Обо всем по немногу.

Рекомендации для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_voobrazheniya_1.docx837.19 КБ
Файл prilozhenie_4.docx431.81 КБ
Файл prilozhente_3.docx318.24 КБ
Файл prilozhenie_1.docx577.6 КБ

Предварительный просмотр:


Рекомендации по проведению игр

на развитие воображения.

  1. Работа с детьми не может осуществляться без установления с ними эмоционального контакта.
  2. Необходимо стимулировать у детей с задержкой психического развития интерес к развивающим играм, так как сам он не появляется.
  3. На одном занятии не следует проводить одну и ту же игру много раз подряд. Необходимо чередовать разные по форме задания.
  4. Во время выполнения развивающих игр можно давать некоторые оценки относительно успешных действий ребёнка. Это нужно делать ненавязчиво, чтобы оценки не затрагивали личностных особенностей детей. Опасность заключается в том, что у детей не будет развиваться самоконтроль, а самоанализ заменится стремлением угадать реакцию окружающих.
  5. Педагогу необходимо обращать внимание на колебание интереса детей, их утомляемость, использовать смену статических и подвижных игр. Смена деятельности избавит детей от усталости и скуки.
  6. Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на дисциплине, то есть не на том, чтобы «сесть, как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места», «не шуметь».
  7. Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. Детям нравится находить сходство между сюжетами игр и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении. В описаниях игр приводятся примеры оживления разных игровых ситуаций. Педагог может использовать их по своему усмотрению

«Придумай фигуру».

Цель: развивать воображение, логическое мышление, закреплять знания о геометрических фигурах, представления и связную речь детей. 

Ребенку дается набор геометрических фигур: треугольников, кругов, квадратов, из которых предлагается составить, например образ животного, или человека.

«Внутренний мультфильм».

Цель: развивать воображение, фантазию, устную речь.

Взрослый рассказывает начало какой-то истории, например: «Лето. Утро. Мы на даче. Мы вышли из-дома, и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок...». Далее ребенок должен придумать продолжение истории. Он представляет себе то, что происходит дальше, и рассказывает. Затем ребенок останавливается и дальше продолжение придумывает взрослый и т.д.

«Дорисуй рисунок».

Цель: развивать координацию движений рук, проявлять воображение.

Детям предъявляют листы бумаги с нарисованными на них элементами предметов. Это может быть, например, силуэт дерева, простые геометрические фигуры и др., важно, чтобы изображение не было однозначным и давало простор для воображения. Детей просят дорисовать каждую фигуру, так, чтобы получилось что-то осмысленное. А потом рисунки всех детей рассматриваются и вручаются призы: за самый оригинальный рисунок, за свободу использования различных элементов. Обычно бывает весело.

«Два признака».

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.

Оборудование: лист бумаги, набор цветных карандашей, мелков, фломастеров (для каждого ребенка).

Педагог просит детей изобразить то, что может быть одновременно:

а) пушистым и зеленым;

б) прозрачным и голубым;

в) сильным и добрым;

г) звонким и громким;

д) сладким и легким;

е) ядовитым и красивым и т.д.

Выигрывает ребенок, который нарисовал большее количество объектов, для которых характерны заданные признаки.

«Нарисуй настроение».

Цель: развивать воображение, координацию рук.

Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками. Игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое. 

«Старая сказка на новый лад».

Цель: развивать воображение, творческие способности, устную речь.

Берется какая-то известная сказка, например, «Колобок», «Теремок» или «Красная шапочка», и изменяется. Сначала можно изменить сюжет, оставив прежних героев, потом, наоборот, нужно сохранить сюжет, но придумать других действующих лиц. Самое интересное – оставить героев, но изменить их характер, например, лягушка станет злой врединой, волк – симпатичным милягой, а Красная шапочка – плохо воспитанной девочкой, которая, в конце концов, съест несчастного волка.

«Узнай картину».

Цель: развивать внимательность, воображение, речь.

Ведущий показывает игрокам картинку, которая закрыта большим листом с отверстием диаметром два с половиной сантиметра посредине. Передвигая лист по картине, игроки должны узнать, что на ней изображено.

«Клякса».

Цель: развивать воображение, координацию мышц рук, речь.

Детям раздают листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Пять точек».

Цель: развивать фантазию, мелкую моторику рук, координацию движений.

Детям дают листы бумаги с нанесенными на них пятью точками, карандаш или ручка. На рисунке без всякого порядка нарисовано пять точек. Нужно нарисовать человечка таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, еще две приходились на центр ладоней, а пятая – на центр головы. 

«Смешинки».

Цель: развивать, ловкость, воображение, внимание.

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка.

«Новое назначение предмета».

Цель: развивать фантазию, мышление, речь.

Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета. Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

«Сочинялки».

Цель: развивать чувство коллективизма, воображение, творчество.

Играющие, делятся на несколько команд. Ведущий раздает командам листики бумаги и карандаши. Задача игроков – за 5—6 минут придумать веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами: «Жили-были…» и заканчивающуюся: «Ну надо же!». По прошествии, установленного времени все по очереди зачитывают свои сказки, но таким образом, чтобы они сопровождались звуковым оформлением или каким-либо другим дополнением.

«Придумай историю».

Цель: развивать воображение, фантазию, устную речь.

Ребенку предлагается придумать историю, глядя на картинки с изображением одних и тех же персонажей, взаимодействующих между собой, т. е. по комиксам сделать рассказ.

«Рисунки - невидимки».

Цель:  развивать воображения, воспитывать дружеские отношения.

Игра требует осторожность и внимания взрослых, лучше играть в кругу семьи.

Приготовьте белую бумагу и кисточку, налейте в блюдце молока. Попросите малыша, нарисовать что-нибудь, используя вместо красок молоко. Когда оно высохнет, рисунок исчезнет. Как же теперь узнать, что нарисовано на листе бумаги? Для этого достаточно прогладить бумагу утюгом или подержать ее над включенной настольной лампой. Теперь можно организовать обмен секретными рисунками со всеми членами семьи. Получившему тайное послание всегда интересно узнать, что же скрывает чистый лист бумаги.

«Фото на память».

Цель: развить воображение, подражательность, мимику детей.

Взрослый говорит детям, что он будет фотографом на представлении, а они (дети) - артистами, которые будут изображать мимикой и жестами различных героев. «Представление» начинается: взрослый берет воображаемый фотоаппарат и предлагает изобразить, например, злую и страшную Ба – Бу - Ягу. После чего всем нужно замереть - фотограф должен сделать фото на память. Следующий герой: вспомните, как хитро улыбалась Лиса Колобку, чтобы ему понравиться, изобразите, как она это делала, а теперь снова сделаем фото и т. д.

«Неизвестное животное».

Цель: развить воображение, мелкую моторику детей.

Каждый играющий на своем листе рисует вверху голову человека, животного, птицы и т. д., затем, загнув листок так, чтобы было видно только кусочек шеи, передает лист соседу. Тот должен продолжить рисунок верхней частью тела и, загнув, снова передать листок следующему игроку, который рисует конечности. Таким образом дорисовываются листы всех играющих, не зная, чья голова или туловище были нарисованы партнером. В конце игры получается коллекция неизвестных, смешных животных.

«Посмотри свой фильм».

Цель: развить у детей зрительное внимание, память и воображение, умение мысленно просматривать события уже прошедшие или представлять будущие.

Взрослый предлагает ребенку запомнить последовательность любых слов. Заданные слова можно написать или нарисовать. Например, даны слова: жираф, газета, ветер, ромашка, вечер, река. Можно мысленно представить себе, как идет по африканской саванне жираф. Вдруг он видит под ногами газету и начинает ее разглядывать. Легкий теплый ветер переворачивает страницу, а там нарисована большая яркая ромашка. Она выглядит как настоящая, так и хочется ее потрогать и понюхать. Потом наступает тихий летний вечер. Жираф укладывается спать и ему снится голубая, бегущая река.

«Рисование с секретом».

Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость, воображение.

Оборудование: прямоугольный лист бумаги и карандаши.

Дети распределяются. Первый на чинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оста вив какую-то часть для продолжения. Рисунки передаются по кругу. Второй продол жает рисовать, не видя ничего, кроме оставленной части рисунка. Снова передают по кругу следующему, который заканчивает рисунок. Затем открывается весь листок. Можно таким образом рисовать человека, животного и т.д. Интересно будет приду мать название, имя тому, что получилось.

«Почемучки».

Цель: развить фантазию детей, умение формулировать и задавать вопросы.

Взрослый и ребенок по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. Вопросы формулируют с помощью картинок. Например: «Почему люди меняют одежду? Почему осенью улетают птицы? Почему летом не катаются на санках?» и т. д.

«Маски».

Цель: развивать у детей воображение, устную речь, воспитывать сопережевание.

Дополнительно: скорлупа грецких орехов Маски из скорлупы грецких орехов: осторожно разделите орех на две половинки. По сторонам просверлите дырочки, проденьте резинку. На скорлупе нарисуйте лица и мордочки зверей, используя естественный рельеф. Маски надеваются на палец. Если вы хотите одеть получившихся кукол, обмотайте вокруг пальца платок.  Задается тема, и игроки разыгрывают импровизированный спектакль, используя вместо театральной ширмы спинку стула. В зависимости от содержания пьесы маски могут изображать различных персонажей.

«Несмеяна».

Цель: развить мимику, подражательность фантазию детей.

Играющие становятся вокруг водящего  Несмеяны. Каждый из них по очереди старается рассмешить царевну с помощью мимики и жестов (без речи). Тот, кому это удалось, сам становится Несмеяной.

«Волшебные очки».

Цель: развить связную речь, представления детей.

Взрослый рассказывает детям сказку: «Жил-был на свете добрый волшебник, который создал волшебные очки. Если их одеть, можно увидеть только радостные события. Давайте по очереди примерим такие очки и расскажем о радостных событиях в своей жизни».

«Обиженный котенок».

Цель: научить ребенка сопереживать, сочувствовать другому человеку, развить связную речь, воображение.

Каждый из детей по очереди играет роль обиженного котенка, рассказывая о самой обидной ситуации в своей жизни. Остальные играющие стараются утешить его, подбирая для утешения подходящие слова.

«Двигай фишку».

Цель: развить воображение, представления детей, умение мысленно передвигать предметы, представляя изменение их положения.

Нарисованный на листе бумаги квадрат 4x4, расчерченный на клетки, на одной из которых нарисована фишка. Взрослый называет ребенку ходы, а тот старается мысленно передвигать фишку по доске. Рисовать или вести фишку пальцем запрещается. Ребенок должен мысленно привести фишку в получившуюся точку и указать ее на доске.

«Увидим слово».

Цель: развить воображение и представления у детей.

Взрослый объясняет ребенку, что слова можно увидеть в своем воображении, представить, как они выглядят. Например, закрыть глаза и представить себе живую бабочку, яркий одуванчик, зеленую елку и т. д. (озеро, дерево, дом, облако и другие слова). Взрослый должен предупредить ребенка, что поначалу он может ничего не увидеть или видеть какое-то пятно. Постепенно образ предмета станет похожим на фотографию (или картинку), а затем на настоящий предмет, как наяву.

«Услышим слово».

Цель: развить воображение и представления у детей.

Взрослый предлагает ребенку представить звук, издаваемый каким-либо предметов, жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской сирены, звон колокольчика, стук молотка, гудок машины, пение кукушки и другие знакомые, много раз слышимые звуки.  

«Потрогаем слово».

Цель: развить у детей воображение.

Взрослый предлагает ребенку мысленно потрогать какой-либо предмет: подушку (какая она мягкая), елку (колючая), кошку (пушистая), воду (мокрая), пол (твердый) и т. д. и рассказать о своих ощущениях.

«Мюнхгаузен».

Цель: развивать словарный запас, речь, мимику, воображение и фантазию.

Ее можно организовать как среди команд, так и между отдельными игроками. Победителем считается тот, кто придумает и расскажет самую смешную, веселую и невероятную историю, изображая при этом повадки барона Мюнхгаузена. Пересказывать или переделывать анекдоты в данной игре запрещается. Главным героем истории непременно должен быть сам рассказчик.

«Колдун».

Цель: развивать сообразительность, воображение, устную речь.

Многие люди обращаются к колдунам, чтобы узнать что-нибудь о своем будущем. Можно устроить великолепную игру на эту тему. В начале игры выбирается ведущий. Он будет «колдуном». Задача всех остальных – обращаться к этому «колдуну» с различными вопросами. «Колдун» должен придумать интересное предсказание на будущее, можно давать очень смешные прогнозы, главное условие – чтобы всем было весело. Например, «колдун» дает предсказания на какой-то определенный промежуток времени: на неделю, месяц и т. д. В этой игре нет победителей и побежденных, главное – чтобы все хорошо провели время.

«Отгадывание теней».

Цель:  развить связную речь, воображение,  научить ребенка сопереживать, сочувствовать другому человеку. Дополнительно: лампа

Один из игроков садится в близи светлой, по возможности не заставленной стены, лицом к ней. Сзади, в нескольких шагах, устанавливается свечка или тусклая лампа. Кто-нибудь из игроков должен проходит между спиной сидящего и лампой. Лампа должна быть поставлена так, чтобы вышла максимально резкая тень. Сидящий, не оборачивается, по тени должен угадать кто прошел у него за спиной. Угаданный садится на его место и начинает отгадывать тени.

«Смеяться запрещено».

Цель: развивать воображение, мимику.

Пытаемся рассмешить своего товарища, рассказывая ему всякую чепуху. Его задача - остаться серьезным. Кто дольше выдержит?

«Раскрась шаблон».

Цель: развивать глазомер, воображение, мелкую моторику.

Дайте ребенку шаблон (контур) животного, или человека, пусть пофантазирует над его раскраской.

«Скорый поезд».

Цель: развивать устную речь, воображение, пополнить словарный запас ребенка.

Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов, каждое слово вагончик. Вагончик, как и слова, должны быть соединены между собой. Воспитатель: Зима, – какая (ставит вагончик – зима)
Дети: снежная, холодная (ставит 2 вагончика).  Воспитатель: А что бывает еще холодным? Дети: мороженное, лед, снег, ветер … (за каждое слово ставится вагончик).  Воспитатель: отталкиваясь от последнего слова, а ветер, какой? Дети: ответы детей (игра продолжается пока дети придумывают слова или не закончатся вагончики).

«Фантазеры».

Цель: развивать фантазию, устную речь.

На столе лежат карточки (рисунком вниз). В каждой стопке разные картинки: одежда, животные, мебель и. т. д.
Предлагаем двум детям взять из стопочки по одной карточке и показать детям. Воспитатель предлагает соединить слова, обозначающие нарисованное на картинках. (Соединить предлогами). Придумать короткий рассказ из этих слов. Можно использовать коллективный способ обучения -рассказ составляют двое или трое детей, иллюстрируя его, затем один из детей рассказывает его.

«Пластический этюд».

Цель: развивать координацию движений рук, воображение.

Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием. «Пельмени» (И. Лопухина)

Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье -
Вылеплю я сто пельменей!

«Творческая ошибка».

Цель: обогащать словарный запас, развивать воображение.

Воспитатель предлагает вспомнить слова, которые дети произносили неправильно, и подумать, что бы они могли обозначать «каклетка», «лесапед» и  т.д.

«Создание нелепицы».

Цель: развивать воображение, словарный запас.

Детям объясняют технику создания стихотворения, но говорим, что оно должно быть немного сказочным, загадочным, можно использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась

  1. строчка выбор героя
  2. строчка характеристика героя или его действия
  3. строчка реализация действия (как герой это сделал)
  4. строчка выбор конца стихотворения.

Например: Снеговик пришел к нам в группу,

Сел за стол, поел посуду

Потом съел и весь обед

И растаял, наконец.

«Небывальщина».

Цель: развивать воображение, словарный запас, координацию движения кисти руки.

Если смешать два или более комплекта таких сюжетных фигурок то дети могут составлять из них смешные композиции-путаницы. Например, после «Летнего отдыха» можно составить картину «Чего летом не бывает». В качестве примера показываются готовые картинки-шутки (ребёнок в зимней одежде в море». Детям предлагается составить свой смешной рассказ, а потом нарисовать его.

«Неоконченный рисунок».

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, развивать воображение, координацию движений кисти руки.

Ребенку предлагается от 5 до 12 и более кругов. Его задача превратить каждый круг в новый предмет с помощью дополнительных деталей. Чем больше и разнообразнее образов может придумать ребенок, тем выше уровень воображения.

«Постановка необычных проблем».

Цель: развивать словарный запас, воображение.

Ребенку предлагается нестандартная ситуация: "жук купил кресло, придумай, как доставить его к нему домой", или "холодильник начал поедать пищу, что делать", или "что произойдет, если все люди стали передвигаться на руках". Цениться оригинальность решений и сочетаемость в детских рассказах реального и вымышленного.

«Веселый ученый».

Цель: развивать словарный запас, воображение.

Ребенку предлагается пофантазировать на тему научных задач: как вырастить пальму на луне, построить машину для расчесывания собак, оживить куклу, сделать из мухи слона и т.д. В этом упражнении взрослому предоставляется возможность в увлекательной форме уточнить и расширить знания ребенка о мире, заинтересовать его новой информацией.

«Изобрази без предмета».

Цель: развитие воображения и мышления, совершенствование выразительных движений.

Педагог предлагает детям, проявив фантазию, поочередно продемонстрировать следующие движения (без предметов):

  1. вдеть нитку в иголку;
  2. пришить пуговицу;
  3. подбросить и поймать мяч; 
  4. наколоть дрова;
  5. заточить карандаш;
  6. остричь ногти ножницами;
  7. несколько раз перелить воду из одного стакана в другой;
  8. перенести предмет с одного места на другое;
  9. понюхать яблоко, апельсин, розу, лук, нашатырный спирт.

«Силуэты фигур».

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков, художественного вкуса.

Оборудование: карточки с контурным изображением предметов или силуэты фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Педагог раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами незаконченные рисунки. В них не хватает многих деталей, они грустные, бесцветные. Дорисуйте то, что необходимо, и раскрасьте рисунки». Выигрывает ребенок, который на основе силуэтного изображения создал наиболее детальный и красочный образ.

«Тропинка».

Цель: развивать координацию движений, мимику, воображение.

Водящий сообщает игрокам, что они отправляются в поход по лесной тропе. Далее он называет все препятствия, которые встречаются на пути и как их надо преодолевать, а играющие изображают это действиями. Идем медленно по тропе, перешагиваем через крупные ветви, перепрыгиваем овражки и ручейки. Стоп, впереди завал, надо его разобрать. Идем дальше. Бежим с горки, поднимемся в гору. Осторожно впереди обрыв. Через него узкий мостик, идем по мостику очень осторожно. Фу, наконец, привал

«Танец».

Цель: развивать музыкальный слух, ритм, воображение.

Ребенку предлагают прослушать небольшой музыкальный фрагмент и придумать свой танец под эту музыку, дать ему какое-то подходящее название.

«Поможем бабочке».

Цель: развивать воображение, творчество.

Вырежьте из цветного картона крупную бабочку. Приготовьте карандаши, фломастеры, клей, а также разные виды бумаги (фольгу, газету, упаковочную бумагу), пластилин, шерстяные нитки и т.д.
Выберите игрушку – «врага» бабочки и предложите ребенку защитить бабочку, создав новые элементы внешнего вида (например, рога, шипы и т.д.). В процессе игры «враг» бабочки нападает на нее, стимулируя вашего малыша быстрее и интереснее создавать для нее защиту.

«Какой цвет у соленого?».

Цель: Развивать воображение, речь. Закрепить знания о цвете.

Понадобятся соленая, сладкая и кислая вода, детям постарше можно предложить и горькую (сделанную на основе травяного отвара, например). Приготовьте квадратики различных цветов (не только основных, но и различных оттенков). Предложите малышу попробовать язычком воду в стаканчике и выбрать из палитры подходящий цвет.

«Чунга-чанга».

Цель: коррекция эмоциональной сферы ребёнка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать воображении, мимику, пантомиитку.

Путешественник (взрослый) пристал на своём корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошёл на берег, как его окружили жители чудесного острова - маленькие чернокожие дети. На них пёстрые юбочки, на шее бусы, а в волосах - перья. Они весело пританцовывают под музыку В. Шаинского «Чунга-чанга» вокруг путешественника и поют эту песню. Путешественник решил навсегда остаться на этом острове. Ребята, давайте и мы представим, что очутились на острове, и потанцуем.

«Нарисуй целое».

Цель: Продолжать учить разворачивать части предмета в представлении, соединяя их в целое, т.е. оперировать образами в представлении с опорой на целостный образ, развивать воображение.

Оборудование: Разрезанные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов, бумага, фломастеры или карандаши

Педагог раскладывает перед ребенком разрезанную картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит его сложить картинку и снова нарисовать ее.

«Необычное животное».

Цель: развитие воображения, мышления, речи, навыку комбинированию.

Оборудование: карточки с изображениями птицы, рыбы, кошки, зайца.

Педагог прикрепляет к магнитной доске карточки к игре и просит детей представить необычное животное, которое обладает некоторыми особенностями внешнего вида и способностями, присущими животным, изображенным на картинках. Затем предлагает детям придумать название необычному животному и составить о нем рассказ.

«Почему это произошло?».

Цель: развитие вербального воображения, мышления, речь.

Педагог предлагает детям назвать возможные причины возникновения каждой из заданных ситуаций. Например, если дана ситуация «Автобус остановился», то объяснения могут быть следующими:

- Автобус остановился у светофора.

—Автобус остановился, потому что подъехал к остановке.

—Автобус остановился из-за того, что закончился бензин.

— Автобус остановился, потому что на дорогу выбежала собака. И т.п.

Стимульный материал: Мужчина снял шляпу.

Девочка сидела на берегу реки.

Мальчик не принес из леса ни одного гриба.

В доме погас свет.

Все окна в квартире были распахнуты настежь.

Игрок, дающий правильный ответ, получает фишку. Выигрывает ребенок, который к концу игры собрал большее количество фишек.

«Исследовательские вопросы».

Цель: развитие воображения, мышления, речи.

Педагог говорит детям: «Давайте выберем водящего. Водящий задумывает какой-нибудь предмет, а мы будем задавать ему вопросы, чтобы узнать, что он задумал. Водящий может отвечать на вопросы только словами «да» и «нет». Выигрывает ребенок, который первым угадал задуманный предмет. Он становится водящим, игра продолжается.

«Сказочный город».

Цель: развитие воображения, мышления, речи.

Педагог говорит детям: «Представьте, что вы попали в сказочный город. Расскажите о нем». Дети поочередно рассказывают о своих фантазиях. Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительный и оригинальный образ сказочного города.

«Королевство сказок».

Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Педагог раздает детям листы бумаги, простые и цветные карандаши. Каждый ребенок рисует любимого сказочного героя. По окончании рисования дети демонстрируют свои работы и рассказывают о характерах героев, изображенных на рисунках. Взрослый предлагает детям представить, что все сказочные персонажи живут в одном королевстве, и сочинить об этом сказку. Дети, принимая во внимание черты характера героев (Буратино — шалун, Красная шапочка — добрая и доверчивая. Золушка — заботливая и скромная и т.п.), подбирают им подходящие профессии, увлечения и составляют коллективную сказочную историю. Взрослый следит за тем, чтобы персонажи взаимодействовали в воображаемых событиях.

«Орнамент». 

Цель: развитие воображения, графических навыков, художественного вкуса, знакомство с этническими орнаментами.

Оборудование: образцы орнаментов, характерных для различных этнических культур; карточки с изображением незаконченного орнамента (по количеству детей); набор цветных карандашей или краски и кисти (для каждого ребенка).

Педагог рассказывает детям о различных способах украшения изделий народного промысла, объясняет назначение орнаментальных украшений, показывает варианты узоров, характерных для той или иной этнической культуры, и способы рисования орнамента. Затем он раздает детям карточки к игре и говорит: «Теперь вы знаете, как можно создать при помощи ритмически повторяющихся элементов красивый орнамент. Рассмотрите незаконченные узоры, дополните их и раскрасьте цветными карандашами». Выигрывает ребенок, который создал на основе предложенного шаблона самый красивый орнамент. 

«Изменяющийся рисунок».

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.

Оборудование: большой лист бумаги и набор цветных фломастеров или доска и набор цветных мелков.

Педагог предлагает первому игроку задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй игрок говорит, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему.

«Превращения предметов».

Цель: развитие воображения и мышления, совершенствование выразительных движений.

Оборудование: предметы обихода (посуда, инструменты, игрушки и т. п.).

Педагог показывает детям какой-нибудь из предметов, подобранных для игры, и предлагает пофантазировать – представить в какую из вещей его можно превратить. Он просит не говорить о своих фантазиях вслух, а поочередно изобразить задуманное при помощи имитации действий с воображаемым предметом.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 4Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

Вы являетесь первыми учителями Ваших детей! Когда родители удовлетворяют любознательность детей, они тем самым помогают ему приобрести навыки учебной деятельности. В первые шесть лет дети учатся больше, чем остальную жизнь. Для родителей важно знать, как играть с детьми, так как игра и домашние занятия с детьми очень помогают в развитии ребенка. Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.

Выберите удобное для занятий время. Занимайтесь регулярно. Если Вы постоянно заняты, используйте для этого конец рабочей недели. При обучении придерживайтесь следующих принципов: поддерживайте интересы ребенка, предлагайте ему новый материал для развития, всячески старайтесь поощрять ребенка в его стремлении самостоятельно исправлять свои ошибки, одобряйте применение знаний в деятельности.

Примерно в возрасте 2-3 лет у детей начинает развиваться фантазия, воображение. Дети могут почувствовать себя в безопасности, представив, что рядом с ними находится брат или сестра, или какой-то зверек, который может их спасти. Дети чувствуют себя гораздо сильнее, когда исполняют в игре роль взрослого либо супергероя. Для развития творческого воображения детей играйте с ними в сюжетно-ролевые игры. В игре Вы можете взять на себя ту или иную роль, помочь ребенку изготовить необходимые атрибуты для игры. 


Консультация для родителей.

Развивая воображение вашего малыша, вы делаете ему неоценимый подарок. Вероятно, вы слышали о такой формуле гениальности: интеллект, умноженный на воображение. То, что ваш ребенок сможет вообразить, станет его жизненным потенциалом. Развивая воображение, используя при этом увлекательные игры, вы поможете воплотить в жизнь все его мечты!

Воображение играет большую роль в формировании личности ребенка. Для его развития существуют специальные игры, которые помогают постепенно усваивать принцип замещения одних предметов другими. Также занятия подобного рода способствуют формированию умения одушевлять предметы по принципу условности. 

Все родители, у которых есть ребенок старше одного года, знают, что их чадо может днями напролет смотреть самые разнообразные мультфильмы. Если папа с мамой будут действовать правильно, они с легкостью смогут извлечь выгоду из такого увлечения не только в вопросе воспитания малышей, но и в вопросе развития их воображения, мышления и речи.

Ученые утверждают, что воображение маленького человека основано, на тех знаниях об окружающем мире, которые он уже успел получить, а также на его представлениях об различных предметах и их предназначении. Эти два фактора служат замечательной пищей для воображения. Это дает ребенку возможность создать пространство для своих фантазий, которому больше нет аналогов.

Рекомендации для родителе в играх с детьми

  1. Использовать заместители предметов. Важную роль играет внешняя опора. Если развития воображение дошкольника (в 3—4 года) неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, то у детей 6—7 лет уже нет тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение  опирается на такие предметы, которые не похожи на замещаемые (ребенок скачет верхом на палочке, представляя себя всадником, а палку — лошадью). Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет. Произойдет переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме.
  2. Осуществлять «опредмечивание» неопределенного объекта. Способом «опредмечивания» дети начинают пользоваться еще с 3—4 лет. Он состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре усматривать определенный предмет. Так, он может, например, круг превратить в колесо для машины или в мячик и т. д. К 6—7 годам ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а также научиться добавлять к «опредмеченному» рисунку, разнообразные детали.
  3. Создавать образы на основе словесного описания. Необходимость создания образов, на основе словесного описания и графического изображения, возникает при чтении книг, при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия и в некоторых других ситуациях. Чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают.


Предварительный просмотр:

Диагностика развития воображения у дошкольников

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Проводя диагностику развития воображения необходимо учесть, что начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно – ролевой игры. Дальнейшее развития воображения идет по нескольким направлениям, в каждом из которых предусмотрены свои задания.

На первом этапе главной целью занятий было формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения. Детей учили построению знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировали умение выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.

На втором этапе целью становится обучение сюжетному видению на основе наглядных опорных знаков. Дети учатся анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел. Дети должны быть знакомы с материалом, используемым в заданиях.

На третьем этапе основное внимание должно уделяться приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях — это один из важных компонентов развития воображения

На четвертом этапе целью работы становится развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей. В процессе обсуждения и уточнения представлений детей об окружающем мире они обучаются пониманию смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. Важно, чтобы ребенок за словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока должно уделяться словесной опоре.

Задание 1. Изучение умения гибко использовать знания

 и творчески их применять в

конкретных условиях и обстоятельствах

Подготовка исследования. Подготовить картинку на которой изображён домик с крышей и трубой, рядом собачья конура, цветочная клумба, пруд, деревья. Впереди на дорожке стоит коляска. В небе облака и птицы. На каждом из предметов нарисован пустой кружок. На отдельных кружках изображены: кошка, собака, девочка, груша, яблоко, цветок, лебедь, птица.

На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации. 

Отдельно вырезаются кружки-вставки:Инструкция: Ребёнку 4-5 лет показывают картинку и кружки (нарисованные на картинке). Затем просят внимательно посмотреть на кружки и расположить их на картинке там, где они должны находиться, и придумать, как предмет (изображённый на кружке) там очутился. Затем взрослый располагает, предметы по своему усмотрению  и просит ребёнка  объяснить, почему и как  они могли там оказаться.

Обработка данных по характеру решения задания детей делят на три группы.

  1. группа – Дети испытывают значительные трудности при выполнении задания. Они ставят кружочки на привычные места и объясняют: «…потому, что там должны быть». Когда предметы находятся в не привычных местах, ребёнок смеётся и ни чего не объясняет, или объяснения не оригинальные.
  2. Группа – При выполнении задания  дети испытывают особые затруднения при объяснении размещённых предметов в правильные места. Рассказы, чаще имеют реальную форму. Если кружки расставляет взрослый, рассказы становятся содержательнее и детальнее.
  3.  Группа – Дети не испытывают трудности. Они обдумывают задание (задумчтво смотрят в потолок). Иногда берут на себя роль, исходя из которой и объясняют картинки. «..но вот подул ветер (ребёнок дует) и все предметы разлетелись». Дети связывают отдельные предметы, эпизоды в единый сюжет. Им легче объяснить, когда расположение и сюжет они придумывают сами.

Делают вывод о развитии у детей разного возраста способности объединять различные предметы и явления в единый смысловой сюжет на основе установления оригинальных связей и отражать этот сюжет в речи.

Задание 2. Изучение построения

образов сказочных персонажей

Подготовка исследования. Подготовить бумагу, цветные карандаши. Продумать включение в эксперимент сказочных персонажей, существенно отличающихся от реальных (Кощей Бессмертный, Баба Яга, ведьма), а также волшебные превращения сказочных героев (Иванушка в козленочка).

Проведение исследования. Эксперимент проводится коллективно с дошкольниками 3-7 лет. В начале их знакомят с образами сказок или напоминают им об этих образах и их превращениях, читая выразительно соответствующие произведения.

1 ситуация – детей просят нарисовать эти образы и превращения, затем спрашивают о содержании изображённого;

2 ситуация – детей просят рассказать об образах и превращениях.

Обработка данных. По каждой ситуации анализируют степень соответствия образа оригиналу (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение образа), особенности изображения волшебных превращений, перехода из одного состояния в другое. Результаты оформляют в таблицу.

Выясняют возрастные изменения в воссоздании сказочных персонажей и волшебных превращений, анализируют трудности при в воссоздании, устанавливают эффективность передачи образа при словесной и образной форме: как легче передать ребенку образ и превращения – при помощи слова или при помощи рисунка.

Задание 3. Изучение знаково-символической функции

Подготовка исследования. Подобрать несколько кукол4 формочки разной величины и цвета (большая красная, средняя – синяя, маленькая желтая); 2 картинки: на одной изображена кукла с оторванной рукой, на второй целая кукла, но сама картинка разорвана; 3 ластика одинаковой формы и конфету такой же формы.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2 – 7 лет.

1 серия – выясняют может ли праздник часто встречающийся в жизни ребенка служить для него знаком, указывающим на определенное содержание. Ребенку показывают несколько кукол, у одной из них рот и щеки испачканы вареньем. Ребенок должен определить какая кукла ела варенье.

2 серия – выясняют, может ли ребенок перенести на изображение куклы отношения и свойство куклы настоящей. Ему дают бант и просят нарядить куклу. Затем задание повторяется, но куклу предлагают нарисованную.

3 серия – выясняют различает ли ребенок изображение предмета и реальный предмет, как анализирует изображение. Ему предъявляют две картинки: на одной нарисована кукла с оторванной рукой, на второй целая кукла. Но сама картинка с краю порвана. Ребенка просят показать сломанную куклу.

  1. серия – выясняют, может ли ребенок регулировать свои действия опираясь: на реальные отношения и на схему. Ребенку дают три формочки разной величины и цвета. Экспериментатор ставит точно такие же формочки в определенной последовательности и предлагает испытуемому построить такой же «паровозик». Затем последовательность задают на рисунке.
  2. 5 серия – выясняют, может ли ребенок обозначать объект меткой и опираясь на эту искусственно созданную им связь, регулировать свое поведение. Перед ним выкладывают три ластика и конфету такой же формы, заворачивают их в одинаковые фантики.

Ребенка просят на фантике с конфетой поставить метку. Затем конфету переворачивают меткой вниз и перемешивают с ластиками. Ребенка просят найти конфету.

В каждой серии экспериментатор после ответа испытуемого его спрашивают, почему он думает именно так.

Обработка данных. Подсчитывают число верных и не верных ответов по возрастным группам. Результаты заносят в таблицу.

Задание 4. Изучение уровня развития воображения

Подготовка исследования. Подготовить листы бумаги и набор цветных карандашей.

Проведение исследования. Ребенка 4-7 лет просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет).  Напоминают, что в книгах и сказках обычно есть картинки. Малышу предлагают придумать сказку и нарисовать к ней картинку. А потом надо будет рассказать свою сказку. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку ему повторяют инструкцию.

Обработка данных. При анализе не отмечают качество самого рисунка и изложения, а обращают внимание на уровень воображения и относят детей к одному из трех уровней.

1 высокий уровень – сюжет рисунка и сказки совпадают. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунках представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлен (имеет выраженную композицию и детализирован). Персонажи и сюжеты рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребёнку сказки. Дети планируют свою деятельность.

2 средний уровень – ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один сюжет сказки.

3 низкий уровень – дети рисуют и рассказывают знакомую им сказку, даже после повторения им инструкции.

Подсчитав количество детей разных возрастных групп, относящих к каждому из трех уровней, делают вывод о возрастных различиях в уровне развития воображения.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект занятия по рисованию для средней группы.

на тему: «Как зайка от лисы спрятался».

Программное содержание: закреплять умение правильно держать кисть; продолжать учить закрашивать готовый контур, не заходя за края;. воспитывать самостоятельность, аккуратность, доброту; развивать воображение, память, речь, внимание, умение доводить начатое дело до конца, развитие мелкой моторики руки.

Материал: листы бумаги тонированные, светло-голубого цвета, с контурами зайца; гуашь белого цвета, кисть, лиса – игрушка.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, по дороге в детский сад я встретила… Догадайтесь кого?

Маленький, беленький,

По лесочку прыг – прыг,

По снежочку тык – тык…

Дети: - Заяц.

Воспитатель: - Правильно, заяц. Зайчик спешил, торопился, за ним лиса гналась. Он попросил, чтобы ему ребята помогли спрятаться. Ребята, поможете зайке?

Дети: - Да, поможем.

Воспитатель: - Не волнуйся, зайчик, сейчас тебя ребята белой краской закрасят, и сугробы снега нарисуют, и твою белую шубку среди белых сугробов не видно будет.

Дети приступают к работе.


Проводится пальчиковая гимнастика.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

(Сжимание и разжимание кистей 2-3 раза).

Пока дети отдыхали, рисунки подсохли, появляется лиса.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто прибежал. Ты что здесь плутовка делаешь?

Лиса смотрит рисунки детей, ищет зайчика, но не находит. Дети радуются, что помогли зайчику.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Хорошо зайчика среди сугробов спрятали. Не нашла его лиса и она ушла не с чем!

Затем детям предлагается подвижная игра «Кролики».

В одной стороне комнаты полукругом разложены обручи. Это клетки кроликов. На противоположной стороне - дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (по 2-3) становятся сзади обручей, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки - кролики сидят в клетках. Воспитатель-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок «Выбегайте, кролики, на лужайку!». Дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя "Бегите в клетки!" кролики возвращаются на свои места, снова заходят в обручи.

Игра – забава. «Дай кролику морковку».

Дети сидят на стульчиках. Одному из них, более подготовленному, дают в руки морковку, которую он должен дать игрушечному кролику. Ребенок становится на расстоянии 3 м от кролика, ему завязывают глаза. Малыш должен подойти к кролику и дать ему морковку (поднести морковку к мордочке кролика).

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

на тему: «Путешествие в сказку».

Программное содержание: закреплять умение пересказывать художественное произведение, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать воображение, творческие способности.

Оборудование и материалы: Мультимедиа проектор, компьютер, маски, игрушка лисы, волшебный мешочек.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушки лисы.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это? Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

Воспитатель: - Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису?

Дети: Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна.

Воспитатель:  - А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса?

Дети: у нее пушистый хвост.

Воспитатель: - А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, и давайте попытаемся описать нашу гостью. -Ребята, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? Что ты мы можем рассказать о мордочке лисы.

Дети: Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.

Воспитатель: - Молодцы. А кто расскажет нам о хвосте лисы.

Дети: Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.

Воспитатель: - А как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

Дети:  Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.

Воспитатель: А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках?

Дети:  Лиса в сказках хитрая, обманщица.

Воспитатель:  - Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису?

Дети:  Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.

Воспитатель: - Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика.

Воспитатель: (игра с загадками) - Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала случаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (заяц)

Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (медведь)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (петух)

У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (собака)

Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»?

Воспитатель: (физминутка) - Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть.

Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел

И на пяточках потом.

Воспитатель: (моделирование сказки)  - Вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает нас за столы. На столах листы с кругами, карандаши.

Инсценировка сказки. Детям раздаются роли и маски.

Воспитатель: - А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверяток. Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе избушку. Лиса построила ледяную , а зайчик лубяную. Но вот пришла весна-красна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой! Как же быть? Где домик мой?

Заяц: Вся изба твоя с крылечком

Убежала в речку.

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай.

Лиса:(в сторону говорит):

Повезло, скажу, косому

Выгоню его из дому.

Не хочу с ним вместе жить,

Хлеба корочку делить: (обращается к зайцу):

Эй, послушай, милый Зая!

Новость есть!

Заяц: Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород,

Там капуста - круглый год!

Заяц: Неужель уже поспела?

Ну-ка, ну-ка, побегу

И капусту поищу!

Это что? Закрыта дверь.

Лиса: (выглядывает из домика) Я в избе живу теперь.

Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг - и заняла его домик.

Прибежал зайчик, а деверь заперта.

Заяц: Да ведь это домик мой!

Лиса: Не пущу тебя, косой! (заяц отходит, садится рядом плачет)

Ведущая: Строил себе заяц очень крепкий дом,

Да лисица злая поселилась в нём.

Кто не побоится заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Собака: Гав, гав, гав!

У меня горячий нрав!

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг?

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Собака: Эй, лиса, слышишь лай?

Гав, гав, гав, прочь ступай!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Собака: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

Ведущая: На пеньке опять сидит

Бедный заинька, грустит.

Что же делать, он не знает,

Лапкой слёзки утирает.

Медведь: Я Мишка-лежебока,

Спал я долго и глубоко.

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг! 

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Медведь: Эй! Кто там в избе?

Вот достанется тебе!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Медведь: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

Ведущая: Кто не побоится

Заиньке помочь? 

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется петушок

Петух:  Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Я помогу, я помогу!

Ты не плачь, не плачь, косой,

Живо справимся с лисой!

Лиса:  Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Петух:  Как тряхну гребешком -

И развалится весь дом!

У меня есть коса,

Ну-ка, выходи, лиса!

Лиса: Ой, боюсь я петуха!

Ой, подальше от греха! (лиса выбегает из домика и бежит в лес)

Заяц:  Ну, спасибо, Петушок!

Справиться с лисой помог!

Будем вместе в доме жить,

Вместе жить и не тужить!

Воспитатель: (подведение итогов) - Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?

Ну а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.

Конспект занятия в подготовительной группе по изобразительной деятельности
на тему: «В гостях у Морской Царицы».

Программное содержание: закреплять представления о морях и океанах. Формировать знания об обитателях морского дна. Воспитывать эстетическое отношение к природе. Развивать у детей воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрытия предложенной темы.

Оборудование и материалы: выставка поделок из даров моря, макет морского дна, выставка обитателей морских глубин, музыкальное сопровождение. Раскрашенные деревянные фоторамки, ракушки разной величины и формы, морская галька, клей.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами путешественники. Давайте рассмотрим глобус и карту. Что такое глобус?

Дети: Это наша планета, только в уменьшенном размере.

Воспитатель: А это что такое?

Дети: Карта – наша земля в развернутом виде.

Воспитатель: Обратите внимание, какую часть на глобусе и карте занимает вода?

Дети: Больше половины.

Воспитатель: Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?

Дети: Воду мы пьем, купаемся, готовим пищу, в воде живут рыбы, животные, растения …

Воспитатель: Какие вы знаете водоемы?

Дети: Моря, океаны, реки, озера, пруды, ручейки, лужи.

Воспитатель: Какие из них самые большие?

Дети: Океаны.

Воспитатель: Какие океаны вы знаете?

Дети: Тихий, Серный Ледовитый, Индийский, Атлантический, Южный.

Воспитатель: Какой океан самый теплый?

Дети: Индийский, а назвали его  так, потому что он омывает берега Индии, которая в древни времена считалась самой загадочной и диковинной страной, в которой всегда тепло.

Воспитатель: Какой океан самый маленький.

Дети: Северный Ледовитый и назвали его так, потому что он находится рядом с Северным полюсом и  большую часть года этот океан дремлет, укрываясь толстым одеялом мощных плавучих льдов.

Воспитатель: А ещё какой океан мы не назвали?

Дети: Южный – его назвали так, потому что он находится рядом с Южным полюсом.

Воспитатель: Океаны вы назвали, а какие моря вы знаете?

Дети: Красное, Черное, Желтое…

Воспитатель: Чем отличаются моря от океанов, и чем они похожи?

Дети: Отличаются размерами, а похожи тем, что вода в них соленая.

Воспитатель: Давайте представим, что мы на море…

Физкультминутка

Качает вода соленая
Водоросли зеленые

Скачут весело дельфины
Подставляя солнцу спины

На волнах качаются
Солнцу улыбаются

Руки подняли и делают змеевидные движения

Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные движения вперед

Руки вверх

Воспитатель: Вы хотите узнать, какие богатства есть на дне морском? Мы с вами отправимся в сказочное подводное царство.

(Дети переходят в другое помещение, где их встречает Морская Царица)

Морская Царица: Здравствуйте дети! (Дети здороваются)

Морская Царица: Я царица не простая, Я – Владычица морская! Зачем вы ко мне пожаловали в морское Царство-государство?

Дети: Мы хотим посмотреть, чем богат подводный мир и собрать немного морских камушек и ракушек.

Морская Царица: А для чего вам они понадобились?

Дети: Сделать для мам подарки.

Морская Царица: Без труда не вытащишь и рыбку, а уж из морских глубин достать сокровища смогут только самые сообразительные, смелые, упорные.

Охраняю я просторы

Океанов и морей.

Ну, а если вы ребята

Отгадаете загадки

И решите все задачи

Непременно одарю вас

Я богатствами морей.

Вот мои загадки:

Кругом вода, а с питьем беда (море)

По морю идёт-идёт, а до берега дойдёт и пропадёт (волна)

Обхватив хвостом травинку,

Не за край, за серединку,

За коралловый пенёк

Хочет сесть в воде конек,

Но не получается –

Все в воде качается? (морской конек)
Дети рассматривают картинку с морским коньком, отмечают отличительные особенности.

Морская Царица: Какой петушок не умеет кукарекать?

Дети: Морской.

Морская Царица: Почему его так назвали и что он делает?

Дети: Он очень ярко раскрашен и у него есть гребешок, как у петуха, но он не кукарекает, а стрекочет как кузнечик.

Морская Царица: У кого ноги растут из головы?

Дети: У осьминога, у него 8 ног. Когда он сердится или пугается, то меняет свой цвет. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов

Морская Царица:  По воде плывет лепешка
Ну и страшная рыбёшка
Изменяет цвет она
Да ведь это -…?

Дети: Камбала. Она меняет цвет, чтобы укрыться от врагов.

Морская Царица: Да, молодцы с загадками вы справились. А сейчас другое задание – угадайте по силуэту, кто это и расскажите, что о нем вы знаете? (показывает силуэт морской звезды)

Дети: Морская звезда. Она очень ярко окрашена и похожа на цветы.

Морская Царица: А это кто? (показывает силуэт акулы)

Дети: Акула. Самая крупная рыба на земле – китовая акула. А еще есть белая акула – её называют «рыба – людоед».

Морская Царица показывает силуэт кита

Дети: Это кит. Киты – млекопитающее, своих детенышей они вскармливают молоко. Кит  самое крупное животное на земле. Кит во много раз крупнее самого большого слона.

Морская Царица: Да в 25 раз крупнее чем африканский слон. (показывает силуэт ската)

Дети: Скат, он поражает жертву с помощью электрического разряда.

Морская Царица: А еще каких морских обитателей вы знаете? (Показывает иллюстрации, дети отвечают: рыба-молот, рыба-пила, рыба-собачка, кальмар, морская черепаха, рыба-фугу (самая ядовитая), морской огурец, угорь,  рыба-еж и т.д.)

Морская Царица приглашает детей подойти к макету морского дна и предлагает рассмотреть его.

Морская Царица: Назовите обитателей дна морского.

Дети: Ракушки, губки, актинии, кораллы, морские звезды

Морская Царица:  Что ещё есть на дне морском?

Дети: Камни, песок

Морская Царица:  А как называются эти камни (галька). А каких камней не бывает на дне морском? (сухих). Посмотрите, какие чудесные вещи создали мастера из даров моря (Дети рассматривают выставку изделий из ракушек)

Морская Царица: Я приготовила для ваших поделок дары моря.
Волны, волны расступитесь

Дети в мастерской очутитесь.

Давайте все вместе произнесем эти слова (дети повторяют слова вместе с Морской Царицей). Проходите к своим местам, дары моря уже ждут вас.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбки пляшут в синем море,      Вытянуть ладошки и качать запястьями            

Хорошо им на просторе.             влево – вправо

Дети благодарят Морскую царицу и отправляются в группу.

Воспитатель: Ребята, где вы побывали? Что повидали? Что делали?

Подводят итоги.