статьи

Стародубов Владимир Юрьевич

«Формирование здорового образа жизни путем использования здоровьесберегающих технологий  в процессе преподавания ОБЖ».

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx2.83 МБ
Файл publikatsiya.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Публикация  в интернет - журнале педагогического мастерства

https://sites.google.com/site/klybnayka

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЖ



Журнал «СРЕДНЯЯ ШКОЛА» (Эстетическое, здоровьесберегающее и технологическое направление (ОБЖ))

Стародубов Владимир Юрьевич,

учитель ОБЖ,

МАОУ Гимназия №1, г.Балашиха.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЖ



Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира, а также сталкиваться с потенциально опасными для человека и окружающего мира природы ситуациями. Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности проводится систематически. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.

Учитывая, что большую часть времени дошкольники проводят вне дома, главная роль в обучении дошкольников основам безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Содержание работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности направлено на достижение цели формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Для этого нужно создать условия для ознакомления детей с основами безопасности:

Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Предметная среда: в первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества, как, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Духовная среда. Это отношение среди людей, основанное на любви, доверии друг к другу, интереса всех к каждому и каждого ко всем. Нужно стараться не создавать такие ситуации, где не были отрицательные эмоции. Заплаканный ребенок не в состоянии что – либо воспринять и осознать. Вместо того чтобы кричать: «Вы что! Прекратите немедленно!», – лучше сказать: «Положите, ножницы на место! Драться из-за них опасно. Посмотрите, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!» Очень важно также использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.

В работе используются разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме. Форма – характер ориентации деятельности.

образовательная деятельностьосуществляемая в ходе режимных моментов; индивидуальная работа с детьми, игровые упражнения, объяснение, напоминание, показ, ролевые игры, беседы, наблюдения на прогулке, создание проблемных ситуаций, экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

образовательная деятельностьосуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: беседы, объяснение, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивные виды деятельности, творческие задания, тематические досуги, ситуативное обучение, упражнения;

самостоятельная деятельность детей: продуктивные виды деятельности, настольно-печатные игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, самообслуживание;

взаимодействие с семьями детей: творческие задания, беседа, консультации, открытые просмотры, совместные игры, тематические досуги, наглядно-просветительская работа.

Обучая воспитанников, можно понять, что изобретательность должна быть в том, чтобы дети даже не догадались о том, что их чему-то учат, не боялись ошибиться, свободно рассуждали, сами находили свои ошибки, и испытывали радость от собственных открытий. Инновация, в «Современном словаре иностранных слов» трактуется как нововведение, – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода или концепции для удовлетворения человеческих потребностей. Всё новое оригинально забытое старое, не лучше, а по-другому, плюс изобретательские мелочи. Таким образом, в копилке педагогических идей могут появится новые формы игр: игры – сказки, игры – конкурсы, игры – путешествия, игры – экспериментирования и коллекционирования, игры – сюрпризы.

Применение информационных компьютерных технологий позволяет сделать каждую деятельность нетрадиционным, насыщенным, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения. Он актуален и очень эффективен.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Дети могут сравнить: огонь – это хорошо или огонь – это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Детей целесообразно научить составлять план – карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план – карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Метод повторения. В организованной образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?». «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома».

Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью обществав социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения,способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовитьего встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививатьему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Список литературы

  1. 1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / Н.П. Абаскалова. – 2008.
  2. 2. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников: Планирование работы, конспекты занятий, игры / Т.П. Гарнышева. –Детство-Пресс, 2011. – 128 с.
  3. 3. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях / Г. Казанцев // Основы безопасности жизни. – 2001. – №9. – С. 14–17.
  4. 4. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста: Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  5. 5. Шипунова В.А. Детская безопасность / В.А. Шипунова. – 2013.
  6. 6. Винокурова И.Г. ОБЖ для дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2012/03/22/obzh-dlya-doshkolnikov