Инновационная деятельность на базе КФУ

Гатауллина Элла Равильевна

Моя инновационная работа связана с темой "Мониторинг формирования УУД в условиях введения ФГОС на уроках информатики и математики" в рамках РИП по теме "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования". Тема довольно сложная. Но работа по теме начата. По данной теме прошли выступления на семинаре ММО учителей информатики, на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики. Планирую дальнейшие выступления по теме, размещение статей в электронных СМИ и печатных сборниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мониторинг формирования УУД в условиях введения ФГОС на уроках информатики»

Авторы:

Гатауллина Э.Р. – учитель математики и информатики МБОУ «Заинская СОШ № 6»,

Юрченко С.В. - учитель математики и информатики МБОУ «Заинская СОШ № 3»

Окружающий нас мир ежедневно изменяется. На наших детей обрушивается огромное количество информации, которая очень быстро устаревает или становится вовсе ненужной. Происходит переоценка ценностей, в том числе и в образовании. Растет необходимость в формировании у учащихся навыков поиска, анализа, обработки и хранения полученной информации. Все более востребованным становится умение учиться, а не просто получение знаний. Ключевой педагогической задачей в контексте ФГОС стала задача «научить учиться». В настоящее время огромным пробелом наших учеников является недостаточность применения навыков использования знаний и умений, полученных в школе, в конкретных жизненных ситуациях. Один из возможных способов подготовки школьников к жизни в постоянно меняющемся мире и решению новых задач – формирование универсальных учебных действий (УУД).

Формирование универсальных учебных действий дает возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. УУД направлены на достижение планируемых результатов.

Различают три группы планируемых результатов:

1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни. 

Учебный предмет «Информатика» дает большие возможности для развития универсальных учебных действий. Это связано со следующими факторами:

• «Информатика» - развивающийся учебный предмет;

• Имеются специальные технические средства и оборудование (каждый ученик имеет индивидуальное рабочее место и доступ к общим ресурсам);

• Интенсивно развивается идея «метапредметности»;

• Общие характерные виды деятельности для информатики и системы универсальных учебных действий. Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин, например, каждый ученик на уроке имеет возможность пользоваться персональным компьютером и другой оргтехникой, используемой в образовательном процессе; также ученики отвечают у доски на много реже, чем на других уроках, зато больше за урок успевают отвечать с места, а это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей; больше проявляется самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого.

Таким образом, можно сказать, что «Информатика» определена как школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообразования, реализации знаний.

Мы считаем, что на уроках информатики возможно создать четкую, целенаправленную, организованную деятельность, которая будет способствовать достижению желаемого результата, т.е. создание портрета ученика, представленного новыми образовательными стандартами. Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов. Поэтому возникла необходимость организации мониторинга формирования универсальных учебных действий.

Целью мониторинга уровня сформированности УУД является получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий на уроках информатики у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Основными задачами мониторинга УУД на уроках информатики мы ставим следующие:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на средней ступени общего образования;
  5. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД по информатике у обучающихся среднего звена.

Получаемая в ходе нашего мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития каждого обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления  необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Работу по организации мониторинга УУД на уроках информатики начинаем с первых же уроков. Уже на уроке «Техника безопасности в компьютерном классе. Введение в предмет» проводим входную диагностику, результаты заносим в таблицу, проводим анализ готовности учащегося к изучению нового школьного предмета «Информатика».

Приведем конкретный пример. Урок информатики в 8 классе по теме «Файлы и файловые системы». Цель урока: познакомить учащихся с новыми понятиями (файлы, шаблоны файлов, типы файлов, файловые системы), сформировать представление о работе с файлами, файловыми системами и каталогами.

Планируемые результаты:

1) Предметные:

Знать:

-понятия: файл, расширение, тип файла, имя файла, ярлык, файловая система;

общие представления о хранении файлов.

Уметь:

- осуществлять основные операции над файлами – классифицировать файлы по типу и назначению;

- составлять дерево файловой системы;

- отслеживать путь по файловой системе.

2) Метапредметные:

Коммуникативные – умение сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;

Регулятивные – умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других;

Познавательные – умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.

3) Личностные:

- Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, ответственного отношения к учению, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

В таблицу, созданную в программе MS Excel, заносим все эти планируемые результаты. Когда идет беседа с учителем, устные ответы учеников, нет возможности заполнить таблицу. Но в конце урока выполняется самостоятельная практическая работа на раздаточном материале, где ученики работают как индивидуально, так и в парах. В это время частично заполняем таблицу по прошедшей части урока. После проверки практической работы, таблица заполняется полностью (Приложение 1).

Мы выбрали программу MS Excel для проведения мониторинга не случайно, в этой программе удобно проводить необходимые расчеты, составлять процентные соотношения.

Далее проводится анализ заполненной таблицы и делается вывод по каждому учащемуся, оценивается успешность работы учащихся на уроке, формируется план коррекции развития и формирования УУД учащегося по информатике.

Мы считаем, что организация мониторинга на уроках является основой для эффективной организации учебного процесса, учитывающего интересы и способности обучающихся, а также определения направлений оказания помощи обучающимся и выстраивания их индивидуальных образовательных траекторий.

Внедрение ФГОС второго поколения в образовательный процесс обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, активным, творческим и уверенным в себе человеком.



Приложение 1.

C:\Users\элла\Desktop\инновационная работа\пример для статьи.png