Основы православной культуры

Лемайкина Елена Геннадьевна

Предварительный просмотр:

 

Краснодарский край Северский район пгтИльский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

    _____________                 ______

Подпись, печать  ОУ                  Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   

по конкретным видам внеурочной деятельности

 кружка

 

 «Духовные основы нравственности»

 

срок реализации программы 2 года

 для обучающихся от 11  до 13 лет

                                                                           

                                                                             

                                                                         

 

Составила:

Лемайкина Елена Геннадьевна

                                                                         

 Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение обучающимися духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности ребёнка отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: духовное воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся 5-6 классов.

Программа соответствует Федеральному государственному стандарту общего образования, Концепции духовно-нравственного развития учащихся.

Программа кружка «Духовные основы нравственности» составлена на основе методического конструктора  Д.В.Григорьева., Степанова П.В. «Внеурочная деятельность школьников»,   учебного пособия   А.Лопатиной,     М. Скребцовой «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и творческие задания: Для занятий с детьми 9–11 лет.  

 Внеурочная деятельность кружка «Духовные основы нравственности» организуется по духовно-нравственному направлению.

Программа включает в себя 68 занятия по 40 минут и рассчитана на два года  обучения, по одному часу в неделю. Первый год обучения – 34 часа, второй год обучения – 34 часа.  Занятия аудиторные и внеаудиторные, внеаудиторных занятий более 50% от общего числа занятий.  

Цель программы: создание условий для социального становления личности обучающихся, воспитания их нравственных чувств и этического сознания  

Задачи:

  1. Формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
  5. Участвовать  в социально значимых практиках  и проектах

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Занятия  должны быть эмоциональными, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы.  На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.    

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Ученик включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Формы занятий внеурочной деятельности:

групповые, парные, коллективные

  • игры (подвижные, дидактические, настольные, народные, сюжетно-ролевые и.т.д)
  • экскурсии
  • поисковые исследования
  • выставки работ
  • наблюдения
  • творческие работы
  • «мозговой штурм»
  • наблюдение  
  • тренинг
  • инсценирование
  • защита проектов  

Формы контроля

Викторины, турниры, олимпиады, игра, рефлексия, презентации проектов, портфолио и др.

Планируемые результаты  освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Духовные основы нравственности»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у учащихся 5-6 классов как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Духовные основы нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала  к концу 6 класса обучающиеся  должны знать:

  1. Знать об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Знать правила поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Понимать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Знать приемы и правила  ведения дискуссии

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.
  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  3.  Аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
  4. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Обучающийся  получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся  научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся  научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием  литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Методические рекомендации

      Внеурочная деятельность школьников  по программе внеурочной деятельности «Духовные основы нравственности» реализуется через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

Для организации различных форм занятий внеурочной деятельности можно использовать общешкольные помещения: читальный, актовый  зал, библиотеку, а также дом  культуры, центры детского досуга, и  самое главное храмы.

 

Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:

1)        занятия в учебном кабинете  

- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);

- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);

- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).

2) выездные занятия:

- экскурсии, поездки;

- культпоходы  

- экспедиции;

- практические занятия «на местности»  

Методика подготовки и проведения выездного занятия.

Предварительная подготовка такого внеурочного занятия включает:

•        определение темы и содержания занятия;

•        определение места проведения занятия;

•        сбор информации или выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы учащихся (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;

 

Предварительная подготовка учащихся к выездному занятию:

•        рассказ педагога о месте проведения занятия;

•        установка (инструктаж) на выполнение заданий во время занятия;

•        обсуждение формы выполнения заданий;

•        обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

•        в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания, эмоции, ощущения в освоении мира;

•        на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у школьников выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки (культпохода), обговорить тему и место следующего выездного занятия;

•        обобщенные материалы выезда необходимо вместе с учащимися оформить в какой-либо «продукт детского творчества»: стенгазету, альбом, рисунок, страницы в портфолио учащегося и т.д.

Для эффективной организации занятий внеурочной деятельности и  достижения личностных результатов учащимися, необходимо соблюдение некоторых условий:

- максимальная смена образовательной среды (помещение, расстановка мебели, расположение учащихся, наглядность должны отличаться от урочной формы занятий);

- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов. Умение отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик учащихся;

- наличие благоприятной психологической атмосферы. Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности, доверия;

-  активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- знание возможностей обучающихся, умение видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций;

- переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;

- переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся.

Содержание программы 

Россия – наша Родина.  Игра «Что отдаешь Земле родной». Самая нужная вещь. Сценка «Кто будет правителем». Творческое задание «Разговор с Родиной». Твоя Родина. «Любимое место». В родном углу все по нутру. Кубань многонациональная.  Служение Отечеству. Поездка по храмам района. Поездка к святому источнику «Золотая ручка».

Вера. Красношейка. Творческое задание «Вера в любовь». Ты – хранитель души своей. Творческое задание «Птица веры». «Цвета веры и надежды». Сценка «Верим и надеемся».  Будет ночь, будет и день. Творческое задание «Кому мы доверяем». Кочан капусты. Сценка «Нужно ли доверять людям». Доверяйте мне.  Игра «Цепочка доверия». Рисунок «Глаза доверия».  Экскурсия в Свято-Никольский храм посёлка.

Бережем природу. Красота божьего мира.   «Жизнь деревьев». Мальчик и море. Прощание с морем. Подвижная игра «Морские танцы». Сценка «Два представителя природы». «Подарки моря». Любовь к животным. Экскурсия на природу. Экологическая акция.

Дружба. Игра «Кто понимает без слов».  О чем мы думаем.  Две страны.   Творческое задание «Учимся пониманию».  Сценка «Пойми меня». Творческое задание «Разговор о дружбе». «Лучшая подруга». Игра «Помощь друга». Хорошо дружить с девчонкой. «Дерево дружбы». Сам пропадай, а товарища выручай. Мой лучший друг. Сценка «Настоящая дружба». Умение сотрудничать. Тренинг. Сценка «Два друга».

 

Трудолюбие и мастерство.  Игра «Волшебные инструменты». Ремесло – дороже золота. «Вещь мастера». Каждому молодцу ремесло к лицу. Золотые руки.  Сценка «Живые инструменты». Творческий проект.  Творческое задание «гордость профессии». Гордая инфанта. «Кто и чем гордится». Чем я горжусь.

Доброта, милосердие, взаимопомощь.  Творческое задание «Добрый поступок». Про сову. Игра «Кто добрее».  Добро без ума.  Учись доброму - плохое на ум не пойдет. Рисунок «Солнце доброты». Сценка «Ум и доброта». Творческое задание «Великодушный поступок». Корень добра не сохнет. Сценка «Великодушные министры».Свет великодушия. «Великодушное сердце».   Игра «Учимся заботиться». Незримая забота. Творческое задание «Забота о близких». Забота. Сценка «Заботливая пара». Игра «Милосердие». Юноша и морские звезды. Творческое задание «Как помочь». Вышивательница птиц.  

 Любовь. Игра «Круг любви».  Великан – эгоист.   Творческое задание «Спасение любовью».  Рисунок «Букет любви». Сценка «Научиться любить».  Как тебе объяснить. Сочиняем сказку «Ворота любви».  «Любовь матери». Игра «Цветок для мамы». История одной матери.  «Ангел любви». Плохо без мамы. Игра «Радуем родителей».

Красота души. Мудрость. Игра «Угадай цветок». Волшебный цветок. Рисунок «Цветок души». Красота души. Творческое задание «Творец красоты». Сценка «Красота лица и души». Игра «Сокровища мудрости». Завещание отца. Страна мудрости.  Творческое задание «Качество мудрого». Новогодний подарок. Рисунок «Мудрый подарок». Сочиняем сказку «Мудрый мир земли». Сценка «Семья качества».  Кроткий одуванчик. Игра «Шапка крепости».  Кроткий нрав.  Сценка «Кроткая речь». Творческое задание «Самый кроткий». Кроткий все простит. Творческое задание «Самый скромный». Пастух из Кальтанисетты.  

Куда пропала скромность. Игра «Золотая рыбка». Две елки. Сценка «Скромность и щедрость».

 

Стремление к свету. Стремление к совершенству. «Цепочка ценностей». Золотой цветок. Как обрести себя. Сценка «Служим людям». Сочиняем сказку «Пилот и самолет».   Творческое задание «Науки – людям». Как старец с горы Юньти помог людям. Жить – людям служить. Три сокровища.  Сценка «Служим друг другу». Есть же разница. Творческое задание «Как украсить мир».  Мир красоты. Сценка «Кто прекраснее». Творческое задание «Дерево жертвенности». Горячее сердце.  Сценка «Жертвуем друг для друга».

Кумирная рыбалка. Кто на жертву способен – свету подобен.   Творческое задание «Помогаем людям». Как домовой Настеньке помог. Сочиняем сказку «Мой домовой». Творческое задание «Взаимопомощь». Заботливая медсестра.   Сценка «Для тех, кто нуждается».

 

 

 Таблица тематического распределения часов

№п/п

Тема занятий

Всего часов

В том числе

Характеристика деятельности

5 кл.

6 кл.

5 /6 кл.

5 /6 кл.

аудиторные

внеаудиторные

1

Россия – наша Родина

5

5

1/1

4/4

Формирование любви к

России, своему народу,

своему краю, служение Отечеству; ценность

свободы выбора и признание

 закона и правопорядка,

 ценность мира в многонацио-

нальном государстве;

Приобщать детей к культур

ным традициям своего народа; ценностное отношение к

 России, государственной символике, законам

 Российской Федерации ; иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относить

ся к защитникам отечества, ветеранам  Великой Отечественной войны;

готовить сообщение о

патриотах России;

определять значение красных

дат календаря.  

 Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. 

2

Вера

3

3

1/1

2/2

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

  Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,«терпение»,«родина», «природа»,«семья»,«мир»,

«настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»

3

   Бережем природу

4

4

-

4/4

Приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

4

Дружба

4

4

2/2

2/2

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Уметь проявлять внимательное и уважительное отношение к своим одноклассникам, участвовать в классных играх.

 Знать правила поведения в школе  

5

Трудолюбие и мастерство

4

4

2/2

2/2

Планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Потребность творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Уметь проявлять внимательное и уважительное отношение к своим одноклассникам, участвовать в классных играх.

 Знать правила поведения в школе.

6

Доброта, милосердие, взаимопомощь

5

5

3/3

2/2

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,«терпение»,«родина», «природа»,«семья»,«мир»,«настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь

7

Любовь

3

3

3/3

-

Формировать семейные

 ценности. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,«терпение»,«родина», «природа»,«семья»,«мир»,    «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Уметь проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким.

8

Красота души. Мудрость

3

3

1/2

2/1

Формировать  эстетические потребности, ценности и чувства. Приобщать детей к культурным традициям своего народа.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,«терпение»,«родина», «природа»,«семья»,«мир»,

«настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»

9

Стремление к свету. Стремление к совершенству.

3

3

2/2

1/1

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,«терпение»,«родина», «природа»,«семья»,«мир»,«настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Уметь проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким.

Итого

 68

15/14

19/20

Учебно-тематический план 5 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

Часов

аудиторные

внеаудиторные

Россия – наша Родина                        

1

4

Твоя Родина.

1

Кубань многонациональная.

1

Служение Отечеству.

1

Поездка по храмам района

2

Вера        

1

2

Ты – хранитель души своей.

1

Экскурсия в Свято-Никольский храм пгтИльского

2

    Бережем природу        

4

Красота божьего мира. Наблюдения в природе.

2

Бережем природу. Экологическая акция.

2

Дружба

2

2

 О чём мы думаем.

1

 Хорошо дружить с девчонкой.

1

Умение сотрудничать.  Тренинг.

2

Трудолюбие и мастерство

2

2

 Ремесло - дороже золота.

1

Каждому молодцу ремесло к лицу.

1

Творческий проект по выбору.

2

Доброта, милосердие, взаимопомощь

3

2

Добро без ума.

1

 Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.

1

 Корень добра не сохнет.

1

 

Сострадание.  Благотворительная акция.

2

Любовь

3

 Великан – эгоист. «Спасение любовью».

1

 Как тебе объяснить.

1

Сочиняем сказку «Ворота любви».

1

Красота души. Мудрость

3    

 Волшебный цветок. Красота души.  

1

 

 Завещание отца. «Сокровища мудрости».

1

 Страна мудрости.

1

Стремление к свету. Стремление к совершенству.

3  

«Цепочка ценностей». Как обрести себя.

1

 Жить – людям служить.

1

 Творческое задание «Как украсить мир»

1

Учебно-тематический план 6 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

Часов

аудиторные

внеаудиторные

Россия – наша Родина                        

1

4

В родном углу всё по нутру.

1

 

Поездка к святому источнику «Золотая ручка»  

4

Вера        

1

2

 Доверяйте мне.

1

Экскурсия в Свято-Никольский храм ст. Северской

2

    Бережем природу        

4

Любовь к животным.  

2

Бережем природу. Экологическая акция.

2

Дружба

2

2

Сам пропадай, а товарища выручай.

1

Мой лучший друг. «Настоящая дружба».

1

Умение сотрудничать.  Тренинг.

2

Трудолюбие и мастерство

2

 2

Гордая Инфанта.

1

Чем я горжусь.

1

Творческий проект по выбору.

2

Доброта, милосердие, взаимопомощь

3

 2

 Свет великодушия.

1

Незримая забота.

1

Забота.

1

 

Сострадание.  Благотворительная акция.

2

Любовь

3

Любовь матери.

1

История одной матери.

1

 «Ангел любви». Плохо без мамы.

1

Красота души. Мудрость

2  

1

 Сочиняем сказку «Мудрый мир земли».

1

 

 Кроткий одуванчик. Кроткий нрав.

1

 Куда пропала скромность. Творческое задание «Самый кроткий»

1

Стремление к свету. Стремление к совершенству.

2  

1

 Мир красоты. «Кто прекраснее».

1

 Горячее сердце. Кто на жертву способен – свету подобен.

1

 Творческое задание «Взаимопомощь»

1

Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  2. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
  3. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2010. 41 с.
  5. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  6.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
  7. Д.В.Григорьев ., Степанов  П.В. Методический конструктор   «Внеурочная деятельность школьников» ,
  8.   Лопатина А., Скребцова М. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и творческие задания: Для занятий с детьми 9–11 лет. — 4-е изд. — М.: Философская Книга, 2014. — 368 с.;   — (Серия «Беседы о воспитании»).


Предварительный просмотр:

Сначала люби, а потом учи

Одна из важных православных традиций – учить детей не только знать заповеди Божии, но и жить по ним.

     Пятая заповедь наиболее нравится родителям. Но современные матери и отцы могут неверно её интерпретировать. Традиционно правильное исполнение этой заповеди предполагает наглядный пример, а, значит, совместное проживание нескольких поколений. Отец, на глазах сына, должен проявить сыновнее уважение к своему отцу, т.е. к его дедушке. Послушание, уважение, почтение должны быть жизненными принципами.

  В «Картинках из русского быта» В.И.Даля мы читаем замечательный отрывок.

    «Рассказали бабушке, как Миша завладел ножницами….» с.193  

Вот пример исполнения пятой заповеди. Но, сожалению, сегодня главные её разрушители не дети, а любящие родители.

  Классическое, традиционное общество рождено пятой заповедью. Там где жена послушна мужу, а дети – маме; там где старость в почёте, а молодость в послушании, эту заповедь знают все.

  Авторитет родителей невозможен без уважительного отношения к своим корням. (ВИДЕО)

  Всесильный Бибиков, как свидетельствуют мемуары, не смел присесть в присутствии маменьки без её на то разрешения. Иначе щёки «хозяина Киева» были бы отхлёстаны незамедлительно. Милорадович, герой войны 1812 года, бывал бит отцом за различные грехи. Люди, которые и в генеральских эполетах «съедали» смиренно отцовские и материнские пощёчины, построили, укрепили и многократно отстояли нашу страну.

    И ещё о традициях. Вновь обращаюсь к Андрею Ткачёву: «Всё, что есть в культуре Запада, понятно нашему сердцу, ибо мы христиане. Но у нашего сердца есть восточная «камера», а у мозга есть «восточное полушарие». Нам близки восточные ценности, связанные с семьёй: уважение к старшим, трудолюбие, взаимопомощь, послушание и многое другое». Не отрицая современного, можно и нужно помнить о том, что мы страна, которая исторически развивалась, впитывая традиции православия.

   



Предварительный просмотр:

 С кого начинается Родина?

    Трудно чётко определить, что такое Богом данная способность любить и растить своих детей.

    Может быть речь идёт о «материнском инстинкте»?  Это не строгое научное понятие. Более того, данный инстинкт лишь генетический стержень чувства материнства  и его роль  важна, но не первостепенна. Ведь недаром в народе говорят: «Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала».       Народная мудрость указывает на социальные корни материнства, но гораздо важнее, и вы со мной, наверняка согласитесь, психологическая близость и духовное единение матери и дитя. Вот почему материнство – это не только инстинкт, но и жертва, и дар, и обмен отношениями. Это обусловлено православными традициями.

    Одним из ярких примеров материнской жертвенности может стать образ Марии Сергеевны Шукшиной. Отношения Шукшина с матерью были очень крепки, что подтверждает, как творчество Василия, так и переписка матери с сыном. Когда  Василий решил отправиться из маленького алтайского села в Москву поступать во ВГИК, то Мария Сергеевна поддержала это решение сына, даже продала корову, чтобы помочь ему материально и морально: «Езжай учиться, я ведь вижу – тебе хочется учиться». Будучи далеко от родных мест, от близких ему людей он не терял той невидимой связи,  которая была тем крепче, чем дальше он находился от дома.  

    Сердечная доброта, щедрость душевная, вера в людей – этими качествами    наполнено православное воспитание. Мария Сергеевна сумела передать эти качества детям. Она всегда оставалась для них самым добрым, самым справедливым и самым интересным человеком. Всю жизнь  писатель  следовал материнскому завету: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее… Мы один раз, так уж случилось, живем на свете. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее…».  О матери с любовью он говорил: “Мать – самое уважаемое что ни на есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, – всю жизнь – жалеет”.

     Православный врач и медицинский психолог Константин Зорин пишет: «Сердце матери – удивительный орган духовно-мистического общения с ребёнком. Это беспроволочный телеграф. Любящая мать чувствует своё дитя на расстоянии: хорошо ему или худо».

   Интересный и современный пример приводит протоиерей Андрей Ткачёв в книге «Первое чудо. Беседы о браке и семье». Он пишет: «Чтобы пожарному лезть в огонь, доктору дежурить ночами и священнику ночью ехать с Причастием к умирающему, нужны не только и не столько материальные стимулы. И никакого геройства, никаких мечтаний о будущей славе. Только властное требование совести не остаться в стороне, не дать злу восторжествовать. Откуда это берётся? Смею предположить, из крови. Это именно мамкина добродетель. Мама, она ведь даже если молодая, ощущает в себе могучие приливы волн материнства, и встаёт по ночам, и кормит грудью, хоть малыш соски истерзал и изжевал, и творит прочие незаметные подвиги, им же нет числа. Потому как душа проснулась, и совесть зовёт, и жизнь изменилась изменением странным».

Добродетель красива. Добродетель не может остаться непроявленной и незамеченной. Язычники древности, как нам доносит предание, не стыдились восхищаться христианскими женщинами. Особенностей вероучения они не понимали и не принимали. Но скромность, верность, доброту и великодушие они не могли не заметить.

   Иногда женщине Бог даёт краткое слово, стоящее дороже многих книг. Этим одним словом женщина совершает чудо, но ему предшествует непременное многолетние пребывание в тени и скромное молчание. Так одна

Молодая женщина в ответ на вопрос  своего мужа- мусульманина, зачем она так часто ходит в храм, сказала: «Меня там учат любить тебя и быть тебе верной». Муж больше не спрашивал её о причинах посещения церкви.

        «Материнским инстинктом» надо дорожить. Недаром на Руси благочестивые люди так ценили благословение и молитву родной матери. Ни одно мало-мальски крупное дело они не начинали без её согласия. И очень опасались материнского гнева и проклятия, особенно заслуженного. Обида или оскорбление, нанесённое матери, возвращается бумерангом. Вот почему пятая заповедь Моисеева закона – «Чти отца твоего и мать твою, да благо будет и будешь долголетен на земле» - нужна не только нашим родителям. Она нужна и потомкам, ибо оберегает и отводит многие беды.

     

 

 

     



Предварительный просмотр:

Круглый стол для учащихся 8-9 классов по теме «Целомудрие»

Просмотр ролика «Воробей»

- О чем этот ролик?

- Как, по-вашему, можно назвать этих двух людей счастливыми?

- Обратите внимание, слово «счастье» по мнению этимолога Бернекера, первоначально имеет значение «доля, совместное участие». Эта этимология несомненна для   церковно – славянского  съчѧстьнъ «причастный».  А к чему человек должен быть причастным, частью чего может быть, чтобы испытывать «высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни» (Даль)?

Семья                                                                        Друзья                                

                                                          Класс                                                Любовь          

                  Церковь

(Вопрос к батюшке. Быть частью церкви – счастье?)

- Вы согласитесь, что в любых отношениях, будь то семья, друзья, коллектив, любовь…..должно быть, что-то важное, на чем эти отношения держатся. Что?

Мне кажется, что здесь закономерно  произнести слово «послушание». Ведь корень этого слова - с л у ш-. Умение слушать и слышать друг друга безусловно очень важно. Давайте вспомним притчу о том, что нельзя позволять сердцам отдаляться друг от друга! (попросить детей рассказать ее)

Один раз Учитель спросил у своих учеников:

- Почему, когда люди ссорятся, они кричат? - Потому, что теряют спокойствие,- сказал один.

- Но зачем же кричать, если другой человек находиться с тобой рядом?- спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:

- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.

- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое.

А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.

Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Если мы вспомним фильм, который посмотрели в самом начале нашего разговора, то поймём, почему так важно было отцу, чтобы сын услышал его и понял без раздражения и лишних слов. Почему?

Ведь он любил его и был счастлив этим.

    В русском языке есть еще одно очень хорошее слово «целомудрие». Как вы его понимаете?

Можно ли, по вашему мнению, говорить о целомудрии душевном, о целомудрии мыслей?

Как вы думаете, какое оно имеет отношение к сопричастию и послушанию?

  «Сколько можно, не давайте даже входа в сердце скверным мыслям, - от сих бо исходища живота (Притч. 4, 23). Соблюдая чистоту сердечную, можем сохранить и телесную. Тогда сподобимся пети песнь нову, сяже никтоже может навыкнути токмо тии, суть, иже с женами не осквернишася, зане девственницы суть» (Апок. 14, 3-4). То есть при худых мыслях, если примем их, совершим делом и словом, - жизнь злая, в погибель. При хороших мыслях и действиях по этим мыслям, - жизнь добрая, во благе, в счастье.

   - А теперь вопрос, есть среди вас те, кто желает жить в зле, быть несчастным? А счастливым?

- Тогда каким будет наш главный вывод?

 



Предварительный просмотр:

Занятия внеурочной деятельности по теме «Смысл праздника Пасхи»

Цель: рассказать о смысле праздника Пасхи через проведение беседы о ценности жизни и выполнения практической работы

Задачи:

формирование представления о ценности жизни человека и об отношении к ней;

проведение беседы о смысле праздника Пасхи;

выполнение практической работы по изготовлению пасхального яйца, используя технику декупаж

Оборудование:  яйца вареные, клей пва, салфетки, ножницы, подарок своими руками,кисточки, интерактивная доска.

Ход урока

Здравствуйте ребята, тема  нашего занятия  сегодня «Смысл праздника Пасха»
-  Я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла вам подарок, сделанный своими руками.

- Вы любите получать подарки?

- Любите ли вы дарить подарки другим людям подарки?

- Какое применение вы можете найти моему подарку?

- Все ваши ответы говорят о том, что мой подарок вам пришёлся по душе , и вы обязательно сохраните его и отнесетесь к нему бережно

- Как бы вы хотели, чтобы относились к вашему подарку?

- Могу ли я сделать вывод, что любой подарок надо принимать с благодарностью, относиться к нему с уважением, трепетом, любовью и беречь его?

- А какой на ваш взгляд самый ценный подарок?

Я сидел в кафе. Вдруг мое внимание привлек бархатный голос одного старика. Он что-то говорил о “тысяче шариков”, которые изменили его жизнь:

– Смотрите, в один прекрасный день я сел и подсчитал. В среднем человек живет 75 лет. Я знаю, некоторые живут меньше, другие больше.. Но живут примерно 75 лет. Теперь я 75 умножаю на 52 (количество воскресений в году) и получается 3900 – столько воскресений у вас в жизни. Когда я задумался об этом, мне было пятьдесят пять. Это значило, что я прожил уже примерно 2900 воскресений. И у меня оставалось только 1000. Поэтому я пошел в магазин игрушек и купил 1000 небольших пластиковых шариков. Я засыпал их все в одну прозрачную банку. После этого каждое воскресенье я вытаскивал и выбрасывал один шарик.. И я заметил, что когда я делал это и видел, что количество шариков уменьшается, я стал обращать больше внимания на истинные ценности этой жизни. Нет более сильного средства, чем смотреть, как уменьшается количество отпущенных тебе дней! Теперь, послушайте последнюю мысль, которой я хотел бы поделиться сегодня с вами, перед тем как обнять мою любимую жену и сходить с ней на прогулку. Этим утром я вытащил последний шарик из моей банки… Поэтому каждый последующий день для меня подарок. Я принимаю его с благодарностью и дарю близким и любимым тепло и радость. Знаете, я считаю, что это единственный способ прожить жизнь. Я ни о чем не сожалею. Было приятно с вами поговорить, но мне нужно спешить к моей семье.  

- Возвращаясь к теме нашего урока «Смысл праздника Пасхи», давайте попробуем ответить на вопрос, в чём смысл праздника «Пасха»

Благодаря воскресению Христа люди получили Божье прощение и любовь вместо гнева и осуждения. Другими словами, Господь через Иисуса Христа даровал людям возможность спасти свои души, наполнить свою жизнь истинным смыслом.

Практическая часть

- Что символизирует яйца, которые люди дарят друг другу на Пасху?
Яйцо символизирует жизнь, возрождение. Это еще одно напоминание о том, какой хрупкой является человеческая жизнь и как бережно надо к ней относиться.

- Сегодня мы с вами украсим пасхальные яйца, используя технику декупаж.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

http://ds04.infourok.ru/uploads/ex/092f/000e9ba6-f2be8f91/hello_html_7fe266ff.png

 Рефлексия

- Праздника Пасхи – это день воскресения Иисуса Христа. Это возможность для каждого человека ещё раз задуматься о ценности своей жизни. Мы сейчас с вами украшали яйцо, а чем человек может украсить свою жизнь?

- Преподобный Ефрем Сирин сказал о смысле человеческой жизни так: «Если вода вылита на землю, тебе невозможно ее пить; но если она налита в сосуд, то сбережется тебе для питья». Каждый человек сам решает, чем наполнить свой сосуд, свою жизнь. Главное, делать это в любви к ближнему.

 



Предварительный просмотр:

Войсковой Александро-Невский собор был заложен на войсковые средства 1 апреля 1853 года на Базарной площади Екатеринодара. Строительство, на которое было потрачено около 100 тысяч рублей, длилось 19 лет — освятили храм только 8 ноября 1872 года. Долгий перерыв в строительных работах был вызван нехватка сначала необходимых строительных материалов, а затем и денежных средств. C:\Users\Марина\Desktop\800px-Yekaterinodar-from-south.jpg

В войсковом соборе хранились реликвии кубанского казачества, в том числе регалии Кубанского казачьего войска, здесь проходили все торжественные церемонии казаков Екатеринодара. При храме действовал знаменитый войсковой певчий хор, который стал прообразом созданного позднее Кубанского казачьего хора.

В годы Гражданской войны в склепе Войскового собора был погребен бывший наказной атаман Кубанского казачьего войска М. П. Бабыч, а также видные участники Белого движения: генерал-майор Гейдеман, генерал-майор Дроздовский, полковник Морозов.

В 20-е годы XX века с собора были сняты купола, в нём был размещён музей атеизма. В 1932 году по решению городского совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов собор был взорван.

C:\Users\Марина\Desktop\800px-Church_-_panoramio_(164).jpg

 



Предварительный просмотр:

Урок  Мужества по теме «День Героя Отечества»

Цели:

  • Познакомить учащихся с историей праздника;
  • Способствовать расширению кругозора учащихся и становлению мировоззрения;
  • Способствовать формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества.

“Надо жить во имя жизни,
за живущих жизнь отдать”.
Ш.Руставели

 

- Как вы понимаете эти слова советского поэта и государственного деятеля Шота Руставели

- В календаре России есть праздник - памятный день – День Героя Отечества.

- А откуда эта дата – 9 декабря, как вообще назначается праздничная дата?

Определить помогла наиболее ранняя дата российской истории.  

9 декабря по новому календарю, а по старому- 26 ноября - с этой датой связано очень много в истории событий. В этот день Святой Георгий Победоносец, всегда почитаемый на Руси как покровитель русского воинства, победил того самого змия. Именно 26 ноября в 1036 г. Ярослав Мудрый в честь окончательной победы над печенегами повелел по всей Руси в этот день “творити праздник” в честь святого Георгия.

В 1769 г. 26 ноября Екатерина II учредила военный орден Святого Георгия, который стал высшей военной наградой в Российской империи. С этого времени и до 1914 г. 26 ноября праздновался как День георгиевских кавалеров, а с начала Первой мировой войны и опять до революции – уже как День Героев.

Вот поэтому 26 ноября по старому стилю, а 9 декабря по современному стилю дата оказалась наиболее подходящей.

- Давайте с вами попытаемся ответить на следующий вопрос: «Кто такой герой? Что должен совершить герой, чтобы его таковым называли?»

- Если мы заглянем в календарь православных дат, то увидим, что русская православная церковь 7 декабря (дата близкая к тому дню, о котором мы говорим) празднует День памяти святой великомученицы Екатерины. Кто эта женщина и почему христиане почитают её как святую?

Рассказ детей. 

Во второй половине 3 столетия в Александрии в богатой и знатной семье родилась Екатерина — будущая святая Екатерина.

К 17 годам девушка получила блестящее эллинское образование и отличалась редкой красотой и умом. Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласится выйти замуж только за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать святой Екатерины была тайной христианкой. Она повела девушку за советом к своему духовному отцу, святому старцу, который творил молитвенный подвиг в уединенной пещере недалеко от города. Старец выслушал святую Екатерину и сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его — неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Святой Екатерине открылась Истина, к которой рвалась ее душа.

В то время в Александрию на пышное языческое празднество прибыл сам император Максимин (305-313). Крики жертвенных животных, дым и смрад непрестанно пылавших жертвенников, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы — на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая Екатерина пошла к главному жрецу — императору Максимину, исповедала веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, император созвал 50 ученейших мужей империи. Но святая взяла верх над мудрецами. Они уверовали во Христа и были сожжены.

Максимин попытался соблазнить святую Екатерину богатством и славой. Получив гневный отказ, император подверг святую жестоким мучениям, а затем бросил в темницу. Императрица Августа в сопровождении воеводы Порфирия с отрядом воинов пришла в темницу. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они уверовали.

На следующий день мученицу вновь привели на судилище. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву богам. Святая исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь предложил святой мученице супружество, но получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху — Христу — и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача.

- Можно ли сказать, что Екатерина совершила героический подвиг?

- А кто такой герой в вашем понимании?

- В словаре  С.И.Ожегова даётся такое толкование этого слова «Герой-человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности».

 - А как вы объясните значение слова подвиг?

Подвиг - это самоотверженно героический поступок.

- Поступок имеет большое значение в жизни человека, он может, в какой-то мере определить жизнь человека в целом: его отношение к окружающим людям, к друзьям, самому себе.

- Давайте вместе подумаем над тем, что же такое поступок?

- Нельзя действия и поступки считать одним и тем же.

- Действия и поступки – разные вещи. Действия происходят постоянно, а иногда даже мы их не замечаем. А поступок – это как решающий шаг, это своеобразный выбор, который человек делает наедине с собой. Такой шаг бывает разным по своему значению, он всегда характеризует человека, говорит о его качествах характера. Не зря народная мудрость гласит: “Завтрашний характер в сегодняшнем поступке”. И хотелось бы, чтобы вы, ребята, приняли близко к сердцу, что именно в каждом сегодняшнем поступке, вашем сознательном выборе решения, как поступить – закладывается завтрашний характер, а значит частичка героического самоотверженного поступка. Но совершить любой поступок, а тем более подвиг непросто, нужна воля, упорство человека, совесть.

- А могут ли героические поступки совершаться в настоящее мирное время?

- Давай те послушаем рассказ нашего гостя Москаленко С.Н., куратора   казачьих классов нашей школы.

 Сергей Николаевич рассказывает о события в г.Крымске (2012г.), об участии казаков в Олимпиаде – 2014г, о событиях в Крыму и выполнении долга по защите мирного населения казаками Краснодарского края.

- Наш урок мужества подходит к концу. Как вы считаете, насколько важен   для нашей страны День Героя Отечества ?

-  М.Горький сказал «В жизни всегда есть место подвигам».

Я думаю, вы согласитесь с его словами. Ведь героями не рождаются. В повседневной работе, в борьбе за достижение поставленной цели, в каждой большой и маленькой победе над своими привычками, природой рождаются качества, без которых не может быть настоящего героизма. Именно в преодолении трудностей рождаются мужество, куётся характер. Но настоящее мужество, героизм не могут быть самоцелью, и люди, совершающие подвиг, вовсе не думают о себе.

 



Предварительный просмотр:

Проектная работа «Когда я думаю о маме, встает вся Родина за ней!»

Цель: способствовать  формированию у сверстников чувства любви и уважения  к своим матерям, через представление проектной работы, основанной на православном отношении к родителям.

 

Задачи:

  1. Определить основную идею проекта и подобрать материал, соответствующий главной мысли;
  2. Отобрать и систематизировать собранный материал, так, чтобы он был понятен и интересен моим сверстникам;
  3. Подготовить презентацию и представить проект аудитории;
  4. Провести рефлексивный опрос по представленному проекту

Русский православный писатель, публицист и педагог Влади́мир Никола́евич Крупи́н сказал: «Четыре матери у нас: та, которая родила, мать — сыра земля, Божия Матерь и Россия-мать. Мы их сыновья и дочери, их дети. Каждый из нас единственный и любимый. Они не оставят нас ни в каких испытаниях».

Четыре матери у нас … И первая мать, та которая нас родила.

Трудно чётко определить, что такое Богом данная способность любить и растить своих детей. Может быть речь идёт о «материнском инстинкте»?

      В словаре Ожегова слово «инстинкт» объясняется как  «врожденная, то есть наследственная склонность совершать целесообразные действия по безотчетному побуждению». Значит инстинкт лишь генетический стержень чувства материнства  и его роль  важна, но не первостепенна. Ведь недаром в народе говорят: «Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала». Народная мудрость указывает на   корни материнства, на психологическую близость и духовное единение матери и ребенка. Вот почему материнство – это не только инстинкт, но и жертва, и дар, и обмен отношениями.

Интересный и современный пример приводит протоиерей Андрей Ткачёв в книге «Первое чудо. Беседы о браке и семье». Он пишет: «Чтобы пожарному лезть в огонь, доктору дежурить ночами и священнику ночью ехать с Причастием к умирающему, нужны не только и не столько материальные стимулы. И никакого геройства, никаких мечтаний о будущей славе. Только властное требование совести не остаться в стороне, не дать злу восторжествовать. Откуда это берётся? Смею предположить, из крови. Это именно материнская добродетель. Мама, она ведь даже если молодая, ощущает в себе могучие приливы волн материнства, и встаёт по ночам, и кормит малыша грудью…».

«Материнским инстинктом» надо дорожить. Недаром на Руси благочестивые люди так ценили благословение и молитву родной матери. Ни одно мало-мальски крупное дело они не начинали без её согласия. И очень опасались материнского гнева и проклятия, особенно заслуженного. Обида или оскорбление, нанесённое матери, возвращается бумерангом. Вот почему пятая заповедь Моисеева закона – «Чти отца твоего и мать твою, да благо будет и будешь долголетен на земле» - нужна всем детям, ведь она оберегает и отводит многие беды.

