Статья «Роль пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста».

Абентум Марина Борисовна

Пальчиковая гимнастика напрямую влияет на развитие речи, так как когда движение пальцев рук достигают достаточной ловкости, начинается формирование словесной речи. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук ребёнка точные. Другими словами, мысль и глаз ребёнка двигаются с такой же скоростью, что и его рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Пальчиковая гимнастика – это очень увлекательное и полезное занятие. Но многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Поэтому необходимо им объяснить, что для успешного развития речи детей необходимо тренировать пальцы рук уже с раннего возраста.

Тренировку пальцев можно начинать уже с 6-месячного возраста ребёнка. Простейший метод – массаж кистей рук ребёнка. Родители должны знать – для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Тренировать следует все пальцы, в том числе безымянный и мизинец. В противном случае мы рискуем получить противоположный результат – увеличение тонуса мышц пальцев.

 С нормализации кисти рук начинается и развитие зрительно-моторной координации, при этом необходимо использовать следующие принципы:

-систематичность проведения упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук;

-последовательность – сначала на правой руке, затем на левой руке, при успешном проведении на правой и левой – на обеих руках одновременно;

-переход от простого задания к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, имеющихся упражнений, - это очень важно для поддержания у ребёнка интереса к упражнениям, необходимым для развития мелкой моторики рук ребёнка.

 Специалисты утверждают, что «пальчиковые игры» («ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и др.) очень полезны для развития речи детей. Они достаточно эмоциональны. Отображают объективную реальность окружающего мира: предметов («теремки», «строим дом», «дом – домище»); животных («бабочка», «птица», «рыбка»); людей, их деятельность («маляр»); а также процессы и явления, происходящие в природе (солнце, дождь, ветер, падающие листья, снег). В «ходе пальчиковых игр» дети, повторяя движения воспитателя, родителя, активирует моторику. Тем самым вырабатываются ловкость, умения выполнять своими движениями, концентрировать внимание.

 Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу ребёнка формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев, вот почему тренировку пальцев необходимо начинать с раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на органы ребёнка «пальчиковых игр», необходимо помогать ребёнку координировано и ловко манипулировать своими пальчиками, а также обязательно обращать внимание на овладение ребёнком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать ложку, чашку, карандаш, умываться. Например, если в четыре года ребёнок не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у ребёнка отстаёт в развитии мелкая мускулатура, а, следовательно, не всё в порядке и необходимо чаще заниматься пальчиковой гимнастикой.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам взрослым людям, но и к нашим детям: неуклонно растёт объём знаний, которые необходимо усвоить, а усвоение знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложностями, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем мысли.

Всяческая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов – названий, слов – понятий) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий, уроков. Работа по развитию речи у детей должна производиться особенно серьёзно и настойчиво в первые три года жизни. К этому возрасту заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливается большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Все учёные, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на речевые центры головного мозга. Поэтому так необходимо заниматься с ребёнком пальчиковой гимнастикой. Приёмы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Пальчиковые игры имеют развивающее и терапевтическое значение для детей младшего дошкольного возраста. Также они необходимы детям старшего возраста, которые имеют нарушения речи и звукопроизношения.

         Ещё в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предложение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребёнка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей.

 Итак, пальчиковая гимнастика помогает сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение, обогатить лексику, помогают развить память, мышление, внимание ребёнка с раннего возраста.