Рекомендации на летний период

Капитонова Светлана Фёдоровна

Читаем и играем летом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_govorite_slishkom_bystro.docx278.88 КБ
Файл starshaya_podgotovitelnaya.docx337.26 КБ
Файл formiruem_u_detey_znaniya.docx937.03 КБ

Предварительный просмотр:

Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.http://fotohomka.ru/images/Jan/09/88a1e4cde3942f8c935193e5c37e76e1/1.jpg

Чаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.  Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и  старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к  литературе.

Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

http://i.ss.lv/gallery/1/5/1005/for-children-hobby-groups-gardens-subject-hobby-groups-200959.800.jpg

ГБОУ Лицей 1560

Учитель-логопед: Капитонова С. Ф.

Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша. http://ryazanova.dmdou12.edumsko.ru/uploads/6000/21690/persona/folders/2013-02-01_410.jpg



Предварительный просмотр:

Упражнения

для автоматизации звуков

  • Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пропасть зря: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из самостоятельной  речи), тогда необходимо будет работу над этими звуками начинать заново.
  • Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно!

Упражнения для развития фонематических процессов

  • Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «мак»? Какой 1, 2, 3, ?)
  • Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  • Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  • Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  • Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  • Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых слышим определенный звук.
  • Подобрать слова, в которых заданный звук был бы в начале, конце или середине слова. (Шуба, душ, кошка.)

Упражнения для развития

слоговой структуры слова

  • Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
  • Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  • Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, помоги  им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  • Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  • Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
  • Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  • Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

http://wallpapers1920.ru/img/picture/Apr/20/320f4f7e67209508e78ab3a422563719/1.jpg

ГБОУ Лицей 1560

Учитель-логопед: Капитонова С. Ф.

Рекомендации родителям

 на летний период.

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу!!!

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_52/9/d-8587/8587_html_m6c5c74e7.png

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  • Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а когда их много -  сады,  гулял где - за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  • Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  • - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,
  • - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  • - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  • - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  • - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  • - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -…
  • Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  • Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на развитие связной речи

  • Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  • Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  • Расспрашивайте о важных для него событиях.
  • Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  • Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  • Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

http://razvitiedetei.info/wp-content/uploads/2014/10/poznavatelnoe-razvitie1.jpg

Упражнения на расширение

словарного запаса ребёнка

  • Обогащайте словарный запас детей новыми словами.

Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов и т.д.), животных.

  • Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  • Сочиняйте стихи, рифмы.
  • Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  • Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  • Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.



Предварительный просмотр:

Формируем у детей знания

и расширяем словарь  

по лексическим темам:

 «Насекомые», «Цветы на лугу», « Лето. Летние развлечения». Даём представление о лете и его приметах. Расширяем и уточняем словарь по теме «Лето»  (наступать, припекать, подниматься, расцветать, созревать, отдыхать, загорать, купаться, кататься, собирать, плести, нюхать, ловить; лето, дача, деревня, река, море, озеро, пляж, футбол, сачок, удочка, рыба, ягоды, цветы, ромашка, колокольчик, василёк, клевер, одуванчик, солнце, туча, дождь, гроза, гром, радуга; тёплый, загорелый, глубокий, солнечный, дождливый; жарко, тепло, весело).

http://fotohomka.ru/images/Jan/09/88a1e4cde3942f8c935193e5c37e76e1/1.jpg

Совершенствуем

грамматический строй речи:

Игры и упражнения: «Назови ласково», «Один-много», « Посчитай», «Жадина» (мой, моя, мои, моё), «Исправь ошибку».

Игры на развитие мышления, зрительного и слухового внимания, памяти:

«Что лишнее?», «Что изменилось?» («Кого не стало?), «Исправь ошибку» (взрослый намеренно допускает ошибку н-р говорит: «На лугу растёт много колокольчика» и просит ребёнка сказать правильно, «Повтори за мной» (взрослый произносит несколько слов (4), ребёнок должен запомнить и повторить слова), отгадывание загадок.

http://boombob.ru/img/picture/Jun/14/9e200b029fd27bd5c38a0654e14f1d0d/1.jpg

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики:

  • раскраски (раскрашиваем карандашами, обращаем внимание на то, как  ребёнок держит карандаш);
  • игры с водой, с песком, с ракушками и т. д.;
  • вырезывание ножницами;
  • лепка из пластилина, теста;

Игры на развитие

конструктивного  праксиса:

  • кубики,
  • пазлы,
  • различные виды конструкторов,
  • разрезные картинки.

http://boombob.ru/img/picture/May/08/4a21f24bc10491e6fa36a4fc8243d37d/1.jpg

Развиваем

диалогическую речь:

беседа по сказке, составление предложений по сюжетным картинкам, рассказ по картине (с помощью взрослого). Чтение детям художественной литературы: сказок, рассказов, стихотворений (необходимо помнить о том, что речевой материал должен соответствовать возрасту ребёнка).

http://lida-afanaseva.ucoz.ru/ucheniki.jpg

Упражнениена развитие

фонематического восприятия:

 «Подними флажок» (мяч, руку) или «Хлопни в ладоши», «Волшебные звуки» (играем с гласными звуками!) н-р: взрослый произносит ряд гласных звуков и просит ребёнка хлопнуть в ладони когда он услышит звук [а], или на звук [у] поднять красный флажок, а на звук [о]- синий.  

Игра «Подбери картинки» (предметные картинки, лото)- ребёнку предлагается разложить картинки на звук [а] и на звук [у].  

Алфавит не учим!

Уважаемые родители, помните, что игра является основной деятельностью ребёнка!  Игровые задания должны быть увлекательными и интересными.  Требования к детям не должны быть завышены. Не забывайте поддерживать и хвалить своего ребёнка!

Приятного отдыха!

ГБОУ Лицей 1560

Учитель-логопед: Капитонова С. Ф.

http://mddou6posad.ucoz.net/_si/0/11666501.jpg

РЕКОМЕНДАЦИИ

родителям

от логопеда

НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_52/9/d-8587/8587_html_m6c5c74e7.png