Четыре матери у нас… Мать — сыра земля. В народных представлениях славян - земля осмыслялась как одна из основных стихий мироздания и как источник жизни всего живого, в том числе   и   человека.   Отсюда   древнее   уважительное   называние ее «матерью - сырой землей».    Земля рождает и кормит все живое и оттого она, действительно, мать нам, а сырость — это символ ее жизни и чистоты. Некоторые родники и колодцы почитались на Руси святыми или целебными именно потому, что берут начало непосредственно из благодатных и неисчерпаемых недр Матери - сырой земли.

В старославянских заговорах об этом говорится: "Гой еси сырая, земля матерая! Матерь нам еси родная, всех еси нас породила".                                           Как былинные богатыри, слабея в битве, припадали к груди Матери — сырой земли, так и в наше время, она даёт силы. Но только тем, кто любит ее. И это главное условие жизни — любовь к родной земле. Земля - Божие достояние. Совсем неслучайно, что самые большие просторы планеты, самые богатые недра, самые чистые воды были подарены именно России.                                            Четыре матери у нас … Матерь  Божия, Матушка-Заступница, Царица Небесная, Богородица, Богоматерь – все эти Её имена отражены в молитвенных обращениях к Ней. Мы просим Её, главную Ходатаицу за нас перед Богом, о помощи и прощении, ибо наши молитвенные силы невелики, и Она, Богородица, всегда слышит истинно горячую, слезную мольбу за нас самих и наших близких, за чью-то дорогую нам жизнь.

Сколько раз общая молитва к Ней, крепость веры в Бога и в заступничество Царицы Небесной перед Сыном в смутные и тяжкие для нашего Отечества часы спасали Россию! Мольба, возносимая перед иконами Божией Матери, и неслышный уху, но сердцем ощутимый Её ответ придавали русскому народу мужества, где для него почти не оставалось сил, и противник, который, казалось, был близок к победе, обращался в бегство! И тогда оказывалось: правда – за нами, за Русью, Россией, ибо на нашей стороне была Матерь Божия и Её горячая молитва к Господу за Её удел на земле!                        Богородица никогда не оставляет человеческий род, взятый Ею в усыновление.   Она снова и снова являет миру Своё Материнское внимание и благоволение.

Четыре матери у нас: та, которая родила, мать — сыра земля, Божия Матерь и Россия-мать.

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Вывод

Мой проект вызвал у сверстников неподдельный интерес и чувство эмпатии. Они отметили, что темы, затронутые в презентации, вызвали у них сопереживание, желание найти дополнительную информацию по заданной теме. Ребята, высказались о том, что возможно продолжение синонимичного ряда к словам «мать та, которая родила, мать — сыра земля, Божия Матерь и Россия-мать», Родина –мать, мать природа ……

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  Аннотация к круглому столу «Ты - настоящее и будущее России»

Сегодня как никогда важно осознание того, что наше будущее зависит  от того, насколько правильно мы воспитаем подрастающее  поколение. На первый план выходит духовно-нравственное воспитание, как основа становления личности. Духовность и нравственность не могут быть сформированы «снаружи». Они произрастают изнутри и педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие.

Тема глобальная, серьёзная, но и давно «непаханое поле».  С чего начать, как строить беседы, продумать каждый шаг, каждое слово, чтобы получилась доверительная беседа – главный этап подготовки целого цикла встреч со старшеклассниками.

Серия диалогов с подростками началась с круглого стола, сценарий которого мы предлагаем читателям журнала. В этот день взрослые мало говорили, не потому что им нечего было сказать, а потому, что, по нашему мнению, важно и необходимо было услышать ребят.  

Круглый стол, такой формат встречи  выбран не случайно, это позволило ребятам «глаза в глаза» высказывать своё мнение, обсуждать ключевые вопросы, выявлять проблемы.  Эта модель обсуждения не  стала инструментом выработки конкретных решений, что и  не было целью организаторов, но стала толчком для осознания проблем духовно-нравственного воспитания.

Вначале встречи ребята  просмотрели социальный видеоролик, в котором   был заданы вопросы «Кто ты для страны? От кого зависти её будущее?». Одного понимания того, что от молодых зависит, быть нашей стране или нет, недостаточно. Важнее знать, каков «портрет» той молодёжи, в которую мы хотим верить, которой «отдаём» в руки судьбу нашей родины.

Такой «портрет»  составили  старшеклассники в виде «кластера», где  вертикалями стали  ключевые слова «труд», «вера», «совесть», «ум», «любовь».  Обсуждения и работа над «кластером» прошла живо, равнодушных ребят за столами не оказалось. Высказывания ребят при составлении собирательного образа современной молодёжи были разными и зачастую противоречивыми. Что есть, например,  для ребят «вера»? Религия? Да. Вера в людей, в себя, в идеалы? Да. Но и то, что материальные ценности для молодых людей тоже являются понятием «веры», потому что дают уверенность в завтрашнем дне, стало темой для рассуждений.

Социальный опрос, который  был записан на видео, а потом продолжился в аудитории, показал, что ребята, собравшиеся в зале, реально оценивают современную ситуацию в нашем обществе. Они понимают, что среди их ровесников много «плохих парней»,  для которых деньги, тусовки, удовольствия, к сожалению, не только первостепенны, но порой и являются пределом.  

 Составленный ребятами «кластер»  очень чётко высветил те параллели,  по которым можно строить не только свой жизненный путь, но и будущее страны. Труд только на себя, вера в материальные блага, цинизм (как отсутствие совести), ум – как средство обогащения, любовь к себе – дорога, приводящая в тупик. Или всё же труд это усилия, направленные на саморазвитие, вера в Бога, в людей, в идеалы, совесть, как залог честности, порядочности, уважения и толерантности, ум как способ получения опыта, знаний и любовь, как милосердие, преданность, ответственность за людей и Родину.   И какой дорогой пойдут наши ребята,  зависит от нас взрослых.

Ты - настоящее и будущее России

Цель: побудить участников круглого стола к  обсуждению  проблем современной молодежи и пониманию места молодого человека в современном мире.

Оборудование: мультимедийный проектор, две магнитные доски, маркеры, магниты, заготовленные макеты кластеров, столы, подготовленные для групповой работы.

Участники: учащиеся школ района (несколько представителей от каждой школы), заместители директоров по ВР, настоятель Ильского Свято-Никольского храма, администрация школы.

Участники семинара (молодежь) рассаживаются за столами.  Приглашенные гости (взрослые) садятся  за отдельным столом.

*сценка «Я вчера видел видеоролик …».

В вечернее время встречаются школьники.

-Привет!

-Привет!

-Я вчера видел такой видеоролик!

-Какой?

-В социальных сетях  выложили ролик о молодежи.

-Я  не смотрел. Я вообще в социальных сетях не сижу. Мне это не интересно.

- Моя мама тоже считает, что интернет – не средство общения, а способ получения  полезной информации.

-Кстати, этот видеоролик и был полезной информацией. Я узнал, что о нас думают. Оказывается, мы- батарейки!!!

-А хотите тоже посмотреть?

-Конечно

(Ссылка на сайт    http://www.youtube.com/watch?v=mtftUpb7WXU) 

- Ребята, догадались о чем мы будем сегодня говорить? (варианты ответов). Да, тема сегодняшней встречи  «Ты - настоящее и будущее России»

Накануне нашей встречи мы провели видео опрос  среди молодежи. В опросе приняли участие молодые люди, представляющие разные возрастные категории, разные  социальные группы,  разные статусы, разные интересы, и потому их ответы совершенно разные. Нам было интересно узнать их мнение. Участникам опроса   ответили  на следующие вопросы:

- Сегодня говорят о том, что современная молодежь живет под лозунгом «Бери от жизни все».  Вы согласны с этим утверждением?

- Какова современная молодежь на ваш взгляд?

- Что для вас главное в жизни?

Ребята, а как бы вы ответили на эти вопросы? (спросить у 2-3 человек)

Возможно, некоторые из вас не смогли высказать свое мнение. Но нам бы хотелось услышать молодое поколение. А для этого мы предлагаем составить образ современной молодежи.  Каждая группа  попробует составить кластер, который и отразит ваше представление о молодежи, т.е. о вас, ребята. Чтобы вам помочь, мы сами заполнили ключевые понятия кластера.  В видеоролике звучали такие слова, как: ум, труд, совесть, любовь, вера. Они и послужили основой для составления кластера.

Нам бы хотелось услышать мнение и старшего поколения. А для этого я предлагаю вам присоединиться к работе, сесть за этот столик и составить свой образ современной молодежи.

На доске высвечивается кластер, который мы будем заполнять.

   Ребята,  прежде чем вы начнете работу, мне бы хотелось уточнить некоторые понятия.

Труд

На   первый взгляд ответ на вопрос о том, что считать  трудом, очевиден, ведь каждый из нас  сталкивается с этим понятием ежедневно. В русском языке под словом труд понимается  целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей.

Так для кого и  для чего вы трудитесь? Это и отразите в своем кластере

Вера 

         Вера - одно из центральных понятий индивидуального и коллективного  существования человека. Человек таков, какова его вера

В словаре Ожегова    определение «веры» трактуется не только как «убеждённость в существовании Бога, высших божественных сил», но и как «убеждённость, глубокая уверенность в ком-чём-нибудь».

«Вера в человеке подобна корню у дерева».  Какие плоды должно  принести дерево, выросшее на современных убеждениях?

 Плоды, по  нашему пониманию, – это некие ценности, которые принимает большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом.

Итак, в этом разделе кластера мы просим записать, те общечеловеческие ценности, которые принимаются  молодыми людьми и являются для них истинными.

Совесть 

В нашем понимании совесть – это ответственность, а, по словам Артура Шопенгауэра,  «Совесть — это внутренняя честь». А что такое совесть для вас?

Ум

Словами синонимами являются такие слова как «потенциал», «интеллект», «способность мыслить». Ум - это, прежде всего, основа возможностей человека в жизни. В этом разделе кластера вы должны выразить своё представление об этом.

Любовь

Категория любви всеобъемлющая, поэтому здесь у вас много возможностей для размышлений и представления своего мнения.

(На составление кластера и подготовку к защите отводится 20 минут).

-  Все группы  закончили работу.  Давайте  посмотрим,  какой  образ молодежи у нас получился (идёт обсуждение каждого раздела кластера).

Ну что же, ребята, вы серьезно потрудились и  теперь нам понятно, какая она современная молодежь по вашему мнению.

А теперь давайте посмотрим на результаты  работы  взрослых. Кто-то желает пояснить нам, какова современная молодежь в представлении взрослого поколения? (пока дети обсуждают, кто-то из взрослых на доске оформляет свой кластер, и теперь он виден всем, взрослые защищают свою работу.)

Ребята, вы заметили, как много общего  в нашей коллективной работе? И вы, и взрослые говорят о необходимости перемен, о желании видеть здоровое, образованное молодое поколение, стремящееся вперед, к новым вершинам.

 Сегодняшнее мероприятие  нами было задумано не для того, чтобы навязать вам, ребята, свои принципы, а для того, чтобы  вызвать вас на откровенный разговор.

        Ребята, вы все правильно понимаете сегодняшнюю ситуацию, вы согласны с тем, что современную молодежь больше привлекают тусовки, свобода, возможность взять от жизни все и сразу. Но в то же самое время, каждый из вас мечтает о счастливом будущем, каждый хочет  жить лучше. Но хотеть мало, надо трудиться для того, чтобы такое будущее наступило. Я думаю, вам известна формула Эдисона, согласно которой хотеть чего-то надо лишь на 5 %, а 95%  надо потеть, чтобы добиться этого. Так зачем медлить? Надо  начинать трудиться над собой. Необходимо изменять себя, изменять свои внутренние позиции и убеждения. Мы хотим, чтобы каждый из вас понимал, что все начинается именно с вас, ребята. Именно вы- настоящее, будущее и надежда своей страны.  И от того, каким будет будущее, зависит именно от вас. И пусть напутствием вам звучат слова святителя Серафима Саровского «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Я думаю, что наш разговор не окончен. Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили его в своих школах, со своими сверстниками и знакомыми, ведь нам есть над чем задуматься.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: