Открытый урок биологии 9 класс "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

Мангаракова Ирина Александровна

Данный урок позволяет учащимся проявить свою  творческую активность,выступить в роли создателей моделей различных типов клеток.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Различия в строении клеток прокариот и эукариот».

Цели:

1. Систематизация и углубление знаний об особенностях строения и жизнедеятельности прокариотических клеток, растительной и животной клетки, через формирование умений самостоятельного поиска знаний, навыков работы с учебной литературой.
Задачи 1. Развивать творческие способности, художественный вкус, умение конструировать модель клетки (растительной, животной и бактериальной), умение применять теоретические знания на практике.
2. Воспитывать чувство ответственности, толерантности при работе в паре.

Оборудование: Каждому ученику выдается конструкторский лист где он будет создавать модели клетки. Таблицы «Клетка» прокариот и эукариот. Мультимедиа

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, творческий, самостоятельная учебная деятельность.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

— Кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать о деятельности этого ученого?

«Взяв кусочек, чистой светлой пробки, я отрезал от него… Острый как бритва перочинным ножом… Очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло,…стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плоско-выпуклого зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами. Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень маленьких ячеек».

Ученики: Этими словами, написанными в 1665 г., выдающийся английский физик, математик и микроскопист Роберт Гук впервые сообщил о существовании клеток.(Слайд 2)

Учитель: Клетка от греческого «hitos»-полость. Во вторичной покровной ткани растения — пробке Гук наблюдал не клетки, а лишь пустые, мертвые клеточные стенки, лишенные некогда наполнявшего их живого содержимого. После открытия Гука клетки обнаруживали под микроскопом у всевозможных видов растений, и все они имели общий план строения.

А как называется наука изучающая клетку?

— С момента открытия клетки до создания клеточной теории прошло 200 лет. Какие ученые имеют отношение к созданию клеточной теории, и  назовите основные положения клеточной теории? (Слайд 3,4)

Ученики: В 19 веке одним из важнейших открытий была сформулирована «Клеточная тео-рия». Немецкие ученые Т.Шванн и М.Шлейден в 1839 г., опираясь на многолетние исследования, пришли к выводу: все клетки растений и животных, несмотря на многообразие, сходны между собой. Затем немецкий врач Р.Вирхов в 1858 г. доказал образование клеток путем деления. В чем заслуга клеточной теории?

 Если ранее растения и животные рассматривались отдельно, то теперь клеточная теория стала основой для доказательства единства растительного и животного организмов. Назовите один из самых важных органоидов клетки, по наличию или  отсутствию  которого организмы делят на две группы. Конечно же это ядро. Как называются   клетки   в  которых нет оформленного ядра, и    в клетках которых оно присутствует. (Слайд 5,6) Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?

Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем имеющиеся знания о строении клеток, подробнее рассмотрим прокариотическую клетку  выясним отличительные особенности прокариотических и эукариотических клеток.

Перед вами организмы, отличающиеся различной сложностью строения.1-бактериоподобные клетки,2-вирусоподобные бесклеточные существа,3-одноклеточные ядерные организмы,4-сине-зеленые одноклеточные водоросли. Определите вероятную последовательность их появления

2,1,4,3

Учитель: Клетка — это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Сегодня мы будем конструкторами. Каждый из вас будет создавать модель прокариотической и эукариотических  клеток.

II. Работа в парах.

Каждый ученик  получает «Конструкторную» карточку.(15мин)

«Конструкторная» карточка.(Взаимопроверка)

Задание:

  1. Создайте модель бактериальной растительной и животной клеток
  2. Заполните сравнительную таблицу.
  3.   Объясните функции органоидов в клетке.
  4.  Один из участников дает развернутый рассказ о вашей модели.
    IV. Защита модели (10 мин)

. Конструкторная «Растительная клетка»

V. Подведение итогов:

Части и органоиды клетки

Клетка растения

Клетка животного

Клетка бактерии

1.Оболочка

+

+

+

2.Цитоплазма

+

+

+

3.Ядро

+

+

-

4.Настоящая вакуоль

+

-

-

5.Хлоропласты

+

-

-

6.Мезосомы

-

-

+

7.ЭПС

+

+

-

8.Митохондрии

+

+

-

9.Комплекс Гольджи

+

+

-

10.Рибосомы

+

+

+

11.Клеточный центр

-

+

-

12.Лизосомы

+

+

-

13.Реснички, жгутики

-

+

+

14.Хромосомы

+

+

-

15 Кольцевая ДНК

-

-

+


Оценка результатов «.5»- 1-2 ошибки,«4»-3-6 ошибок, «3»-7-10, «2»-более 10

Перед вами организмы, отличающиеся различной сложностью строения.1-бактериоподобные клетки,2-вирусоподобные бесклеточные существа,3-одноклеточные ядерные организмы,4-сине-зеленые одноклеточные водоросли. Определите вероятную последовательность их появления

2,1,4,3

Рефлексия. Что сегодня нам удалось, что нового мы узнали?

Чем растительная клетка отличается от животной?(слайд 10) В чем особенности строения прокариотической клетки?(слайд 11,12) Назовите немембранные, одномембранные и двумембранные органоиды клетки? Чем споры эукариот отличаются от спор прокариот?

Объясните такой факт: при проведении земляных работ на месте скотомогильника, заложенного 30 лет назад, несколько рабочих заболели сибирской язвой. (В почве сибиреязвенные микробы не только могут сохраняться в течение десятилетий (до 100 лет), но и при температуре от 12-15°С до 42-43°С при 29-85% влажности способны прорастать и затем вновь образовывать споры, тем самым поддерживая существование почвенного очага.)

Почему же 3,5 млрд лет они , первыми возникнут на планете живут и не исчезают, как исчезли многие группы более сложных организмов: вымерли динозавры, трилобиты, псилофиты, уменьшаются в числе видов папоротникообразные, пресмыкающиеся, а прокариоты продолжают существовать во всех средах на земле?