Программа элективного курса по обществознанию "Путешествие в мир денег"

 Элективный курс разработан для расширения знаний учащихся в изучении основ рыночной экономики при освоении ими раздела обществознания «Экономическая жизнь (сфера) общества». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Elektivnyy_kurs._Dengi.odt20.15 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

ТЕМА КУРСА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ДЕНЕГ»

Элективный курс разработан для расширения знаний учащихся в изучении основ рыночной экономики при освоении ими раздела обществознания «Экономическая жизнь (сфера) общества».

ПРОФИЛЬ – социально-экономический.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 11

КЛАСС – 10-11

АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА: Деньги играют важную роль в экономике любого государства. Они выступают всеобщим эквивалентом, т.к. обладают способностью обмениваться на любой товар или услугу. В обществознании современный рынок рассматривается как экономические отношения, возникающие на базе взаимодействия товарного и денежного обращения. При этом, одним из главных признаков рынка является также единая денежно-кредитная система, регулирующая денежную массу и её стабильность. Без знания механизма её функционирования невозможно быть успешным в современных условиях развития рынка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Формирование у учащихся представлений о деньгах и мире, в котором они обращаются.
  2. Познакомить учащихся с видами денег, типами денежных систем, экономической природой денег, законами денежного обращения, инфляцией и антиинфляционной политикой государства, кредитно-финансовыми институтами и кредитно-денежной политикой Российского государства.
  3. Продолжить формирование необходимых умений для будущей работы в условиях рыночной экономики.
  4. Приобретение учащимися опыта познания и самопознания в сфере денежного обращения и деятельности, связанной с ней.
  5. Применение полученных знаний в повседневной жизни и социально-ответственного поведения в условиях современной рыночной экономики.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КУРСА:

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, изучающих курс обществознания по учебнику «Человек и общество. Обществознание» в 2-х частях / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. Курс рекомендуется для тех учащихся, кто планирует в будущем выбрать профессию экономиста, менеджера, логистика, маркетолога или для тех, кто будет изучать др. направления социально-экономического образования.

Элективный курс формирует общее представление о сложном и интересном мире денег и рассматривает вопросы,  связанных с денежным обращением и возникающие с этим проблемы национальной экономики. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся, использование ими различных источников информации. Курс также способствует развитию профессиональной направленности личности, углублению социально-экономических знаний, расширению их кругозора, формированию практических умений и навыков для работы в кредитно-финансовой сфере, расширяет знания по темам экономической теории.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСА:

Урок 1. Лекция: «Сущность и функции денег».

Понятие денег. Виды денег. Особенности современных денег. Современная теория денег. Биметаллизм и монометаллизм. Покупательная способность современных денег.

Урок 2. Первая часть урока - лекция: «Типы денежных систем».

Системы золотого стандарта, неразмерных кредитных денег, межгосударственного золотодевизного стандарта. Системы обращения металлических денег и системы обращения кредитных и денежных денег. Компоненты денежной системы.

Вторая часть урока – учебная экскурсия в музей денег на Монетный двор Санкт-Петербурга. Возможна замена экскурсии приглашением специалиста в нумизматике.

Урок 3. Урок-рассказ на тему: «Экономическая природа бумажных денег».

Даётся понятие денежной массы. Денежная база России. Этапы развития кредитных денег: вексель, акцентированный вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

Урок 4. Семинар по теме: «Законы денежного обращения».

Поднимаются вопросы теории денежного обращения Карла Маркса (количественная теория денег). Кейсианская теория спроса на деньги. Монетаризм Милтона Фридмена.

Урок 5. Урок-практикум по теме: «Инфляция и её виды».

На уроке даётся понятие инфляция. Типы и формы инфляции. Классификации инфляции.

Работа в группах. Учащимся предлагается разработать комплекс мер, способствующих снижению инфляции и оценить меры, используемые для воздействия на инфляцию. Учащиеся оценивают социально-экономические последствия инфляции и факторы, влияющие на неё.

Урок 6. Урок-беседа по теме: «Антиинфляционная политика государства».

Шоковая терапия. Программы постепенного снижения инфляции. Опыт западных стран в области проведения антиинфляционных мероприятий.

Урок 7. Лекция «Кредитная система России».

Понятие банка. Сущность и формы кредитов. Функции Центрального Банка и коммерческих банков. Роль кредита в рыночной экономике. Структура современной кредитной системы.

Урок 8. Брифинг по теме: «Специализированные кредитно-финансовые институты».

Институциональные поставщики финансовых средств. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа

Урок 9. Урок-игра по теме «Рынок денег и банковский процент».

Ролевая игра происходит на заседании Учёного совета НИИ экономического развития и прогнозирования по ситуации на финансовом рынке.. План игры: а) Выступление директора, включающее обозначение возникшей проблемы на денежном рынке, поднимаются вопросы финансовых активов и процентной ставки; б) Далее следуют доклады различных кафедр НИИ для обсуждения. в) Рекомендации и предложения; г) Подведение итогов игры.

Урок 10. Лекция: «Кредитно-денежная политика Российского государства»

Инструменты денежной политики. Групповая разработка сценария игры для заключительного урока.

Урок 11. Контроль, обобщение и систематизация знаний.

«Своя игра». Аукцион, на котором разыгрываются 12 вопросов учителя. Подведение результата аукциона. Работа в группах по разработке мини теста для анкетирования учителей, учащихся школы и их родителей по теме элективного курса.