решения относительно определенного поведения и использованием его в трудных, «провоцирующих» ситуациях.

3. Выявление ситуаций с высоким уровнем риска, определение лиц, мест, событий, которые могут провоцировать срыв.

4. Выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желаемого поведения.

5. Выявление факторов, которые помогут мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва.

6. Выявление (тренировка) дополнительных навыков и качеств, которые необходимы, чтобы удержаться от срыва.

7. Подробное перечисление будущих выгод при новом поведении.

8. Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу, реализацию нового поведения.

Правило разумного компромисса. Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте из лучших побуждений ребенка в угол, оставьте ему лазейку для сохранения самого себя. Следование данному правилу предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим и что любые изменения должны созидать, а не разрушать ребенка. Так, во время одной из лагерных смен для трудных подростков выявился «ночной житель» - подросток, который долго не засыпал сам и начинал заводить весь отряд и лагерь. Вмешательство воспитателей только раззадоривало подростка, он демонстрировал удивительную изобретательность для нарушения установленных правил. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.

Правило гибкости. Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая. Так, исследования процесса психологической помощи несовершеннолетним   преступникам   показали,   что   психотерапия

тревожных молодых людей с чувством вины и ощущением неадекватности лучше получается у более общительных психотерапевтов, проявляющих интерес к чувствам ребенка, касающимся и его самого, и других. А, напротив, в работе с несговорчивыми правонарушителями, комфортными в отношении норм своей субкультурной среды, или несовершеннолетними нонкорформистами, демонстрирующими направленное против авторитетов майипулятивное поведение, большего эффекта достигают более формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания подростков, а на вопросы, касающиеся внешних способов контроля поведения и установления его ограничений.

Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую. Специалисты утверждают, что из любой, даже самой безнадежной ситуации есть как минимум шестнадцать выходов.

Правило индивидуального подхода. Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного девиантного подростка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем (вместо гипотетических построений, основанных на теоретических подходах), выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, корректировку выбранной.   '

Правило системности. При оказании психологической поддержки эффективна не только прямая помощь ребенку, но и работа по созданию воспитывающей среды. Постарайтесь выяснить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей и т. д., выясните и постарайтесь по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга.

Правило превентивности. Помните, что всегда легче предупредить, чем исправить. Если вам удастся сохранить понимающие отношения с ребенком, вы сможете заметить намечающиеся отклонения и предупредить их развитие. Лучшим же способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей ребенка: любви, безопасности, внимания, самоутверждения - ведь именно их

утрата приводит к нарушению поведения. Важно также содействие формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся человек с собственным духовно-моральным стержнем вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения.