мои открытые уроки

открытый урок по химии в 9 классе.         тема: Предельные одноатомные спирты.

Инструктивная карта к уроку-предельные одноатомные спирты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_spirty.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon instruktivnaya_karta.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Учитель химии –биологии Каримова Г.К

                                     Открытый урок.

                                                                                 

                                               Химия 9 класс      

Тема. « Одноатомные спирты, свойства спиртов »

Цель. Изучить предельные одноатомные спирты.

Задачи

1. Обучающие: добиться усвоения понятия «спирты»; сформировать знания о составе, строении, номенклатуре спиртов, физиологическом воздействии  на организм, физических и химических свойствах, способах получения, областях применения.

2. Развивающие: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию знаний о свойствах одноатомных спиртов; Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов  деятельности; Организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся. Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, применять уже  имеющиеся знания.

3.Воспитательные:  формировать умения  находить пути решения проблемных ситуаций, обосновывать свое решение адекватно поставленной проблеме. Пропаганда здорового образа жизни.

Тип урока: Усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения.

Методы: проблемный, исследовательский, самостоятельной работы.

Форма работы. фронтальная,  парная.

Материалы и оборудование: инструктивная  карта, дистиллированная вода, этиловый спирт,  растительное масло, фарфоровая чашка, пробирки.

План урока:

  1. Организационный момент .
  2. Мотивация и целеполагание.
  3. Актуализация знаний .
  4. Изучение нового материала.
  5. Проведение демонстрационных опытов (параллельно с изучением нового материала).
  6. Проведение лабораторного опыта учащимися (параллельно с изучением нового материала).
  7. Презентация  на тему « Применение спиртов».
  8.  Презентация на тему «Влияние спирта на организм человека».

8.  Задание на дом, инструкции по выполнению домашнего задания.

9.  Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация и целепологание

Просмотр видеоролика, определение темы урока(слайд1) Совместное определение цели урока.( слайд2)

  1. Актуализация знаний.

      Вы правы , тема нашего урока « спирты ». А, что вы знаете о спиртах? А, что хотели бы узнать? ( Слайд 3) кластер.

IV. Изучение нового материала.  

Раздается инструктивная карта для дальнейшей роботы, работа  в парах, возможен обмен мнениями,

Задание:1.Напишите структурную формулу метана,  этана и один атом водорода замените на -ОН группу.

 Вопросы: 

  1. Какие вещества получились? (СН3 – ОН, СН3 – СН2 – ОН)
  2. При изучении каких веществ вы могли встречатся с такой формулой? (при изучении реакции гадратации алкенов)
  3. Как можно отличить спирты от изученных ранее  классов органических веществ? (по ОН- группе)
  4. Какое определение спиртов вы можете предложить? ( Вместе с учащимися формулируется определение спиртов)

  Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксогрупп (ОН). Это функциональная группа которая определяет химическую функцию молекулы.  

Предложите общую формулу спиртов. ( CnH2n +1OH), R-OH

Задание 1. продолжить гомологический ряд спиртов, назвать их ( вспомнив при этом какие вещества называют гомологами).

 Ответить на вопрос: как даются названия спиртам по международной номенклатуре?

Задание 2. напишите структурную формулу бутанола и предположите возможные виды изомерии   для спиртов. Постройте изомеры для  бутанола. ( углеродного скелета, положения ОН группы, о возможности межклассовой изомерии сообщает  учитель.)

Задание 3. Получение. ( учащиеся работают с учебником), отвечают на вопрос, при изучении каких тем они встречались с данными  реакциями.

1) гидролиз алкилгалогенидов. СН3СН2Сl + HOH→ CH3CH2OH+HCl

2)Брожением сахаристых веществ: С6Н12О6дрожжи 2 С2Н5ОН + СО2

3) Гидратацией алкенов:

   Н2С═СН2 + Н-ОН→Н, t СН3-СН2ОН

Задание 4. Физические свойства. ( на столах в штативах пробирка с этиловым спиртом, пробирка с водой,  пробирка с растительным маслом)

Учащиеся исследуют самостоятельно физические  свойства спирта и дают им характеристику.

Задание 5. Химические свойства, Проблемный вопрос. Великий русский химик А.М.Бутлеров доказал, что строение вещества  обуславливает его свойства, как  вы думаете, отразится ли появление гидроксильной группы на свойствах спиртов?  ( на интерактивной доске демонстрация опытов). Давайте мы с вами перенесёмся в современную лабораторию и, посмотрев, как горят спирты, научимся делать правильные выводы.
 
 Просмотр видео ролика.  Теперь давайте проанализируем процессы происходящие при горении спирта.
 -    какие вещества выделяются при горении спирта?
 -    Почему бутиловый и пентиловый спирты труднее зажечь?
 -    Почему при горении пентилового спирта выделяется копоть?
 После каждого опыта, ребята самостоятельно записывают уравнения химических реакций.

1) Горят в кислороде и на воздухе:

                           2С2Н5ОН + 6О2→ 4СО2↑ + 6Н2О                

 2) Взаимодействие спиртов с натрием впервые наблюдал немецкий химик-аналитик Юстус Либих. (демонстрация опыта)

 2СН3СН2ОН + 2Na →     2CH3CH2ONa + H2

3) с галогенводородной кислотой . (видео опыт)

 2СН3СН2ОН + НСl → CH3CH2Cl + H2O

3) внутримолекулярная дегидратация спиртов приводит к образованию алкенов.

  СН3СН2ОН →  СН2 = СН2 + Н2О                                           

4) межмолекулярная дегидратация спиртов приводит к образованию простых эфиров.

СН3СН2ОН + НОСН2СН3 →  СН3СН2-О-СН2СН3 + Н2О

 Применение. Выступает ученик с сообщением ( кластер)

Одноатомные спирты используют в качестве растворителей, для производства пластмасс, уксусной кислоты, лаков, медикаментов,

Душистых веществ и алкогольных напитков.

 Задание 6. Прочитать  текст «Влияние спирта на организм человека», выберите свою позицию « за или против» , составьте  синквейн или эссе о влиянии спирта на организм.

IV. Закрепление.

   Тестирование с взаимопроверкой. Тест выводится на экран. (5 минут). . Проводится взаимооценка теста в парах.  Учащиеся подводят итог своей работе на уроке, в оценочных листах выставляют оценки.

V. Итоговый.

   Выставление оценок.У учащихся карточки двух цветов (оранжевый и синий). Необходимо оценить интерес к сегодняшнему уроку. (да – оранжевая, нет – синяя)

.VI. Домашнее задание.

   § 53, № 7-8 (а),  задача №1 (в)(стр.186)



Предварительный просмотр:

Химия 9 класс

 Тема:    « Предельные одноатомные спирты»

Инструктивная карта

Единственный путь, который приводит к знаниям – это деятельность.

Задание 1.Напишите структурную формулу метана,  этана и один атом водорода замените на  -ОН  группу.

 Вопросы: 

  1. Какие вещества получились?
  2. При изучении каких веществ вы могли встречатся с такой формулой?
  3. Чем  отличаются эти вещества от изученных ранее  классов органических веществ?

Какое определение спиртов вы можете предложить? 

 Спирты – органические вещества, ………………..

Предложите общую формулу спиртов…………………..

Задание 2. Продолжите гомологический ряд спиртов, назовите их.   Как даются названия спиртам по международной номенклатуре?

СН3ОН       метанол

С2Н5ОН    этанол

С3Н7ОН    пропанол

Задание 3. Напишите структурную формулу бутанола. Какие виды изомерии возможны для  спиртов?  Напишите  2 изомера  для бутанола.

Задание 4. ( с помощью учебника стр. 183. изучите способы получения спиртов)

1) СН3СН2Сl + HOH→

2) С6Н12О6   дрожжи

3) Н2С═СН2 + Н-ОН  →Н, t 

Задание 5.

Выполните лабораторный опыт по  изучению  физических  свойств этилового спирта и дайте  им  характеристику.

Задание 6.

Изучите  химические свойства спиртов.  Отразилось ли появление  гидроксогруппы в спиртах, на их химических свойствах?

Запишите уравнения реакций, найдите сходства и отличия  со свойствами углеводородов 

 -    какие вещества выделяются при горении спирта?
 
 -    Почему при горении  изопентилового  спирта выделяется копоть?:

                           ?С2Н5ОН + ?О2

                            ? С4Н9ОН + ? О2   →

                            ? С5Н11ОН + ? О2 →

             

 2) Взаимодействие спиртов с натрием .  2СН3СН2ОН + 2Na →

   

3) с галогенводородной кислотой . 2СН3СН2ОН + НСl →

3) внутримолекулярная дегидратация спиртов приводит к образованию алкенов.

  СН3СН2ОН →                                             

4) межмолекулярная  дегидратация спиртов приводит к образованию простых эфиров.

СН3СН2ОН + НОСН2СН3 →  

Задание 7.  Применение  (составить кластер)

Задание 8.

Прочитайте текст « Влияние спирта на организм человека », выберите свою позицию

 « за или против», составьте  синквейн или эссе о влиянии спирта на организм.

Задание 9.

  Выполните тест.  Осуществите   взаимопроверку.   Подведите итог своей работе на уроке, поставьте себе  оценку в  оценочном  листе. У вас карточки двух цветов (оранжевый и синий). Необходимо оценить интерес к сегодняшнему уроку. (да – оранжевая, нет – синяя)

 Домашнее задание.

   § 52, № 7-8 (а) стр.186,  №1 (в) стр.186, составить кроссворд по теме « спирты»