Успешные практики

Ковалева Елена Григорьевна

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность с детьми 6 лет с использованием STEM - набора по робототехнике.

Тема: «Путешествие в страну Робо - бот»

Воспитатель: Ковалева Е.Г.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умений в составлении алгоритма последовательности действий движения Роботомыши – к цели (сыр).

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать умения программировать Роботомышь с помощью карточек-стрелок, задавать план действий.

2. Формировать умения планировать свои действия при выполнении задания.

3. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Развивающие:

1. Развивать наблюдательность, внимание, память, интерес к решению логических задач.

2. Формировать навыки критического и логического мышления.

3. Развивать у детей навыки взаимодействия при работе в группе: умение договариваться между собой, работать в команде на общий результат.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца.

Направление: инженерно-техническое.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Форма деятельности: совместная образовательная деятельность.

Педагогические методы, приёмы:

Практические: упражнение, творческая и практическая работа, игра, программирование;

Наглядные: показ образца, демонстрация, совместные действия детей и взрослого, рассматривание.

Словесные: объяснение, рассказ.

Приемы организации детей в деятельности: (индивидуальное выполнение заданий, в паре, в подгруппе).

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, STEM - Набор, слайдовая презентация, аудиозапись (писк мышек).

Демонстрационный материал: карта со схематическим изображением маршрута.

                              Содержание образовательной деятельности

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня предлагаю вам отправиться в сказочную страну Робо - Бот. Но чтобы туда попасть, нам нужно произнести волшебные слова:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

В страну Робо - ботов попадём!

Погружение в тему (Издаётся звук - писк мышей)

- Ребята, посмотрите, что это? Это Робомыши, что с ними случилось? Почему они так громко пищат?

- Ребята нам пришло видеописьмо (педагог включает видео обращение Робомыши к детям).

«Здравствуйте, ребята! Приветствую вас в сказочной стране Робо-Бот. В нашей стране случилась беда, страну захватили коварные Робо - Коты! Они стёрли программы у всех Робомышек, теперь мои друзья никак не могут пройти путь до сыра и долгое время остаются без еды. Помогите нам, пожалуйста, составьте программы для жителей города».

Моделирование проблемной ситуации.

Воспитатель: Ребята поможем Робомышкам добраться до сыра?

- Но что нам нужно сделать, чтобы запрограммировать мышку? (ответы, предположения детей). Верно, для достижения цели (сыр), выстроить прохождение маршрута, на игровом поле, используя алгоритмы (карточки направления) создать пошаговую траекторию движения к цели.

- Кто хочет составить и показать ребятам примерный алгоритм последовательности движения мыши к сыру? (проявление инициативы у детей, работа у интерактивной доски)

- Ребята, но прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнём пальчики:

Пальчиковая гимнастика «Мышка мыла лапку»

Мышка мылом мыла лапку:

(Имитация мытья рук)

Каждый пальчик по порядку.

(Отогнуть из кулачка по очереди все пальцы)

Вот намылила Большой,

(Соответственно)

Сполоснув затем водой.

(Встряхнуть кистями рук)

Не забыла и Указку,

(Потереть указательный палец)

Смыв с него и пыль, и краску.

Средний мылила усердно,

(Соответственно)

Самый грязный был, наверно!

Безымянный тёрла пастой:

(Потереть щепотью указательный палец)

Кожа сразу стала красной.

А Мизинчик быстро мыла:

(Движения выполняются очень быстро)

Очень он боялся мыла!

- Молодцы! Размяли пальчики.

Воспитатель (объяснение):

- Рядом с Робомышкой лежат карты - инструкции с изображением схемы лабиринта, для программирования последовательности действий мышки.

Выберите любую из карт. По ней вам необходимо составить алгоритм действий движения мышки к сыру. После того как составите алгоритм, какие наши дальнейшие действия? (ответы детей).

Вводим алгоритм последовательности шагов, соответствующий плану движения Робомыши.

Как мы запускаем мышь?

Нажатием кнопок управления на корпусе мышонка, запускаем мышь. Наблюдаем, как робомышь  доберётся до заветного сыра.  Приступаем!

Воспитатель: Ребята, молодцы, посмотрите, Робомышка радостно пищит?! Она добралась до заветного сыра, благодаря вам. Вы справились с заданием, молодцы! А теперь нам нужно попасть в детский сад!

Произнесём волшебные слова?

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

В детский сад наш попадём!

Заключительная часть

Итог:

- Ребята, мы выполнили столько много заданий. Скажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Что было сложно?

- А вот вам раскраски от Робомышки.



Предварительный просмотр:

"Лесенка успеха". Развивающее занятие для детей подготовительной к школе группы

                                                                               Воспитатель: Ковалева Елена Григорьевна


Цель: Раскрытие интеллектуального потенциала детей 6-7 лет

Задачи:

  • Совершенствовать внимание, мышление, память, воображение, восприятие, речь.
  • Развивать уровень самоконтроля.

Оборудование: игровая лесенка из 5-ти ступенек, кукла, на каждого ребёнка: листочки в клеточку ½, фишка, простой карандаш.

Ход занятия.

Приветствие «Взаимное цитирование».

Давайте поприветствуем, друг друга таким образом: кладёте руку на грудь и называете свое имя, потом называете имя соседа, хлопаете и делите имя на слоги. Хорошо, поприветствовали всех. Проходите за столы.

- Мы, взрослые готовим вас к школе, чтобы вы в школе были успешными.

-Скажите, пожалуйста, что такое успех? (Ответы детей)

-(Обобщить) Успех-это достижение поставленной цели, положительный результат в каком –то деле. Удача, хороший результат в учёбе, работе.

-Как вы думаете, какими должны быть первоклассники, чтобы успешно учиться в школе? (внимательными, думающими, дружными)

- Предлагаю вам сегодня подняться по «Лесенке успеха» (обратить внимание на игровую лесенку). Будем выполнять задания, в случае правильного выполнения поднимаемся вверх на одну ступеньку.
Согласны?

1 задание «Муха»

Перед каждым из вас лист бумаги. Лист разделён на 4 части. Это - окна. Фишка это - муха. «Муха «будет передвигаться по окнам по моей инструкции. Слушайте внимательно.

Листок не поворачиваем.

  • Прилетела муха и села в верхнем левом окне. Полетела вниз, повернула направо. Нарисуйте в этом окне прямоугольник.
  • Муха полетела вверх, затем повернула налево. Опустилась вниз – нарисуйте в этом окне круг.
  • Из этого окна муха поднялась вверх, повернула направо – нарисуйте квадрат.
  • Муха опустилась вниз, повернула налево, поднялась вверх – нарисуйте треугольник.

Должно получиться вот так.

Подняться на первую ступеньку после выполнения задания.

2 задание «Два круга»

Встаём в большой круг. В маленький круг встают три человека. Дети из большого круга стоят на месте, а из малого идут вместе со мной и приговаривают слова « Мы по кругу идём и с собою берём… Я буду называть признак, а вы предмет, который соответствует этому признаку. Например, мы по кругу идём и с собою берём сладкое. Что бывает сладким? Сладкая конфета. Спрашиваю того, кто поднимает руку. Эти дети становятся во внутренний круг (мягкое, жидкое, зеленое, кислое, круглое, лёгкое, деревянное, овальное, весеннее колючее, красное, тяжёлое, пушистое, железное, вязаное))
Игра продолжается, пока все дети не перейдут во внутренний круг.
Обращать внимание на согласование слов.
Подняться на следующую ступеньку по окончанию задания.

3 задание «Пойми меня»

Вы знаете, что в школе дети должны быть внимательными. У внимательного школьника внимание похоже на луч от фонарика. Школьник направляет его только на учителя, слушает его внимательно.

Следующая игра «Пойми меня». Внимательно слушайте предложение, потом ответьте на мой вопрос.

  1. Машу слушала мама. Кто говорил?
  2. Серёжу ударил Рома. Кто драчун?
  3. Папу ждёт дочка Оля. Кто задержался?
  4. Папа шёл впереди Вани. Кто шёл сзади?
  5. Учитель вызывает к доске ученика. Кто отвечает?
  6. Кошка больше собаки. Кто меньше?
  7. Собаку укусила оса. Кто кусался?
  8. Мама зовёт дочку домой. Кто на улице? А кто дома?

Вы действительно внимательны, поднимаемся на одну ступеньку нашей лесенки.

Физминутка «Мы по лесенке шагали»

Мы по лесенке шагали - руки постепенно поднимаются вверх
И ступенечки считали.
А на горочку взошли,
Ничего там не нашли. - 
разводим руки в стороны
Вниз по лесенки шагали - 
руки постепенно опускаются вниз
И немножечко устали.
Ищем, ищем, где кровать - 
повороты и наклоны в стороны
Захотелось нам поспать. - 
руки сложены под щекой.

4 задание. Графический диктант

Садимся за столы. Перед вами листочки и простой карандаш. Приготовились выполнять графический диктант. От точки, расположенной в левом нижнем углу. Работаем в полной тишине, инструкция говорю один раз, не переспрашиваем - не мешаем друг другу. Покажите свою готовность, руку с карандашом поставить на локоть.

3 клетки вверх, 7 клеток вверх, 4 клетки вправо, 3 клетки вниз, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки вправо, 3 клетки вниз, 5 клеток влево, ещё 7 клеток влево, 4 клетки влево.

5 задание.

Что у вас получилось? Правильно, лестница. А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на занятии. Нарисовать человечка - схематично. На какую ступеньку, как вы думаете, вам удалось подняться? На верхней ступеньке – дети, которые внимательно слушали, справились со всеми заданиями, не мешали друг другу. На ступеньке пониже - ребята, у которых что – то не получилось; иногда они были внимательными, а иногда отвлекались.

На нижней ступеньке - дети, которые постоянно отвлекались, не справились с заданиями, не могли дружно с ребятами выполнять задания, мешали. Подумайте, куда вы себя поставите, нарисуйте фигурку человека.

Нам удалось подняться на самую верхнюю ступеньку. Вы сегодня были внимательными, сообразительными, дружными, а потому успешными.

В кругу. Упражнение «Мы тоже».

Я расскажу о своём настроении. Вы вместе повторяете фразу «Мы тоже».

- Я делюсь с вами хорошим настроением. (Мы тоже)

- Я дарю вам улыбку.

- Я радуюсь нашим занятиям.

- Я горжусь вашими успехами.

- Мы вас обнимаем.

Все обнимаются в одном кругу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мбдоу ремонтненский д.сад «Родничок» РОБОТОТЕХНИКА В детском саду Ковалева Е.Г. в оспитатель высшей квалификационной категории

Слайд 2

ЦЕЛЬ: Развитие творческого кругозора дошкольника, поддержка детской инициативы, конструктивных умений и способностей, формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования.

Слайд 3

Задачи развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество; учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение; развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек; закрепить знания детей об окружающем мире; совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей; выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающими нестандартным мышлением, способностям в конструктивной деятельности.

Слайд 4

Робототехника – одно из самых передовых направлений науки и техники. Робототехника является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию 5 образовательных областей. В педагогике робототехника интересна тем, что объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Робототехника – это…

Слайд 5

Зачем нужна робототехника детям? Стоит обратить внимание на тот факт, что в повседневной жизни дома, в школе, в общественных учреждениях детей окружают самые разнообразные технические приспособления и устройства: Компьютер; Телевизор; Автоматическая стиральная машинка; Планшетные ПК; Смартфоны, телефоны и многое другое.

Слайд 6

Также у многих может возникнуть вопрос, а причем здесь робототехника? Для того чтобы получить ответ, стоит понять, что такое робот. Это автоматизированный механизм, который имеет программу для выполнения той или иной функции. Программа робототехники позволяет детям ближе узнать о принципах работы таких устройств. Это позволит сделать детей более мобильными, подготовленными к внедрению различных инноваций в повседневную жизнь. При этом они смогут быть технически более грамотными.

Слайд 7

ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ РОБОТОТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Ребенок анализирует поделку, которую ему предстоит сконструировать, выявляет условия достижение цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимые детали, и определяет практическое умения, навыке, с помощью которых цель будет достигнута. На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию поделки. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче. На третьем этапе ребёнок анализирует результаты деятельности. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности.

Слайд 8

Ребята в игре, занимаясь конструированием роботов, учатся поэтапной работе «от простого к сложному». Дети узнают методом проб и ошибок, как заставить робота делать то, что они хотят сделать! Наши дети – великие программисты!

Слайд 9

Наш Первый робот, которого мы собрали совместными усилиями была «Мышка пипи ». Сначала мы и зучили детали, затем, как пользоваться блоками. Записали программу, составили для мышки путь, наша мышка пипи начала двигаться...

Слайд 10

Роботизированная пожарная машина. Бутерброд сёма .

Слайд 11

Результаты работы нашей совместной деятельности с детьми Развитие творческого мышления, навыков конструирования и программирования ; мелкой моторики, внимания, аккуратности. Учатся доводить начатое до своего логического завершения. Умеют читать кодовые схемы, выстраивать путь роботам по маршрутным картам. Методом проб и ошибок создают свою программу для робота. Поиск качественного результата. Умение работать в команде. Воспитание и развитие свободной творческой личности, под держка детской инициативы.

Слайд 12

На базе нашего детского сада прошло методическое объединение центрального образовательного округа на тему «Интегративно – развивающий подход к модернизации образовательной деятельности». Мы провели мастер – классы, поделились с коллегами своими идеями, наработками, обменялись опытом. вс

Слайд 13

Спасибо за Внимание!


Предварительный просмотр: