Программа "Дорога безопасности"

Переверзева Татьяна Николаевна

Программа "Дорога безопасности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon madou_ds_no37_programma_po_pdd_2016.doc594.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Программа

по предупреждению дорожно-транспортного

травматизма дошкольников  

«ДОРОГА БЕЗОПАСНОСТИ»

муниципального автономного дошкольного учреждения города Нижневартовска детского сада № 37 «Дружная семейка»

(2016- 2017 учебный год)

2016

СОДЕРЖАНИЕ

  Паспорт Программы  по предупреждению дорожно-транспортного

травматизма дошкольников  «ДОРОГА БЕЗОПАСНОСТИ» муниципального автономного дошкольного учреждения города Нижневартовска детского сада № 37 «Дружная семейка»

 2

 Пояснительная записка к  Программе по предупреждению дорожно-транспортного  травматизма дошкольников  «ДОРОГА БЕЗОПАСНОСТИ» муниципального автономного дошкольного учреждения города Нижневартовска детского сада № 37 «Дружная семейка»  на  2015 – 2016 годы

4

I.

Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

6

1.1.

Актуальность проблемы

6

1.2.

Состояние муниципального автономного дошкольного учреждения детского сада  № 37 «Дружная семейка»

8

1.3.

Анализ качества образования воспитанников по ПДД

17

1.4.

Создание условий обеспечения профилактики детского дорожно-транспортного

травматизма.

19

II.

Цели и задачи Программы   по предупреждению дорожно-транспортного

травматизма дошкольников  «ДОРОГА БЕЗОПАСНОСТИ»

21

2.1.

Программные мероприятия по предупреждению дорожно-транспортного

травматизма  детей МАДОУ ДС № 37 на 2015 – 2016 годы

21

2.2.

 Тематическое перспективное планирование игр - занятий в игровой зоне по ПДД  в

соответствии с ФГОС ДО

28

III.

Механизм реализации Программы

41

IV.

Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы

42

 

   Приложения

  Мониторинг реализации Программы «Дорога безопасности» на 2015-2016 годы: целевые

   показатели и индикаторы оценки хода реализации Программы.

Результаты мониторинга  реализации Программы «Дорога безопасности » за 2015-2016   годы

*

  План совместной работы ДОУ и ОГИБДД г.Нижневартовска по профилактике

   дорожно-транспортного травматизма

*

  Методическая работа по ПДД с родителями и воспитателями

*

  Диагностика формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

 во всех возрастных группах ДОУ

*

  Фотоколлаж

Наименование программы

Программа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма дошкольников «Дорога безопасности»  муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада  № 37 на 2015 – 2016 годы

Основание

для разработки

Программы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом  Российской Федерации 04.02.2010 № Пр-271;
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2012-2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61;
  • Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (с изменениями) от 06.11.2014 г. № 1167
  • распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2010 №91-рп "О стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года";
  • постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.07.2010 №160-п                "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  "Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года" (с изменениями);
  • стратегия социально-экономического развития города Нижневартовска до 2020 года, принятая решением Думы города от  24.12.2008 № 518,  
  • Долгосрочная целевая программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2013-2016 годы»
  • Приказ №173 по МАДОУ ДС № 37 «О разработке Программы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма дошкольников » от  02.09.2015г.

Заказчик

Программы

Педагогический коллектив МАДОУ, родители воспитанников МАДОУ

Основные

разработчики

Программы

Функциональная группа планирования

Цель Программы

Обеспечение повышения уровня агитационной, пропагандистской,  воспитательной   работы  по вопросам   безопасности дорожного движения,  формирование у детей навыков осознанного безопасного

поведения на улицах города.

Задачи

Программы

 - развивать мыслительную деятельность детей, научить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города;

- формировать культуру поведения в условиях дорожного движения;

создать оптимальные условия для повышения качества образования

и  воспитания детей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

- стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка,

обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;

формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения;

- стимулировать участие педагогов МАДОУ в ежегодном городском

смотре-конкурсе «Зеленый огонек»;

- повысить роль семьи в обеспечении безопасности движения  детей на улице;

- обеспечить проведение профилактических работ с детьми, педагогами, родителями.

Сроки и этапы

 реализации

Программы

2015-2016 годы:

I этап - 2015год;

II этап - 2016 год;

III этап - 2016 год

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

Программы и

показатели

эффективности

-будет обеспечена положительная динамика  качественных показателей МАДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

-будут внедрены в образовательный процесс новые технологии, обеспечивающие безопасность  воспитанников, что позволит снизить уровень дорожного травматизма воспитанников на 0,5 %;

-будет разработана система мер по обеспечению психологического и педагогического сопровождения образовательного процесса по профилактике дорожно-транспортного травматизма; 

-МАДОУ будет принимать участие в федеральных, региональных, муниципальных проектах и конкурсах по профилактике дорожно-транспортного травматизма; 

-будет обеспечено повышение качества организации работы      МАДОУ с семьями воспитанников на 5 %;

-повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в системе мероприятий, направленных профилактику дорожно-транспортного травматизма дошкольников

Система

организации

контроля за

исполнением

Программы

  МАДОУ ДС № 37  2 раза в календарный год информируют участников образовательного процесса и широкую общественность о качестве работы по  профилактике детского дорожно-транспортного травматизма   в МАДОУ.

Заместитель заведующего по ВМР один раз в календарный год информирует участников образовательного процесса о результатах реализации Программы.                            

МАДОУ ДС №37 один раз в квартал информирует Департамент образования администрации города Нижневартовска о результатах мониторинга профилактики детского дорожно-транспортного травматизма   в МАДОУ.

      Программа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма дошкольников  «Дорога безопасности»   муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 37  на 2015  2016 годы (далее Программа)  разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, определяющих приоритетные направления развития российской образовательной системы, образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры, системы образования города Нижневартовска. 

Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам  мероприятий, обеспечивающих позитивные изменения  в организационно-правовой форме, структуре, содержании, технологиях, системе управления программы.

Программа определяет стратегию повышения уровня агитационной, пропагандистской, воспитательной   работы  по вопросам   безопасности дорожного движения,  а программно - целевой подход обеспечит развитие работы МАДОУ по предупреждению дорожно-транспортного травматизма детей, повышение качества формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.

Программа, как организационно - управленческий документ, разработана в соответствии с принципами партнерства, целостности, саморазвития, сохранения социокультурных ценностей, отражает специфические условия и предполагает движение от общей цели к формированию и реализации конкретного плана действий.

       При разработке проекта Программы использован единый методологический подход к разработке долгосрочных целевых программ на муниципальном уровне, определённый Постановлением администрации города от 13.04.2009 г.    № 478 «О целевых программах города Нижневартовска».

       Программа определяет стратегию повышения уровня агитационной, пропагандистской, воспитательной   работы  по вопросам   безопасности дорожного движения,  а программно - целевой подход обеспечит развитие работы МАДОУ по предупреждению дорожно-транспортного травматизма детей, повышение качества формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.

Программа, как организационно - управленческий документ, разработана в соответствии с принципами партнерства, целостности, саморазвития, сохранения социокультурных ценностей, отражает специфические условия и предполагает движение от общей цели к формированию и реализации конкретного плана действий.

Сроки реализации Программы 2015-2016 годы.

Этапы Программы:

  • базовый – 2015 год,
  • основной – 2016  год,
  • завершающий –  2016 год.

Проект Программы был вынесен на обсуждение на совещаниях при заведующем МАДОУ, совете профсоюзной организаций МАДОУ, на педагогическом совете, на общем родительском собрании МАДОУ.

1.1. Актуальность проблемы

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».

Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета, и составляет в целом по России

  около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. Согласно Международной конвенции о правах ребенка (принята ООН 5 декабря 1989 г. и ратифицирована Верховным Советом СССР в декабре 1989г.) ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако статистика часто выделяет категорию детей – до 12 лет, и подростков – от 12 до 16 лет.

По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом,  свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

  • неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  • неспособность адекватно оценивать обстановку;
  • быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
  • преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
  • преобладание потребности в движении над осторожностью;
  • стремление подражать взрослым;
  • недостаток знаний об источниках опасности;
  • отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
  • переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
  • неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

      Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

      Эффективность и. соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения программы профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим, коллектив МАДОУ ДС  № 37 разработал  программу «Дорога безопасности».

       

1.2. Состояние муниципального

автономного дошкольного

образовательного  учреждения

детского сада № 37

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Дружная семейка»  располагается в 13 микрорайоне города Нижневартовска на улице Интернациональной 24в и размещается в типовом здании   (построено в 1981 году).  

В ДОУ имеется: 14 групповых комнат, музыкальный и спортивный залы, кабинеты логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по плаванию, методический кабинет, медицинский блок, пищеблок, прачечная.

Основная цель МАДОУ № 37: продолжить работу по обеспечению устойчивого развития ДОУ, доступности и безопасности воспитанников, всесторонне формировать личность ребенка с учетом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, корректировать и компенсировать нарушения развития.

 Вся работа МАДОУ строится на следующих принципах:

  • Программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;
  • Преемственность данной программы  и программы развития образовательного учреждения на 2015 – 2020 гг.
  • Информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в МАДОУ;
  • Вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации образовательных задач;
  • Включения в решение задач всех субъектов образовательного пространства;
  • Индивидуальный подход на основе диагностики (медицинской, педагогической, психологической).
  • Современная коррекция отклонений психического и физического развития  и реабилитация здоровья.
  • Формирование положительной «Я – концепции»  у детей.
  • Учёт природосообразности  ребёнка.
  • Постоянное совершенствование  предметно-развивающей среды.
  • Личностно-ориентированная педагогика.
  • Развитие каждого ребёнка в своей «зоне ближайшего развития».  
  • Благоприятный психологический климат.
  • Овладение воспитанниками стандартами образования.
  • Соответствие результатов образования выпускников подготовительных   групп «Модели выпускника».
  • Уважение личности каждого.
  • Коллективное принятие решений, справедливость в решении вопросов.
  • Качество работы от каждого члена коллектива.
  • Знание, профессионализм, системность в работе.
  • Всё для детей

Компонентами педагогического процесса являются:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • организация самостоятельной деятельности.

Основной формой обучения являются непосредственно образовательная деятельность  и совместная деятельность педагога с детьми.

Образовательное учреждение  оказывает большой перечень услуг:

Оздоровительные:  закаливание, гигиенические процедуры, использование воздушных и водных процедур, диспансеризация,   занятия физкультурой в зале и на воздухе, подвижные игры, игры с элементами спорта, спортивные праздники и развлечения.

Медицинские:     витаминотерапия.

Развивающие:   приобщение детей к лучшим образцам мировой культуры, знакомство  с произведениями живописи, скульптуры, музыки, художественной литературы, фольклором,  народными промыслами и т.п. Организация образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); организация образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; организация самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной программы ДОУ.

Использование технологии СИРС.

Психологические: осуществляется психологическое обеспечение педагогического процесса, психопрофилактика и психокоррекция отклонений в развитии личности дошкольников, психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей,  коррекция психического здоровья в условиях сенсорной комнаты, кабинета «БОС-Здоровье».  

В настоящее время, анализ реализации  Программы развития на  2015 – 2020   годы позволяет сделать следующие выводы:

  • в МАДОУ созданы оптимальные условия для развития детей, сохранения и укрепления их здоровья;
  • качество образовательных услуг удовлетворяет 96 % родителей;
  • значительно расширился охват детей дополнительными услугами, в том числе на платной основе;
  • динамика квалифицированного развития большинства педагогов повысилась;
  • в ДОУ созданы условия для  участия педагогов в конкурсных отборах в рамках  приоритетного национального проекта «Образование».

 Дошкольное учреждение участвует в реализации Программы развития образования города на 2015 – 2020 гг., обеспечивая  единое образовательное пространство.

Функционирует 14 групп для детей от 2 до 7 лет. Из 14 групп открыто 2 группы для малышей от 2 до 3 лет. Для коррекции речевых нарушений работает   логопункт.

Развитие ребенка зависит  не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет. Иначе говоря, правильно организованная взрослыми среда, в которой живет ребенок, способствует его развитию.

  В ДОУ созданы оптимальные условия для оздоровления, обучения, развития и воспитания детей. Ряд специализированных кабинетов и студий.

Здание ДОУ адаптировано к местным климатическим и экологическим условиям. Созданы условия:

  • для развития детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) и для детей от 3 лет до 7 лет (имеются дидактические средства и оборудование для всестороннего развития детей);
  • для охраны и укрепления здоровья детей;
  • для эмоционального развития детей
  • для художественно-эстетического развития детей;
  • для развития театрализованной деятельности детей;
  • для развития детей в музыкальной деятельности;
  • для развития конструктивной деятельности детей;
  • для развития экологической культуры детей;
  • для развития представлений о человеке в истории и культуре;
  • для физического развития детей;
  • для формирования у детей элементарных математических представлений;
  • для развития у детей элементарных естественнонаучных представлений;
  • для развития речи детей;
  • для игровой деятельности детей.

В дошкольном учреждении имеется 14 групповых ячеек, соответствующих санитарно – гигиеническим требованиям. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д., которые размещаются и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. В ДОУ имеется методический кабинет, где располагается библиотека для детей, кабинет учителя- логопеда, музыкальный кабинет, кабинет психолога – центр психологической реабилитации, игровая комната, оснащенная оборудованием для детей младшего дошкольного возраста, игровыми модулями. Имеется музей «Край, в котором мы живем», уголок «Русского быта». Есть видео и кино - аппаратура.

Организационно-методическое  и информационное обеспечение

В системе непрерывного педагогического образования методическая работа с педагогическими кадрами занимает значительное место как один из компонентов государственной системы повышения квалификации работников образования,  является условием для постоянного совершенствования педагогической деятельности,  ее ориентации на современные достижения науки и практики.

Основным направлением методической работы МАДОУ является «Построение образовательной практики, направленной на повышение качества образования с учетом региональных и социокультурных тенденций». Направление выбрано в соответствии с основными направлениями муниципальной системы дошкольного образования города Нижневартовска. Выбор темы был одобрен на педагогическом совете ДОУ. На заседании Совета учреждения были определены направления работы, основные принципы, подходы, намечен план работы на ближайшие 3 года, определены основные задачи и формы методической работы.

Задачи:

  • изучать и внедрять в практику новые педагогические и инновационные технологии;
  • создать условия для участия педагогов в различных конкурсах и мероприятиях города;
  • разнообразить формы методической работы;

Формы методической работы

  • Педагогические советы
  • Работа воспитателей над темами самообразования
  • Открытые занятия, коллективные просмотры.
  • Творческие отчеты.
  • Работа с молодыми специалистами
  • Работа с вновь пришедшими воспитателями.
  • Дни открытых дверей.
  • Семинары
  • «Круглые столы», дискуссии, «деловые игры»
  • Видеосъемка режимных моментов.
  • Консультации
  • Подготовка и участие в ГМЦ и ГМО города.
  • Организация работы с одаренными детьми.
  • Педагогический мониторинг
  • Разработка методических рекомендаций.
  • Организация и контроль

Вся проводимая методическая работа соответствует основным целям и задачам, стоящим перед МАДОУ. Из 33 педагогов   28  вовлечены в методическую систему. Принимают активное участие в различных мероприятиях по решению поставленных задач.

Современный образовательный процесс должен быть ориентирован на использование различных инновационных технологий, направленных на развитие личности ребенка, что предполагает подготовку педагогов к использованию этих технологий в образовательной деятельности.

Взаимодействие МАДОУ  с другими учреждениями

 МАДОУ взаимодействует с другими учреждениями и организациями по следующим направлениям:

  • формирование единого образовательного пространства через использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ технических и культурных возможностей учреждений дополнительного образования города, ГИБДД;
  • привлечение средств, бюджетных, внебюджетных и спонсорских для развития материально-технической базы ДОУ.

Данные направления решаются путем:

  • заключения договоров;
  • создания банка данных об учреждениях, разрабатывающих проблемы безопасности дорожного движения  дошкольников;
  • организацию работы с работниками ГИБДД
  • организацию экскурсий, посещений, встреч.

 Повышение качества образования

      Проблемы повышения качества образования и его доступности определены как ведущие  и играют ключевую роль в развитии МАДОУ.

Перед коллективом МАДОУ стоит задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства, его непреходящего значения как периода формирования фундаментальных основ дальнейшего развития ребенка (физического, умственного, социального, эстетического). Сегодня МАДОУ старается постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость для того, чтобы занять индивидуальную нишу в общем, образовательном пространстве. А это достигается, прежде всего,  высоким качеством образования.  

Одной из составляющих качественного образования являются учебные программы, соответствующие возрастным и психофизиологическим возможностям детей, учитывающие познавательные потребности дошкольников:

Основная  комплексная  образовательная программа:

  • Программа «Радуга» - авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой.

Коррекционные программы:

  • «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б. Филичева
  • «Готовимся к школе» С.Г. Шевченко. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР.

Парциальные программы дошкольного образования:

  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста»  Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева.
  • «Экология для малышей» Е.В. Гончарова – региональная программа экологического образования дошкольников ХМАО

Раздел «Физическое развитие»:

  • программа «Старт» Я. Яковлева, Р. Юдина
  • практические рекомендации М.Д. Маханевой
  • программа «Здравствуй» М.Л. Лазарев
  • программа «Здоровье» В.Г. Алямовская

Раздел «Художественно-эстетическое развитие»:

  • программа «Из детства в отрочество» Т.Н. Доронова
  • «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова
  • «Ритмопластика» А.И. Буренина

Раздел «Социально-нравственное развитие»:

  • «Я, ты, мы» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина

 

Правила поведения на улице непосредственно связаны с условиями проживаниями человека, будь то современный город или сельская местность – каждая среда диктует различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.

В настоящее время появилось много альтернативных образовательных программ, коллектив нашего дошкольного учреждения в качестве базовой выбрало программу «Радуга». В программе «Радуга» впервые появился специальный раздел «Правила личной безопасности», где предлагаются такая  ситуация для изучения, как правила пешехода. Авторы обращают внимание на то, что «в рамках общественного дошкольного воспитания невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка», поэтому большая часть в этом вопросе принадлежит родителям.

«Радуга»   является программой открытого типа. Педагог по своему усмотрению, с учетом собственного профессионального опыта и возможностей детей, ориентируясь на заданный базис развития, может творчески использовать и другие педагогические технологии. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком педагог выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта,  гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создания конкретных условий воспитания и развития детей.

  Изучив программу «Радуга», наш коллектив определил актуальность воспитания у детей дошкольного возраста норм и правил безопасного поведения на дорогах города. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственная  взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывает что-то новое,  часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улице. Поэтому в ДОУ перед педагогическим коллективом возникла необходимость изучение с детьми правил дорожного движения и формирование у них навыков осознанного поведения на улице города Нижневартовска и других городов, в которых бывают воспитанники.

   Кроме программы «Радуга», педагоги ДОУ используют в своей работе программу «ОБЖ» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной. Она разработана на основе проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Это первая программа, нацеливающая на решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у детей навыков адекватного поведения в различных ситуациях.  Одним из разделов программы является раздел «Ребенок на улицах города». Данный раздел подробно раскрывает знания, умения безопасного поведения детей на проезжей части и в транспорте. 

                       

                                   

                       Работа с родителями 

Весомый вклад в работу ДОУ вносят родители. Детский сад «Дружная семейка» и семья - открыты друг для друга. В нашем детском саду родители являются активными участниками семинаров-практикумов, «круглых столов», конференций, тематических вечеров, спортивных развлечений, Дней открытых дверей. Традицией детского сада стали ежегодные

совместные творческие выставки: «Дары осени», «Новогодняя игрушка», «Зимушка хрустальная», «Мой город», «Ярмарка» и др.  Родители овладевают некоторыми приёмами коррекционно-педагогической работы с ребёнком. Между педагогами и родителями устанавливаются доверительные отношения.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение, по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.

Приоритетными направлениями процесса обеспечения включения семей в образовательное пространство ДОУ являются:

  • специфика ДОУ, уровень повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей;
  • программно-методическое обеспечение процессов взаимодействия с семьей;
  • обеспечение функционирования и развития детско-взрослого сообщества ДОУ в соответствии с реализуемой программой.

При этом учитывается муниципальная политика, профессиональных компетенций педагогов по вопросам взаимодействия с родителями и т. д.

Немаловажным   аспектом является ориентация на конечный результат, на изучение уровня эффективности созданных условий, обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство ДОУ. Для этого разработаны показатели, по которым можно определить правильность выбранного пути:

  • степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг и подготовкой детей к школе;
  • динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам
  • взаимодействия и воспитания детей;
  • увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
  • разработка методической продукции по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий;
  • уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в

образовательное пространство ДОУ.

Для получения объективных данных в работе использован инструментарий: анкеты, опросники, тесты и т. д., которые показывают, что 87% родителей вовлечены в образовательный процесс.

 

                       

1.3. Анализ качества образования воспитанников по ПДД

В МАДОУ  проводятся мониторинговые исследования качества образования дошкольников.

  Основным  показателем педагогического мониторинга  является показатель качества успешности развития воспитанников, за которым необходим систематический контроль.

Любой контроль, с одной стороны,  выступает в роли   диагностического, с другой -  предполагает аналитический срез и оценку состояния качества знаний на основе сравнения с уровнем требований к конкретным знаниям, поэтому  оценка является  концентрированным выражением требований по каждому направлению развития ребенка, а также главным  внешним условием формирования мотивации  к учебно-познавательной деятельности. Значимость входных, промежуточных и итоговых оценок в том, что это один из способов  выявления недостатков и их причин в работе педагогического коллектива по обучению воспитанников.

   В  течение учебного года воспитателями групп  общеразвивающей (компенсирующей) направленности детей от 4-7 лет велся педагогический мониторинг по реализации программы  «Дорога безопасности».

Показатель успешности реализации программы «Дорога безопасности»  

за 2014-2015 учебный год

1 младшие группы  

30 детей

2 младшие группы  

46 детей

Средние группы  

50 детей

Старшие группы  

145 детей

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Общая успешность

(все дети без низкого уровня)

27

91

46

100

50

100

141

97

Качественный показатель успешности

(дети, показавшие высокий уровень)

17

56

16

32

27

54

90

62

Качественный показатель успешности по ДОУ

 150 воспитанников усвоили программный материал на высоком уровне,   что составляет – 61%

Общий вывод:

   В обследовании приняли участие 271 ребенок.  Из них 150 детей показали высокий уровень, 121 ребенок  вышли на средний уровень, низкого уровня знаний детей на конец года нет. Лучший результат усвоения программного материала по усвоению детьми ПДД в 2014 2016 учебном году показали воспитанники  старших групп. Успешность составила 97%. По сравнению с началом учебного года уровень развития детей младших групп вырос примерно на  14%,  в средних группах  на 26%, в старших на 38%.

    Таким образом, можно считать,  что усвоение детьми правил дорожного движения  на хорошем уровне.

 

Полученные результаты предполагают решение следующих задач:

  • необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением. В настоящее время не обеспечивается в полной мере единства учебного и воспитательного процессов.
  • найти эффективные методы и приемы  в работе с детьми так как наблюдения показывают, что часть детей (23 %) не знают как вести себя на улице.
  • вести планомерную работу по ознакомлению детей с ПДД.
  • учить детей определять безопасный путь: «дом - детский сад», «дом-школа-дом»;
  • учить адекватно реагировать на непредвиденные ситуации на улице.

Предполагается:

разработать механизм реализации системного подхода к  организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей.

Данная задача будет реализована через:

  • работу с детьми;
  • работу с сотрудниками;
  • работу с родителями.

Предполагает:

  • подготовку педагогических кадров к использованию современных   технологий в образовательной деятельности;
  • организацию работы по разработке  и внедрению мониторинга «Индивидуальных пошаговых маршрутов обучения ПДД» юных нижневартовцев;
  • улучшение материального обеспечения;
  • улучшение методического обеспечения.
  • организацию совместных с родителями мероприятий;
  • контроль за выполнением мероприятий по ДДТТ.

1.4. Создание условий  обеспечения профилактики детского                  дорожно-транспортного травматизма

За период с 2013 по 2015 гг. в    области обеспечения  безопасности осуществлены следующие мероприятия:

  • организована работа МАДОУ по выполнению федеральных законов, постановлений Губернатора ХМАО-Югры, распоряжений Главы города Нижневартовска,  разработанных и реализуемых городских программ по обеспечению безопасности,  профилактике дорожно-транспортного травматизма;
  • созданы условия для повышения инженерно-технической и физической защищенности МАДОУ с привлечением государственных  охранных структур, ГИБДД;
  • руководящий состав прошел обучение по  планированию, практической реализации мероприятий по обеспечению безопасности, профилактике дорожно-транспортного травматизма;
  • отработан механизм взаимодействия с правоохранительными органами, ГИБДД и государственными структурами по обеспечению   безопасности, во время образовательного процесса и при проведении массовых мероприятий, выезда воспитанников за территорию МАДОУ;
  • организована  методическая работа для педагогов и обслуживающего персонала по обеспечению безопасности организации образовательного  процесса   МАДОУ,  разработан пакет методических документов, инструкций, рекомендаций, наглядной агитации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В МАДОУ разработаны  меры противодействия и механизм подготовки всех субъектов образовательного процесса к обеспечению комплексной безопасности.

Комплекс данных мер позволит обеспечить:

  • повышение степени ответственности за обеспечение безопасности, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;
  • актуализацию положительного потенциала родителей;
  • организацию системы работы с детьми  по обучению действиям в чрезвычайных и жизненных ситуациях на дорогах города;
  • создание методической базы необходимой документации в помощь работникам МАДОУ.                

Для обеспечения обучения детей ПДД,  планируется  приобретение специального оборудования для отработки детьми навыка поведения на дороге, выделение специального участка на территории МАДОУ и его оборудование средствами ПДД.

Таким образом, Программа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма  детей муниципального бюджетного образовательного учреждения № 37 на 2014 – 2016 годы  способствует стабильному функционированию процессов обеспечения повышения уровня агитационной, пропагандистской, воспитательной   работы  по вопросам   безопасности дорожного движения,  формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.

               

Цель Программы

 Обеспечение повышения уровня агитационной, пропагандистской, воспитательной   работы  по вопросам   безопасности дорожного движения,  формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.      

                                                                                                                                                                                                   

Задачи  Программы

  • развивать мыслительную деятельность детей, научить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города;
  • формировать культуру поведения в условиях дорожного движения;
  • создать оптимальные условия для повышения качества образования и  воспитания детей по профилактике дорожно-транспортного травматизма; 
  • стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;
  • формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения;
  • стимулировать участие педагогов МАДОУ в ежегодном городском смотре-конкурсе «Зеленый огонек»;
  • повысить роль семьи в обеспечении безопасности движения  детей на улице;
  • обеспечить проведение профилактических работ с детьми, педагогами, родителями.

  1. 2.1. Программные мероприятия по предупреждению дорожно-транспортного травматизма  детей МАДОУ ДС № 37  на 2015 – 2016 годы

1. Развивать мыслительную деятельность детей, научить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города

№п/п

Содержание

мероприятий

Сроки

выполнения

Исполнитель

Прогнозируемый

Результат

1.1.

Изучение состояния

детского

дорожно-транспортного

травматизма в городе

2015-2016

Администрация МДОУ,

Совет учреждения

Коррекция  плана

мероприятий по

снижению ДДТТ

1.2.

Содействие внедрению в

 учебный процесс

современных технологий

2015-2016

Администрация МАДОУ,

Педагоги МБДОУ

 К 2015  году

увеличение  на 5 %

показателя качества

обученности

 воспитанников по

ПДД

1.3.

Содействие внедрению в

 образовательный процесс

 обучения в формах

проектной и исследователь-

ской деятельности с детьми

 старшего возраста

2015-2016гг.

ежегодно

Администрация

МАДОУ,

Совет

 учреждения,

Педагоги МАДОУ

  15% объема

изучаемого

материала

  в формах проектной и       и исследовательской

деятельности

2. Формировать культуру поведения в условиях дорожного движения

2.1.

Создание условий для

отработки детьми навыка

 поведения на дороге.

2015-2016 гг.

Администрация МАДОУ

Регулярные

посещения  игровой

 зоны ПДД

2.2.

Содействие внедрению в

 образовательный процесс

 современных  технологий.

2015-2016 гг.

Администрация МАДОУ,

воспитатели

Снижение уровня

  дорожного

травматизма

воспитанников на

0,5 %

Приобретение

специального

оборудования для

отработки детьми

навыка поведения

на дороге

3. Стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка,

 обеспечивающих его  безопасность в процессе дорожного движения

3.1.

Обеспечение

 психолого- педагогического

 сопровождения работы с

детьми по профилактике

ДДТТ

2015-2016г.г.

Администрация МАДОУ,

Психолог

Разработан

 Диагностический

 комплекс:

«Оценочная шкала

внедрения

инноваций»,

«Оценочная шкала по определению уровня деятельности педагога с родителями», «Оценочная шкала по определению уровня самообразовательной работы педагога» по вопросам профилактики ДДТТ

3.2.

Обеспечение программно-

методического

сопровождения

 образовательного процесса

 в МБДОУ по ДДТТ

2015- 2016гг.

Администрация МАДОУ,

Совет учреждения

Разработка  

методических

пособий,

 рекомендаций, тематических планов

3.3.

Разработка  системы мер по

обеспечению

психологического и

педагогического

сопровождения

образовательного процесса

 по профилактике ДДТТ

2016г.

Администрация МАДОУ,

совет учреждения

психолог

К 2016г. подготовить

 пакет документов по

 психологическому и

 педагогическому

сопровождению

образовательного

процесса по

профилактике ДДТТ

4. Создать оптимальные условия для повышения качества образования и

 воспитания детей по профилактике дорожно-транспортного травматизма

4.1.

Создание  условий для

 открытия на территории

МБДОУ  площадки

«Дорожный городок»

 2015-2016

Администрация МДОУ

Открытие

 «Дорожного

 городка»

4.2.

Создание условий для

организации работы с

детьми по профилактике

 ДДТТ

2015-2016гг.

ежегодно

Администрация МАДОУ,

Совет

учреждения,

педагоги  МАДОУ

Проведение

 мероприятий:

 выставок,

праздников,

экскурсий,

тематических

 занятий, конкурсов,

участие в проектной

 деятельности.

5. Формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере

дорожного движения

5.1.

Обеспечение  участия

воспитанников в городских

 мероприятиях,

смотрах-конкурсах.

2015-2016 гг.

ежегодно

Администрация МАДОУ,

воспитатели

Повышение уровня

осознания детьми

ПДД, адекватного

 поведения на дороге,

охвата детей

мероприятиями по

предупреждению

 ДДТТ.

5.2.

Обеспечение целевой

поддержки творческих

конкурсов, выставок и др.

2015-2016гг.

ежегодно

Администрация МАДОУ,

воспитатели

Ежегодное

поощрение  не менее

 20 детей и педагогов,

 работающих с ними.

 

5.3.

Издание ежегодного

 сборника лучших   работ

воспитанников (рисунков,

поделок, рассказов и др.).

2015-2015гг.

ежегодно

Администрация МАДОУ,

воспитатели

Общественное

признание

результатов и

достижений детей

 6. Стимулировать участие педагогов МАДОУ в ежегодном городском

смотре-конкурсе «Зеленый   огонек»

6.1.

Создание условий для

участия педагогов МАДОУ

в городских, региональных

 конкурсах.

2015-2016гг.

ежегодно

Администрация МБДОУ,

Педагоги МБДОУ

 Внесение критерия в

 Положение о ФНД.

6.2.

Обеспечение

научно-методического

сопровождения

образовательного процесса

в МАДОУ по ДДТТ

2015-2016г.г.

Администрация МАДОУ,

педагоги  МАДОУ

Научные

 исследования,

участие в

 конференциях,

семинарах.

 Обобщение

 Педагогического

 опыта «Работа  ДОУ

 по профилактике

ДДТТ».

6.3.

Совершенствование

мониторинга качества

усвоения знаний детьми

по ПДД

2015-2016гг.

ежегодно

Администрация МАДОУ,

Ответственный за мониторинг

Обеспечение

положительной

динамики

качества усвоения знаний детьми по ПДД  через

 реализацию  

мониторинга

 качества.

6.4.

Создание условий для

широкого применения

 актуальных

содержательных моделей

 организации работы

по ДДТТ

2015-2016гг.

ежегодно

Администрация МАДОУ,

Педагоги МАДОУ

Обобщение

 результатов

реализации

 программы, создание

банка новых форм и

 методов

 деятельности

воспитателей,

профильных

специалистов,

 психолога

П             7. Повысить роль семьи в обеспечении безопасности движения  детей на улице

7.1.

Обеспечение условий для

 активизации работы с

 родителями воспитанников.

20145-2016г.г.

Администрация МДОУ,

педагоги  МДОУ

Повышение

психолого-

педагогической

компетентности

родителей в вопросах

профилактики ДДТТ.

Работа родительского

 комитета МАДОУ

Формирование общественного мнения по

 вопросам ДДТТ.

7.2.

Обеспечение условий для

проведения совместных с

родителями мероприятий

2015-2016г.г.

Администрация МДОУ,

педагоги  МДОУ

Повышение участие

родителей в

 совместных

мероприятиях на 5 %

7.3.

Развитие общественных

форм управления  МАДОУ

2015-2016гг.

Администрация МАДОУ

Совет учреждения

Проведение ежегодно

 родительских

собраний,

конференций с целью

 формирования у

родителей единых

подходов в

профилактике ДДТТ.

8. Обеспечить проведение профилактических работ с детьми, педагогами,

родителями

8.1.

Распространение и

поощрение лучшего опыта

педагогов в области

педагогического

просвещения родителей,

 профилактической работы

2015-2016г.г

Администрация МАДОУ

Проведение конкурса

 методических

 разработок, учебных

 дидактических

пособий.

Приобретение

 программно-

методического

 обеспечения

8.2.

Представление

 материалов на сайт ДОУ

2015-2016гг.

ежегодно

Администрация МАДОУ   

Информирование

широкой

 общественности о

 работе МАДОУ с

детьми по

 профилактике ДДТТ,

 о  результатах и

 достижениях  детей

 и их наставников.

2.2. Тематическое перспективное планирование игр - занятий по ПДД

в соответствии с ФГОС ДО

Игры - занятия по ПДД проводятся 1 раз в месяц в совместной образовательной деятельности детей: всего 9   в год.

Диагностика 2 раза в год  1 – вводная (сентябрь)

                                             2  итоговая (май)

Особенностью курса является выделение специального времени –   во  вторую половину дня, в     игровой  зоне ПДД . Данные игры-занятия направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города.

Перспективные планы составлены с учетом  требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и интеграции в образовательные области.

  1. «Художественное творчество» (изодеятельность) - сюжетное рисование по впечатлениям  проведенных занятий,  закрепление пройденного материала.
  2. «Чтение художественной литературы» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок.
  3. «Физическая культура» - использование подвижных игр, физкультминуток, психорелаксаций.
  4. «Познание» (ознакомление с окружающим) - рассматривание  ситуаций в контексте различных природных проявлений.  Ориентировка на местности. История транспорта.
  5. «Коммуникация» – обсуждение различных ситуаций, обогащение словаря.
  6. «Социализация» – встреча с работниками ГИБДД, экскурсии.
  7. «Здоровье», «Безопасность»  – знакомство со специальными знаками, оказание помощи.
  8. «Музыка» - использование музыкального сопровождения, музыкальные развлечения по ПДД.
  9. «Труд» (конструирование)- моделирование дорожных ситуаций.

           


Перспективный план работы в игровой зоне по ПДД  (вторая младшая группа)

Программное содержание

Оборудование

Предварительная

работа

Словарная работа

Компонент ДОУ

Интегрирование в образовательные области

Сентябрь                                                                Диагностика уровня знаний детей по ПДД

                     

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей

Макет светофора, слайды, модели автомобилей

Показ слайдов,

знакомство детей с правилами дорожного движения,

 наблюдения,

рассматривание

иллюстраций.

Светофор, дорожные знаки, водитель,

 пассажир, грузовой автомобиль, легковой автомобиль

Использование материалов игровой зоны по ПДД.

Дидактическая игра «Собери светофор»

 Лепка

 «Весёлый светофор»

Октябрь                                                  Путешествие в страну Светофорию. Знакомство с игровой зоной по ПДД.

Познакомить с игровой зоной по ДД, научить различать цвета и форму предметов.

 Закрепить знание детьми понятий «круг» (круглый), «квадарт» (квадратный), «треугольник» (треугольный), «красный», «жёлтый», «зелёный», «голубой».

Воспитывать культуру поведения, наблюдательность.

Дорожные знаки на

основе декоративного  магнита, цветные кружки.

