Грант "Учитель-мастер", 2018

Александрова Наталия Николаевна

  • В настоящее время сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса - одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования.

  • Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

  • Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

  • Основная идея проекта заключается в разработке специальной модели сетевого сообщества молодых педагогов как эффективного инструмента развития инновационной профессиональной деятельности.

  • Практическая значимость проекта состоит в обобщении и распространении инновационного опыта по внедрению модели сетевого сообщества.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект

«Профессиональное становление

 молодого учителя через сетевое взаимодействие»

Описание проекта

Адресная направленность (целевая группа): молодые учителя (педагогический стаж до 5 лет), выпускники педагогических университетов.

Сроки реализации проекта: 2018-2019 гг.

Социальная значимость проекта: привлечение молодых педагогов к работе в образовательных учреждениях.

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: 

В современных условиях развития общества повышение качества образования является приоритетным направлением политики государства. Определяющим средством обновления системы образования выступает инновационная деятельность педагога. Молодые педагоги, открытые ко всему новому, мобильные, легко и быстро обучаемые, полные идей и готовые к нововведениям – основной кадровый ресурс, обеспечивающий развитие и внедрение инноваций. 

Инновационная деятельность, в которую включается молодой педагог в школе, может стать мощным фактором его саморазвития как конкурентоспособного и компетентного профессионала. 

Основная проблема состоит в том, что молодые педагоги имеют идеи, но не имеют достаточных знаний и опыта, как внедрить их на практике. Самостоятельный поиск и традиционная система наставничества не дает им возможности быстрого саморазвития и самореализации. 

Решением данной проблемы является объединение молодых педагогов и вовлечение их в активизирующее инновационное образовательное пространство. 

Основная идея проекта заключается в разработке специальной модели сетевого сообщества молодых педагогов как эффективного инструмента развития инновационной профессиональной деятельности. Эта модель ведет молодого педагога от старта до завершения работы над готовым инновационным продуктом. При этом молодой педагог сам выбирает 
оптимальный маршрут, последовательно проходя определенные контрольные точки на всех этапах.

Сотрудничество групп дает возможность найти свою «профессиональную индивидуальность» в инновационной деятельности. 

Практическая значимость проекта состоит в обобщении и распространении инновационного опыта по внедрению модели сетевого сообщества.

Цель проекта:

  • Создание модели профессионального роста молодого учителя  путем разработки, внедрения и распространения сетевого сообщества педагогов и ее апробация на площадках городских и сельских образовательных организаций г. Заинска и Заинского муниципального района.

Задачи проекта:

  • исследование и определение «болевых» точек, наиболее распространенных профессиональных проблем, с которыми сталкивается молодой педагог в школе при адаптации к условиям конкретной образовательной среды; 
  • выявление потребностей молодых учителей в тьюторском сопровождении их на этапе вхождения в школьную образовательную среду; создание условий взаимодействия педагогов для закрепления молодых специалистов в школе; 
  • разработка «Карты роста» профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов;
  • формирование электронной копилки авторских разработок молодых педагогов; обсуждение авторских идей молодых педагогов в сетевом взаимодействии;
  • распространение инновационного опыта через проведение мастер-классов, web-квестов и т.д.; разработка показателей  прогресса и достижений проекта и мониторинг проекта, подготовка рекомендаций по профессиональному становлению молодых педагогов через сетевые сообщества. 
  • формирование привлекательного имиджа педагогической профессии.

Цели сетевого сообщества могут быть разными, можно назвать главные:

  • создание единого информационного пространства;
  • обмен опытом, поддержка и сотрудничество;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • повышение профессионального уровня;
  • поддержка новых образовательных инициатив.

Сетевые сообщества предоставляют следующие возможности:

  • возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества;
  • возможности общения (форум, чат, комментарии);
  • дистанционное обучение;
  • участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях;
  • создание собственных электронных страниц (портфолио).

Схема подчеркивает, что возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества – это трансляция собственного опыта и возможность повысить свой уровень педагогического мастерства с помощью уже размещенных другими педагогами материалов.

Сетевые сообщества предлагают новые формы коммуникации, которые позволяют делиться опытом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, наблюдать положительный опыт других педагогов на виртуальных мастер-классах, повышать свой квалификационный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве.

Сетевые сообщества предлагают возможности дистанционного обучения, участия в профессиональных конкурсах, что так же ведет к удобным формам повышения квалификации педагога.

Сетевые сообщества являются и копилкой материалов, собранных самим педагогом-участником работы данного сообщества, что в сочетании с личными данными самого педагога, необходимыми при регистрации, является неким электронным портфолио, показывающим направления деятельности педагога, его квалификационный уровень, интересы, цели, задачи. Некоторые сетевые сообщества предоставляют удобное для заполнения пространство, являющееся виртуальным кабинетом и, одновременно, его портфолио.

Сетевые сообщества предоставляют возможность организации таких форм деятельности как:

  • обучающий семинар
  • виртуальная конференция
  • конкурс        
  • проект
  • акция
  • "Мастерская» или мастер-класс
  • обсуждение в чате.

С учетом новых подходов к инновационному педагогическому опыту и новых возможностей его распространения в условиях информатизации образования, приоритетными постепенно становится разработка и обсуждение в Интернет учебно-методических материалов, направленных на внедрение современных образовательных технологий в практику работы школ, активное использование средств ИКТ в образовательном процессе, на распространение передового педагогического опыта в области традиционной педагогики.

Концептуальные особенности работы сетевого сообщества:

  1. Создание комфортной, “понимающей” среды профессионального общения педагогов;
  2. Сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами;
  3. Обеспечение вхождения учителей и школ Заинского муниципального района в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ вообще и софт-решений Майкрософт, в частности.

Соответственно, к критериям эффективного сетевого профессионального сообщества педагогов можно отнести:

  1. Число активных участников. Планируемые показатели эффективности - включённость не менее 1/3 молодых учителей в сетевое профессиональное сообщество в рамках проекта.
  2. Аккумуляция в электронной копилке разработок молодых педагогов, их признание и использование в педагогическом сообществе.
  3. Оформление страниц сетевого сообщества.
  4. Социокультурная направленность взаимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе "кодекса сетевого поведения", правил модерирования и др норм. или их обсуждение)
  5. Направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов "смежных" специальностей).
  6. Разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам портала:
  • информационная
  • методическая
  • консультативная
  • учебная (повышение квалификации по тематике сообщества)
  • учебная (повышение ИКТ-компетентности)
  1. Методическая направленность взаимодействия:
  • публикация методических разработок
  • взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов
  • профессиональная адаптация педагогов, самоутверждение, самореализация и саморазвитие
  1. Информационно-коммуникативная деятельность сообщества: (обсуждение педагогической информации: форум, чат, сервисы для организации групповых тренингов)
  • организация регулярной информационной деятельности посредством форума
  • использование различных форм информационной деятельности (интернет-семинары, конференции, сетевые встречи и др.)
  • информирование о деятельности сообщества
  • информирование о внешних событиях по тематике сообщества
  • информационное консультирование

Что дает участие в сетевых сообществах?

Участвуя в педагогических интернет – сообществах, учитель имеет возможность: обучаться и приобретать знания, умения и качества, необходимые современному человеку; получать самую современную информацию по интересующей теме; получать квалифицированные консультации и советы экспертов; иметь доступ к методической базе разработок; общаться с коллегами на различных форумах; публиковать свои материалы; принимать участие в обсуждении опубликованных материалов; участвовать в профессиональных конкурсах.

Невозможно представить вне сетевых сообществ успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Участие в работе сетевых педагогических сообществ – это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.

 



Предварительный просмотр:

Дорожная карта проекта «Профессиональное становление молодого учителя через сетевое взаимодействие»

Название проекта

Профессиональное становление молодого учителя через сетевое взаимодействие

Автор проекта

Александрова Наталия Николаевна

Место работы

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» Заинского муниципального района Республики Татарстан

Занимаемая должность

Учитель информатики и математики

Цель проекта

Создание модели профессионального роста молодого учителя  путем разработки, внедрения и распространения сетевого сообщества педагогов и ее апробация на площадках городских и сельских образовательных организаций г. Заинска и Заинского муниципального района.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта состоит в обобщении и распространении инновационного опыта по внедрению модели сетевого сообщества.

Задачи проекта

  • Исследование и определение «болевых» точек, наиболее распространенных профессиональных проблем, с которыми сталкивается молодой педагог в школе при адаптации к условиям конкретной образовательной среды; 
  • Выявление потребностей молодых учителей в тьюторском сопровождении их на этапе вхождения в школьную образовательную среду; создание условий взаимодействия педагогов для закрепления молодых специалистов в школе; 
  • Разработка «карты роста» профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов;
  • Формирование электронной копилки авторских разработок молодых педагогов; обсуждение авторских идей молодых педагогов в сетевом взаимодействии;
  • Распространение инновационного опыта через проведение мастер-классов, web-квестов и т.д.; разработка показателей  прогресса и достижений проекта и мониторинг проекта, подготовка рекомендаций по профессиональному становлению молодых педагогов через сетевые сообщества. 
  • Формирование привлекательного имиджа педагогической профессии.

Краткое описание проекта

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: 

В современных условиях развития общества повышение качества образования является приоритетным направлением политики государства. Определяющим средством обновления системы образования выступает инновационная деятельность педагога. Молодые педагоги, открытые ко всему новому, мобильные, легко и быстро обучаемые, полные идей и готовые к нововведениям – основной кадровый ресурс, обеспечивающий развитие и внедрение инноваций. 

Инновационная деятельность, в которую включается молодой педагог в школе, может стать мощным фактором его саморазвития как конкурентоспособного и компетентного профессионала. 

Основная проблема состоит в том, что молодые педагоги имеют идеи, но не имеют достаточных знаний и опыта, как внедрить их на практике. Самостоятельный поиск и традиционная система наставничества не дает им возможности быстрого саморазвития и самореализации. 

Решением данной проблемы является объединение молодых педагогов и вовлечение их в активизирующее инновационное образовательное пространство. 

Основная идея проекта заключается в разработке специальной модели сетевого сообщества учителей-грантовиков и молодых педагогов, как эффективного инструмента развития инновационной профессиональной деятельности. Эта модель ведет молодого педагога от старта до завершения работы над готовым инновационным продуктом.

При этом молодой педагог сам выбирает 
оптимальный маршрут, последовательно проходя определенные контрольные точки на всех этапах.

Сотрудничество групп дает возможность найти свою «профессиональную индивидуальность» в инновационной деятельности. 

Планируемый срок реализации проекта

2018-2019 гг.

Планируемые результаты проекта

  • Создание и функционирование сайта Сообщества педагогов "Дневник успешного грантовика";
  • Формирование теоретической и практической готовности участников сетевого взаимодействия для реализации современного образовательного системно-деятельностного процесса;
  • Создание системы консультирования через формирование группы Сообщества педагогов;
  • Формирование сетевых форм создания учебных материалов и технологий.
  • Публикации материалов, статей, методических наработок, конспектов уроков и т.п.
  • Рост привлеченных учителей для участия в мероприятиях Сообщества педагогов;

План реализации проекта по этапам

п/п

Наименование мероприятия

Сроки

I этап – этап создания (сентябрь – июнь 2019 год)

1.

Определение основного содержания деятельности Сообщества педагогов.

сентябрь – октябрь 2018

2.

Формирование нормативной базы Сообщества педагогов.

октябрь 2018г. - апрель 2019г.

3.

Создание сайта Сообщества педагогов.

Октябрь 2018 – апрель 2019

4.

Сбор методических материалов для наполнения сайта Сообщества педагогов.

Ноябрь 2018 г. – май 2019 г.

5.

Наполнение сайта Сообщества педагогов.

декабрь 2018г. – июнь 2019 г

II этап – этап запуска и внедрения (август 2018-2019 г.)

6.

Презентация сайта Сообщества педагогов

Май  2019 г.

7.

Организация сетевых мастер-классов, конкурсов, фестивалей; семинаров для участников сети и педагогов ЗМР.

с марта 2019 г. и постоянно

8.

Сопровождение функционирования сайта Сообщества педагогов.

в течение всего проекта

9.

Вовлечение в проект педагогов ЗМР

август-декабрь 2019 года

III этап – этап реализации (2019-2020 г.)

10.

План реализации проекта на 2019 - 2020 г.г. будет формироваться после анализа работы проекта в 2018-2019 уч.году

в перспективе дальнейшего функционирования сообщества

Критерии эффективности проекта

Критерии эффективной работы сайта Сообщества педагогов:

  1. Число активных участников.
  2. Продолжительность деятельности Сообщества педагогов (жизненный цикл).
  3. Динамизм Сообщества педагогов.
  • рост числа активных участников;
  • количество обсуждаемых тем и их сменяемость;
  • плотность обсуждения.
  1. Оформление страницы Сообщества педагогов.
  2. Социокультурная направленность взаимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе "кодекса сетевого поведения", и др. норм, или их обсуждение).
  3. Направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению педагогов из школ, где работают члены Сообщества педагогов, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов "смежных" специальностей).
  4. Разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам портала:
  • информационная;
  • методическая;
  • консультативная;
  • учебная (повышение квалификации по тематике Сообщества педагогов);
  • учебная (повышение ИКТ-компетентности);
  • проектная деятельность;
  1. Методическая направленность взаимодействия:
  • публикация методических разработок;
  • взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов;
  • библиотека цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), структурированность базы знаний Сообщества педагогов;
  • профессиональная адаптация педагогов, самоутверждение, самореализация и саморазвитие.
  1. Информационно-коммуникативная деятельность Сообщества педагогов:
  • информационное консультирование.