Совершенствование методов обучения и воспитания

Рогачёва Ирина Александровна

«Психомоторное развитие старшего дошкольника  средствами игр и упражнений»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психомоторное развитие старшего дошкольника

средствами игр и упражнений»

  Технологии познавательно-исследовательской деятельности, игровая технология, технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, технология построения развивающей среды в группе ДОУ, технология проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, использование ИКТ.

Актуальность в контексте работы с воспитанниками: В современной системе образования возникли противоречия:

- между необходимостью развивать физическую, познавательную и эмоциональную сферы ребенка и несформированностью базисных  психомоторных  процессов старшего дошкольника;

- между преобладанием в дошкольном учреждении объяснительно-иллюстративного способа обучения и необходимостью осуществлять творческо-поисковый характер деятельности.

 Педагоги, учитель - логопед обратили внимание на необходимость формирования базисных процессов у детей с серьёзными речевыми нарушениями. Многие исследователи считают, что речевые недоразвития  взаимосвязаны с определённым уровнем  психомоторного развития ребёнка. Этим и был обусловлен выбор моей темы по самообразованию.

Цель: изменения: обеспечение  эффективной организации нового содержания образования через  внедрение  в учебно-воспитательный процесс

системы игр и упражнений  по развитию психомоторики ребенка старшего дошкольного возраста для формирования готовности  к школе.

Задачи:

1.Разработать  систему упражнений, позволяющих повысить уровень психомоторного развития  детей старшего дошкольного возраста.

2. Создание условий для развития психомоторики ребенка.

3.Совершенствование общих речевых навыков: постановка правильного речевого дыхания, становление артикуляции гласных и согласных звуков, соотнесение звука и буквы, знакомство с буквами.

Элементы (методы и (или) приемы) базовых технологий ФГОС подверглись изменению:  была разработана диагностика психомоторного развития, которая способствуют более точному выявлению уровней психомоторного развития и методов его повышения у дошкольников.

Система работы предполагает:

- выявление уровня психомоторного развития детей;

- определение и применение системы упражнений по повышению уровня психомоторного развития:

* телесно-ориентированные упражнения,

* развитие слуховых функций,

* развитие зрительных функций,

* развитие моторики,

* развитие координации и чувства ритма (совершенствование системы «глаз-рука);

- совершенствование общих речевых навыков.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия, также мной применялись следующие группы игр,

       - развивающие глазомер;

        -тренирующие наблюдательность;

        -развивающие творческие способности;

       - воздействующие на эмоции и чувства;

        -раскрывающие личностные возможности ребенка.

Показатели, по которым отслеживалась эффективность изменения (совершенствования):

- Графически-логические умения

- Пространственные представления

Результаты использования (стартовая и итоговая диагностики):

Уровни развития

Графически-логические умения

Пространственные представления

Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

высокий

1  (7,7%)

4  (30,76%)

    0  (0)

6  (46,15%)

Средний

  5 (38,46%)

5  (38,46%)

8  (61,54%)

6  (46,15%)

низкий

  7  (53,84%)

4  (30,76%)

5 (38,46%)

1 (7,70%)

Психомоторное развитие представляет собой сложный процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе (по Е.М. Мастюковой). В основе психомоторного развития (по утверждению Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б.) лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием разных факторов окружающей среды.

        Но если генотипические особенности центральной нервной системы у ребенка с какими-либо речевыми нарушениями постоянны, то внешнее воздействие является изменяемым. Следовательно, существует возможность изменения окружающей среды ребенка, ведущей к коррекции этих нарушений.        

           Научным ориентиром моей работы с детьми   стали теоретические положения о:

  1. взаимосвязи физического и психического в онтогенезе,
  2. значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка;
  3. учёте сенситивных периодов в развитии;
  4. деятельном подходе в развитии.

                         (Л.С. Выготский,  А.Н. Леонтьев,  Л. Р. Лурия)

         Поскольку старший дошкольник - это ребенок, которого надо подготовить к школе, то, прежде всего, необходимо помочь ему сформировать базисные процессы и включить их в более сложные виды деятельности. На  это и направлена моя деятельность, как старшего воспитателя, занимающегося самообразованием и развитием ребёнка в ДОУ.