Игра «Цветные билеты», наблюдения,

 просмотр слайдов

Светофор, дорожные знаки, форма,

круглый, квадратный, треугольный

Дидактическая игра «Форма и цвет»

Рисование

«Цветные автомобили»

Ноябрь                                                                                                     «Мой друг светофор»

Познакомить детей с макетом прилегающей территории, сформировать способность ориентироваться на макете, расширять словарный запас по дорожной лексике (пешеход, тротуар), закрепить знание детьми сигналов светофора

Макет прилегающей территории, фигурки

пешеходов, силуэты

 домов, светофор

Беседа, вопросы,

игровые приемы,

художественное слово (загадки, стихи)

Светофор, макет,

тротуар, пешеход

Дидактическая игра «Собери светофор»

Аппликация «Светофор»

Декабрь                                                                                         «Виды транспорта»

Закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово;

развивать у детей смекалку и сообразительность;

воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.

Слайды,

 Модели

 автомобилей с магнитными элементами, светофор

Наблюдение за  транспортом, чтение художественной

 литературы,

дидактические игры

Воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт.

Дидактическая игра «Собери такой же автомобиль»

Конструирование «Автомобиль»

Январь                                                                   «Сигналы и движение. Передвижение в заданном направлении»

Учить детей формированию координации движения и реакции на сигнал;

организация и проведение  целенаправленных подвижных игр;

закрепление различать цвета и формы предметов и виды транспорта

Игрушка –зайчик, схема, рисунки видов транспорта (грузовая, легковая, пассажирский транспорт гужевой, трактор, мотоцикл)

макет машин с недостающимися запчастями, макет светофора.

Наблюдение на прогулке за видом транспорта, за проезжей частью, за пешеходной дорожкой;

Чтение сказки “Заюшкина избушка ”отгадывание загадок  по видам транспорта

Автобус, трактор, лошадь, мотоцикл, легковая машина, вперёд, назад, остановиться

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Февраль                                                    «Репка» -  сказка на новый лад

Учить детей понимать значение легкового и грузового транспорта, закреплять представление о                                          деталях машин, воспитывать желание прийти на   помощь в трудную минуту.

Фигурки плоскостного театра (дед, репка, светофор, легковая и

грузовая машины), макет, дидактические игры:  «Какая машина лишняя?», «Собери грузовик”

Чтение русской народной сказки ,,Репка”,

рассматривание иллюстраций грузового и легкового транспорта.

Репка,  легковая, машина грузовая машина, светофор,

кабина, кузов.

Дидактическая игра  «Исправь ошибку художника»

Инсценировка сказки «Репка»

Март                                                                                        «Когда мы пассажиры»

Закрепить    понятия «пешеход», «пассажир».

 Дать представление о правилах поведения в общественном транспорте.

Воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Познакомить детей с основными правилами поведения на улице,

закрепить знания о ПДД,

воспитывать у детей внимательность (особенно на дороге).

Макет, иллюстрации, светофор, модели автомобилей

Наблюдение за транспортом, чтение художественной литературы, дидактические игры

Автобус, троллейбус, трамвай, пассажир, пешеход

Подвижная

 игра «Трамвай»

Аппликация

«Автобус»

Апрель                                                                             «Улицы нашего города»

Познакомить детей с основными правилами поведения на улице,

закрепить знания о ПДД,

воспитывать у детей внимательность (особенно на дороге).

Мяч, дорожные знаки, модели автомобилей с магнитным элементом,

макет

Рассматривание

иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы,

 дидактические игры

Улица. дорога,

тротуар, проезжая часть

Дидактическая игра «Какая машина лишняя?»

Рисование «Наша улица»

Май                                                                       «Волшебный цветок»                 Диагностика уровня знаний по ПДД

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей

Светофор, дорожные знаки, макет, модели автомобилей

Дидактические игры, беседа

Перспективный план работы в игровой зоне по ПДД  (средняя  группа)

 

Программное содержание

Оборудование

Предварительная

работа

Словарная работа

Компонент ДОУ

Интегрирование в образовательные области

Сентябрь                                                             Знакомство с игровой зоной ПДД. Ориентация на местности.

Предварительная диагностика

                     

Познакомить детей с игровой зоной ПДД, ее оснащением, функциями. Совершенствование навыков ориентации на местности.

Игровая зона ПДД (демонстрационные картины, макеты, схемы, диафильмы, разнообразные игрушки, необходимые атрибуты для управления движением и т.п.)

Подвижные игры «Найди предмет», прогулки, экскурсии, беседы.

Игровая зона ПДД, макет, вперед-назад, налево -направо, реже - чаще, впереди – позади, далеко-близко, быстро-медленно, приближается – удаляется.

Посещение игровой зоны ПДД

Творческое задание: рисование деревьев, кустов, цветов.

 Расстановка  домов, кинотеатров, аптек, детского сада, школы, магазинов, пешеходов, светофоров, дорожных знаков, модели транспортных средств.

Октябрь                                                  Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении.

Понимание, значение цвета  в дорожном движении, чередование и расположение цветов.

Игровая зона ПДД (макет прилегающей территории, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор).

Рассматривание иллюстраций, плакатов, подвижные игры «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Поезд», «Трамвай»

Светофор, красный, желтый, зеленый, под, над.

Просмотр мультфильма «Правила поведения на дороге»

Расставка  домов, кинотеатров, аптек, детского сада, школы, магазин, пешеходов, светофоров, дорожных знаков, модели транспортных средств.

Подвижная игра «Водители и пешеходы»

Ноябрь                                                   «Городской общественный транспорт»                  

                                 

Формирование понятия «общественный транспорт», расширение знаний о его видах.

Игровая зона ПДД  (макет прилегающей территории, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор).

Рассматривание иллюстраций, плакатов, подвижные игры «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Поезд», «Трамвай». Чтение художественной литературы.

Общественный транспорт. Автобус, троллейбус, трамвай, такси.

Просмотр кинофильма «Транспорт нашего города».

Расстановка транспорта, обыгрывание различных ситуаций.

Декабрь                                                                                         «Городской общественный транспорт»

Формирование основ культуры поведения в общественном транспорте

Игровая зона ПДД, дорожные знаки, стулья, рули.

 Чтение и обсуждение стихотворения

А. Усачева «Случай в автобусе»

Общественный транспорт, автобус, поручень, кондуктор.

Просмотр слайд - фильма на мультимедийном экране «Правилам движения - наше уважение!»

Рассматривание иллюстраций, плакатов. Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе»

Январь                                                                   «Железнодорожный транспорт»

 Расширение знаний о видах транспорта (назначение железнодорожного транспорта; его особенности; кто управляет поездом?; правила поведения на железной дороге).

Стулья, макет железной дороги, симафор.

 Просмотр мультфильмов с сюжетами о железной дроге, рассматривание иллюстраций

 Железнодорожный транспорт, машинист, рельсы, шпалы, станция.

 .

Просмотр слайд - фильма на мультимедийном экране «Паровозик из Ромашково, Ну-погоди!».

 Подвижная игра «Поезд».

 

Февраль                                                  «Знаки, отсутствующие на железной дороге»

                           

 Знакомство со знаками, сопутствующими железной дороге.

 Стулья, дорожные знаки

Просмотр мультфильмов с сюжетами о железной дроге, рассматривание иллюстраций

Железнодорожный транспорт, машинист, рельсы, шпалы, станция.

 .

Оздоровительная игра-массаж «Рельсы – рельсы, шпалы, шпалы»

Дидактическая игра «Реши различные дорожные ситуации».

Март                                                                                        « Гужевой транспорт»      

                             

 «Расширение знаний о видах транспорта (Для чего служит? Кто управляет? Правила движения гужевого транспорта)

Вожжи, репка, стулья.

Беседа, подвижная игра «Лошадки», чтение литературы, просмотр мультфильма «Лиса и волк».

Гужевой транспорт, вожжи, телега.

Инсценировка по сказке «Репка».

Сюжетно – ролевая игра по сказке «Репка».

Апрель                                                                               На перекрестках и площадях.

Знакомство с перекрестком и площадью; их отличие, расширение знаний об улице

Макет, модели транспортных средств, фигурки пешеходов.

Чтение специальной литературы, рассматривание иллюстраций, плакатов

Перекресток, регулируемый и нерегулируемый перекресток, дорожная разметка, площадь,

Обозначение маркерами безопасных и опасных участков дороги.

Обыгрывание обычных ситуаций на макете и разметке на полу.

Май                                                                        Правила поведения на улицах и дорогах. Переход улиц и дорог.

Итоговая диагностика

Макет, модели транспортных средств, фигурки пешеходов.

Подвижная игра «Цветные автомобили».

Рассматривание иллюстраций, плакатов, просмотр мультимедийных слайдов, дидактические игры на участке.

Дорога с односторонним движением (двусторонним)

Обозначение маркерами безопасных и опасных участков дороги.

Моделирование на маршруте  различных дорожных ситуаций.

Перспективный план работы в игровой зоне по ПДД  (старшая группа)

 

Программное содержание

Оборудование

Предварительная

работа

Словарная работа

Компонент ДОУ

Интегрирование в образовательные области

Сентябрь                                                             

Предварительная диагностика

                     

Знакомство с макетом части города.

Сформировать способность ориентироваться на макете.

Макет части города

фигурки пешеходов,

модели транспортных средств, дорожные знаки, бумага, маркер

Рассматривание оборудования.

Перекресток, тротуар, пешеход,

пешеходный переход, проезжая

часть

Составление плана части города.

Закрепления понятия

«план местности»

Октябрь                                                   

Формирование знаний поведения на остановках

общественного транспорта

и в общественном

транспорте.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспорт

ных средств

дорожные знаки,

атрибуты к с/р игре.

Чтение литературы

«Уроки вежливости»

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход, проезжая

часть, кондуктор, водитель, пассажир, остановка общественного транспорта.

Игра

«Умелый пешеход»

С/р игра «Автобус»

Ноябрь                                                                     

                                 

Общее ознакомление детей с дорожными знаками  (предписывающие знаки)

Макет части города

фигурки  пешеходов,

модели транспорт

ных средств

дорожные знаки.

Прогулка  к дорожным знакам.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход, проезжая

часть, сотрудник ГИБДД.

Игра «Знаки заблудились»

Лабиринт: «Доберись по схеме до места назначения»

Декабрь                                                                                          

Ознакомление детей с запрещающими знаками.

Макет части города

фигурки пешеходов,

модели транспортных средств, запрещающие знаки.

Рассматривание запрещающих знаков.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход, проезжая

часть, запрещающие знаки:

«опасность». «движение запрещено» и т.д.

Игра

«Почему незнайка попал в аварию»

Рисование дорожных знаков.

Январь                                                                   

Ознакомление детей с информационно- указательными знаками.

Макет части города

фигурки пешеходов,

модели транспортных средств, информационно-указательные

знаки, куклы.

Рассматривание информационно-

указательных

знаков.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть

Игра

«Путешествие Лелика и

Болика»

Аппликация «Информационно-

указательные

знаки»

Февраль                                                  

                           

Ознакомление детей со

знаками сервиса.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспорт

ных средств,

знаки сервиса

Рассматривание знаков

сервиса.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть.

Игра

«Собери знак»

Закрепление геометрических фигур.

Март                                                                                       

                             

Обобщение и систематизация представлений о действиях по выполнению ПДД

Макет части города

фигурки пешеходов,

модели транспорт

ных средств

дорожные знаки.

Формирование навыков и привычек безопасного поведения

Тротуар, пешеход,

пешеходный переход, проезжая

часть.

Игра

«Оцени поступок»

Рисование «Наша группа на экскурсии»

Апрель                                                                                

Закрепление и систематизация ПДД

Схема микрорайона,

маркеры, фигурки

пешеходов,

кукольный

персонаж модели транспортных средств, дорожные знаки

Чтение литературы, беседы,

рассматривание иллюстраций.

Тротуар, пешеход,

пешеходный переход проезжая

часть, сотрудник ГИБДД.

Игра

«Умники и умницы»

Просмотр видеофильма.

Май                                                                         

По схеме макета микрорайсна

научить определять

безопасный маршрут от дома до школы.

Формировать у детей целостное восприятие окружающей

дорожной среды.

Воспитывать наблюдательность,

дисциплинированность.

Схема микрорайона,

маркеры, фигурки

пешеходов,

кукольный

персонаж модели транспортных средств, дорожные знаки.

Закрепление ПДД, адреса детей

Тротуар, пешеход,

пешеходный переход проезжая

часть, сотрудник ГИБДД.

Разработка

безопасного

маршрута от дома до школы.

Инсценировка

Перспективный план работы в игровой зоне по ПДД  (подготовительная группа)

 

Программное содержание

Оборудование

Предварительная

работа

Словарная работа

Компонент ДОУ

Интегрирование в образовательные области

Сентябрь                                                             

Предварительная диагностика

                     

  1. При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

Слайды, магнитная доска,  макеты светофора и дороги.

Показ слайдов, вопросы по диагностике. знакомство детей с правилами дорожного движения, экскурсии, наблюдения, просмотр учебного фильма о ПДД, рассматривание иллюстраций, беседы о ПДД, о правилах поведения на улице и в транспорте.

Светофор, дорожные знаки, правила поведения, перекрёсток, водитель, пассажир, железная дорога, транспорт (общественный, водный, наземный, железнодорожный, воздушный, легковой, грузовой), впереди – позади, дальше – ближе, пешеходный переход.

Использования материалов  игровой зоны ПДД

Дидактическая игра « Найди безопасный путь до детского сада»

Драматизация сказки «Веселый светофор»

Октябрь                                                   

                                                                                «Знаки, предупреждающие пешеходов об опасности».

Образовательная:

  1. Обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о предупреждающих знаках: опасный поворот, скользкая дорога, неровная дорога, крутой спуск и крутой подъем.
  2. Знакомство с историей появления первых дорожных знаков.
  3. Закрепить правила поведения в общественном транспорте.
  4. Повторить названия различных видов транспорта.

Развивающая:

  1. Развитие поискового мышления, умения использовать полученные знания в практике.

Воспитательная:

  1. Воспитывать культуру поведения, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения.

Предупреждающие знаки, версты, опасный поворот, крутой спуск и подъем, неровная дорога, скользкая дорога,  

Экскурсия к светофору, наблюдение за его работой и за движением машин.

Изготовление предупреждающих знаков с использованием шаблонов.

Встреча с работниками ГАИ.

Демонстрационный материал – слайды.

Раздаточный материал: карточки с цифрами и карточки с изображением знаков.

Проблемные ситуации, сюрпризные моменты, наглядность, художественное слово, вопросы.

Изготовление дидактической игры «Дорожные знаки»

Ноябрь                                                                     

«Запрещающие знаки»

  1. Образовательная: обеспечить в ходе занятия усвоение запрещающих знаков, учить отличать их от других знаков.
  2. Развивающая: развивать воображение, умение применять знания на практике.
  3. Воспитательная: воспитывать культуру поведения, эстетических взглядов, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения.

слайды, раздаточный материал. Карандаши

мозаика

 беседа, вопросы, наглядность, игровые приемы, художественное слово (загадки, стихи), сюрпризный момент.

запрещающие знаки, въезд запрещен, движение пешехода запрещена, поворот запрещен, езда на велосипеде запрещено, движение запрещено.

Использование макета прилегающей территории и наглядного материала игровой зоны ПДД

Рисование карандашом, свечкой. Выкладывание мозаикой  запрещающих дорожных знаков

Декабрь                                                                                           « Путешествие в метро »

  1. Закрепить знания детей о городском наземном пассажирском транспорте. Познакомить с новым видом пассажирского транспорта – метро, с правилами безопасного поведения в метро.
  2. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
  3. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, рассуждать.
  4. Развивать умение работать с планом-схемой.

Слайды, жетон, билеты различных видов транспорта, планы-схемы, костюм кота Леопольда.

Наблюдение за транспортом, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Метро, метрополитен, эскалатор, жетон, поручни, станция, схема, турникет, дежурный по станции.

Сюжетно-ролевая игра

«Поездка в метро»

Рисование на тему: «Поездка в метро»

Январь                                                                «Приключение Незнайки в тринадцатом  микрорайоне»    

  1. Учить детей правильно вести себя на улице.
  2. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке.
  3. Учить ориентироваться на расположенных по близости улицах, в названиях общественно – бытовых зданий в ближайшем окружении.
  4. Учить работать с макетами

 Макеты детского сада, школы, больницы  магазина, разметка дороги, дорожные знаки, светофор, костюм Незнайки, слайды.

Экскурсия на прилегающие  к детскому саду улицы, загадывание загадок, знакомство с дорожными знаками, беседы

Название улиц  Мусы Джалиля,

 Пр. Победы,

Кузоваткина

Составление маршрутов до детского сада, школы, больницы, магазина на стендах автокласса

Строительство и обыгрование территории детского сада

Февраль                                                   «Неправильная карта»

                     

  1. Развивать умения читать карту-схему и двигаться согласно ей.
  2. Закрепить умение переходить дорогу согласно дорожным знакам
  3. Воспитывать дисциплинированность на дороге

Конверт с картой-схемой маршрута.

Карточки с дорожными знаками, кроссворд.

Рассматривание иллюстраций , плакатов, видеофильма,

дидактические игры по правилам

Скорая помощь, знаки особого предписания. Знаки сервиса

Дидактическая игра «Найди что лишнее», психогимнастика походка и настроение

Составление кроссвордов, загадок.

Март                                                                                «Автомобили бывают разные»

                                   

  1. Учить детей создавать мысленные конструкции специализированных, машин уточнить значение звукового сигнала (сирены) развивать
  2. Уметь решать проблемные задачи в совместной деятельности со взрослыми используя различные дорожные ситуации, развивать интеллектуальные способности через умение решать проблемные ситуации воспитывать у детей уверенность умение смело высказывать свои мысли.

Костюмы для героев: Карлсона, Малыша, изображение специального транспорта, разрезные детали машин, круги с изображением номеров телефонов, мяч, изображение накладного контура транспорта.

Чтение с детьми рассказа С.Я. Маршака « Рассказ о неизвестном герое», Д.Чуйко «Пожарные», загадывание загадок, наблюдение за дорогой, игры по ПДД.

Активизировать в речи детей понятия: специальный транспорт, проблесковый маячок употреблять в речи название специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, милиция, газовая служба закрепить умение описывать машины, используя прилагательные.

Дидактические игры «Хорошо –плохо», «Зоркий глаз», использование макетов автокласса

Рисование на тему «Машины бывают разные», сюжетно-ролевая игра «Гараж»

Апрель                                                                                «Приключение зайчонка»

  1. Познакомить детей с понятиями «тормозной путь», «скользкая дорога», с особенностями движения по ней транспорта; со знаком «скользкая дорога».
  2. Упражнять в умении решать противоречия экспериментальным путем;
  3. Продолжать формировать представление о многообразии звуков. Развивать умение прогнозировать события. Закреплять знания о дорожном движении;
  4. Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения.

Презентация, аудиозапись «Звуки природы», две доски: гладкая и ребристая, игрушечные машины, две ленты, мяч, поощрительные значки.

Экскурсия к дороге, наблюдение за ее изменением в зависимости от состояния погоды; беседы о правилах дорожного движения, чтение стихотворения «Гололед» И. Лешкевича.

Тормозной путь, проезжая часть дороги, длинная, гладкая, сухая, широкая, прямая, извилистая, узкая, мокрая, шероховатая дорога, сигнал автомобиля, дорожное покрытие, пешеход, путь скольжения.

аутотренинг, художественное слово (сказка про зайца), беседа, вопросы причинно-следственного характера, создание проблемной ситуации, проведение эксперимента.

Составление коллективной сказки « Как зайчонок учил правила дорожного движения»

Май                                                                         Викторина. Итоговая диагностика

При выполнении заданий и в ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

Эмблемы команд, карточки, дорожные знаки, краски, кисти, бумага

Подготовка команд:, название, эмблема, девиз, приветствие

Закрепление  овладения понятиями в соответствии с региональным стандартом обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.

Конкурс детского рисунка «Безопасная дорога»


Координатором Программы является администрация МАДОУ.

Координатор:

  • разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы;
  • осуществляет отбор  исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по программным мероприятиям;
  • подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
  • осуществляет ежеквартальную отчетность о реализации Программы;
  • подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
  • разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;
  • несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.

Организационно-методическое сопровождение Программы осуществляет педагогический совет МАДОУ 

 Педагогический совет МАДОУ:

  • проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
  • организует оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям;
  • осуществляет финансовые расчеты по выполненным программным мероприятиям за  счет выделенных бюджетных средств и внебюджетных источников
  • подготавливает предложения и участвует в уточнении целевых показателей реализации программных мероприятий;
  • подготавливает предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы.
  • несут ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
  • обеспечивает методическое, организационно-техническое сопровождение реализации Программы.

        Соисполнителями Программы являются сотрудники МАДОУ, родители воспитанников, управляющий.

Сотрудники МАДОУ, родители воспитанников:

  • участвуют в реализации мероприятий  Программы
  • подготавливают ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год.

Эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты работы МАДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:

  • формирование компетентной личности с активной позицией и навыками поведения на дорогах города, профессиональных кадровых ресурсов, обладающих квалификацией необходимого уровня;
  • содействие развитию образовательной работы МАДОУ по повышению уровня агитационной, пропагандистской, воспитательной   работы  по вопросам   безопасности дорожного движения;

При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.

Эффективность реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:

1) повышение качества образования воспитанников по ПДД:

  • выравнивание стартовых возможностей воспитанников (разработка индивидуальных маршрутов развития детей),
  • уменьшение количества детей, не усвоивших программный материал;
  • повышение функциональной подготовленности выпускников МАДОУ для дальнейшего обучения в школе и самостоятельного прохождения улиц города;

2) повышение эффективности финансирования образования:

  • обновление учебно-материальной базы МАДОУ, в том числе и за счет внебюджетного финансирования;
  • расширение финансирования МАДОУ  за счет участия в целевых программах, городских и региональных проектах;

3) расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием дошкольников по ПДД:

  • развитие системы общественной экспертизы образовательных программ по обеспечению профилактики ДДТТ и проектов;
  •  развитие системы общественного мониторинга состояния и  развития образования дошкольников по ПДД

В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:

на уровне МАДОУ:

  • модернизация   образовательного процесса по профилактике ДДТТ за счет внедрения современных педагогических технологий;
  • снижение уровня  дорожного травматизма воспитанников;
  • рост внебюджетных источников финансирования МАДОУ;
  • укрепление связей и расширение сотрудничества в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

на уровне субъектов  образовательного процесса:

  • получение воспитанниками   качественно нового образования по ПДД, отвечающего современным требованиям;
  • успешная социализация воспитанников;
  • расширение возможностей профессиональной самореализации педагогов по вопросам профилактики ДДТТ;
  • повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах профилактики ДДТТ.