Педагог - наставник

Эсманова Анна Николаевна

enlightenedНаставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. 

enlightenedНаставничество основано на взаимном уважении и доверии. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с молодым специалистом на равных.

enlightenedРазвитие и поддержка молодого педагога должны быть непрерывными.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Кодекс наставника

  • Не осуждаю, а предлагаю решение.
  • Не критикую, а изучаю ситуацию.
  • Не обвиняю,а поддерживаю.
  • Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому.
  • Ненавязываю свое мнение, а работаю в диалоге.
  • Разделяю ответственность занаставляемого с куратором, родителями и организацией.
  • Не утверждаю, а советуюсь.
  • Не отрываюсь от практики.
  • Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому
  • правилу.
  • Не разглашаю внутреннюю информацию.
  • Наставничество – не решение всех проблем, стоящих перед наставляемым и его/ее семьей.
  • Суть наставничества заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых наставляемый чувствует, что к нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества.


Предварительный просмотр:

Анкета для наставника

 

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых работников в нашей организации.

К Вам прикреплен стажер. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие и как Вы оцениваете результат.

Вопрос

Оценка

(по шкале от 1 до 5)

1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами со стажером, для получения им необходимых знаний и навыков?

 

2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям стажер?

 

3. В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке теоретических знаний?

 

4. В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке практических навыков?

 

5. Насколько, по Вашему мнению, стажер готов к самостоятельному исполнению должностных обязанностей благодаря пройденному наставничеству?

 

6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень профессионализма стажера?

 

7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является наиболее важным для стажера при прохождении наставничества? Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из параметров:

  • помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми правилами поведения;
  • освоение практических навыков работы;
  • изучение теории, выявление пробелов в знаниях;
  • освоение административных процедур и принятых правил делопроизводства

 

 

 

 

8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете наиболее эффективным? Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из методов:

  • самостоятельное изучение стажером материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте;
  • в основном самостоятельное изучение стажером материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону;
  • личные консультации в заранее определенное время;
  • личные консультации по мере возникновения необходимости;
  • поэтапный совместный разбор практических заданий

 

 

 

 

 

Ваши предложения по организации процесса наставничества ДОУ:

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

 

Вводная анкета для молодого педагога

 

  1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
  • Да
  • Нет
  • Частично

 

2.        Каких         знаний,         умений,         навыков         вам         не         хватает         в         настоящее время?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________                                                                        

 

3.        В каких направлениях организации воспитательно-образовательного процесса вы испытываете трудности?

  •         в календарно-тематическом планировании
  •         в составлении рабочей программы
  •         в составлении перспективного планирования
  •         в составлении индивидуальных образовательных маршрутов
  •         в ведении другой документации воспитателя  (укажите, какой)        
  •         в проведении организованной образовательной деятельности
  •         в проведении педагогической диагностики
  •         в проведении культурно-досуговых мероприятий
  •         в проведении совместных мероприятий с родителями воспитанников
  •         в         проведении         других         мероприятий          (укажите,

                каких)                                                

  •         в общении с коллегами, администрацией -в общении с воспитанниками
  •         в общении с родителями воспитанников
  •         другое (допишите) _____________________________________________            

4.        Что представляет для вас наибольшую трудность?

  • -        целесообразно организовать рабочее пространство
  • -        формулировать цели, задачи
  • -        выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей организованной образовательной деятельности (ООД)
  • -        мотивировать деятельность воспитанников
  • -        формулировать вопросы проблемного характера
  • -        создавать проблемно-поисковые ситуации
  • -        подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности
  • -        активизировать деятельность воспитанников в ходе ООД
  • -        организовывать сотрудничество между воспитанниками
  • -        организовывать само и взаимоконтроль воспитанников
  • -        реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
  • -        развивать способности воспитанников
  • -        другое

        (допишите)________________________________________________________________        

 

5.        Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • -        cамообразованию
  • -        практико-ориентированному семинару
  • -        курсам повышения квалификации
  • -        мастер-классам
  • -        творческим лабораториям
  • -        индивидуальной помощи со стороны наставника
  • -        школе молодого педагога
  • -        другое
  • (допишите)__________________________________________________________________          

 

6.        Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • -        типы занятий, методика их подготовки и проведения
  • -        методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
  • -        приемы активизации познавательной деятельности воспитанников
  • -        оценка достижений воспитанников, динамики развития
  • -        психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов
  • -        урегулирование конфликтных ситуаций
  • -        формы работы с родителями
  • -        формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками
  • -        другое (допишите)___________________________________________________________________        



Предварительный просмотр:

Анкета для молодого педагога для анализа промежуточных результатов работы

 

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых работников. Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен наставник. Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником. Выберите наиболее подходящий ответ или укажите свой вариант ответа.

 

1.        Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий вариант или напишите свой:

-        каждый день;

-        один раз в неделю;

-        2–3 раза в месяц; - вообще не встречались;

-        другое          

 

2.        Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?

-        3,5–2,5 часа в неделю;

-        2–1,5 часа в неделю;

-        полчаса в неделю;

-        другое          

 

3.        Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы – наставник»: - 30–70 процентов;

-        60–40 процентов;

-        70–30 процентов;

-        80–20 процентов;

-        другое          

 

4.        Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?

-        да, всегда;

-        нет, не всегда;

-        нет, никогда;

-        другое          

 

5.        Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?

-        да, каждый раз после окончания задания;

-        да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог; - да, раз в месяц;

-        нет;

-        другое          

 

6.        Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее эффективными?

 

7.        Какие формы совместной работы с         наставником         были для Вас наиболее неэффективными?            _

 

8.        Ваши предложения по организации работы с педагогом наставником на следующий

        период         _            



Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

 

в МБОУ гиназия № 17 дошкольное отделение «Золотая рыбка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

1. Общие положения

 

         Наставничество         в МБОУ гимназии №17, дошкольном отделении «Золотая рыбка» (далее ДОУ) разновидность индивидуальной воспитательной работы с педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ.

Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Наставляемый - молодой специалист, начинающий педагог – как правило, овладевший знаниями основ педагогики и психологии по программе подготовки или переподготовки педагогов ДОУ, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством и в процессе непрерывного сопровождения со стороны наставника по согласованному индивидуальному плану профессионального становления.

         Наставничество         в         ДОУ         предусматривает         систематическую индивидуальную         работу         Наставника         по         развитию         у         Наставляемого, необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано         наиболее         глубоко         и         всесторонне         развивать         имеющиеся         у Наставляемого знания в области предметной и методической, а также коммуникативные и психолого-педагогические компетенции.

          

         Правовой основой реализации деятельности Наставника в ДОУ являются нормативно-правовые документы федерального, регионального, муниципального уровней, а также уровня ДОУ.

  Наставник руководствуется Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации», Профессиональным стандартом педагога, утвержденным Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550), настоящим Положением..

          

         На основании приказа Управления образования Администрации города Ижевска от 04.03.2022 №100 «Об организации работы по внедрению Муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в муниципальных образовательных организациях города Ижевска»

 

          

        2.         Цели и задачи Наставничества

 

 Целью Наставничества в ДОУ является:  оказание методической, психолого- педагогической помощи и поддержки молодым специалистам, педагогам в их профессиональном становлении. А также формирование кадрового ядра ДОУ.

                          Основными задачами наставничества являются:

  • формировать у Наставляемых стойкий интерес к педагогической деятельности;
  • ускорить процесс профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • адаптировать к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций ДОУ и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению должностных обязанностей.

 

3. Организационные основы Наставничества

 

 Наставничество организуется на основании приказа заведующего ДОУ и по обоюдному согласию Наставника и Наставляемого. Наставник закрепляется за следующими категориями сотрудников ДОУ:

  • впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ;
  • выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, при- бывшими в ДОУ;
  • выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение, прошедших профессиональную переподготовку по специальности Дошкольное образование и не имеющими 5 лет трудового стажа

педагогической деятельности в ДОУ;

Руководство   деятельностью    наставников    осуществляет    куратор    и координатор наставничества в ДОУ, которые подбирают наставника из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе ДОУ, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет.

Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных.

         Кандидатуры         наставников         рассматриваются         на         заседаниях педагогического совета и утверждаются на один учебный год приказом заведующего ДОУ при обоюдном согласии Наставника и Наставляемого.

 

4. Стимулирование работы Наставников

 

Наставники, показавшие высокие результаты, могут быть представлены приказом заведующего ДОУ к следующим видам поощрений:

  • объявление благодарности, награждение Почетной грамотой ДОУ;
  • награждение материальным поощрением из стимулирующего и премиального фонда заработной платы педагогов.

Замена Наставника производится приказом заведующего ДОУ в случаях:

  • увольнения Наставника;
  • перевода на другую работу;
  • привлечения Наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости Наставника и Наставляемого.

 Показателями оценки эффективности работы Наставника является выполнение целей и задач Наставляемым в период Наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.

 

        5.         Реализация целевой модели Наставничества.

 

 Для успешной реализации целевой модели Наставничества, исходя из образовательных потребностей ДОУ в целевой модели Наставничества рассматриваются формы Наставничества. (Например,

«Школа младшего воспитателя», «Школа начинающего воспитателя»,

«Педагог – воспитанник», «Воспитатель – воспитатель», и тд)

         Индивидуальные программы Наставничества  рассматриваются         координатором         и         кураторами         Наставничества, утверждаются заведующим ДОУ. 

 Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия Наставник - Наставляемый:

  • Регулярные встречи Наставника и Наставляемого, в соответствии  с  индивидуальным планом Наставничества.
  • Проведение заключительной встречи Наставника и Наставляемого.

 Реализация целевой модели Наставничества осуществляется в течение учебного года.

 Количество встреч Наставник и Наставляемый определяют самостоятельно парой, при приведении встречи – планировании.

 

        6.         Обязанности Наставника

 

         Знать         требования         законодательства         в         сфере         образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности Наставляемого по занимаемой должности;

 Разрабатывать совместно с Наставляемым план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки;

 Изучать деловые и нравственные качества Наставляемого, его отношение к проведению занятий, коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;Знакомить Наставляемого с ДОУ;

         Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми         к         должности,         правилами         внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

 Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение Настовляемым НОД, совместной деятельности с детьми и организацию самостоятельной деятельности детей через создание пространственной предметно-развивающей среды;

 Разрабатывать совместно с Наставляемым индивидуальный план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

 Оказывать Наставляемому помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

                 Личным         примером         развивать         положительные         качества

Наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью Наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести учет работы Наставника и периодически докладывать Куратору и координатору о процессе адаптации Наставляемого, результатах его труда;

Подводить итоги профессиональной адаптации Наставляемого, составлять отчет по итогам Наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе.

 

        7.         Права Наставника

 

С согласия Куратора и Координатора подключать для дополнительного обучения Наставляемого других сотрудников ДОУ;

Требовать рабочие отчеты по освоению индивидуальной программы у Наставляемого как в устной, так и в письменной форме.

 

        8.         Права Наставляемого

 

 Вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения  по совершенствованию работы, связанной с Наставничеством; защищать профессиональную честь и достоинство;

 Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

Повышать квалификацию удобным для себя способом.

 

9. Обязанности Наставляемого

 

9.1. В период Наставничества Наставляемый обязан:

  • изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • выполнять индивидуальный план профессионального становления в установленные сроки;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у Наставника передовым методам и формам работы;
  •  совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
  •  периодически отчитываться о своей работе перед Наставником.

 

 



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план траектории наставничества

 

        ФИО наставляемого / должность            

 

 

        ФИО наставника / должность                   

          

 

Содержание

(что конкретно посетить, освоить)

Цель/ планируемый результат

Сроки выполнения

Отметка о выполнении/ подпись наставляемого

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Ознакомлен(а)         /          

(подпись наставляемого)

 

        Дата   « »         20         г.

 

Комментарии наставника / куратора о результатах выполнения данного плана, итогах прохождения наставничества:

 

 

 

 

 

 

        Подпись наставника         /           

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: