Застенчивость детей в дошкольном возрасте

Василевская  Светлана Алексеевна

Застенчивость детей в дошкольном возрасте

 

Застенчивость является одной из самых сложных проблем межличностных отношений среди детей и взрослых. Застенчивые дети часто погружены в себя, нерешительны, стеснительны в общении со взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста: замкнутость, страх, склонность к молчанию, избирательность в контактах с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.

Проявления детской застенчивости впоследствии приводят к эмоциональному неблагополучию ребенка, дезадаптации его в обществе.

В связи с этим в последнее время развернулись широкие исследования, посвященные изучению застенчивости и ее влияния на личность и общество в целом, в которых выявляется сущность понятия застенчивости, изучаются вопросы ее возникновения, влияния на личностные особенности общения. В зарубежной психологии проблему застенчивости исследовали такие ученые, как Ф.Зимбардо, Д. Филдипс, Р. Кеттел, Д. Дениелс, С.Суоми, Д.Каган и др. В отечественной психолого-педагогической науке данной проблемой занимались Л.Н. Галигузова, Е.П. Ильин, А.Б. Добрович, В.Н.Куницина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, Н.В. Шингаева, Т.Л. Шишова и др.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость – это важная и общая задача для педагогов, психологов и родителей. Её решением необходимо заниматься, начиная с дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольное детство – период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребенка возникает система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Именно в этот период очень важно сформировать у дошкольника необходимые навыки общения со взрослыми и сверстниками, которые способствовали бы его полноценному развитию.

Проблему застенчивости в зарубежной психологии исследовали такие ученые, как Д. Болдуин, К. Гросс, Ф. Зимбардо, К. Изард, Д.Б. Уотсон, С. Суоми и др. В отечественной психолого-педагогической науке данной проблемой занимались Е.И. Гаспарова, А.А. Захаров, Я. Копчак, Ю.М. Орлов, Т.О. Смолева, Н.В. Шингаева, Т.Л. Шишова и др.

Современный вариант теории врожденной застенчивости принадлежит Р. Кеттелу. Согласно этой теории застенчивые люди (тип Н-) рождаются с более чувствительной нервной системой, чем носители Н+. Эта повышенная чувствительность приводит к тому, что человек стремится избегать конфликтов и угрожающих ситуаций. Р. Кеттел считает, что поскольку черты Н являются врожденными, то никакие события, составляющие опыт человека, не могут их изменить. Р. Кеттел рассматривает застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. Он считает, что застенчивые люди отличаются особой чувствительностью и высокой возбудимостью нервной системы, которая особо уязвима для социального стресса.

Бихевиористы полагают, что человек представляет собой продукт того, чему он научился. Он усваивает те действия, которые вознаграждаются, и воздерживается от тех, которые влекут негативные последствия. Согласно этой теории, застенчивость представляет собой приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Она может возникать в силу следующих причин:

1) негативного опыта общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах либо на наблюдении за другими;

2) отсутствия адекватных навыков общения;

3) предчувствия неадекватности собственного поведения, и – как следствие – постоянной тревоги по поводу своих действий;

4) самоунижения из-за своей неадекватности.

Психоаналитические подходы к застенчивости оперируют сценариями столкновений внутренних сил в терминах механизмов защиты, агрессии, перегруппировки сил. Застенчивость расценивается как некоторый симптом. Она представляет собой реакцию на неудовлетворенные первичные потребности Ид. Д. Каплан рассматривает застенчивость отчасти как результат ориентации Эго на самое себя (так называемый нарциссизм) .

Травмирующее влияние некоторых событий на застенчивого человека определяется перемещением «большой опасности» из той сферы жизнедеятельности, где эта опасность реально существует. Страх, воплотившийся в симптомы застенчивости, а именно быть отвергнутым, также соотносится с некоторыми событиями, в которых он может воплотиться в более смягченной форме, нежели в связи с реальной опасностью в какой-то иной сфере жизни человека. Другие авторы акцентируют внимание на процессах психологического обособления ребенка от матери и становления ощущения собственной индивидуальности. Если такое обособление осуществляется преждевременно, то в будущем возможно формирование у человека страха перед неопределенностью жизненных ситуаций. Такого рода страх – отличительная черта глубоко застенчивых. Здесь следует отметить, что психоаналитические рассуждения о возникновении застенчивости базируются на примерах патологической застенчивости.

В русской психологии застенчивость и стыд принципиально не отделялись друг от друга. Так, например, И.А. Сикорский, рассматривая высшие душевные состояния, выделял стыд следующим образом: «Главнейшие движения и жесты, вытекающие из стыда, состоят в следующем:

  1. в желании спрятать лицо, закрыв его руками или опустив его книзу или в сторону;
  2. в желании спрятаться целиком – провалиться сквозь землю;
  3. глаза у стыдливого человека устремляются в сторону, или подвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда;
  4. умолкание, доходящее до невозможности открыть уста, а также невольная сдержанность, движения совершаются тихо, бесшумно, украдкой» .

По определению В.Н. Куницыной, застенчивость – это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения; проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания.

Застенчивость как отдельное, самостоятельное свойство личности в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ. И.С. Кон определяет застенчивость как «акцентуированное самосознание, повышенную озабоченность индивида своей самостью и тем как ее воспринимают другие». В частности, И.С. Кон уделяет большое внимание проблемам юношеского возраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания, образа «Я» на фоне серьезных изменений психосоматических функций: возрастает интерес к своему изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышаются тревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой для закрепления соответствующих поведенческих реакций могут стать характерные для этого периода некоторая неустойчивость образа «Я», неуверенность в себе. Повышенная эмоциональная неустойчивость усиливает потребность в интимном, доверительном общении, но блокируется застенчивостью (человек не решается говорить о своих переживаниях из чувства ложного стыда или опасения, что его не так поймут). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности.

Несмотря на различное толкование застенчивости разными авторами, можно выделить ряд общих моментов к пониманию ее природы. Это связь застенчивости с самосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости и возникновение трудностей в процессе общения.

Существенное значение для формирования застенчивости имеют следующие факторы: порядок рождения детей в семье; система воспитания в семье; застенчивость родителей.

Как показывают исследования, «первые» (то есть рожденные первыми) дети более нуждаются в поддержке и имеют более низкое самоуважение, чем поздние дети.

«Вторые» дети более эффективно обучаются межличностным умениям (умениям вести переговоры, снискать расположение к себе, убеждать, находить компромисс и т. д.). У застенчивых родителей чаще бывают застенчивые дети.

Можно выделить комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых:

1) локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения – удаления;

2) эмоциональный дискомфорт, испытываемый при общении с посторонними;

3) боязнь любых публичных выступлений;

4) избирательность в контактах с людьми.

Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство личности. Застенчивость как процесс по-разному проявляется у людей в зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воздействий, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее можно представить в виде континуума, на одном конце которого будут очень застенчивые люди, страдающие от невозможности быть свободными и раскованными в общении (личностная застенчивость), а на другом – незастенчивые люди (свободные в общении), чрезвычайно редко испытывающие смущение, напряжение в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится группа ситуативно-застенчивых.

Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания и самовоспитания может происходить «перестановка» компонентов этого процесса: незастенчивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а застенчивый, неправильно адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых.

Как состояние застенчивость сопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной' сферы, речевой деятельности, эмоционально-волевых, мыслительных процессов, рядом специфических изменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психической напряженности.

Как свойство личности она связана с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она часто входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность, рефлексивность).

Застенчивость может быть временным проявлением (возрастная и ситуативная застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная (подростковая и юношеская) застенчивость возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола. Значительная внутренняя нестабильность периода полового созревания вместе с необходимостью активного освоения социальных ролей приводит к снижению уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Она поддается коррекции вплоть до полного преодоления при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех физическое и нервно-психическое здоровье, личностных потребностей. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе, как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния.

Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинстве социальных ситуаций; исключение составляют только ситуации общения с близкими, родными, друзьями или хорошо знакомыми деловыми партнерами); адаптированные застенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы саморегуляции и снятия напряженности и во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение, удовлетворительно справляется с трудностями) и – по ряду признаков (замкнутость, низкое самоуважение, аутистичность) – те люди, которых правильнее отнести к категории «псевдо застенчевых».

Таким образом, застенчивость – это состояние нервно-психического напряжения, отличающееся разнообразными нарушениями в сфере вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения, и является его личностным свойством.