Виртуальные образовательные события

Агеева Вера Александровна

Перед современным учителем остро стоят актуальные вопросы: каковы современные тенденции в образовании в области формирования новых образовательных результатов; как, используя ресурсы, имеющиеся в образовательной организации, мы можем эти новые походы применить на практике; как это поможет нам в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов школьников
В ноябре 2015 года  команде учащихся 10 класса нашей школы предоставилась возможность принять участие в межрегиональном событийном онлайн-интенсиве «Миссия выполнима?», в котором приняли участие более 70 человек учащихся 8-11 классов из 6 регионов Российской Федерации.

Данный формат образовательной деятельности вызвал интерес как у обучающихся, так и педагогов, и это сподвигло нас к проектированию и апробации в апреле 2017 года  двухсессионного  школьного образовательного события для учащихся 6-7 классов ГБОУ Школа 2120  «Культура человечества — это активная память человечества …».
В ходе проведения онлайн-события были максимально задействованы информационные инструменты.
В их числе ресурсы Департамента информационных технологий города Москвы, где любая московская школа может получить учетную запись и пользоваться практически неограниченно возможностями видеоконференцсвязи (вебинары, видео-селекторы, групповые занятия).
Еще один ресурс, который был использован, - это социальная сеть «В Контакте». Она необходима для совместной работы над поставленной задачей. Была создана закрытая группа виртуального события, где  и происходила совместная деятельность по выполнению учебных задач. В ходе работы ребята активно задействовали инструменты Google (учащимися легко создавались документы для совместной работы).  Выбор инструментов связан с решением  возникающих в процессе образовательной деятельности задач и  позволяет создать публичное пространство для тесного общения учеников в группе, а затем  и с экспертом, используя все возможности Интернета.
Участники события взаимодействовали друг с другом через электронную среду, либо напрямую со средой. В процессе этих взаимодействий возникали «следы деятельности», которые фиксировались и накапливались внутри базы данных среды. Впоследствии зафиксированные типы данных были использованы для аналитики метапредметных результатов учащихся.

2016-2017 год - включение в  региональный проект "Сетевая подростковая школа". Являлась куратором очного направления образовательной программы "Школа инженерной культуры", а также занималась организацией сетевого взаимодействия в рамках виртуальных образоательных событий участников проекта.

2017- 2018 год - мы второй год активно работаем в региональном проекте "Сетевая Подростковая школа". В течение года команда ребят участвовала в виртуальном образовательном событии "Кибервиль",в  которое включились более 250 детей из разных школ. Взаимодействие происходило онлайн и офлайн в сетевых группах по различным направлениям: медицина, градостроительство,спортивная инфраструктура, экология, культурное наследие и тд. Наша команда активно поработала в направлении культурное наследие и выполнила большое количество заданий, проведя серьезную аналитическую работу многих источников. А мне удалось получить опыт модерирования этого направления. Спасибо Елене Петряевой, Алене Рамоновой, Максиму Тарасенко за возможнность приобретения нового опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О виртуальном образовательном событии

Основной целью учителя, работающего в рамках развивающего обучения, является создание условий для овладения и рационального применения учащимся культурных приёмов в процессе решения образовательных задач. Таким запросам, как нам кажется, соответствуют событийные образовательные форматы.

Взгляд на событие как особую переходную форму жизни высказывал Б.Д. Эльконин. В ряде исследований (Д.В. Григорьев, Л.И. Новикова) событийный подход рассматривается как диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами. В большинстве исследований событийный подход противопоставляется мероприятийному подходу. Так, Д.В. Григорьев отмечает, что важным моментом качественного преобразования педагогического процесса может стать переориентирование деятельности учителя с мероприятийного подхода на событийный, характеризующийся наличием ярких, эмоционально насыщенных, лично и общественно значимых дел, где событие – это «ценностно ориентированная встреча, длящаяся в объективной реальности или в сознании». Событийный подход рассматривается как продуктивная технология организации и осуществления значимых событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности и находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы.

В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. В литературе есть разные определения данного формата деятельности. Например, Б.Д. Эльконин охарактеризовал образовательное событие как специальную форму организации и реализации образовательной деятельности, выстроенную как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания. А.Б. Воронцов, М.М. Миркес трактуют образовательное событие как способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и внеурочной деятельности[1].

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт; затем происходит усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.  Е.Н. Иванова считает, что «любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности»[2].

В процессе проектирования необходимо учитывать специфику событийных образовательных форматов:

1) в образовательном событии моделируется определённая сфера деятельности / культуры (идеальная форма);

2) участники вовлечены в активную деятельность, ориентированную на получение продукта, в моделестроение и разные компетентностные пробы;

3) задачность и режим образовательного события  имеет принципиально «недоопределённый» характер, оставляя место для субъектного поведения участников;

4) высокая интенсивность и открытость событийных режимов задаёт энергетику, «вызов», инициирующие возникновение субъектов дальнейшей образовательной деятельности;

5) экстремальность задаётся и удерживается за счёт не только содержания, но и формата: разновозрастные группы участников, собранные из разных городов и школ, новые «особые» взрослые, особые места, расписание дня, использование IT и тому подобное.

В организации образовательного события есть ряд принципиальных моментов:

  • поставленная перед ребенком задача должна быть не только практико-ориентированной, но и креативной: сделать то, чего еще никто не делал!
  • каждый участник не только создает продукт, но и проводит его презентацию.
  • конкурсный режим (он обязателен) предполагает не только открытые критерии оценивания, но и несколько тактов позиционной экспертизы (с позиций ребенка, родителя, педагога…)
  • группы участников – смешанные (разные классы, разные возрасты), а рейтинг – не только групповой, но и индивидуальный.
  • по всем способам деятельности проводится тьюторское сопровождение, и с завершением события  оно не только не заканчивается, а продолжается - рефлексией, организацией общения участников, встраиванием их в дальнейшие образовательные программы, обсуждением результатов мониторинга на всех уровнях.

Безусловно, событийные образовательные форматы в полной мере решают задачу реализации системно - деятельностного подхода в основной школе, ставшего методологической основой ФГОС ОО, а также они отвечают возрастным задачам  школы в содержании обучения подростка, которое связано с «особой моделью объекта на которой возможно нечто испытывать и опробовать».[3]  В связи с этим обучение в основной школе должно быть ориентировано на моделестроение и апробирование этих моделей (пробных тел) в разных ситуациях для формирования собственной картины мира у ребенка. Такое моделестроение и организация различных проб учащихся должны выйти за пределы классно-урочной системы обучения и продолжить свое развитие в социальной практике и других формах образовательной деятельности, в том числе, и в событийных форматах.

Актуальность разработки виртуального образовательного события в качестве формы мониторинга метапредметных результатов обучающихся обусловлена как задачами реализации ФГОС в общеобразовательных организациях, так и усиливающейся интеграцией электронной (цифровой) среды и образовательной среды школы.

 Виртуальное событие создает условия для деятельности ученика в цифровой среде.  Именно цифровая среда, где ребенок проводит достаточно большое количество времени, является составной частью культурной, производственной и образовательной среды человека. Она способна  дать навык разветвленного взаимодействия с миром, знанием, самим собой, в результате чего рождается смысловая картина мира. По утверждению А.И.Адамского, это является основной целью новой школы: «Я согласен с теми экспертами, которые считают, что ключевыми изменениями в образовании станут индивидуализация, смена основного источника знаний и компетенций – им станет онлайн-пространство, что самыми важными результатами образования станут личные навыки, а академические знания отойдут на второй план».[4]

Важно еще и то, что цифровая среда не только опосредует образовательную деятельность, но и является средством фиксации протокола всей образовательной деятельности. Поэтому это позволяет  «конвертировать» цифровые следы учеников в образовательные результаты и использовать полученные данные для мониторинга метапредметных результатов и развития педагогического коллектива.

Виртуальное образовательное событие – «это один из видов образовательных событий, который предполагает включение в решение задач(и) обучающихся из разных территорий, взаимодействие всех участников посредством инструментов цифровой среды».[5]

При проектировании виртуального образовательного события мы ориентировались на подходы, определенные в статье Е.Ю.Петряевой:

- содержание раскрывается посредством открытых комплексных (или проблемно-дискуссионных) учебных задач;

- содержание формируется в процессе образовательной деятельности и представляет собой совокупность разновариантных содержательных слоев;

- содержание постоянно изменяется;

- результатами работы с содержанием являются учебные рефлексивно-аналитические продукты.[6]

Виртуальное образовательное событие основывается на деятельности учащихся по решению открытой комплексной образовательной задачи и  ориентировано на совместную деятельность всех участников  в электронной среде, предоставление участникам возможности выбора разных содержательных треков, работу с «деформированными» источниками (тексты с ложными данными, big data, противоречивые инфографика, видео, изображения и т.д.), свободное использование информационных  источников, использование разных информационных инструментов.

Если в виртуальном событии предполагается участие обучающихся из разных школ, городов, стран, то для открытой комплексной образовательной задачи должна быть использована глобальная международная проблематика, что обеспечит «внепредметный и/или метапредметный характер содержания с одной стороны, множественность содержательных треков для выбора направления деятельности участниками, с другой стороны».[7]

При планировании длительности события важно учитывать возраст участников события, поэтому виртуальные события, ориентированные на 5-7 классы, предпочтительнее проводить в виде двухдневного сессионного формата, а для более взрослых учащихся (8-11 класс) удобен недельный виртуальный интенсив.

Обязательно выполнение технических требований для каждого участвующего: наличие личной электронной почты, аккаунта в социальной сети, наличие персонального компьтера/планшета для выхода на виртуальную видеоконференцию, вебкамера, гарнитура.

Перед стартом виртуального события очень важны технические тестирования оборудования и апробация работы с электронными инструментами, что позволит минимизировать всевозможные проблемы с оборудованием,а также позволит участникам события выступить в разных ролевых позициях.

Сопровождающие событие взрослые (педагоги, старшеклассники, сторонние лица) выступают модераторами, экспертами по разным направлениям деятельности.


Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Аверков М.С., Ермаков С.В., Попов А.А. Событие как единица образовательного проектирования (электронный ресурс). - http://opencu.ru/dcs/spaw2/uploads/files/eventop.pdf . - (05.05.2012)
  2. Адамский А. Дядя Петя, вы дурак? Электронная газета «Вести образования», № 18 от 26 сентября 2014 г. URL:http://vogazeta.ru/ivo/info/14346.html
  3. Иванова Е. Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса  /http://lyceum-44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69
  4. Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образования. – 2010. - № 1 (43). – С. 101-109
  5. Петряева Е.Ю. Виртуальные образовательные события: новый фокус электронного обучения. Успехи современной науки и образования, 2017, Том 1, №2. стр.79-84
  6. Рожков, М.И., Сапожникова, Т.Н. Социально-педагогическое сопровождение жизненных событий старшеклассников как фактор их экзистенциального выбора [Текст] / М.И.Рожков, Т.Н. Сапожникова // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – №1. – С. 7-12.
  7. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю. Жилиной. Научный редактор серии Н.Б.Крылова. Научно-методическая серия «Новые ценности образования» Выпуск 1 (43), 2010
  8. Шевелева А. И., Кобзева Л. В., Клымчук Е. А. Образовательные события как практика понимания и принятия (электронный ресурс). - http://www.thetutor.ru/open/article12.html. - (10.05.2012)
  9. Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова  «Проект «Подростковая школа»  в образовательной  системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова», 2004.

[1] Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – 2010. - № 1 (43). – С. 101-109

[2] Иванова Е. Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса  /http://lyceum-44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69 \

 

[3] Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова  «Проект «Подростковая школа»  в образовательной  системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова», 2004.

[4].Адамский А. Дядя Петя, вы дурак? Электронная газета «Вести образования», № 18 от 26 сентября 2014 г. URL:http://vogazeta.ru/ivo/info/14346.html

[5] Петряева Е.Ю. Виртуальные образовательные события: новый фокус электронного обучения. Успехи современной науки и образования, 2017. Том 1.  №2. стр.79-84

[6]  Там же

[7] Петряева Е.Ю. Виртуальные образовательные события: новый фокус электронного обучения. Успехи современной науки и образования, 2017, Том 1, №2. стр.79-84


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: