Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему «Путешествие в волшебную страну Эбру»

Позднякова Юлия Викторовна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему «Путешествие в волшебную страну Эбру»

Эбру является особенной техникой рисования, когда вместо обычной бумаги используется вода. Конечно, обычная для этого не подойдет, воду надо сначала особенным образом приготовить. Что касается красок, то они тоже не совсем простые и должны иметь специальную натуральную основу. В итоге рисунки получаются крайне интересными и красивыми, а повторить их практически невозможно. Рисовать на воде будет интересно всем, независимо от возраста. Этот оригинальный способ позволяет занять маленького непоседу на несколько часов. Кроме того, с помощью такой техники можно развивать воображение и творческие навыки, а это очень важно для каждого малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Жемчужинка»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

на тему: «Путешествие в волшебную страну Эбру».

     

               

                                                                            Воспитатель 1 кв.к:                                                                

                                                                                         Ю.В. Позднякова

                                                                     

   

2020 г.

Возраст: старшая группа.

Основная образовательная область: художественно – эстетическое развитие.

Интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: сформировать у детей способность к восприятию   окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественное - эстетическое творчество, совершенствовать интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Образовательные задачи: познакомить дошкольника с нетрадиционной техникой рисования – «эбру».

Развивающие задачи: развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивать творческие способности, воображение через продуктивную деятельность.

Воспитательные задачи: воспитывать  умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.

Предварительная работа: чтение восточных сказок, беседы о цветах, рассматривание иллюстраций цветов.

Словарная работа: Эбру, гевен, шило.

Материалы и оборудование: фартуки, лотки, листы бумаги, кисти, вода с загустителем,  гуашь, пипетки, стаканчики с водой, салфетки, шпажки, пластиковые вилочки, салфетки, акриловые краски, образцы картин, выполненных в технике «Эбру», рамки для детских работ, прожектор, ноутбук, колонки, проектор, магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой, восточный ковер, лампа, бумажные бабочки.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1. Вводная часть

Играет красивая восточная музыка.

Дети входят в музыкальный зал и видят ковер, а на нем волшебная лампа и загадочный сундук.

Воспитатель:

- Ой, ребята, смотрите, что же это здесь такое? (лампа)

-А вы знаете, из какой сказки эта лампа? (из сказки Алладин)

- Какая красивая, старинная, гладкая, а внутри пустая… (воспитатель трет лампу рукой и из лампы раздается кряхтение…)

- Ребята, это оказывается волшебная лампа и в ней кто-то живет! (да, в ней живет Джин и он исполняет желания, лампу нужно потереть и он появится)

- Давайте попробуем еще раз! Что-то не получается…

Звучит загадочная восточная музыка.

Слышим голос Джина.

- Ой-ой-ой! Как здорово, что вы меня нашли. Меня заколдовал злой волшебник и я растерял все свои волшебные силы. Я не могу теперь колдовать. А я так хотел поздравить свою маму с праздником и подарить ей подарок…но ничего не успел.

- Ребята, как же мы можем помочь Джину? Может быть этот волшебный сундук даст нам подсказку.

Воспитатель с детьми открывают сундук и обнаруживают там различные материалы, инструменты и сверток.

- Ребята, здесь какая-то сказка, давайте прочтем ее (педагог читает сказку про капельку)

«Жила-была капелька, и решила она упасть в воду так, чтобы оставить после себя след. Да не простой след, волшебный. Упала в воду капелька красного цвета, появились роскошные розы, упала капелька жёлтого цвета, вспыхнули мимозы, упала капелька розового цвета, расцвели тюльпаны, упала капелька синего цвета, распустились незабудки, упала капелька зелёного цвета, выросли у цветов стебли и листочки, и такая заиграла на воде красота!»

2. Основная часть

Ребята, как же нам узнать, о чем идет речь? Где мы можем узнать необходимую информацию? (из интернета) Давайте произнесем волшебные слова, и все узнаем!

Интернет нам помоги,

Экран волшебный ты включи!

(детям предлагается сесть на стулья перед экраном)

Просмотр видеофильма о технике  «Эбру».

- Вам понравилось? Завораживающе красиво, правда? Вы бы хотели научиться рисовать на воде? Ребята, я вам предлагаю отправиться в волшебную страну Эбру! Вы хотите? Тогда давайте поскорее отправимся туда, но для этого нам нужно произнести волшебные слова:

Раз, два, закрываем мы глаза

Полетели, покружились

В стране Эбру очутились!

- Ребята, посмотрите, что это здесь? (педагог обращает внимание на выставку необычных рисунков) Посмотрите, это же картины, выполненные в технике Эбру. Все они неповторимы, каждая по-своему необычна, красива!

Хотите попробовать нарисовать свою картину в подарок для мамочки?

 Я знала, что вам понравится и все приготовила для рисования в технике Эбру. И для этого нам пригодятся инструменты из волшебного сундука.  Я приглашаю вас к столу.

Сейчас я вам покажу и расскажу, как создаются прекрасные узоры.

У меня в лотке не простая вода, которая течет из-под крана, в нее добавлен специальный загуститель.

Нам понадобится вот такая острая палочка, чтобы рисовать на воде. И обязательно нам нужна салфетка, потому что при соприкосновении с водой краска должна быть всегда чистая. Поработали одной краской, протираем палочку и работаем дальше с краской другого цвета. Работать надо на поверхности воды, не прокалывая воду. Краски добавляем в любой последовательности.

Пипеткой набираем краску, и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капля краски растекается по поверхности воды. Так мы создаем фон для нашей волшебной картины. Затем берем палочку, обратите внимание, что работать ей нужно осторожно! (повторить технику безопасности).

Набираем краску и опускаем ее на воду, затем обтираем палочку салфеткой и опускаем в краску другого цвета и повторяем эти же действия.

На один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, кружатся, словно танцуют.

У нас получилось несколько цветовых кругов и, мы уже сможем сделать узор. Двигая палочкой слева направо, сверху вниз мы заставляем краски еще больше двигаться, кружиться, они переплетаются между собой, создавая         удивительные узоры. Цвета могут быть такие, какие вам нравятся.

А теперь всю эту красоту надо перенести на лист бумаги. Накладываем лист на поверхность воды и как только края листа станут заворачиваться, нужно этот лист аккуратно вытянуть по краю лотка и положить высыхать.

Прежде, чем приступим рисовать, давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии.

Ну что, теперь мы готовы сотворить своё чудо. Давайте произнесем волшебные слова:

Краски в руки мы возьмем

Рисовать сейчас начнем

Будет ярко и чудесно

Чтобы было веселей,

Яркой краски не жалей!

Мы будем работать в парах. Посмотрите, у каждой пары есть лоток с водой. Краски несколько цветов. Давайте вспомним, как мы будем создавать рисунок на воде (дети вспоминают последовательность работы). Прежде чем начать, подумайте, каким цветом будет фон, каким основной узор, чтобы краски не слились между собой. Итак, приступим. (дети работают в парах под спокойную тихую музыку, педагог помогает, подсказывает).

- Как красиво у вас получилось! Теперь рисунки должны высохнуть. Потом мы  оформим их в красивую рамку, и вы сможете подарить свои волшебные картины на праздник мамочке. А я свою картину подарю нашему дорогому Джину, чтобы он смог порадовать свою маму.

3. Заключительная часть

Воспитатель: 

- Ребята, посмотрите, какие красивые бабочки! Возьмите пожалуйста бабочку такого цвета, какое у вас сейчас настроение и посадите на свою волшебную картину! И я тоже возьму бабочку и украшу ею картину для мамы Джина (дети выбирают бабочку того цвета, какого пожелают)

Неожиданно гаснет свет, звучит музыка…

- Ребята, посмотрите как же красиво танцуют и переливаются краски в стране Эбру! Настоящее волшебство! (в это время исчезает кувшин с Джином и рисунок для его мамы.  А на ковре появляются восточные сладости).

Но, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад, давайте произнесем волшебные слова:

Раз, два, закрываем мы глаза

Полетели, покружились

В детский сад мы возвратились!

- Вам понравилось сегодня заниматься? О какой технике рисования вы сегодня узнали? Что было трудным? На чем вы рисовали? (на воде, в которую добавляется загуститель)

Что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился? (нужно перенести его на бумагу)

Вы большие молодцы! Постарались на славу. Настоящие волшебники! Работы получились красивые и вашим мамочкам точно понравятся!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта 

непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

Автор: Позднякова Юлия Викторовна, воспитатель, МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка»

Тема занятия:  «Путешествие в волшебную страну Эбру»

Форма организации: подгрупповая

Форма проведения: нетрадиционная, интегрированное

Вид НОД: продуктивная

Основная образовательная область: художественно – эстетическое развитие.

Интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель
: сформировать у дошкольника способность к восприятию   окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественное - эстетическое творчество, совершенствовать интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Образовательные задачи: познакомить дошкольника с нетрадиционной техникой рисования – «эбру».

Развивающие задачи: развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивать творческие способности, воображение через продуктивную деятельность.

Воспитательные задачи: воспитывать  умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.

Предварительная работа: чтение восточных сказок, беседы о цветах, рассматривание иллюстраций цветов.

Словарная работа: Эбру, гевен, шило.

Материалы и оборудование: фартуки, лотки, листы бумаги, кисти, вода с загустителем, гуашь, пипетки, стаканчики с водой, салфетки, шпажки, пластиковые вилочки, салфетки, акриловые краски, образцы картин, выполненных в технике «Эбру», рамки для детских работ, ноутбук, колонки, проектор, магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой, восточный ковер, лампа, бумажные бабочки.

Технологическая карта хода занятия

Методы, приёмы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап.  Вводная часть. Время-5 мин.

1.Организацион- ный момент: сюрпризный момент – волшебный ковер, лампа, сундук, голос Джина.

Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они из какой сказки персонаж и данные предметы.

 

Отвечают на вопрос воспитателя, предлагают попробовать потереть лампу, чтобы появился Джин.

2. Голос Джина из кувшина

Словесный метод.

Раздается голос Джина из кувшина,  воспитатель  задает детям вопрос, каким образом можно помочь герою сказки. Приложение 1

Предлагают варианты, как можно помочь Джину.

3. Волшебный сундук

Предлагает детям открыть сундук, возможно в нем найдется подсказка, как помочь Джину. Обнаружив в нем различные инструменты и сверток со сказкой, предлагает прочесть ее. Приложение 2 

Соглашаются с воспитателем, рассматривают, называют предметы, находящиеся в сундуке. Слушают сказку о капельке.

Наглядный метод.

Просмотр видеофильма

Предлагает посмотреть видеофильм о необычности техники рисования.

 Приложение 3

Соглашаются.

Усаживаются на стулья, просматривают видеофильм о необычной технике рисования на воде Эбру.

2 этап. Основной-12 мин.

Игровой прием  - перемещение в волшебную страну Эбру

Воспитатель интересуется, понравилось ли детям данное искусство и узнает, хотят ли дети попробовать сделать такой рисунок сами. Предлагает переместиться в страну Эбру, произнеся волшебные слова.

Отвечают на вопросы воспитателя. Соглашаются отправиться в путешествие в сказку. Произносят волшебные слова.

Педагог обращает внимание на выставку необычных рисунков. Интересуется, хотят ли дети выполнить картину в технике Эбру в подарок для своей мамы.

Рассматривают выставку картин, высказывают свое мнение. Соглашаются.

Практический и словесный  метод (рассказ и показ)

Рассказ воспитателя о технике Эбру и показ выполнения рисования в данной технике. 

Слушают рассказ и наблюдают за действиями воспитателя

Беседа о правилах безопасности -словесный метод

Предлагает вспомнить правила безопасности при работе с красками, водой и острыми предметами (вилки, деревянные палочки)

Называют правила. Проходят к столам.

Динамическая пауза.

Предлагает подготовить руки к работе и проводит пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

 Приложение 4

Повторяют движения за воспитателем.

Практический, словесный и наглядный метод

 Продуктивная деятельность (рисование)

Приглашает детей к столам работать парами.

Оказывает необходимую помощь и эмоциональную поддержку.

Произносят волшебные слова и приступают к работе, выполняют  указания воспитателя.

3 этап. Заключительный – 3 мин.

Анализ детских работ.

Рефлексия.

Творческая выставка.

Хвалит детей за интересные рисунки. Воспитатель предлагает оценить свое настроение от проделанной работы, выбрав бабочку понравившегося цвета и поместить ее на своей картине.

Дети оценивают свое настроение от проделанной работы при помощи разноцветных бумажных бабочек.

Приложения

Краткое описание методики: Восточная техника Эбру – это техника рисования на воде. Для работы в этой технике применяются специальные инструменты и краска. Можно также использовать подручные средства-заменители: теплая вода, крахмал, клей ПВА, краски гуашевые (акриловые).

Приложение 1. «Голос Джина из лампы».

Цель: создать положительный эмоциональный фон, ощущение сказки, загадочности.

Приложение 2. «Сказка о капельке»

«Жила-была капелька, и решила она упасть в воду так, чтобы оставить после себя след. Да не простой след, волшебный. Упала в воду капелька красного цвета, появились роскошные розы, упала капелька жёлтого цвета, вспыхнули мимозы, упала капелька розового цвета, расцвели тюльпаны, упала капелька синего цвета, распустились незабудки, упала капелька зелёного цвета, выросли у цветов стебли и листочки, и такая заиграла на воде красота!»

Приложение 3.   «Видеофильм о технике Эбру».  

Просмотр видеофильма о необычности техники рисования.

 Ссылка: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17461738803894857453&from=tabbar&parent-reqid=1605782782110358-1188442156442442036400107-production-app-host-vla-web-yp-201&text=%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D1%8D%D0%B1%D1%80%D1%83&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%2F6821774619

Приложение 4.  Пальчиковая  гимнастика с элементами кинезиологии.

«Лесенка»

Зажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца правой руки. Перехватывая карандаш поочерёдно обеими руками, «спускаться по лесенке».

Раз – ступенька, два – ступенька,

Мы идём тихонько вниз.

Раз – ступенька, два – ступенька,

Ты смотри, не оступись!

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-350630-1434302078.jpg

«Косичка»

Держать карандаш вертикально указательным и большим пальцами одной руки за верхний конец. Перехватывая пальцами то одной, то другой руки, двигаться вниз до другого конца карандаша.

Маленькой сестричке

Заплетём косички.

Сверху вниз косу плети,

Волоски не пропусти.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-350630-1434302213.jpg

                              

    Приложение 4. Продуктивная деятельность (рисование)

   1. Окунуть кисточку в краску; и постукивать по горизонтальной кисточке, чтобы получились брызги-капельки.

   2. Палочкой или вилочкой  водить по поверхности, чтобы получились узоры. Фон  готов.

   3. Взять палочку и растягивать капельки краски в рисунок, можно вилочкой.

   4.  Опустить  бумажную заготовку на поверхность раствора с узором и убрать как начнут заворачиваться края листа.

   5.  Положить  просушиться.