Классный час "Семейные ценности"

Кушнерёва Ольга Валентиновна

Всем удачи!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Семейные ценности. Настоящее и прошлое»

Цель классного часа: воспитание ценностного отношения к семье; формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни.

Задачи:

  1. воспитание у школьников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
  2. возрождение нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада;
  3. развитие у ребенка нормативного восприятия позитивных семейных ценностей;
  4. воспитание в душе ребенка гармоничного образа семьи;
  5. установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей.

Формы проведения: викторина,  игра, беседа, диспут.

Оборудование: мультимедийный проектор, рисунки детей, журналы (для создания коллажа).

Здравствуйте, ребята, рада приветствовать вас на нашем классном часе.

1 стадия. Вызов.

На классном часе желательно рассмотреть следующие вопросы:

Учитель раздаёт 7-8 учащимся вопросы на которые они отвечают:

                Зачем семья человеку?

  1. Что такое «отчий дом»?
  2. Какие семейные ценности наиболее важны?
  3. Когда появляется готовность создать семью?
  4. Почему в семье появляются конфликты?
  5. Кто и за кого отвечает в семье?
  6. Почему родительский дом называют началом начал?
  7. Легко ли воспитывать детей?
  8. Когда нужен родительский контроль?
  9. Существует ли сегодня проблема отцов и детей?
  10. Здоровая семья: какая она?
  11. Легко ли быть родителями?
  12. Как сделать родителей счастливыми?
  13. Как выразить свою любовь к родителям?
  14. Как научиться не огорчать близких?
  15. Как научиться понимать настроение родителей?
  16. Почему каждая семья счастлива по-своему?
  17. Кто в семье главный?
  18. Почему говорят: «Мой дом – моя крепость»?
  19. В ответе ли дети за родителей?

Ребята, скажите, пожалуйста, какой теме посвящен сегодняшний классный час?

Тема нашего сегодняшнего заседания: «Семейные ценности. Настоящее и прошлое».

Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (Нет.) Т. е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.

Ребята, покажите свои ватманы. Посмотрите, как единодушно распределились у вас 1 и 2 места – семья и дети. Почему же семья ассоциируется со счастьем? Действительно, в семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные … Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь; это место, где нас любят, прощают, заботятся…)

Да, ребята, семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут искажены, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет. Жизнь меняется, и те ценности, которые раньше казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям. Посмотрите, что может произойти, если мы сместим приоритеты. Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так сейчас и происходит. Зачем тогда человеку заводить семью, детей – все это большие препятствия к достижению цели. Последствия: снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Вы – дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас. И поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

2 стадия. Осмысление.

Итак, сегодня мы с вами попытаемся поразмышлять над семейными ценностями, семейными традициями прошлого и настоящего. И вы, ребята, сев за эти столы, автоматически попали в группы, которые будут поддерживать и искать плюсы в ценностях прошлого и настоящего.

Итак, русская народная пословица гласит:

«Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается».

1 сценка. «Наказание – безнаказанность».

Входит учитель.

Учитель: Ну что, чада мои, повторим-ка грамоту. Тепереча Сидор скажет мне, что это за буква така? (Показывает «А»).

Сидор: Аз.

Учитель: А это? (Показывает «В»). Ну-ка, отвечай, Степан.

Степан: Буки.

Учитель: Правильно.

Дети начитают шалить.

Учитель: Ну-ка, Тимошка, перестань фулюганить, пострел. (Берет за ухо, Тимошка кричит: «Ай-Ай-Ай!») Иди-ка сюда. Читай азбуку.

Тимошка:  Аз, буки….буки… (утирает нос рукой).

Сидор подсказывает: Веди.

Учитель: Иди-ка и ты сюда. Почему подсказываешь? (Подзатыльник). Кто грамоте не учен, тот умом слаб. Степан, неси-ка сюда розги! Будем ребяток уму-разуму учить. Тебе, Тимошка, пять ударов, потому что ничего не знаешь. А тебе, Сидор, 10, потому что знания добывать мешаешь и плутуешь к тому же.

Эта сценка нас обращает в прошлое, но телесные наказания в школах сохраняются и по сей день: Не более 140 лет отделяет нас от того времени, когда «мудрено было прожить в Московском государстве без битья», когда через многих, по выражению поэта, «прошли леса дремучие». Не миновали этого позора и ужаса и всевозможные учебные заведения – от самых низших до высших: всюду науки вкладывались ученикам розгами, кулаками, линейками, палками, плетью и другими не менее гуманными способами.

В настоящее время в США законы 23 штатов, в основном на юге страны, допускают телесные наказания в школах. По данным министерства образования США, только в период с 1997 года по 1998 год телесным наказаниям подверглись 457 754 американских школьников, что составляет более одного процента от общего числа учеников средних школ в США.

Обсуждение в группах 2 минуты «Нужны ли наказания в семье и школе?». Обсуждение в классе 2-3 минуты.

Спасибо, группа экспертов в конце дискуссии подведет итог.

Следующая тема для обсуждения – пословица: «Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна». Тема: «Бабушкино воспитание или детский сад?»

Следующую тему мы предварим пословицей: «Вся семья вместе, так и душа на месте».

2 сценка. «Семейная трапеза».

За стол усаживается отец.

Отец:  Ну-ка, мать, собирай на стол.

Мать: Сейчас, сейчас. (Вынимает чашку из печи, девочки помогают – ставят всё на стол.) В это время мальчишки стучат ложками.

Отец: Уймитесь, бесенята. Валя ставит чашку на стол.

Мать: Угощайтесь, чем бог послал.

Все встают, отец крестится, за ним все остальные. Все садятся и начинают есть: первый берет ложкой отец, затем по старшинству.

Отец: Хороши щи. Ох, вкусны.

Один лезет ложкой вперед отца.

Отец:  А ты куда вперед батьки (бьёт ложкой по лбу)?

Сын:  За что, тятя?

Отец: Вперед старших не лезь. Во всем порядок нужон.

Обсуждение в группах 2 минуты «Зачем нужен порядок в семье?»

Обсуждение в классе 2 минуты.

И заключительная тема. Начнем с пословицы: «Без мужа – что без головы, а без жены – что без ума».

4 сценка. «Мама – домохозяйка или мама – бизнес-леди?»

Входит мама с сумками продуктов (полуфабрикатов).

– Сынок, ты дома?

– Да, мам.

– Сынок, ты кушал?

– Да, мам.

– Ну вот, опять посуду не помыл, на столе не убрал. Сынок, как дела в школе?

– Хорошо, мам.

– Уроки сделал?

– Да, мам.

– Ну ладно, продуктов я купила (вынимает из пакета много-много вермишели быстрого приготовления, консервы). Звонок мобильного телефона.

– Да. Да…Хорошо. Сейчас приеду.

Выключает трубку, смотрит на часы.

– Сынок, я должна ненадолго уехать на объект. Меня не жди, ложись спать.

– Хорошо, мам.

Мама берет сумочку и уходит.

Обсуждение в группах 2 минуты «Какая семья нам нужна?»

Обсуждение в классе 2 минуты.

Итак, все темы исчерпаны. Послушаем, что нам скажут наши наблюдатели-эксперты. Эксперты делают общий вывод о ходе дискуссии, о том, к каким выводам пришли ребята в ходе этой дискуссии. Ребята перечисляют семейные ценности, которые прозвучали во время обсуждения вопросов.

Спасибо, ребята, вы назвали, наверное, самые главные семейные ценности. Но их список можно продолжить, и мы сейчас попробуем это сделать. Какие ценности, важные для каждого семьянина, вы можете назвать?

В завершение разговора я хотела бы прочитать небольшое стихотворение:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

на этой сказочной земле.

3 стадия. Рефлексия.

В продолжение поэтической темы прошу вас придумать синквейн на тему: Семейные ценности / Семейные традиции / Семья. Работа может быть выполнена как в группе, так и индивидуально.

Подведение итогов работы.

Литература

Классный час разработан на основе  методического пособия:

Чанилова Н.Г. Методические рекомендации по проведению  в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. – Саратов, 2012. – 36 стр. http://www.saripkro.ru/page.php?al=alias7355