Методические разработки из опыта работы

Егорова Татьяна Ивановна

Данная странца содержит различные темы выступления на окружных семинарах из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_v_zhigulevske.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Инструктора по физической культуре СП ГБОУ СОШ

 № 11 г.о. Октябрьск «Детский сад № 10»

«Использование логоритмических упражнений и игр в двигательной активности детей с ОВЗ, как средство преодоления речевых  нарушений»

В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем детском саду сформирована группа компенсирующей направленности, которую посещают дети с речевыми нарушениями, вследствие чего у них наблюдается низкий уровень ловкости  и быстроты, отсутствие автоматизации движений и слабая обучаемость.

Опыт работы с данными детьми показывает, что, только совместными усилиями можно помочь  детям с разным уровнем интеллектуального и физического развития успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.

Передо мной встала проблема: найти интересные и эффективные формы коррекции речевых нарушений в процессе двигательной активности  у детей  с ОВЗ. На основе изучения методической литературы и интернет ресурсов, одним из средств  коррекции речи является  логопедическая ритмика (логоритмика). 

Что же такое логоритмика? Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.

Задачи логоритмики:

  • развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
  • формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве;
  • устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
  • развивать речевое и слуховое внимание;
  • учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко); развивать физиологическое дыхание;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать силу голоса и выразительность речи, пения;
  • развивать мелкую моторику, точность движений;
  • развивать мимику лица.

Логоритмика  в  физическом воспитании развивает у детей двигательную сферутренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения могут выполнять с детьми и учитель – логопед, и музыкальный руководитель, и инструктор по физической культуре, и воспитатель.

С целью повышения двигательной активности и коррекции речевых нарушений у детей на занятиях по физической культуре я  использую  элементы логоритмики: логоритмические упражнения и игры. Данные упражнения подбираются в соответствии с тематикой недели и временем года.

На первых занятиях  я знакомлю детей со словесным сопровождением, они выполняют упражнения по показу, на последующих занятиях произносят словесный материал вместе с выполнением упражнений. Чтобы интерес к занятию не угасал, я заменяю или дополняю словесно-двигательный материал. Логоритмические упражнения  включаю вводную часть занятия, что формируют эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности, тем самым повышают двигательную активность. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Известно также, что формирование движения происходит при участии речи.

Логоритмические игры  со словесным сопровождением в сочетании с движениями  использую  в заключительной части занятия. Они помогают успокоить, привести организм в соответствующую норму после двигательной активности, сплачивают детский коллектив. В результате,  использования логоритмических упражнений и игр в двигательной активности детей, у них возрастает интерес к занятию, повышается эмоциональный настрой, дисциплинирует детей, хорошо работает мыслительная активность, удерживает и развивает внимание, память, воображение и другие психические процессы, улучшает речь, слуховой ритм, сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что использование логоритмических упражнений и игр позволяет частично скорректировать нарушенные речевые функции у детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывает трехстороннее влияние на развитие ребенка, его интеллектуальной сферы, психической и физической в комплексе.

Я считаю, что эффективность работы в данном направлении  возможна только при совместной деятельности все педагогов детского сада и систематическом применении.