Для родителей

Байло Лидия Васильевна

Здесь предлагаются материалы для работы с родителями и викторина, в которой участвовали и дети, и родители,  что сближает их в недомашней обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshaya_semeynaya_viktorina.docx20.51 КБ
Файл rod.sobr_._o_tradiciyah.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

 В какой майский день отмечается Международный день семьи?

а) 1 мая;  б) 8 мая;  в) 15 мая;  г) 25 мая.

 Назовите древнеримскую богиню домашнего очага.

а) Юнона;  б) Церера;  в) Веста;  г) Диана.

 

 Какое выражение стало символом большой семьи? а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером; в) Пятеро в ванной; г) Семеро по лавкам.

 

 Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома?  а) Род;  б) Число;  в) Падеж; г) Склонение.

 

 Как в старину в России назывался свадебный обряд?

а) «Щи»;  б) «Каша»;  в) «Окрошка»;  г) «Кулебяка».

 На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Как они назывались?

а) Разгуляи;  б) Разгоняи;   в) Распеваи;   г) Распугаи.

 

 Как называется большой свадебный пирог конусовидной формы с различными слоями начинок, одна из которых обязательно делалась из куриного мяса?

       а) Курник; б) Курятник; в) Курьёз; г) Курень.

 

 Кого засылают в дом невесты? а) Разведчиков;  Б) Юристов;  в) Сватов; г) Казачков.

 

 Какое действие петуха во время девичьего гадания предсказывает, что муж будет пьяницей?  а) Пьёт воду; б) Клюёт зерно; в) Клюёт золотое кольцо; г) Убегает.

 

 До какого события, согласно поговорке, должна зажить любая травма человека?

а) До помолвки; б) До регистрации; в) До свадьбы;  г) До первого свидания.

 

 Как часто называют период романтических отношений влюблённых перед свадьбой?   а) Чайно-кофейный;  б) Молочно-кисельный; в) Конфетно-букетный;

 г) Алмазно-машинный.

 

 Что из этого происходит раньше остального?

а) Предложение; б) Свадьба; в) Помолвка; г) Регистрация.

 

 Как называется церемония объявления кого-нибудь женихом и невестой?  а) Размолвка;  б) Помолвка;  в) Обмолвка; г) Недомолвка.

 

 Как в переносном смысле называют семейный союз?

а) Стрелы Амура;  б) Узы Гименея; в) Нить Ариадны; г) Огонь Прометея.

 Какое из этих музыкальных произведений традиционно звучит на церемонии бракосочетания?    а) Вальс Штрауса;

б) Полонез Огиньского;  в) Марш Мендельсона;  г) Хабанера Бизе.

  

 Как называется торжественное стихотворение, поэма или песнь в честь новобрачных? а) Эпиграмма;  б) Эпиграф;  в) Эпитафия;  г) Эпиталама.

 

 Чем обмениваются новобрачные в ЗАГСе?

а) Кольцами; б) Фотографиями; в) Телефонами; г) Рукопожатиями.

 

 Что, согласно традиции многих стран, молодая жена бросает в толпу гостей?  

а) Перчатку;  б) Букет;  в) Бутылку шампанского; г) Фату.

 

 Что по традиции подружки невесты стараются сделать на свадьбе?

а) Надеть туфельку; б) Примерить кольцо;

в) Поймать букет;  г) Отбить жениха.

 

 Что по традиции гости кричат на свадьбе молодожёнам, чтобы увидеть их целующимися?  а) Сладко!  б) Горько!  в) Кисло!  г) Остро!

 

 Как в шутку называют важного человека, приглашённого на свадьбу или иное мероприятие для придания значительности происходящему?

а) Свадебный генерал;      б) Брачный маршал;

в) Обручальный капитан;   г) Венценосный адмирал.

 

 Сколько раз во время венчания православный священник обводит вокруг аналоя жениха и невесту?  а) Один;  б) Два;  в) Три;  г) Четыре.

 

 Какой математический термин часто использует супруг, говоря о своей жене? а) Половина;  б) Четвертинка;  в) Осьмушка;  г) Десятина.

  

 На каком музыкальном инструменте в сказке Пушкина играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?  а) На балалайке; б) На гуслях; в) На баяне; г) На свирели.

 

 Что в известной русской сказке пустил царевич, желая найти хорошую  невесту?   а) Пулю;   б) Стрелу;   в) Копьё;  г) Бумеранг.

  

 Какой российский город называют городом невест?

а) Иваново;  б) Тула;  в) Воронеж;  г) Пенза.

 

 Какой вариант фамилии супруги не предусмотрен при заключении брака?  

 а) Сохранить девичью;

б) Взять фамилию мужа; в) Пользоваться двойной; г) Выбрать псевдоним.

  

 В последнее воскресенье какого месяца в РФ отмечается День матери?

а) Февраль;  б) Март;  в) Сентябрь;  г) Ноябрь.

 

 В каком городе находится единственный в мире в мире Музей  материнства?

 а) Лондон;  б) Рим;  в) Афины; г) Венеция.

 

 Каким орденом в СССР награждали многодетных матерей?

а) «Трудовой славы»;  б) «Мать-Героиня»; в) «За личное мужество»;

г) «Дружбы народов».

  

 Что из перечисленного может быть семейным?

а) Предлог;  б) Междометие;  в) Союз;  г) Местоимение.

 

 В каком  месяце отмечается День Петра и Февронии - Всероссийский день семьи, любви и верности? а) Февраль;  б) Май;  в) Июль;  г) Март.  

 

 Какой цветок символ нового праздника - Всероссийского дня семьи, любви и вернос-ти (Дня Петра и Февронии)?   а) Роза;  б) Незабудка;  в) Ромашка; г) Лилия.

 

 В какой майский день отмечается Международный день семьи?

а) 1 мая;  б) 8 мая;  в) 15 мая;  г) 25 мая.

 



Предварительный просмотр:

                         Родительское собрание

   

        «Значение семейных традиций в формировании

                          у ребёнка желания трудиться»

Цель: воспитание трудолюбия в семье.

Задачи:  

  1. получить информацию об организации труда в                         семьях учащихся;
  2. расширить представление родителей о том, как    привить детям привычку трудиться.

Оформление: 

  1. Эпиграф (на доске) «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи, и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия». К.Д.Ушинский.
  2. Таблицы «Домашние поручения», «Полезные советы»
  3. Музыкальное сопровождение.
  4. Текст песни «Гимн семье», (на мотив песни «Погода в доме»)
  5. Сказка А.И.Куприна «Звериный урок»

                      Ход собрания.

  1. Присоединение.

Уважаемые коллеги!

Пришло время открыть новую тайну воспитания. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

2. Основная часть.

Тема нашего очередного занятия: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться». Эпиграфом занятия мы взяли слова великого русского педагога К.Д.Ушинского: (обратить внимание на доску) «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия». Эти слова были написаны на приглашениях, и многие из вас, вероятно, уже прочитали их и задумались.

А задуматься есть над чем. Если мы попытаемся найти примеры из окружающей нас жизни, то найдём. И не один.

А начать наше занятие позвольте отрывком из стихотворения поэтессы Ольги Александровны Фокиной «Дай».

Неспокойны отцы и матери,

                                Содрогаются прародители:

Дети истинных созидателей

     Вырождаются в потребителей.

-Дай!

       (пустышку, хотя живот – арбуз!)

-Дай!

       (сберкнижку, машину, дачу, вуз!

               Золотишко ушам-перстам – не груз…)

-Дай!

   (винишко не оскорбляет уст…)

-Хлеба? – на!

Крышу? – на!

Одёжину-

Разодёжину? –

На!

Мотор, телевизор, музыку –

На!

          «Кафе,-  кричишь,- молодёжное»? –

   На, от сердца незаскорузлого!

              Поглощай, насыщайся! Вырастешь –

               Станешь сильным, умелым, знающим,

              Тёмных к солнцу из мрака вынесешь,

       Руку помощи дашь страдающим.

                             - Руку? Ха! А шиша не видели?

      Поищите подальше глупеньких,-

                               Ухмыляются потребители, -

           Супермен – не подпорка хлюпикам.

      Сострадание – признак слабости.

      Мы безжалостны и решительны:

            Наше – сливки, цветочки, сладости,

           А отходы – вам, «положительным».

          Нам плевать на этапы, пройденные

   Вами, предками- созидателями:

                               Палисадники нам - не родина

      И колхозницы нам – не матери!...

Как вы думаете, с чего же начинается воспитание у детей к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства, то есть воспитание созидателя жизни?

                 (ответы родителей с места)

Психолог школы провела с учениками школы анкетирование.

        1)Выступление психолога, анализ анкетирования.

Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов лёгких – нельзя.

Во-первых, потому что любовь к труду воспитывается только в труде, а во- вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением.

Только преодолевая трудности неумения, ребёнок постепенно находит удовлетворение.

Один из первых помощников родителям в воспитании трудолюбия является бытовой труд.

            2)Выступление социального педагога.

Бытовой труд в нашей повседневной жизни занимает весьма значительное место. Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8  часов, на закупку продуктов 6-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнить такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение всё перечисленное делать быстро и качественно.  

Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен быть эпизодичным. Здесь необходима систематичность.

Ребёнок должен усвоить, что трудовые обязанности – это нечто важное, незыблемое, не выполнять их нельзя.

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребёнок, когда вырастет – лётчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребёнка.

Мы должны приучать ребёнка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли о том, что любой труд, направленный на пользу, благороден.

А чтобы приучить к труду ребёнка, родителям необходимо самим постоянно трудиться, так как ребёнку свойственно подражание. Кто должен выполнять домашнюю работу? Как привить детям привычку трудиться? Какими должны быть мотивы, побуждающими к труду? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить, работая в группах.

                   3)Работа в группах.

1 группа. Перечислите виды домашнего труда для детей младшего школьного возраста /бытовой труд, уход за домашними животными/.

 Как оцениваете  отношение   детей к учебному труду?

Или оцениваете только отметки?

2 группа. Перечислите виды домашнего труда для детей среднего возраста / с/хоз. труд, бытовое обслуживание, постоянные поручения у подростков/.

Как оцениваете  отношение   детей к учебному труду?

Или оцениваете только отметки?

3 группа. Расскажите, как распределяются постоянные поручения в семье, как осуществляется вознаграждение за труд? Когда /сразу после выполнения работы, или по результату/, в каких размерах?

Как стимулируете учебный труд старших школьников?

Лидеры групп подводят итог работы. Заранее подготовленные родители делятся опытом приучения к труду.

                 4) Разыгрывание диалога, дискуссия.

МАТЬ: Почему ты помогаешь мне по дому с такой неохотой?

ДОЧЬ: Ты просишь меня помочь тогда, когда я занята своими делами.

МАТЬ: Ты всегда занята, поэтому мне приходится делать всё самой.

ДОЧЬ: Я не понимаю, зачем надо постоянно всё мыть и чистить. На свете есть дела поинтереснее.

МАТЬ: Когда вокруг человека всё чисто и красиво, создаётся ощущение праздника. И тебе хорошо от этого.

ДОЧЬ: Мне и так хорошо.

МАТЬ: Почему же ты убралась, когда ждала гостей?

ДОЧЬ: Потому что это был мой день рождения, мой праздник.

МАТЬ: Чистый и уютный дом – это как праздник каждый день. Ты хочешь, чтобы в твоей жизни было больше праздников?

/Продолжение диалога присутствующими, выход из случившейся конфликтной ситуации/

                    5)Ресурсный круг.

Уважаемые коллеги! Давайте вспомним, где и как Вы заработали свой первый собственный рубль?

               6) Вознаграждение за труд.

А теперь, пожалуйста, послушайте вопрос матери.

«У меня две дочери. Они во всём помогают мне, когда я рядом с ними. Но когда меня дома нет, они ничего не делают. Тогда я решила платить им деньги за их домашний труд. Ведь мы, взрослые, работаем и получаем за это деньги.

Теперь девочки между собой даже соревнования устраивают, кто быстрее и больше сделает, и с нетерпением ждут меня с работы. Но меня мучают сомнения: правильно ли я делаю».

Что можно посоветовать маме? (ответы в круге)

Экспертная оценка: привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку к труду, а вместе с ней и привычку заботиться о близких. Самый лучший подарок для мамы, когда ребёнок скажет ей, уставшей после работы: «Ты отдохни, я сам почищу картошку».

А за заботу и любовь денег не берут.

          7) Стремление подростков к финансовой                 самостоятельности. 

В журнале «Воспитание школьников» №4 за 2006год напечатано интервью с 15- летним подростком. «Когда  зарабатываешь деньги сам, начинаешь себя уважать». Там много интересных вопросов и ответов. Я зачитаю один.

ВОПРОС: А не рановато ли стремиться к финансовой независимости? Многие ведь просто берут деньги у родителей?

ОТВЕТ: Конечно, можно взять деньги у родителей. Моя мама – обеспеченный человек. Просто я так считаю: я сам в состоянии заработать. Ничто не мешает, возможностей полно.

Мне уж как-то некомфортно у мамы просить. Да и потом – это же приятно – самому!! Понимаешь, повышается самооценка, начинаешь себя уважать,  собой гордиться. Это такое чувство! Ещё очень не люблю мажоров. Дети богатых родителей катаются на папиных машинах, а сами из себя ничего не представляют. Пафосные бездельники, помешанные на одежде. Я не говорю, что все ребята из богатых семей такие, но очень многие…

Уважаемые родители, мне хотелось бы узнать ваше мнение о том, что вы услышали. /Ответы родителей/ 

                   8) Воспитание уважения к людям труда.

Мы обсудили, в основном, все тонкости воспитания любви к труду, кроме воспитания уважения к людям труда. Здесь нам неоценимую услугу окажет сказка А.И. Куприна «Звериный урок».

                          Звериный урок.

После долгих дней страшной засухи поли, наконец, благословенные дожди. Обмелевшие речки наполнились живой бегучей сладкой водою. Изнывавшие от жажды лесные звери с наслаждением купались в прохладной воде. Стадо диких слонов однажды вечером возвращалось с водопоя, по Великой звериной тропе, протоптанной десятками звериных поколений. Впереди весело бежал разыгравшийся молодой слонёнок, пятнадцати лет от роду и сто пудов весом.

Вдруг он остановился, услышав чей-то ворчливый голос, раздававшийся из-под его ног. Это говорил муравей, тащивший на себе обломок прошлогодней веточки.

- Ослеп ты, что ли, огромный кусок мяса? Уж эти мне молодые слоны, вечно суются под ноги.

Слонёнок от удивления выпучил маленькие красные глаза, насторбучил уши и продолжал стоять. Но шедшая сзади старая мать-слониха закричала на него:

- Или ты оглох? Извинись скорее и сойди с тропы.

- Прости, старший брат мой,- пробормотал сконфуженный слонёнок, осторожно сходя с дороги. Муравей ничего не ответил. А молодой слон, дождавшись, когда слониха опять пришла в доброе расположение духа, спросил её учтиво:

- Скажи мне, о мать моя, почему же он такой сердитый? И мать объяснила ему:

- Он тащил на себе такую тяжесть, что если бы её увеличить во столько раз, во сколько ты больше, тяжелее и глупее муравья, да положить эту тяжесть на тебя, то она расплющит тебя так же легко, как – смотри  - я давлю ногой этого скорпиона.  (Сказка читается под музыку).

  1. Рефлексия.

(В ресурсном круге)

Что вы попытаетесь дополнить в ваши отношения с детьми после нашего сегодняшнего занятия или, может быть, подскажете что-то нам, педагогам, выскажете свои просьбы и пожелания.

В заключение, с надеждой на ваше хорошее настроение после нашего непростого разговора, предлагаю стряхнуть груз мыслей и всем вместе исполнить песню.

Гимн семье.

(на мотив песни «Погода в доме»)

Слова простые вырвались из плена:

                        «Давай не расставаться ты и я»,

И загорелось в мире над Вселенной

                          Великое созвездие Семья.

Припев: Важней всего погода в доме,

                          И под окошком тополя.

                          Живи, семья, живи и помни,

       Что на тебе и держится семья – 2раза

Знакомое крыльцо – конец дороге,

                           И сразу стало легче на душе.

                           Нужны кому-то пышные чертоги,

     А дружным семьям – рай и в шалаше.

                        Припев:

Помогут и укроют от несчастья

                                 Любимые, родные и друзья.

 Предела нет у радости и счастья,

Но есть начало с именем Семья.

              Дополнительные материалы.

                          Домашние поручения.

- Оказывать помощь родителям в уборке квартиры;

- наводить порядок на своём столе и в своей комнате;

- заботиться о младшем брате или сестре;

- стирать свои мелкие вещи;

- мыть чайную посуду, ложки, вилки;

- следить за чистотой обуви;

- выносить мусор;

- получать (покупать) свежие газеты, складывать их в определённом месте, отделяя новые от прочитанных;

 - первым подходить к телефону и отвечать на звонок;

- кормить домашних животных, птиц, рыбок;

- гулять с собакой, кошкой;

- покупать хлеб, молоко;

- помогать в уборке дров, подноске их к печке;

- чистить снег около крыльца;

- следить за чистотой территории около дома.

                   Виды детской работы.

  1. Поливать цветы в комнате или во всей квартире.
  2. Вытирать пыль на подоконнике, мебели.
  3. Накрывать стол перед обедом, ужином.
  4. Отвечать за книжный шкаф и содержать его в порядке.
  5. Производить полную или частичную уборку в отдельной комнате .
  6. Производить мелкий ремонт своей одежды.
  7. Чистить одежду свою и младших, одного из родителей.
  8. Отвечать за порядок в буфетном шкафу.
  9. Отвечать за определённый участок огорода или цветника.

Учебная работа считается главной и первоочередной. За успех школьной работы отвечают не только перед родителями, но и перед государством.

С другой стороны, неправильно, если только школьная работа пользуется уважением, а все остальные трудовые задачи отбрасываются.

«В слове «сотрудник» хороший корень: труд. Труд и должен быть основной формой воспитания – духовный труд, душевный, умственный и физический.

Чтобы ребёнок вырос сотрудником, его надо учить этому примерно лет 18 – от рождения.

 Учить – значит относиться к нему особым образом, искренне видеть в нём не подчинённого помощника, не сообщника, не бездельника, болтающегося под ногами, а сотрудника, без которого не справиться.

Сотрудничать – значит «разделять труд». Но чтобы ребёнок научился разделять человеческий труд, брать на себя долю побольше, мы должны показывать ему пример – постоянно разделять его собственный труд детства, отрочества, юности.»

                                                                     С.Л. Соловейчик

   

В хорошей семье никто не знает слов: «ты должен». Должен только Я. Пока я сотрудничаю с человеком, я больше озабочен тем, как Я выполняю свой  долг, а не тем, как  его выполняет другой. И детей с первого дня учат, что никто никому ничего не должен. Ни с кого ничего нельзя требовать, требуют только от самого себя и выполняют  свой  долг, а не следят ревниво за  окружающими, делают ли они свою работу.

И это самый верный путь воспитания долга.