Консультации

Дубровина Светлана Михайловна

Предлагаются консультации педагогам и родителям на разную тематику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Дюймовочка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

на тему:

«Ознакомление детей с окружающим

миром через музейную педагогику»

Подготовила и провела

Дубровина С.М.

г. Заволжье


План.

  1. Понятие «музейная педагогика».
  2. Актуальность темы.
  3. Ближайшие задачи музейной педагогики.
  4. Принципы музейной педагогики.
  5. Музейная педагогика в игровой деятельности.

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX в.в. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Центральное место отводилось учителю, воспитателю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах XX столетия, к сожалению, на сегодняшний день почти практически утрачена.

Почему же музейная педагогика стала нынче так востребована? Причин несколько:

  1. Примеров вандализма не счесть, а новое никогда не заменяет старого, утраченного. Более точно сказал об этом Распутин Валентин: «Я до сих пор не пойму, почему осквернение одной могилы считается вандализмом, а глумление над останками нашего рода-племени благоустройством. Беспамятство не прошло даром. Мы воспитали поколение людей, не восприимчивых к наследию…».
  2. «Распалась связь времен». Разные поколения не только не находят общего языка, но даже нравственные ценности одного поколения не находят понимания в другом.
  3. Межэтнические конфликты. Эта проблема затрагивает всех, т.к. детские учреждения посещают дети разных национальностей, религиозных конфессий.

И здесь на помощь приходит музейная педагогика.

Музейная педагогика в дошкольном образовании – это область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения.

При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в музейной среде, так и в другом пространстве – в детском саду, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда сама предметная среда начинает играть роль учителя и воспитателя. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.

Ближайшие задачи музейной педагогики:

-        учить ребенка видеть и оценивать окружающие вещи с точки зрения развития истории и культуры;

-        формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени с памятниками истории и культуры;

-        формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием;

-        формировать устойчивую потребность с музеем, с памятником и соответствующие навыки;

-        развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

-        вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

-        развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики:

-        предметность;

-        наглядность;

-        эмоциональность;

-        интерактивность (интерактивность – модернистский термин, характеризующий новые виды эстетической деятельности).

Музейная педагогика должна не прийти на смену экскурсиям старого образца, но просто «вырасти» рядом, как новый тип экскурсий, где интересно и увлекательно.

Предметный наглядный метод обучения предполагает в качестве основного воздействия предмет, который наделяется ролью главного действующего лица. На первый план выдвигается задача помочь ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы. Молчаливые предметы начинают неторопливый «разговор», в ходе которого дети делают для себя неожиданные открытия. Оказывается обычные предметы: ручка, тетрадь, письмо, шкаф, стул и т.д. умеют «говорить». И могут «рассказать» о себе много интересного: о людях, событиях своего времени. Надо только уметь прислушаться, всмотреться, услышать и понять их «тихую жизнь».

Предметы появляются из «музейного саквояжа», «волшебного сундука» и переносят путешественников в разные времена: в Древний Египет, на рыцарский турнир, на прием к русскому царю. Но попасть в иные времена можно лишь в том случае, если ты знаешь и соблюдаешь их нравы и обычаи. Отметим: каждый предмет, выступающий в роли актера, рассказчика не только можно, но и нужно трогать и изучать, используя по возможности все органы чувств.

Главный принцип музейной педагогики: в сознании, душе, памяти навсегда остается только то, что пропущено через сердце и руки.

Я слышу – и забываю.

Я вижу – и вспоминаю.

Я делаю – и постигаю.

Изречение, приписываемое Конфуцию, современные ученые осмыслили и выразили на сухом языке цифр:

То, что слышим – 10%

То, что видим – 50%

То, что делаем – 90%

Неслучаен девиз многих зарубежных детских музеев: «Пожалуйста, трогайте!», а их эмблема – открытая детская ладошка.

В работе с детьми дошкольного возраста противопоказаны традиционные формы работы – монологические экскурсии. Их заменяют музейные занятия с элементами игр, разгадывание кроссвордов, творческими заданиями. И если для младших дошкольников манипуляция с предметом, то для старших – «зрительное ощупывание» предмета, мысленное действие с ним. Прежде, чем «погружать» ребенка в мир культуры и искусства, необходимо договориться о едином языке, основных понятиях, таких как : «музей», «время», «предмет», «памятник», «культура», «народ»- они зарисовываются в виде пиктограмм (рисунков).

Очень активное осваивание музейной информации осуществляется в процессе игровой деятельности. Музейный педагог Н.Д. Рева (Русский музей), которая применяет в своей деятельности музейно-образовательные игры, дающие стимул работе воображения и творческой импровизации.

Игра «О чем говорят вещи» (например, сказка об оживших экспонатах, что они могут рассказать о себе, что помнят). Коллективное продумывание этой сказки.

Игра «Живая скульптура» направлена на развитие пластичности, чувства, памяти зрительной и наблюдательности (дети принимают позу наиболее понравившейся скульптуры).

Игра «Видящие руки», где дети на основе тактильных ощущений ощупывают скульптуры из пластмассы, пластика, стараясь определить материал и форму.

Верные помощники в познании особенностей разных культур – национальные игры. Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру, возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, где ребёнку предлагают задания на основе отдельных музейно-образовательных программ:

-        «Музей и культура»

-        «Предметный мир культуры»

-        «Музей и окружающий мир»

-        «Здравствуй, музей»

Авторы этих программ – работники Русского музея в Санкт-Петербурге; в них каждая тема или раздел курса комплексно освещается под разными углами зрения на основе музейного, предметного материала.

С помощью музейной педагогики можно вовремя воспитать в ребенке потребность в самостоятельном выборе настоящей культуры и умение это делать; помочь сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур.