Мои выступления

Писарева Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

Проблемы преемственности в формировании

воспитательной системы класса

(из опыта работы)

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Воспитание стало приоритетом государственной политики. И очевидно, что необходим  системный подход к воспитанию. В школах системный подход выражается в создании и развитии воспитательных  систем классных коллективов.

Что же такое воспитательная система класса?  Из каких компонентов она состоит?

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Индивидно - групповой,  ценностно - ориентационный, функционально- деятельностный, пространственно- временной и диагностико - аналитический      компоненты и составляют воспитательную систему класса.

Первый компонент:  индивидно – групповой, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса.

Учащиеся – педагоги (классный руководитель, первый учитель) – родители. Как осуществляется их взаимодействие? Я считаю  мне повезло, свой 5 в я знаю с 1 класса, т.к. мной велись занятия в рамках внеурочной деятельности «Живу в России».  В процессе непосредственных встреч и бесед с учителем начальных классов (который, по - моему, больше других переживает к кому попадут его дети, будут ли они приняты, поняты и услышаны). При общении с  детьми и родителями выяснялось, какие традиции в классе существуют, как отмечались праздники, проводились классные мероприятия, классные часы, что детям нравилось, что они хотели бы поменять. На сегодняшний момент мы сохранили возможность для ребят самостоятельно подготовить и провести классный час, викторину, написать сценарий и провести мероприятие. В классе работает открытый микрофон при обсуждении проблем, поздравлении детей. К участию в концертах, праздниках и мероприятиях привлекаются родители. Но так как дети выросли (немножко), то они хотят большей самостоятельности. И они ее получают. Но вместе с ней они получают и большую ответственность за свои дела и поступки.

Второй компонент воспитательной системы класса - это ценностно - ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:

  • цели и задачи воспитания;
  • перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
  • принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности

Рассмотрим цели классного руководителя. 

Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.

В теории и практике воспитания, различают три основные цели:

идеальная цель - это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;

результатная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося) и который планируется достичь за определенный промежуток времени;

процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника (учащегося).

Посмотрим, как меняются задачи воспитания при переходе из начальной школы в основную и как при этом сохраняется преемственность.

Задачи воспитания в начальной школе

Задачи воспитания в основной школе

Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.

Формирование потребности в творческой деятельности.

Развитие художественно-эстетических способностей.

Воспитание любви к чтению, развитие любознательности

Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

К  сожалению  учителя – предметники  и классные руководители  5 классов не владеют информацией о достижениях детей в предметных  областях, поэтому  в первом полугодии нет особой активности участия в учебно- исследовательской деятельности и конкурсов различного уровня. Сами  дети инициативы не проявляют, а контроль родителей резко ослабевает.

Как  показывает опыт и недостаточная  организация внеурочной деятельности, дети и родители негативно относятся  к дополнительным занятиям, хотя со стороны кл. руководители  сделали , что могли.    

Формирование любви к природе, стремления к здоровому образу жизни.

Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

Провожу экскурсии, прогулки в парк, беседы и тематические классные часы, спортивные состязания. Вовлечение в спортивные секции и кружки.

Продолжение формирования жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений.

Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

Распределяю  обязанности, приучаю детей к сам. деятельности (подготовка  к  мероприятиям класса и школы). Дети с удовольствием выполняют разовые поручения, но не готовы к постоянным (ответственный  за журнал или дисциплинарный дневник, ответственные за работу секторов),

С начальной школы остаётся привычка , что большую часть работы за детей выполняют родители. Это касается и учёбы и внеучебной деятельности. Я приучаю к самостоятельности, хотя это выходит боком.

Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности.

С младшего подросткового возраста основной вид деятельности – общение, проблема в том, что дети в начальной школе варятся в собственном котле. Да это замечательно, когда ребята дружат в классе,  но возникает проблема выхода пятиклассников в «свет», где есть разновозрастные группы учащихся и дети не могут строить свои отношения с ними. Основной проблемой не только нашей школы, но и других школ остаётся неуважительное отношение к учителям (не знаю учителя – не здороваюсь, не реагирую с первого раза на замечания, не соблюдение возрастной субординации).

 Не  особо отношения складываются между детьми  в параллели. Доказательством этому  служат негативизм, зависть, обида, которую дети проявляют при поражении в командных конкурсах, играх, они не умеют проигрывать и воспринимают поражение как личную обиду, не умеют радоваться успехам других детей. Эгоизм и амбициозность у детей  и без нас воспитывают родители. Нам же необходимо адаптировать их к общению в коллективе. К сожалению, проблема    разобщённости  в параллелях  приводит к конфликтным ситуациям между  детьми,  разборкам, скандалам, что  негативно сказывается на учебно – воспитательном процессе.

В своей работе  я за сотрудничество классных руководителей в параллелях. Организация мероприятий, циклов классных часов, викторин, участие в агитбригадах и т. д.  много лет мы сотрудничали с Кусаиновой С.Н.

Не смотря на разницу в уровне подготовки, наши дети с удовольствием сотрудничали между собой.  Я с удовольствием  наблюдаю  за работой  классных руководителей в   параллели  8 классов, у них есть чему поучиться.

Хорошо было бы ввести в школе наставничество и не только старших над младшими, но и  между нами – учителями. В этом учебном году мне было обидно за коллег, которые были в растерянности.

Формирование самоидентификации личности школьника.

Третий компонент, воспитательной системы класса функционально- деятельностный, который складывается из таких элементов, как:

  • системообразующий вид деятельности, формы и методы;
  • организация совместной деятельности и общения;
  • основные функции воспитательной системы;
  • педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

Этот компонент выполняет  роль     главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.

Четвертый компонент воспитательной системы класса - это, пространственно- временной.

Он состоит из таких элементов, как:

  • эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
  • связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
  • место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
  • этапы становления и развития воспитательной системы.

Особо хотела отметить связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых: из 23 человек только 4 не посещают секции или кружки во внеурочное время. Но и в этом случае нам есть над чем работать, добиваясь 100% вовлечения учащихся в дополнительное образование.

Пятый компонент воспитательной системы класса - это диагностико - аналитический , включающий в себя следующие элементы:

  • критерии эффективности воспитательной системы;
  • методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
  • формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

«Мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие  критерии:

  • воспитанность учащихся;

В начале пятого класса проводилось тестирование по определению уровня воспитанности детей. Оценку воспитанности давали не только ученики, но и их родители и педагоги. Результаты тестирования сводились в одну целостную систему. При повторном проведении тестирования,  в шестом классе,  можно будет провести сравнительный анализ и выстроить или скорректировать траекторию развития воспитанности для каждого ребенка.

  • защищенность и комфортность ребенка в классе;

На сегодняшний день явно изолированных детей в классе нет. Есть дети менее активные. Но более точную характеристику можно получить после проведения психологической службой социометрических исследований. Думаю, что большинству детей комфортно в классном коллективе, что подтверждается многочисленными беседами с детьми и родителями.

  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

Может, не все удается осуществить на должном уровне в нашей классной жизни, но мы будем стараться и у нас должно получиться.

  • сформированность классного коллектива;
  • репутация класса;
  • проявление индивидуальности («лица») класса;

  С какими же проблемами сталкиваются учителя начальной школы,  передающие детей в среднее звено, классные руководители будущих пятиклассников, родители и администрация школы при решении вопросов преемственности  формирования  воспитательной системы класса.

К  сожалению из года в год мы классные руководители сталкиваемся с проблемой недостаточно – организованной работой ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ (она ограничивается лишь рамками род собраний).  Реальной  помощи – как то: организация тестирования (по тревожности детей и т.д) , обработке данных тестирования не ощущаем.

Основные  проблемы:

Преемственность невозможна, когда классный руководитель 5 класса назначается спонтанно. Чтобы переход из начальной школ в среднее звено для учащихся и родителей был менее болезненным, а процесс воспитания не эпизодическим, а системным, конечно же, классный руководитель будущих пятиклассников должен заблаговременно знакомиться с классом, учениками, родителями, посетить несколько внеклассных мероприятий, поработать с психологом и т.д. Проблема своевременного назначения классных руководителей – очень важная и серьезная. Это еще и проблема ответственного отношения будущего классного руководителя к своим новым обязанностям.

По словам Дориса Лоу Ноулт:

Если ребенка поддерживают, Он учится уверенности.

Если ребенка хвалят, Он учится ценить других.

Если с ребенком обходятся справедливо, Он учится справедливости.

Если ребенок чувствует себя в безопасности, Он учится верить.

Если ребенка ободряют, Он учится нравиться самому себе.

Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,

Он учится находить любовь в этом мире.         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Писарева Светлана Александровна учитель географии МБОУ СОШ № 163 г.о . Самара «Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели».

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ УРОКА Мотивация Учебная цель Учебная задача Учебные действия и операции Контроль и самоконтроль Организационно-мотивационный этап Оценочно-рефлексивный этап Рефлексия деятельности Процессуально-содержательный этап

Слайд 3

« Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания . Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать ». « Целеполагание – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

Слайд 4

УРОК - ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЬ деятельности СОДЕРЖАНИЕ деятельности СРЕДСТВА осуществления деятельности РЕЗУЛЬТАТЫ деятельности ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

Слайд 5

Определение цели и планируемых результатов Учет предметной стороны обучения Принцип преемственности Определение содержание урока Подбор учебных задач Определение структуры урока Составление технологической карты Выбор технологии обучения Подготовка диагностических материалов Инструментарий проектирования учителя

Слайд 6

Целеполагание в учебном процессе какое понятие (представление, закономерность, …) должны усвоить учащиеся и на каком уровне; как будет раскрыто содержание понятия (представления, закономерности, псс …), на основе каких учебных дейс твий; какие умения будут отрабатываться, формироваться, совершенствоваться (на уровне переноса); какие выводы, обобщения и т.п. должны будут научиться делать; какие виды деятельности начнут осваивать уч-ся. Цель и задачи урока должны быть реальны, достижимы Цель и задачи урока должны быть понятны всем, кто будет работать над их достижением (в т.ч. ученикам)

Слайд 7

Целеполагание в учебном процессе ЦЕЛИ Развитие мотивации личности к познанию и творчеству; Создание условий, необходимых для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей ТРИЕДИНСТВО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ Образовательные Развивающие Воспитательные

Слайд 8

Обучающие цели урока включают в себя: овладение уча­щимися системой знаний, практическими умениями и навыка­ми Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом : «выбрать», «назвать», «дать определение», «проиллюстрировать», «написать», «перечислить», «выполнить», «систематизировать»...

Слайд 9

Воспитывающие цели способствуют : воспитанию положи­ тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­ ванию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адек­ ватного поведения в любом обществе. Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки;

Слайд 10

Развивающие цели содействуют : формированию обще­ учебных и специальных умений; совершенствованию мысли­ тельных операций; развитию эмоциональной сферы, моноло­ гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности . Например: - учить сравнивать (различные географические объекты, площади поверхности суши и Мирового океана, материков, природные зоны, климатические пояса); - учить выделять главное (работа с текстом, основными понятиями); - учить строить аналогии ( - развивать глазомер (работа с контурной картой, атласом, компасом); - развивать мелкую моторику рук (изготовление различных моделей); - развивать умение ориентироваться на местности (работа с компасом) В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Слайд 11

Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на : 1. Визуальные: Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. («Как древние люди представляли Вселенную», «Как возникла Земля» и т.д.); Работа над понятием . Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в учебнике. Например, тема урока ". Далее, от значения слова определяем цель урока . ( «Ориентирование», «Почва – особое природное тело», «Масштаб», «Географическая широта», «Географическая долгота» и т.д.); Исключение. Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие . (Игра «Третий лишний», найти лишнее с обоснованием выбора);

Слайд 12

1. Визуальные: Ситуация яркого пятна . В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни. ( Я читаю стихи Лодонгийн Тудэва в теме «Рельеф суши. Горы», в теме «Мир, в котором мы живём» стихи «Ты береги….»); Домысливание (Предлагается тема урока и слова "помощники": п овторим, изучим, узнаем, проверим (при изучении блока «Виды изображений поверхности Земли»). С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока . Проблемная ситуация. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – самостоятельное решение – коллективная проверка результатов – выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – постановка цели урока. (в теме «Воды суши» - Почему пресная вода на планете не иссякает ?).

Слайд 13

2. Аудиальные: Подводящий диалог . На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель . (тема «Земля – планета Солнечной системы», изучение материков по типовому плану); Собери слово . (разгадывание кроссворда, где ключевое слово является темой урока «Гидросфера», «Литосфера», «Атмосфера», «Биосфера»); Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать . (изучение темы «Рельеф Земли», «Географические координаты»).

Слайд 14

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ и ОТБОР ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности Образовательный результат Предметные Результаты Метапредметные Результаты Личностные Результаты

Слайд 15

Целеполагание в учебном процессе Проанализировать опыт Соотнести нравственно- этические понятия Определить индивидуальную позицию Расширить представления ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Формировать мировоззренческую идею о …

Слайд 16

Целеполагание в учебном процессе УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ способы деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Слайд 17

Целеполагание в учебном процессе Факты и объекты номенклатуры Базовые представления и понятия Законы и закономерности Ведущие научные идеи и теории, ПСС Предметные результаты Основа географической картины мира Элементы социального опыта, изучаемого в рамках учебного предмета Предметные умения

Слайд 18

Целеполагание в учебном процессе ЛИЧНОСТ НЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬ НЫЕ КОММУНИКА ТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВ НЫЕ Система УУД Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся Коммуникативные - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности

Слайд 19

Целеполагание в учебном процессе Выявить особенности Установить ПСС Построить модель Выделить существенные признаки Познавательные УУД Преобразовать информацию в … Сформулировать гипотезу Проанализировать

Слайд 20

Целеполагание в учебном процессе Сформулировать суждение Охарактеризовать в устной форме … Высказать предположение Сформулировать существенные признаки Коммуникативные УУД Ввести в географический язык понятия … Представить в вербальной форме результаты деятельности Сформулировать аргументы и контраргументы

Слайд 21

Целеполагание в учебном процессе Определить цель наблюдения Провести отбор источников информации Оценить значимость проведенной работы Оценить результат коллективной деятельности Регулятивные УУД Представить в вербальной форме результаты деятельности Составить алгоритм деятельности

Слайд 22

«Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели».

Слайд 23

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ   КАК   ЭТАП  СОВРЕМЕННОГО   УРОКА   ГЕОГРАФИИ

В  УСЛОВИЯХ   РЕАЛИЗАЦИИ   ФГОС

«Каждый этап, каждая минута урока должны быть

подчинены продвижению к тому результату,

который запланирован в основной цели».

Слайд 2.

 Урок в условиях ФГОС – это деятельностная система, состоящая из трёх основных этапов:

  1. Организационно-мотивационной, который включает мотивацию и постановку  учебной цели и задач;
  2. Процессуально-содержательный этап, включающий учебные действия и операции;
  3. К оценочно-рефлексивному относят контроль и самоконтроль, а также рефлексию деятельности.

 Приоритетное  внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Иначе, в этой жизни  невозможно стать успешным.

     Слайд 3.

           Вся деятельность ученика и учителя на уроке подчинена достижению цели урока. «Целеполагание  – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах». Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.

 Слайд 4.

Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения:

  • узнать,
  •  найти,
  • доказать,

Слайд 5.

А  перед учителем  стоят задачи:  

  • какое понятие (представление, закономерность, …) должны усвоить учащиеся и на каком уровне;
  • как будет раскрыто содержание понятия (представления, закономерности, псс…), на основе каких учебных действий;
  • какие умения будут отрабатываться, формироваться, совершенствоваться;
  •  какие выводы, обобщения и т.п.  должны будут научиться делать, какие виды деятельности начнут осваивать уч-ся.

Слайд 6.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Цели должны быть:

•        реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы

•        сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата

•        соотносимы с типом и содержанием урока

•        личностно ориентированы

    Слайд 7.

   На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

    Слайд 8.

Обучающие цели-урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками  

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»...

Слайд 9.

Воспитывающие цели способствуют:

  • воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
  • формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться  самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной.

Могут быть использованы следующие формулировки  при постановке воспитательной цели:

-  вызвать интерес,

-  пробудить любознательность,

- пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
-  побудить учащихся к активности,

-  выразить свое отношение…

 - прививать, укреплять... навыки;

Слайд 10.

Развивающие цели  содействуют:

формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Например:

-  учить сравнивать (различные географические объекты,  площади поверхности  суши  и  Мирового океана, материков, природные зоны, климатические пояса);

-  учить выделять главное (работа с текстом, основными понятиями);

-  учить строить аналогии  

-   развивать глазомер (работа с контурной картой, атласом, компасом);

-  развивать мелкую моторику рук (изготовление различных моделей);

-  развивать умение ориентироваться на местности (работа с компасом)

 В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Слайд 11-12.

Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. («Как древние  люди представляли Вселенную», «Как возникла Земля» и т.д.);
  • Работа над понятием . Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в учебнике. Например, тема урока ". Далее, от значения слова определяем цель урока. ( «Ориентирование», «Почва – особое природное тело», «Масштаб», «Географическая широта», «Географическая  долгота»  и т.д.);
  • Исключение. Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. (Игра «Третий лишний», найти лишнее с  обоснованием выбора);
  • Ситуация яркого пятна .  В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни. (Я читаю стихи Лодонгийн Тудэва  в   теме  «Рельеф суши. Горы», в теме «Мир, в котором мы живём» стихи «Ты береги….»);

Седая голова планеты древней нашей,

Колонна, на которую оперся небосвод,

В тебе - источник рек, ты - каменная чаша,

Ты - великан, что облака пасет.

Горда твоя вершина, непреклонна,

Над нею только синева и тишь,

Твои столпы - крутых отрогов склоны.

Ты ни пред кем колен не преклонишь.

С гранитной кручи, с высоты надменной

Ты смотришь вниз, угрюмый исполин,

На жалкий мир, ничтожный, мелкий, бренный,

Таким порой он кажется с вершин.

  • Домысливание  (Предлагается тема урока и слова "помощники":

повторим,  изучим, узнаем, проверим (при изучении блока «Виды изображений поверхности Земли»). С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

  • Проблемная ситуация. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
    – самостоятельное решение
    – коллективная проверка результатов
    – выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
    – постановка цели урока.
    (в теме «Воды суши» - Почему пресная вода на планете не иссякает?).

Слайд 13.  

2. Аудиальные:

  • Подводящий диалог . На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. (тема «Земля – планета Солнечной  системы», изучение материков по типовому плану);
  • Собери слово . (разгадывание кроссворда, где ключевое слово  является темой урока «Гидросфера», «Литосфера», «Атмосфера», «Биосфера»);
  • Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. (изучение темы «Рельеф Земли», «Географические координаты»).

Слайд 14.

 Целью реализации основной образовательной программы  является обеспечение планируемых результатов:  личностных, метапредметных и предметных.

Слайд 15. Личностные результаты.

Слайд 16. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия: личностные, регулятивные,  познавательные  и  коммуникативные.  

Слайд 17. Предметные результаты.

Слайд 18- 22 . Виды УУД.

«Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению

к тому результату, который запланирован в основной цели».