Большакова Ирина Евгеньевна

Гуревич Александра Вячеславовна

Уважаемая Ирина Евгеньевна,
я была приятно удивлена, что вы используете в своей практической работе мои публикации.В частности, Ваш доклад по семейному проектированию включает обширную цитату( с некоторыми сокращениями) из моей статьи в сборнике "Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования - стратегическое направление развития образования" 2007 года издания,с. 146-150. При этом почему-то ни в списке литературы, ни в тексте нет ссылки на первоисточник, хотя текст Вы воспроизводите дословно. Хотелось бы чтобы Вы исправили эту досадную оплошность, включив приводимый Вами текст в кавычки и обозначив авторство. Спасибо за понимание.
Заимствованный текст :
"Проектирование в ДОУ - это деятельность, которую сейчас осваивают педагоги. К этому процессу активно подключаются родители.

Последнее важно, учитывая, что родители, в массе своей, испытывают достаточно поверхностный и эпизодический интерес к тому, что происходит с их детьми в детском саду - особенно, пока у ребенка нет явных проблем.

Проектирование - образовательная технология, которая делает возможным реальное сотрудничество детского сада с родителями. В последнее время начали говорить о семейном проектировании, когда семья вместе с ребенком решает значимую для себя проблему.

Проект, в котором участвуют родители, нуждается в особом типе педагогического участия. Если мы включаем родителей в образовательный процесс на основе новых образовательных технологий, то нужно это соответствующим образом обеспечить.

Семейный проект не должен терять образовательное содержание – освоение ребенком деятельности проектирования и связанных с этим способностей и компетенций, поэтому, на мой взгляд, семейный проект должен иметь квалифицированное методическое и психолого-педагогическое сопровождение со стороны детского сада.

Предметом совместной работы педагога и родителя становится понимание того, что происходит с ребенком, развитие его способностей и личностных качеств в ходе реализации семейного проекта. В первую очередь - субъектности. Начав с простого исследовательского проекта, связанного с наблюдением за птицами, семья под руководством педагога приходит к осмыслению собственных воспитательных подходов. Можно проследить, как меняется стиль взаимоотношений с ребенком - вплоть до изменений в организации жизнедеятельности семьи и участия девочки в домашних делах. С каждым годом наращивалась сложность проектов, предпринимаемых семьей, и участие в них дочери. В результате ребенок стал способен не только инициировать собственные проекты, оставляя родителям и педагогу роль консультантов, но и выходит в управленческую позицию по отношению к собственной деятельности. Овладение ребенком собственной учебностью представляется нам одной из предельных антропологических целей развития проектного метода в образовании.

Мы уже упомянули об опасности замещения взрослым деятельности ребенка в образовательном проекте. Не менее вреден и другой крен – полная отстраненность взрослых от проекта: «Дети сами все сделают. Пусть плохо, несовершенно, но сами». В этом случае при наличии детской активности – часто нет образовательного приращения.

Образовательный проект не может носить характер дилетантского вхождения в предметно-профессиональную сферу. Он должен быть культуросообразен, и роль взрослого как носителя культуры здесь очень важна. Не случайно в качестве нормативного требования к проектам сейчас задается обязательность этапа прикладного исследования в проекте, необходимость изучения литературных источников, консультаций специалистов, профессионалов. Все это призвано приподнять образовательную планку проекта. Здесь родители, выступая в качестве специалистов-профессионалов, могут оказаться незаменимым ресурсом.

При реализации проекта важно осознанное образовательное продвижение ребенка. Родители, даже если они не участвуют в проекте непосредственно, – могут помочь, например, в организации рефлексии: «чему научился, что удалось сделать и освоить, в чем препятствие и т.д.», – вместо традиционного вопроса «что получил, какие оценки?».

В такой родительской заинтересованности - уже помощь.

Родители могут удерживать и чисто организационную рамку проекта. Например, найти консультантов - за счет своих социальных контактов, помочь сформировать состав участников, наладить взаимодействие с внешними структурами…

Для проекта, развивающегося в социальном поле, дети вместе с родителями – это уже общественность микрорайона, района, с мнением которой трудно не считаться. В этом смысле родители представляют собой и мощный социальный ресурс.

Иногда проект с участием родителей при переходе на стадию функционирования выливается в новые формы образовательной работы, которые складываются в детском саду.

Такие важные приращения и ресурсы мы обсуждали сейчас с позиции образовательного учреждения, как инициатора участия семьи в проектной деятельности. Но ресурсность здесь взаимная! Участие родителей в образовательном проекте, усиливая полезность проектирования для ребенка, многое может дать самим родителям, семье.

. Иногда это две параллельных жизни, два почти несоприкасающихся мира в одной квартире. Наверно, не стоить усиливать обвинительный залог и огульно упрекать родителей, что они «не хотят» общаться со своими детьми. Многие и хотят, но… не умеют. Трудно найти верный тон и точки соприкосновения, тем более - если контакт в какой-то момент был утерян.

Проект превращает взаимодействие в реальность. В совместной деятельности рождается взаимопонимание. При этом не ребенок вынужденно втягивается в деятельность взрослого, а деятельность образовательного проектирования строится вокруг детей, с учетом их позиции, интересов.

