Главные вкладки
НАСТАВНИК -73
Наставник — это проводник в новой сфере, тот, кто передает свои опыт и знания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 542.88 КБ | |
| 269.59 КБ | |
| 85.84 КБ | |
| 22.3 КБ | |
| 26.49 КБ | |
| 22.3 КБ | |
| 2.26 МБ | |
| 777.55 КБ |


Предварительный просмотр:
Город Ульяновск
1.Региональная акция «Час с наставником» 19.09.2024(сентябрь)
ФИО, предмет | Тема | Формат | Категория участников | Количество участников | ФОТООТЧЕТ /ссылка на размещение публикации | |
1 | Разорвина Н.А., инструктор по физической культуре | «Мне б в наставники пойти» | Деловая игра | Молодые педагоги Руководители Воспитатели | 12 |
Ссылка: https://ok.ru/qroup/70000000915608/topic/157017697758616 |
2 В рамках акции мобильный наставник (ОКТЯБРЬ-10.10.2024)
1 | Суркова Мария Александровна Наставляемый учитель-логопед | «Применение кейс-технологии при обучении навыкам безопасного поведения на дорогах». | Вебинар 16.30 ч | родители, воспитывающие детей с ОВЗ | 13 семей+ наставник |
|
2 | Разорвина Наталья Александровна Маркелова Александра Андреевна, Деревянкина Анна Оганесовна | «Кейс-технология в работе педагога ДОУ» | Вебинар 13.30ч | Участниками встречи стали молодые педагоги и воспитатели ДОУ нашего района | Д.с. 257 Д.с. 124 28 чел |
Ссылка: https://vk.com/wall-216220588_833 https://ok.ru/group/70000000915608/topic/157062197816728 |


Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:

















Предварительный просмотр:
ИНКЛЮЗИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
INCLUSIVE PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS PRACTICE IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS INSTITUTION.
Наталья Александровна Разорвина
инструктор по физической культуре
Россия, г. Ульяновск
Natalia Alexandrovna Razvorvina
physical education instructor
Russia, Ulyanovsk
Аннотация. В статье представлен опыт организации инклюзивной физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении с учетом особенностей здоровья воспитанников.
Ключевые слова: инклюзивное образование, здоровьесбережение, физическое воспитание, дошкольники.
Abstract. The article presents the experience of inclusive sports and recreation activities in preschool educational institution based on the health of children.
Keywords: inclusive education, health-saving, physical education, preschool.
По данным многочисленных исследований в последние десятилетия наблюдается увеличение уровня заболеваемости детей и подростков [1, 3, 4]. Среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) отмечается тенденция к увеличению числа часто болеющих детей, отставанию в физическом развитии, распространенности хронической патологии и др. Наши собственные наблюдения показывают, что за последние годы растет количество детей, поступивших в детский сад с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Что требует особого подхода к проектированию и организации учебно-воспитательной работы с опорой на инклюзивное образование. Зачастую дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не запоминают материал, не понимают его содержание. Не усваивают правила поведения на занятиях, правила в игре и еще многие другие правила, из которых складывается здоровый образ жизни. В частности, плохо ориентируются в пространстве. Не умеют обойти препятствия. Плохо координируют свои движения. Не могут понять задание, не знают, как попросить о помощи, какие сказать слова. Не могут подавить свои отрицательные желания, что порождает множество сложностей в развитии, формирует комплекты агрессии, неуверенности, страха, отказа от общения, ухода в себя.
Поэтому особую актуальность приобретает решение проблемы со- хранения и укрепления здоровья детей в условиях их воспитания в ДОУ через реализацию здоровьесберегающих технологий, в том числе за счет проектирования в ДОУ инклюзивной образовательной среды.
Цель инклюзии – организация среды ДОУ, способствующей успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ, его физического развития. Особое значение в этом процессе могут сыграть специалисты по физической культуре. Ведущий принцип здоровьесберегающих технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения [4].
Физкультурно-оздоровительные технологии в ДОУ включают в себя технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
На базе МБДОУ № 257 «Самоцветы» г. Ульяновск нами реализуется комплексная программа «Физкультура для всех», целью которой является улучшение физического, нервно-психического состояния детей, развитие их двигательной подготовленности.
В программе выделены следующие задачи:
*** укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
*** воспитание у воспитанников потребности в здоровом образе жизни;
*** развитие у воспитанников физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности с возможностями и состоянием здоровья;
*** создание условий для реализации у воспитанников потребности в двигательной активности;
*** формирование у воспитанников основных психических и познавательных процессов через систему физкультурных занятий.
Программа включает мониторинг состояния здоровья и психофизического развития детей; мероприятия, направленные на создание предметно-развивающей среды для детей разного возраста с нарушением речи и психофизического развития; обоснование оптимального двигательного режима и режима дня с учетом речевых и психофизических особенностей детей, описание технологий психофизического развития детей, комплекса оздоровительных инклюзивных и дифференцированных мероприятий.
В нашем детском учреждении реализуются следующие формы организации физкультурно- оздоровительной работы: утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая); двигательно-оздоровительные физкультминутки; подвижные игры; физические упражнения после дневного сна; физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами; физкультурные прогулки (в парк, на стадион); пальчиковая гимнастика – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно; гимнастика для глаз – ежедневно по 3- 5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста; спортивные праздники; спортивные развлечения ;досуги ; мультминутки.
Физкультурно-оздоровительная работа в нашем ДОУ является одним из приоритетных направлений, поэтому наряду с перечисленными формами реализуются секционные занятия по физической культуре, доп.услуги по физкультуре. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет 2 раза в неделю по 30 мин.
На занятиях у детей развиваются координационные способности, поскольку используются общеразвивающие упражнения с разнообразными предметами, так как они вырабатывают точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы.
Занятия с мальчиками и девочками включают элементы спортивных игр. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.
Спортивные игры развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма [2, с. 241].
Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду мы применяем только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание уделяем играм с мячом(баскетбол, пионербол, футбол) В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения позволили сделать вывод, что игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития.
Используемые в комплексе физкультурно-оздоровительные технологии в итоге способствуют формированию двигательных качеств, укреплению здоровья и формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Библиографический список:
1.Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3.Правдов М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях: дисс. … д.п.н. – Шуя, 2003 – 419 с.
4.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
5.Третьякова Н.В. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: современное состояние и проблемы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. Т.1. С. 30-36.
Bibliographic list:
1.Derkunskaya V.A. Diagnostics of preschool children's health culture. Textbook. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2006.
2. Gavryuchina L.V. Health–saving technologies in preschool education: A methodological guide. Moscow: Sphere Shopping Center, 2008.
3.Pravdov M.A. Integration of motor and cognitive activity of children in physical education classes in preschool educational institutions: dissertation of Doctor of pedagogical sciences – Shuya, 2003 – 419 p .
4. Stepanenkova E.Ya. Theory and methodology of physical education and child development: Textbook for students. higher pedagogical studies institutions / E.Ya. Stepanenkova. – M.: Publishing center "Academy", 2001. – 368 p.
5.Tretyakova N.V. Health-saving activities of educational institutions: current state and problems // Municipal education: innovations and experiment. 2014. Vol.1. pp. 30-36.
Предварительный просмотр:
« Возможности виртуальных технологий в дошкольном образовании.»
Разорвина Наталья Александровна
Педагог-наставник, инструктор по физической культуре МБДОУ детского сада №257 «Самоцветы», город Ульяновск., napalkova1974@mail.
Аннотация: Статья посвящена проблеме применения виртуальных технологий в дошкольном образовании. Автор рассматривает актуальность, проблемы и значение применения виртуальных технологий в дошкольном образовании. Статья включает анализ исследований по использованию виртуальных технологий в образовании. На основании проведенного анализа автор делает выводы о возможностях и перспективах применения виртуальных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: виртуальные технологии, мультимедийные средства, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, дети дошкольного возраста.
The possibilities of virtual technologies in preschool education
Razvorvina Natalia Alexandrovna
Teacher-mentor, physical education instructor at MBDOU kindergarten No. 257 "Samotsvety", Ulyanovsk., napalkova1974@mail.
Abstract: The article is devoted to the problem of the use of virtual technologies in preschool education. The author examines the relevance, problems and significance of the use of virtual technologies in preschool education. The article includes an analysis of research on the use of virtual technologies in education. Based on the analysis, the author draws conclusions about the possibilities and prospects of using virtual technologies in working with preschool children.
Keywords: virtual technologies, multimedia tools, preschool education, preschool educational organization, preschool children.
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. За последние годы, в связи с прогрессом цифровых технологий, в жизнь человека врывается виртуализация. Виртуальность проникает во все сферы жизни человечества: в искусство, науку, политику и в образование. Образование под воздействием меняющегося на глазах социума, преобразуется само, модернизируется его вид и способы передачи и принятия информации, формирование самых разнообразных умений и навыков у воспитанников.
Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. В соответствие с Законом «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ, регламентируется необходимость применения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, подчеркивая их значимость и уникальные возможности при решении образовательных задач в статьях: 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы», 29 «Информационная открытость образовательной организации», 98 «Информационные системы в системе образования» [1].
В педагогическом сообществе нашего государства, как в его научной части, так и среди практиков, идет дискуссия о целесообразности применения виртуальных технологий в образовании, их месте в образовательном процессе, регламентированности, содержательном наполнении, способах контроля в виртуальной среде и о многих других вопросах.
Многие педагоги, психологи, философы высказываются о деформирующем влиянии виртуальной среды на личность ребенка, принимающего данную реальность за настоящую жизнь. Так А. В. Юхвид ( в своих работах он приводил определения термина «виртуальная реальность»), А. И. Фоменко
( в статье «Философская проблема виртуальной реальности» он рассматривал виртуальную реальность как феномен науки и техники, тесно связанный с основами человеческого существования и имеющий место во всех сферах жизни людей.) И.С. Родичева и Н.П. Суханова, размышляя о плюсах и минусах применения виртуальных технологий в образовании, высказывают опасения по поводу разрушения живого общения, привязанности к персонажам видеоигр, асоциальности и одиночества [2].
Небольшое внимание уделяется возможностям применения виртуальных технологий в дошкольном образовании. Сама эта идея, на первый взгляд, кажется сомнительной, когда для дошкольной педагогики незыблемым и константным является золотое правило дидактики, которое сформулировал еще в XVII веке чешский мыслитель-гуманист, философ, педагог Я.А. Коменский: «Все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-то предметы можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут несколькими чувствами» [12; с.384]. Бессмысленно оспаривать тот факт, что для детей дошкольного возраста фундаментально значимо непосредственное ознакомление с окружающим его природным и социальным миром, задействующее все психические процессы и явления, формирующее базисную когнитивную основу дальнейшего благополучного развития ребенка.
Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.
По мнению И.А. Бокачева [3], виртуальная реальность - это такая ситуация, в которой человек искусственно прибывает. Это определенная среда, посредник между человеком и окружающим миром, которая может замещать реальность, превращаясь в самостоятельную реальность.
Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотносится в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.
Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей. Виртуальная среда способна в большей степени расширить возможности ознакомления дошкольников с окружающим его природным и социальным миром. Воспитатели получают возможность знакомить детей с теми природными и социальными явлениями, которые мы не можем дать детям в непосредственном опыте, например: джунгли, океаны, разные страны мира, национальные культуры и т.п.
Я.Ю. Ленсу в своей статье отмечает [9], что виртуальная реальность, сгенерированная с помощью компьютерных технологий, обладает такими двумя качествами, как: передача информации с помощью разных каналов: зрение, слух, движение, и интерактивное взаимодействие между пользователями в виртуальной среде.
Способность взаимодействия детей в виртуальной среде предоставляет педагогам возможность воспитания культуры коммуникации в Интернете и мессенджерах, которые составляют сейчас неотъемлемую часть жизни современного «цифрового аборигена». Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств: сайт детского сада, чаты в Viber, WhatsApp ,Сферум, VK.
Использование мессенжеров и Интернет-сайтов ДОУ, позволяет повысить эффективность общения между педагогами и родителями. Подробная информация о жизни детского сада и его воспитанниках, возможность общаться с помощью чатов и электронной почты – все это помогает более тесно общаться педагогам и родителям, а также вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения и делает их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Много плюсов в виртуальной реальности для образования нашли авторы А.Ф. Иванько, М.А. Иванько, Е.Е. Романчук, которые представлены в виде следующей структуры:
*** Наглядность. Технология позволяет в реальном времени показать любой предмет и объект.
*** Вовлечённость. Обучающиеся вовлекаются во взаимодействие с виртуальной реальностью и её составляющими.
*** Практическая деятельность. Помимо теоретических знаний, можно получить практический опыт и навыки.
*** Фокусировка. Если ученик находится внутри виртуальной реальности, другой мир перестаёт для него существовать, и никакие внешние раздражители не смогут отвлечь от процесса обучения.
*** Дистанционное обучение. Виртуальная технология делает процесс дистанционного обучения максимально приятным и удобным для преподавателя и учеников.
Следует отметить, что возможности виртуальных технологий в формировании, упражнении, закреплении, расширении умений и навыков у воспитанников уже нашли достаточно широкое распространение в практике работы ДОО в самых разных образовательных областях: речевом, физическом, познавательном, социально-коммуникативном и художественно-эстетическом развитии.
Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.
ДОО, в отличие от школ и вузов, на данный момент не имеют должного финансирования для приобретения оборудования и программ, обеспечивающих виртуальные технологии. Наверное, это дело будущего скорого времени.
Таким образом, осуществленный анализ исследований в области внедрения виртуальных технологий показал ряд положительных сторон данного явления. В результате виртуализации образования, у детей происходит более широкое и качественно иное формирование представлений об окружающем природном и социальном мире, появляется возможность для развития умений и навыков в самых разнообразных образовательных областях на вариативном и занимательном материале для дошкольников, развиваются умения коммуникации в виртуальной реальности, культура труда с компьютерными технологиями.
Педагогам дошкольного образования следует помнить об опасностях виртуальной реальности, находить оптимальный баланс между применением данных технологий и золотым правилом дошкольной дидактики, учитывать реальные образовательные потребности своих воспитанников. Однако, технологии стремительно развиваются, в том числе информационные, поэтому виртуальная реальность так или иначе займет свое место в нашей жизни. Не стоит этому препятствовать, а следует изучать и адаптировать виртуальную реальность для удобства и безопасности ее использования.
Но не стоит забывать, что педагог - это в первую очередь личность, а цифровые технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве.
Список литературы:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ в редакции на 01.09.2015 г. – М.: ТЦ Сфера, 2016. - 192 с.
2. Адаева Н. А. Компьютер как средство предматематической подготовки дошкольников/ УГПУ им. И. Н. Ульянова. Ульяновск, 2011
3. Бокачев И. А. Виртуализация современной системы образования: «За» и «Против»/ И.А. Бокачев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №1. с.15-19 URL: https://online-science.ru/m/products/Sociological%20and%20Political%20sciences/gid2304/pg0/ (дата обращения: 14.11.2021)
4. Борщева В.В. Виртуальная реальность в языковом образовании: потенциал технологии/ В.В. Борщева // Педагогика и психология образования. 2018. №1. - с. 64-70. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32859433_96988046.pdf (дата обращения 14.11.2021)
5. Егоров С.Ю. Перспективы развития цифрового образования: анализ с позиций системно-деятельностного подхода/ С.Ю. Егоров, Р.С. Шилко, А.И. Ковалёв, Ю.П. Зинченко// Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4 (104). С. 120-127. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41537364_82990090.pdf (дата обращения 14.11.2021)
6. Иванько А.Ф. Виртуальная реальность в образовании/ А.Ф. Иванько, М.А. Иванько, Е.Е. Романчук// Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3 (часть 1) – С. 20-25. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1911 (дата обращения: 21.11.2021)
7. Климович Р.Р. Внедрение технологии виртуальной реальности в образование/ Р.Р. Климович, Ю.О. Шкваркова, С.В. Чернова // Скиф. 2019. №8 с.30-33. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39283413_46525094.pdf (дата обращения 14.11.2021)
8. Красильникова Л.В. Внедрение виртуальных экскурсий в практику дошкольной образовательной организации/ Л.В. Красильникова, С.А. Смирнова// Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. - Нижний Новгород, 2021. - С. 202-205.
9. Ленсу Я.Ю. На пути к виртуальной реальности (из истории зарождения представления о виртуальной реальности)/ Я.Ю. Ленсу// Инновационные Образовательные технологии. 2014. №1(37). С.71–76.
10. Самерханова Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза/ Э. К. Самерханова, М. А. Балакин// Вестник Мининского университета. 2020. Т.8, №2. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4 (дата обращения: 14.11.2021)
11. Селиванов В. В. Эффективность использования виртуальной реальности при обучении в юношеском и взрослом возрасте/ В.В. Селиванов, Л.Н. Селиванова// Непрерывное образование: XXI век. 2015. №1 (9).
12. Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. «Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий», «Современная зарубежная психология» 2019, № 4
13. Коменский Я.А. Великая дидактика./ Я.А. Коменский// Избр. пед. соч. – М., 1982. – Т.1, с. 384.
14. Родичева И.С. Виртуальная реальность: осмысление перспектив/ И.С. Родичева, Н.П. Суханова// Проблемы современного образования. - 2019. №5. - С.56-70. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41567712_66826455.pdf (дата обращения: 14.11.2020).
Предварительный просмотр:
ИНКЛЮЗИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
INCLUSIVE PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS PRACTICE IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS INSTITUTION.
Наталья Александровна Разорвина
инструктор по физической культуре
Россия, г. Ульяновск
Natalia Alexandrovna Razvorvina
physical education instructor
Russia, Ulyanovsk
Аннотация. В статье представлен опыт организации инклюзивной физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении с учетом особенностей здоровья воспитанников.
Ключевые слова: инклюзивное образование, здоровьесбережение, физическое воспитание, дошкольники.
Abstract. The article presents the experience of inclusive sports and recreation activities in preschool educational institution based on the health of children.
Keywords: inclusive education, health-saving, physical education, preschool.
По данным многочисленных исследований в последние десятилетия наблюдается увеличение уровня заболеваемости детей и подростков [1, 3, 4]. Среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) отмечается тенденция к увеличению числа часто болеющих детей, отставанию в физическом развитии, распространенности хронической патологии и др. Наши собственные наблюдения показывают, что за последние годы растет количество детей, поступивших в детский сад с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Что требует особого подхода к проектированию и организации учебно-воспитательной работы с опорой на инклюзивное образование. Зачастую дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не запоминают материал, не понимают его содержание. Не усваивают правила поведения на занятиях, правила в игре и еще многие другие правила, из которых складывается здоровый образ жизни. В частности, плохо ориентируются в пространстве. Не умеют обойти препятствия. Плохо координируют свои движения. Не могут понять задание, не знают, как попросить о помощи, какие сказать слова. Не могут подавить свои отрицательные желания, что порождает множество сложностей в развитии, формирует комплекты агрессии, неуверенности, страха, отказа от общения, ухода в себя.
Поэтому особую актуальность приобретает решение проблемы со- хранения и укрепления здоровья детей в условиях их воспитания в ДОУ через реализацию здоровьесберегающих технологий, в том числе за счет проектирования в ДОУ инклюзивной образовательной среды.
Цель инклюзии – организация среды ДОУ, способствующей успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ, его физического развития. Особое значение в этом процессе могут сыграть специалисты по физической культуре. Ведущий принцип здоровьесберегающих технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения [4].
Физкультурно-оздоровительные технологии в ДОУ включают в себя технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
На базе МБДОУ № 257 «Самоцветы» г. Ульяновск нами реализуется комплексная программа «Физкультура для всех», целью которой является улучшение физического, нервно-психического состояния детей, развитие их двигательной подготовленности.
В программе выделены следующие задачи:
*** укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
*** воспитание у воспитанников потребности в здоровом образе жизни;
*** развитие у воспитанников физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности с возможностями и состоянием здоровья;
*** создание условий для реализации у воспитанников потребности в двигательной активности;
*** формирование у воспитанников основных психических и познавательных процессов через систему физкультурных занятий.
Программа включает мониторинг состояния здоровья и психофизического развития детей; мероприятия, направленные на создание предметно-развивающей среды для детей разного возраста с нарушением речи и психофизического развития; обоснование оптимального двигательного режима и режима дня с учетом речевых и психофизических особенностей детей, описание технологий психофизического развития детей, комплекса оздоровительных инклюзивных и дифференцированных мероприятий.
В нашем детском учреждении реализуются следующие формы организации физкультурно- оздоровительной работы: утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая); двигательно-оздоровительные физкультминутки; подвижные игры; физические упражнения после дневного сна; физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами; физкультурные прогулки (в парк, на стадион); пальчиковая гимнастика – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно; гимнастика для глаз – ежедневно по 3- 5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста; спортивные праздники; спортивные развлечения ;досуги ; мультминутки.
Физкультурно-оздоровительная работа в нашем ДОУ является одним из приоритетных направлений, поэтому наряду с перечисленными формами реализуются секционные занятия по физической культуре, доп.услуги по физкультуре. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет 2 раза в неделю по 30 мин.
На занятиях у детей развиваются координационные способности, поскольку используются общеразвивающие упражнения с разнообразными предметами, так как они вырабатывают точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы.
Занятия с мальчиками и девочками включают элементы спортивных игр. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.
Спортивные игры развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма [2, с. 241].
Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду мы применяем только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание уделяем играм с мячом(баскетбол, пионербол, футбол) В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения позволили сделать вывод, что игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития.
Используемые в комплексе физкультурно-оздоровительные технологии в итоге способствуют формированию двигательных качеств, укреплению здоровья и формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Библиографический список:
1.Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3.Правдов М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях: дисс. … д.п.н. – Шуя, 2003 – 419 с.
4.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
5.Третьякова Н.В. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: современное состояние и проблемы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. Т.1. С. 30-36.
Bibliographic list:
1.Derkunskaya V.A. Diagnostics of preschool children's health culture. Textbook. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2006.
2. Gavryuchina L.V. Health–saving technologies in preschool education: A methodological guide. Moscow: Sphere Shopping Center, 2008.
3.Pravdov M.A. Integration of motor and cognitive activity of children in physical education classes in preschool educational institutions: dissertation of Doctor of pedagogical sciences – Shuya, 2003 – 419 p .
4. Stepanenkova E.Ya. Theory and methodology of physical education and child development: Textbook for students. higher pedagogical studies institutions / E.Ya. Stepanenkova. – M.: Publishing center "Academy", 2001. – 368 p.
5.Tretyakova N.V. Health-saving activities of educational institutions: current state and problems // Municipal education: innovations and experiment. 2014. Vol.1. pp. 30-36.




Предварительный просмотр:







Предварительный просмотр:










































