Технологическая карта занятия «Радость» по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии

Тема: «Радость»

Цель:  Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей с чувством радости, учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.  Формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

Развивающие: Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить его в мимике, жестах, в этюдах.

Воспитательные: Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Планируемый результат:  дети имеют представленияо чувстве радости, умеют выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.  Выражают положительные чувства и эмоции через улыбку,  понимают эмоциональное состояние другого человека. Умеют создавать сказку на песке по тексту,определять настроение.

Подготовительная работа: чтение эмоциональных сказок Алябьевой Е.А., рассматривание картин.

Оборудование: Демонстрационный материал: игрушки  котенок и солнышко, мешочек, мелкие игрушки для песка, лист бумаги А3, клей.

Раздаточный материал: лотки с песком, цветные бумажные платочки и полоски, карточки с эмоциями.

 

Этап занятия

структурные

компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

 

Вводная часть

Организационный момент.

Упражнение «Солнышко»

Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Я предлагаю вам встать в круг.

- Сегодня к нам в гости пришло солнышко

- Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)

- Солнышко лучик тебе протянуло, (Протянуть руки в центр круга)

- Солнышко щечку тебе полоскало, (Погладить ладонями щечки)

- Доброго дня тебе пожелало! (Прижать ладони к груди)

- Солнце это свет, тепло, радость, хорошее настроение.  Я предлагаю, передать его по кругу и подарить друг другу, самую красивую улыбку. Я, очень рада, что вы одарили улыбкой  друг друга, ведь когда человек улыбается, ему тоже, хочется улыбнуться в ответ. И от этого на душе, становится теплее.

Дети встают в круг и выполняют упражнения по тексту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положительный настрой на предстоящую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационно-целевой этап:

Проблемно-игровая ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

 

 

 

 

Упражнение « Мешочек настроений»

- Ребята, а какое у вас сегодня настроение? Я предлагаю выбрать цветные платочки, которые соответствуют вашему настроению. - Дети выбирают платочки. Затем психолог обобщает – какое же сегодня настроение у всей группы и показывает детям мешочек и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все ненужные чувства, например обиду, злость, страх и т.д. Если у ребенка плохое настроение, то ему предлагается сделать это. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает детям выбросить свое плохое настроение в мусорный ящик.

- Дети, тему нашего занятия, вам подскажет загадка, послушайте ее и скажите ответ.

Она у каждого бывает,

Кто про невзгоды забывает.

Ты хочешь петь и веселиться,

Ей можно с другом поделиться,

Она - любимая, как сладость.

Она – отрада наша, … (РАДОСТЬ).

- Ребята, сегодня я шла по улице и встретила котенка, он был очень грустный. Я спросила:

- Почему ты такой грустный? А он сказал:

- Я не знаю.

- А почему ты не радуешься?

- А я не знаю как это, что значит радоваться?

-Хорошее настроение

- Радость

Дети фиксируют цель: научить котенка понимать чувство радости и уметь его показывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют желание помочь

 

 

 

Проектирование решений проблемной ситуации

- Ребята а мы можем котенку помочь?

- А как? 

Педагог обсуждает варианты ответов

 с детьми.

 

Обсуждается

вопрос: как мы сможем помочь

По итогам

обсуждения составляется совместный  план:

1.рассказать что такое радость

2.показать как выражается

радость

3. сделать подарок котенку.

Дети могут планировать предстоящую деятельность

 

Деятельностный этап:

Актуализация знаний

Чтение стихотворения «Про пана Трулялинского»

Описание: Психолог читает детям стихотворение Ю. Тувима «Про пана Трулялинского».

Кто не слышал об артисте

Трал ис лаве Трулялинском!

А живет он в Припевайске,

В переулке Веселинском.

С ним и тетка ― Трулялетка,

И дочурка ― Трулялюрка,

И сынишка ― Трулялишка,

И собачка ― Трулялячка.

Есть у них еще котенок,

По прозванью Труляленок,

И вдобавок попугай ― Развеселый Труляляй!..

После прочтения стихотворения проходит обсуждение. Вопросы для обсуждения:

  • Какое настроение было у вас, когда я читала вам это стихотворение?
  • Посмотрите на эту картину (демонстрируется изображение весёлой девочки). Какое настроение у этой девочки?
  • Как вы догадались?

А теперь попробуйте изобразить радость на своём лице. Что для этого надо сделать?

Дети слушают стихотворение. Обсуждают стихотворение, отвечая на вопросы. Примерные ответы детей:

- Настроение было хорошее, веселое.

- Настроение у девочки веселое.

- Девочка смеется и улыбается.

- Надо улыбнуться.

 

понимают эмоциональное состояние другого человека. Выражают положительные чувства и эмоции через улыбку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

 

 

Беседа о радости

Психолог предлагает продолжить предложения:

Когда я радуюсь, я  …

Я радуюсь, когда вижу  ...

На, что похожа радость?...

Как можно порадовать человека?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Повторюшки»

Ребята, но настроение не всегда может быть радостным. Какое еще бывает настроение? Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в увлекательную игру. (Детям раздаются карточки с различными эмоциями). Вы должны будете изобразить настроение, а мы будем отгадывать.

Примерные ответы детей:

-улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, танцую, пою…

-подарки, маму, торт, конфеты, игрушки…

-Радость – похожа на салют, катание на санках, на праздник….

-подарить подарок, обнять, поцеловать и т.д.

 

Примерные ответы детей:

- настроение бывает грустным, не веселым,злым. Дети смотрят на карточки, изображают по очереди настроение, а другие дети отгадывают.

дети имеют представления о чувстве радости.

умеют выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. 

 

Включение новых знаний в систему знаний

Этюд с использованием пескотерапии "Мальчик, который хотел порадовать свою маму"

Психолог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку:

"Жил-был на свете маленький мальчик. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.

Однажды мальчик ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и,  увидел в раковине много грязной посуды. "Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды", - подумал малыш. - "Может, я справлюсь с этой работой?" И он попробовал. Когда пришла мама, радостный мальчик потащил ее на кухню. "Посмотри, мама, я сделал тебе подарок", - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: "Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!" А мальчик тоже улыбался - оказывается, так приятно доставить кому-то радость".

После сказки психолог задает детям вопросы: - Что сделал мальчик? А для чего он это сделал? – Ребята, у вас нас столах  смайлики с разным настроением, выберите тот какое настроение у вашей сказки.

Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В завершении можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека.

Дети слушают сказку и  воплощают ее на песке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы. Примерные ответы детей:

- мальчик помог маме, помыл посуду.

- Чтобы помочь маме и ее порадовать.

Дети  выбирают смайлики, соответствующие настроению своей сказки.

Умеют создавать сказку на песке по тексту,определять настроение.

 

 

Рефлексивно-оценочный этап

 

Упражнение "Собери солнышко"

Ребята, у меня много цветных полосок. Выберите себе полоску, которая подходит вашему настроению. Посмотрите, какой у меня есть круг (круг с эмоцией радости), а на что он похож? А ваши полоски на что похожи. (На лучики). Я предлагаю вам сейчас собрать солнышко. А присоединяя лучик, каждый из вас скажет, что ему понравилось сегодня на занятии и что вы узнали нового. Посмотрите, какое солнышко у нас получилось? (Радостное). Какие чувства вы испытывали, когда выполняли задание? Давайте изобразим радость и улыбнемся друг другу. - Сегодня мы узнали о радости. Скажите, радоваться – это хорошо, или плохо? Как, можно создать себе хорошее настроение? – Ребята, посмотрите, наш котенок улыбается. Значит он какой? Как вы думаете, вы научили его радоваться? Котенок мне сказал, что вы научили его радоваться и веселиться. Он очень вас за это благодарит. Теперь он никогда не будет грустить. Я предлагаю вам подарить наше солнышко котенку, чтобы он никогда не забывал о вас и как радоваться. Согласны? Ребята, вы молодцы, хорошо позанимались и помогли котенку.Я вам желаю «Давайте же чаще улыбаться, и мир станет светлее от наших улыбок».

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы детей:

-Круг похож на мяч, на солнце.

-Полоски похожи на лучики.

- Мне понравилось делать сказку на песке, показывать настроение, стихотворение, помогать котенку.

- Мы узнали, что такое радость и как ее показать. Как можно порадовать другого человека.

-Солнышко получилось радостное, веселое.

-Испытывали чувства веселые, радостные.

Радоваться хорошо.

-Вспомнить маму и папу, веселую сказку или мультфильм, подарить подарок, сделать что-нибудь хорошее.

- Котенок радостный.

-Да.

- Да, согласны.

 Дети самостоятельно оценивают свою деятельность, дают самооценку.