При семейном проектировании усиливаются процессы консолидации внутри семьи. «Семья Ивановых, Петровых ...» - за счет представленности вовне, в социальном пространстве, начинает выступать как целостность, в которой по законам развития малой группы упрочиваются связи. Согласитесь, не так много у нас в жизни ситуаций, где такая представленность для семьи возможна.

В семейный образовательный проект могут включаться и другие дети, друзья семьи, друзья детей. Так формируются сообщества, соединенные общей целью, сходными жизненными установками – детско-взрослая образовательная общность (термин, введенный В.И. Слободчиковым, Ю.В. Громыко) - благодатная среда взросления, развития ребенка.

Образовательные результаты проекта не будут носить элемента случайности, если взрослые, сопровождающие проект, имеют параллельно собственный педагогический проект – с замыслом, направленным на развитие ребенка, на создание ситуации развития.

В этом смысле интересны попытки целенаправленного формирования детско-взрослых общностей на основе участия родителей в проектах по организации жизни группы. Созданная усилиями педагога и родителей среда общения в группе, богатство неформальных мероприятий с участием семьи, возникновение традиций, - задает атмосферу единства, дружбы, позитивного фона взаимоотношений, которые сами по себе имеют важное значение для детей. Однако для того, чтобы эта общность была образовательной необходимо постепенное смещение акцентов в сознании родителей - с собственно-общенческого содержания на принятие и постановку взрослыми педагогических задач. Тогда предметом взаимодействия родителей становится не только совместное проведение досуга, создание праздников, но и собственно-образовательное движение детей, цели образования и необходимо востребуемый вклад в их реализацию каждого участника образовательного процесса. Для этого родителей нужно вовлекать в обсуждение тенденций образования, их собственных воспитательных установок по отношению к детям, желаемых образовательных результатов и способов их достижения. В противном случае общение, цементирующее подобные группы, может становиться самоцелью, что снижает развивающий эффект для детей.

Перечисленные выше позитивные эффекты участия семьи в проектной деятельности могут возникать уже просто за счет совместности деятельности. А что специфично для семейных образовательных проектов ?

Мы уже говорили о проблеме отчуждения в семье. Свой мир, оберегаемый ребёнком– это потребность, обусловленная взрослением человека, стремящегося состояться как личность. Психологи даже говорят о необходимости в некоторых случаях для уже взрослых, но «так и не сумевших вырасти» людей «символического развода» со своими родителями, особенно - если мнение последних довлеет. Эта метафора характеризует терапевтические меры в запущенных случаях. «Развод» здесь означает не «разрыв и прекращение всяческих отношений», а перевод их на некоторый новый уровень, признание родителями субъектности собственного ребенка, его самостояния в этом мире при сохранении взаимной эмоциональной поддержки в семье.

Родители (это, кстати, часто проявляется при реализации семейных проектов) иногда и не подозревают, на что способны их дети.

Бесконфликтное становление субъектности невозможно без готовности ее принятия ближайшим окружением. Совместное проектирование (если это действительно проектирование, а не просто коллективный труд под руководством взрослого) создает такую внутреннюю готовность родителей – воспринять ребенка по-новому, по-другому с ним взаимодействовать. Поэтому специфичным для семейного проектирования является возникновение новой позиции ребенка в семье.

Проект дает возможность ребёнку реализовать себя в социально приемлемой деятельности. Ребенку не приходится самоутверждаться в других сферах, и для родителей снимается проблема девиаций. Это показывает практика реализации проектов с «трудными» детьми, среди которых много детей, активных и деятельных по природе.

В новом качестве в проекте выступают не только дети для родителей, но и родители для детей. Дети тоже зачастую имеют однобокий взгляд на родителей. В большинстве случаев они почти и не знают родителей - какими они являются в обществе, зато часто видят уставшими после работы. Отдыхающий на диване или решающий какие-то бытовые проблемы родитель – отличается от деятеля, каким он предстает в профессиональной сфере. Фигура общественно-значимого взрослого, его социальная позиция - важна для подростка. Не всегда родитель как такая фигура опознается ребенком.

Конечно, многие родители приобщают ребенка к профессиональной стороне своей жизни. Но чаще такое знакомство носит «экскурсионный» характер и представлено в сознании детей на уровне достаточно смутных представлений.

Нередко проекты с участием семьи - это проекты, где родители в деятельностном режиме вводят ребенка в область своей профессии. Это еще и важный профориентационный момент! Часто семья вольно или невольно навязвает ребенку профессиональный выбор. Какую конкретно позицию родитель при этом занимает: «выбирай только мою специальность», или «только не мою», или «модную и перспективную», - не имеет значения. Сам дискурс намечается без учета ребенка. Даже поговорка сложилась в последние годы: «Первое образование – для родителей, второе человек получает сам».

Проект дает молодому человеку возможность осуществить профессиональную пробу – до того, как потрачены время и средства на освоение профессии".

Занятие

Это занятие я показывала на семинаре .

Добавить запись

Защита от спам-роботов