Главные вкладки
Наставничество
Реализация наставничества в МБДОУ "Детский сад № 343". Презентация и доклад "ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОО С ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ НАСТАВЛЯЕМЫХ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Доклад к презентации
ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОО С ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ НАСТАВЛЯЕМЫХ
1 слайд
Практика наставничества в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) не является новой. Однако объявление Президентом Года педагога и наставника в Российской Федерации позволили обратить более пристальное внимание педагогического сообщества на данный вопрос. Наставничество в дошкольных образовательных организациях является неотъемлемой частью образовательной, воспитательной деятельности, эффективным инструментом профессионального роста педагогов, развития кадрового потенциала. Взаимодействие с каждой категорией наставляемых имеет свою специфику. Данный вопрос мы бы хотели затронуть в своем докладе на тему «Практика наставничества в ДОО с отдельными категориями наставляемых».
2 слайд
В настоящий момент в детскому саду работает 30 педагогов, 76 % из которых имеют первую или высшую квалификационную категорию. У половины педагогов опыт работы составляет более 15 лет. Именно эти педагоги могут выступить в качестве наставника.
3 слайд
В МБДОУ «Детский сад № 343» реализуется три модели наставничества в зависимости от категории наставляемого:
- наставничество в отношении студентов средних и высших учебных заведений, прибывающих в ДОО для прохождения учебной практики;
- наставничество в отношении молодых специалистов, впервые поступающих на работу;
- наставничество в отношении педагогов, имеющих профессиональные дефициты.
4 слайд
Целью наставничества в отношении студентов-практикантов является углубление теоретических знаний, получаемых в ходе профессионального образования, и подготовка к возможной будущей профессиональной специализации. Особенности процесса наставничества в отношении данной категории наставляемых чаще всего определяется видом и программой практики, которая разработана направляющей стороной. Наличие плана-задания практики с одной стороны облегчает деятельность педагога-наставника от ДОО, с другой стороны – педагог-наставник может иметь свой уникальнейший опыт работы и практические секреты мастерства, которые он хотел бы передать будущему специалисту, но они не вписываются в рамки программы практики.
Наставники проводят ряд общих мероприятий для всех студентов-практикантов. Прежде всего, педагог-наставник знакомит студента с возрастными особенностями воспитанников, посещающих данную возрастную группу, распорядком дня и примерным расписанием занятий, основными видами деятельности детей в зависимости от возраста. Обращает внимание наставляемого на особенности взаимодействия с воспитанниками – интонационную выразительность речи педагога, способы переключения внимания, способы активизации игры. Знакомит с рабочей и отчетной документацией, методическими пособиями, используемыми в работе, которые соответствуют образовательной программе дошкольного образования учреждения. В дальнейшем студент-практикант наблюдает за профессиональным общением наставника с детьми, родителями (законными представителями) коллегами. Пробует свои силы в проведении некоторых занятий и мероприятий. Несомненным положительным моментом является возможность наставляемого получить информацию о плюсах и минусах профессии, ещё раз утвердиться в правильности выбора своей будущей профессии.
5 слайд
Наставничество в отношении молодых специалистов, поступающих на работу впервые, помогает повысить профессиональную компетентность начинающего педагога, быстро адаптироваться к работе в дошкольной образовательной организации, избежать неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательных отношений. Молодой специалист может рассчитывать на поддержку наставника в течение трех лет.
Наставником становится педагог, имеющий стаж работы более десяти лет и стабильно высокие результаты профессиональной деятельности. Помимо отличного владения профессиональными навыками, наставники должны обладать целым рядом личностных качеств, из которых в первую очередь следует отметить чувство ответственности, целеустремленность, отзывчивость, терпение, чувство такта, владение приемами коммуникации и высокую самоорганизацию. Немаловажной для наставника является способность увлечь и заинтересовать своего подопечного, это в значительной мере повышает мотивацию подопечного и самого педагога-наставника.
На каждый учебный год разрабатывается программа наставничества, включающая не менее 72 часов сопровождения молодого специалиста. Сопровождение включает в себя проведение образовательных мероприятий для наставляемых лиц (мастер-классы, решение кейсов, практикумы), посещение и анализ образовательных мероприятий наставляемых лиц, проведение консультаций для наставляемых лиц по вопросам подготовки к образовательной деятельности, обеспечение сопровождения наставляемого лица при подготовке к участию в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, а также иных профессиональных мероприятиях, направленных на представление педагогических опыта и практики. Также педагог-наставник обеспечивает ведение личного сайта (блога, страницы в сетевом сообществе), страницы на сайте образовательной организации, на страницах которого размещает рабочую и методическую документацию, которая может пригодиться в работе его подопечным.
6 слайд
Наставничество в отношении педагогов, имеющих профессиональные дефициты, подразумевает создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем. Данный вид наставничества реализуется в форме работы творческих групп по различным направлениям и индивидуальной форме.
Руководителем творческой группы назначается педагог, который имеет стабильные высокие результаты по данному направлению – является победителем конкурсов профессионального мастерства, в том числе конкурсов методических разработок, автором методических разработок, транслирует свой опыт работы на различных уровнях в рамках научно-методических мероприятий. Заседания творческих групп проводятся не реже двух раз в месяц. Руководитель группы проводит обзоры методической литературы и периодической литературы, мастер-классы, семинары-практикумы, решение образовательных ситуаций, оказывает практическую помощь в подготовке к творческим конкурсам. Кроме того для проведения обучающих мероприятий привлекает социальных партнеров – дошкольные образовательные организации, в которых развито данное направление работы, учреждения культуры (досуговые центры, библиотеки, музеи).
В настоящий момент в ДОО имеются творческие группы по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, воспитания бережливости детей старшего дошкольного возраста, гражданскому и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Творческая группа формируется на один учебный год. В конце учебного года подводятся итоги работы, и принимается решение о закрытии или продолжении работы группы. Данный формат взаимодействия педагогов очень актуален в настоящее время в связи с изменениями, происходящими в системе общего образования.
7 слайд
В индивидуальной форме реализуется наставничество в отношении педагогов, слабо владеющих информационно-коммуникативными технологиями. В данной ситуации, как правило, наставниками становятся молодые специалисты, имеющие высокий уровень компьютерной грамотности, владеющие текстовыми и графическими редакторами. Они проводят с наставляемыми индивидуальные практические занятия, оказывают помощь при составлении мультимедийных презентаций, обработки изображений и видео, знакомят с сайтами и сетевыми сообществами, которые будут полезны для приобретения и обмена опытом с коллегами.
8 слайд
В целом, реализация различных моделей наставничества позволяет сформировать кадровое ядро учреждения, упростить профессиональную адаптацию и ускорить процесс профессионального становления молодых специалистов, преодолеть профессиональные дефициты и стимулировать появление и развитие новых компетенций педагогов с любым стажем профессиональной деятельности, выйти педагогам-наставникам на новый профессиональный уровень.
Предварительный просмотр:
Запрягаева Ю.С., Захарова И.Б.
воспитатели МБДОУ «Детский сад № 343»
Сценарий деловой игры для будущих наставников по теме «Эффективные технологии профессионального развития педагогов: за и против»
Цель: определить важность использования технологий профессионального развития педагогов в повышении их педагогических компетенций.
Задачи:
- рассмотреть и проанализировать современные технологии, способствующие профессиональному развитию педагогов;
- обеспечить обмен опытом работы по применению технологий профессионального развития педагогов;
- определить важность использования технологий профессионального развития педагогов в повышении их педагогических компетенций.
Ход деловой игры:
Ведущий: Уважаемые коллеги! В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу современные образовательные педагогические технологии, а также технологии профессионального развития педагогов. Сегодня я приглашаю вас на деловую игру, где мы поговорим об эффективных технологиях профессионального развития педагогов и определим важность применения таких технологий.
Наше общение будет проходить в игровой форме, по следующим правилам:
1.Работать дружно, согласованно.
2.Уметь слушать другого.
3.За другую команду не отвечать.
4.Выслушать задание до конца.
5.Отвечать громко, но не хором.
Для начала разделимся на команды: Возьмите каждый по 1 листу бумаги. На обратной стороне напечатаны буквы. Соберите из них слова «Развитие» и «Стандарт» - так и будут называться ваши команды.
Задание № 1 Интеллектуальная разминка «Синонимы»
Командам предлагается назвать по 2-3 синонима к понятиям: «Педагогическая технология» и «Профессиональное развитие».
Примеры ответов:
«Педагогическая технология» - педагогический процесс, совокупность методов, педагогические условия, целевые установки.
«Профессиональное развитие» - профессиональный рост, профессиональная компетентность, личностное развитие, развитие компетенций.
Задание № 2 Мозговой штурм «Современность»
Командам необходимо подумать над вопросом «В чем актуальность применения эффективных технологии профессионального развития педагогов?» Ответ на вопрос представить в виде схемы.
Примеры ответов:
- проблемы в развитии профессиональной компетентности педагогов;
- новые компетентности педагогов ДОО, связанные с актуализацией требований ФГОС ДО;
- создание системы непрерывного образования;
- востребованность эффективных технологий, связанных с индивидуализацией образования педагогов;
- трудности старших воспитателей в использовании эффективных технологий профессионального развития педагогов.
Задание № 3 «Профессионалы»
Каждой команде необходимо написать как можно больше эффективных технологий профессионального развития педагогов.
Примеры ответов:
- компьютерные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио воспитателя;
- коучинг технология;
- методический коворкинг;
- кейс-технология;
- игровые технологии и др.
Задание № 4 Интерактивная игра «Соответствие»
Каждой команде Необходимо соотнести критерии педагогических технологий с их характеристиками. Команда выполняет задание с помощью компьютерной техники (ноутбука, планшета, панели).
Правильный ответ:
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей
Системность - обладание признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью
Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов
Эффективность - гарантирование достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам, оптимальность по затратам в конкурентных условиях
Воспроизводимость - возможность применения, повторения, воспроизведения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами
Задание № 5 Дебаты «За и против»
Необходимо назвать плюсы и минусы технологий профессионального развития педагогов.
Первая команда называет «плюс» одной из технологий профессионального развития, а второй команде необходимо назвать «минус» этой же технологии. Команды выстраиваются друг напротив друга, в руках участников мячики двух цветов: красный – «за», синий – «против». Между командами стоит корзина, в которую необходимо забрасывать мячи. В конце задания будет наглядно видно преобладание цвета – «за» или цвета «против».
Задание № 6 «Чек-лист»
Командам необходимо составить чек-лист профессионального развития педагога.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги наша встреча подходит к концу, и я хотела бы, чтобы мы подвели итог. Перед вами лежат стикеры трех цветов. Каждому цвету соответствует высказывание: красный – Я узнала много нового, синий – остались вопросы, зеленый – я уже об этом знала, но было интересно. Предлагаю вам выбрать стикер нужного цвета и приклеить его на доску.
Заключительное слово. Сегодня в ходе деловой игры мы с вами проанализировали современные технологии, способствующие профессиональному развитию педагогов, обменялись опытом работы по их применению, определили перспективы использования некоторых из них.
До новых встреч!