Картотека игр для развития творческих способностей детей 5 - 6 года жизни.
Хотите вырастить маленького гения? Нет ничего невозможного, главное правильно подойти к развитию ребенка. Играйте с ним! Если же на память вам не приходит ни одной игры, то наша картотека для вас! Здесь мы расскажем вам об основных правилах игры, приведем множество игр, направленных на развитие творческого потенциала ребенка и поможем раскрыться всем его творческим талантам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_na_razvitie_tvorchestva_detey.docx | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для развития творческих способностей
Детей старшего дошкольного возраста.
Слова-накладки Цель: развитие речевой активности, словотворчества. Возраст: 6-7 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: слова-накладки имеют один общий компонент, который произносится один раз и является окончанием одного слова и началом другого. Комар + Марка = Комарка Зебра + Ракушка = Зебракушка Дерево + Ворона = Дереворона Зеркало + Лопасть = Зеркалопасть Дети по очереди придумывают слова-накладки, затем они выбирают самое смешное и самое оригинальное, объясняя, почему они так думают. Комментарий: термин «слово-накладка» образован В. Мининой. Он был создан в процессе изучения творчества Льюиса Кэрролла (вспомните знаменитую Алису и не менее знаменитого кота). При образовании слова-накладки образуется новый образ, который заключает в себе свойства исходных слов. После словотворчества можно предложить ребенку нарисовать какое-нибудь понравившееся слово-накладку. Наверняка такие слова вызовут самые необычные ассоциации. |
Угадай мелодию Цель: развитие музыкально-слухового опыта. Игровой материал: магнитофон, кассета с музыкой известных детям песен, флажки, жетоны. Ход игры: у каждого играющего в руках флажок. Звучит музыка. Угадавший ее ребенок поднимает флажок. За правильный ответ дается жетон. Выигрывает тот ребенок, который наберет больше всех жетонов. |
Музыкальная шкатулка Цель: закрепление знания песенного материала. Игровой материал: красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указано название песни). Ход игры: в шкатулку помещаются 5-6 карточек. Дети по очереди выбирают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение. Правильный ответ ведет за собой исполнение песни без музыкального сопровождения. |
Волшебная стрелочка Цель: накопление музыкального опыта. Игровой материал: табло со стрелочкой и картинками по его периметру с иллюстрациями песен, знакомых ребенку. Ход игры: ведущий переводит стрелочку на выбранную иллюстрацию, а игроки назыаают песню, ее символизирующую, или поют ее. |
Выкладывание различных фигур из заданного числа палочек. Цель: развитие мышления, воображения, мелкой моторики. Возраст: 6-8 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: палочки. Описание игры: ребенку предлагается из определенного числа палочек (можно использовать спички, очищенные от серы) сложить какую-нибудь фигуру. Можно договориться, что разрешается использовать необходимые предметы. Комментарий: если в игре принимает участие несколько человек, интереснее устроить так, чтобы они не видели фигур, создаваемых другим играющим. Сравнивать можно как каждую фигуру, так и несколько фигур, созданных за определенное время. Детей, придумавших самые оригинальные фигуры, необходимо отметить словесно. |
Чудесный лес Цель: развитие творческих способностей. Возраст: 3-5 года. Количество играющих: от одного и более. Необходимые приспособления: большие листы с нарисованными деревьями и контурами или отдельными линиями, ветками деревьев или неопределенными силуэтами; карандаши. Описание игры: детям раздают листы с рисунками, на которых нужно дорисовать то, что лишь намечено: ветки, животных, муравьев и бабочек. Каждый ребенок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисовано, может быть, даже какие-то фантастические вещи. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки. Если в игре принимают участие несколько детей, то можно устроить обсуждение рисунков, сочиняя в ходе его сказочную историю о чудесном лесе. Также можно играть в «Чудный луг», «Чудесное море», «Чудесный дом» и т.д. Комментарий: роль взрослого в этой игре заключается, в основном, в ее организации и подготовке необходимых материалов. Если дети младшего дошкольного возраста, им лучше предложить трафареты-заготовки в виде животных, цветов, насекомых и т.д. (которые можно изготовить самим или купить готовые). Детям более старшего возраста лучше предлагать заготовки-рисунки в виде различных линий на листе бумаги. |
Волшебные кляксы Цель: развитие творческого воображения, мышления, речи. Возраст: 4 – 6 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: изображения клякс. Описание игры: ребёнку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребёнок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает. Комментарии: хорошо, если в игре предшествует подготовительная работа, проведённая вместе с детьми – по заданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдёт очень органично. |
Сочиним историю Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе. Возраст: старше 5-ти лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: взрослый начинает историю: «Жили-были…» - далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным. Комментарии: перед началом игры дети рассаживаются по цепочке друг за другом, чтобы соблюдалась определенная последовательность рассказывания истории. Начало может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу)…», «За тридевять морей…» и т.д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т.д. Можно задавать детям наводящие вопросы, типа: «А, может быть, он кого-то встретил?» или «И вдруг на них выскочило чудище мохнатое. Какое оно было?»… Взрослый постоянно наталкивает детей на развертывание сюжета, а не простое повествование. В конце игры ведущий целиком пересказывает полученную историю. Для этого он фиксирует все высказывания детей в процессе рассказывания истории. |
Подарки Цель: развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий (взрослый) предлагает каждому придумать подарок для соседа справа (это могут быть различные предметы, цветы и т.д.). нельзя ничего говорить, ребёнок должен показать свой подарок жестами, а принимающий подарок – показать этот предмет на картинке или показать, как он будет им пользоваться. Получивший подарок показывает свою пантомиму следующему. Комментарий: остальные дети должны внимательно наблюдать за тем, что происходит. В случае ошибки они должны предложить свои варианты использования подарка. Игра продолжается с того ребёнка, который дал правильный ответ. Пользоваться словами может только взрослый. Если подарки однотипны, можно остановить игру и поговорить с детьми о том, что здесь подарком может быть всё, что угодно. Главное, чтобы это был приятный подарок. |
Угадай-ка. Цель: развитие воображения. Возраст: 4-6 лет. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: мелкие материалы различной формы, размера и фактуры: зёрна, семена, бусинки, камешки и т.д., белый лист бумаги. Описание игры: 10 – 12 предметов складывают вместе, перемешивают и бросают с небольшой высоты на бумагу. При падении предметы образуют разнообразные изображения. Дети должны сказать, на что это похоже. Комментарий: дети могут просто фантазировать. В этом случае нужно просить их детально описать предлагаемый объект, т.е. если говорит, что похоже на мордочку собаки, он должен показать, где уши, где нос и т.д. На один бросок может быть придумано несколько предметов. И чем их больше, тем лучше. |
Если бы да кабы… Цель: развитие воображения, фантазии, творчества. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: один или более. Описание игры: взрослый предлагает детям поиграть в «если бы», т.е. продолжить предложения, начинающиеся словами «если бы»: Если бы крокодилы жили в городах… Если бы кошки умели летать… Если бы мы были инопланетянами… Если бы люди никогда не ссорились… Если бы мы оказались на необитаемом острове… Комментарий: перед игрой детям можно прочитать стихотворение Э. Успенского «Если был бы я девчонкой – Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал, Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмёл, Перемыл бы чашки, ложки, Сам начистил бы картошки, Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок!» Затем нужно настроить детей на то, что в этой игре может произойти всё, что угодно. Поэтому они могут дать волю собственной фантазии и предлагать самые необычные окончания фраз. |
Сравнения Цель: развитие творческого воображения. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: один и более. Описание игры: ребёнку предлагается придумать, с чем можно сравнить: птичку, реку, ветер, варежки, снежинку, утюг и т.д. Очень важно, чтобы в процессе ответов дети использовали образные выражения. Комментарий: дети дошкольного возраста испытывают большие трудности при необходимости подбора ассоциаций, так как их речь ещё бедна. Лучший способ обогащения речи – это совместное чтение. Желательно постоянно задавать детям вопросы типа: «На что похожи облака?», «На что похожа лужа», «На что похожа мама?». Все это будет стимулировать детей на сравнительные ассоциации предметов. |
Что потом? Цель: развитие творческого мышления Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: один или больше. Описание игры: ребёнку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как… Папа поймал большую рыбу… Что было после этого?: (развейте каждую из историй). - пруд стал мелкой лужей; - рыба перекусила леску и уплыла; - семья целый год ела рыбу; - рыбу разрезали, а там оказалась ещё одна рыба, а в той – ещё рыба, а в следующей – ещё и т.д.). Белоснежка кормила голубей… Папа Карло строгал полено… Аннушка пролила масло… Воробьишка выпал из гнезда… Бабушка испекла пирожки... Слон проглотил ежа… Компьютеры стали работать самостоятельно… и. т. Комментарий: если ответы детей однотипны, взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения. |
Пуговичная поляна Цель: развитие воображения, внимания, образного мышления. Возраст: 3-9 лет. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров. Описание игры: ребёнку предлагается из пуговиц «нарисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано». Комментарий: чтобы задуманные картины не распадались, можно выкладывать их на палитрах или плотных листах с пластилином. Игра может стать основой для придумывания сказок. Другим вариантом может стать предложение детям добавлять свои детали в уже начатую картинку или предмет. Это хороший способ ненавязчивого включения застенчивых детей в процесс общения. |
Дополни фигуру Цель: развитие творческих способностей, воображения. Возраст: 4-6 лет. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: карточки с изображением 5 кругов и 5 квадратов, карандаши. Описание игры: ребёнок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например: на карточках с изображением круга он рисует солнце, тарелку, лицо, пуговицу (или пятачок хрюшки), ромашку, лошарика, а из квадратов «строит» дом, дорисовывает куб, пишет название книги и т.д. Комментарий: перед тем, как начинается игра, взрослый должен убедиться в том, что ребёнок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получится, так как ребёнок будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие. |
Запомни имя Цель: развитие воображения, двигательной памяти. Возраст: 6-7лет. Количество играющих: 6-10. Описание игры: играющие встают в круг, затем один из них выходит вперёд, называет себя и рассказывает о том виде спорта, который ему нравится. Рассказ сопровождается показом движений, которые совершают спортсмены, занимающиеся этим видом. Потом называет себя и представляет любимый вид спорта другой ребёнок, и так по кругу. Когда все дети выступят, участники должны показать, что запомнили, какой вид спорта кто любит. Информацию можно получить в результате фронтального опроса или в игровой форме: выбирается ведущий, он показывает движения, а дети должны угадать имя того, кто их выполняет; или ведущий называет имя, а дети выполняют движения, показанные ребёнком с этим именем. Комментарий: эта игра способствует сплочению группы детей, развивает терпение, чувство очередности. Действия детей можно разнообразить, если предложить им показывать любимых героев сказок, виды занятий и т.д. |
Шкатулка со сказками Цель: развитие воображения. Возраст: 4-6 лет. Количество играющих: 5-6. Необходимые приспособления: шкатулка (коробочка), 8-10 разноцветных кружков, платок. Описание игры: кружки складывают в коробочку, накрывают её платком, а затем дети по одному вытаскивают кружочки и придумывают 2-3 предложения сказки. Причём, если ребёнок вытащил красный кружок, то он начинает рассказ о чём-то красном: солнышке, цветке, мячике, машине и т.д. Потом второй ребёнок вытаскивает кружок (например, зелёный) и рассказывает сказку дальше, но уже с новым героем (огурчиком, кузнечиком, яблоком) и т.д. Когда дети вытащат все кружки, их можно собрать и снова вытаскивать – пока сказка не получит логического завершения. Комментарий: взрослый должен следить, чтобы дети не повторялись, придумывали разных героев и разные ситуации на один и тот же кружок. Игру можно усложнить включением кружков других цветов. Например: белый (облака, вата, простыня) или черный (ночь, клякса, нора) и. д. |
Как это можно использовать Цель: развитие воображения, творческого мышления. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: один или более. Описание игры: взрослый называет какой-либо предмет и предлагает ребёнку сказать, как его можно использовать. Например, взрослый говорит «пакет», а ребёнок называет варианты: складывать, подстилать, запускать в качестве шарика, надувать и лопать и т.д. Комментарий: детей необходимо подталкивать к нестандартным ответам. Игроков, которые дают нетипичные ответы, полезно словесно поощрять. Закончить игру можно рисованием «инструкции по применению» того или иного предмета. |
Измени конец сказки. Цель: развитие воображения, внимания, умения соблюдать последовательность рассказывания, развитие изобразительных навыков. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: всё необходимое для рисования. Описание игры: ребёнок в процессе рисования картины на сюжет какой-нибудь сказки должен придумать её новое окончание, а затем рассказать его. Комментарий: в игру можно ввести дополнительное правило: ребёнок не рассказывает о своём рисунке, за него это сделает кто-то другой, а автор или подтвердит его версию, или опровергнет её. Либо, возможен вариант, когда рисунок рисуется несколькими детьми и сказка придумывается в соответствии с задумками авторов рисунка. В любом случае, будет интересно услышать несколько версий одного рисунка. Рисунок ребенка может быть нарисован абсолютно новый. В таком случае, ребенку необходимо полностью изменить какую-либо сказку, в соответствии с нарисованными персонажами. |
Путешествие в страну звуков Цель: развитие слухового восприятия, воображения. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 6 человек. Необходимые приспособления: аудиокассеты или диски с записями звуков леса и голосов птиц и т.д. Описание игры: во время прогулки взрослый обращает внимание детей на звуки, раздающиеся вокруг: голоса птиц или детей, шум ветра, звук льющийся воды, шум автомобилей, лай собак и т.д., предлагая сравнить их со звуками, которые издают известные детские музыкальные инструменты. Затем дети могут попробовать изобразить какой-либо звук на импровизированных музыкальных инструментах – бутылках, кастрюлях, ложках… Комментарий: восприятие окружающего мира детей отличается искренностью, нестандартностью. И часто в ответ на привычный для взрослого «стимул» дошколята дают нетипичный «ответ», ставящий родителей и воспитателей в тупик. Лучший пример этому – игра «Путешествие в мир звуков». Если попросить детей нарисовать те образы, которые у них возникают под воздействием тех или иных звуков, можно получить очень оригинальные рисунки и ассоциации. |
Что происходит? Цель: развитие слухового восприятия, воображения, коммуникативных навыков. Возраст: 6- 8 лет. Количество играющих: две группы детей. Описание игры: две команды садятся так, чтобы не видеть друг друга. Одна команда загадывает что-нибудь, а вторая должна угадать загаданное по тем звукам, которые дети издают. Например, можно озвучит шум прибоя, табун лошадей, ферму и т.д. Комментарий: побеждает команда, которая придумала самую необычную «озвучалку». Также приз может получить команда, которая отгадала больше звуковых «картинок». Взрослый может помогать как одной команде, так и другой в подборе подходящих звуков или в разгадывании чего-либо. Также возможен несколько другой вариант игры: отгадывает загаданный звук один ребёнок, а группа детей издаёт этот звук. |
Делаем по-разному. Цель: развитие мышления, воображения, внимания. Возраст: 3-5 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: дети показывают, как можно сделать что-то по-разному. Например, идти – быстро, прогуливаясь, вприпрыжку, устало; прыгать – через скакалку, на одной ножке, через барьер, в высоту и т.д. Комментарий: команду к выполнению какого-либо действия может давать взрослый, а может кто-то из детей. Если взрослый ставит задачу развития внимания детей, можно ввести дополнительное правило: ребёнок, не успевший быстро сменить движение, выбывает из игры. |
Куда катился колобок? Цель: развитие мышления, воображения, внимания, звуковысотного слуха. Возраст: 3-5 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: Карточки с изображением идущего колобка вверх, вниз или стоящего на месте. Взрослый поочередно показывает детям карточки в любой последовательности. Дети изменяют пропеваемый звук в зависимости от движения колобка. Комментарии: ведущим может быть сам ребенок. Для усложнения игры можно придумать другие движения колобка: волнистая линия, пунктир, точки и. д.. |
Где мы были? Цель: развитие воображения, внимания, двигательной активности, творческого поиска. Возраст: 3-5 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: дети при предварительной договоренности исполняют характерные для деятельности движения, а ведущий угадывает, какую деятельность они хотят показать. Комментарии: игра сопровождается следующими словами: «Где мы были мы не скажем, А что делали – покажем!» Эта игра может быть использована и в качестве подвижной игры. Важно научить детей показывать разнообразные действия, можно одновременно несколько, а не повторять одно и то же движение постоянно. Именно поэтому, при условии предварительного отсутствия ведущего, деятельность и показанные ее движения оговариваются совместно с детьми и взрослым. Взрослый координирует и обобщает придуманные детьми действия. |
Ровным кругом… Цель: развитие воображения, внимания, двигательной активности, творческого поиска. Возраст: 3-5 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: дети стоят в кругу, выбирается один ведущий, который будет показывать движения, повторяемое всеми остальными. Комментарии: игра сопровождается следующими словами: «Ровным кругом друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так: « (показ движения…) Важно, чтобы дети постоянно меняли показываемые движения, употребляя редкие: показ реверанса, использование мимики, кружение вокруг себя а носочках и т. д. Взрослый следит, чтобы движения среди детей не повторялись и стимулирует их к показу редких движений. |